ОБХСС

[о-бэ-ха-эс]

отдел борьбы с хищениями социалистической собственности и спекуляцией.


Малый академический словарь. - М.: Институт русского языка Академии наук СССР . Евгеньева А. П. . 1957-1984 .

Смотреть что такое "ОБХСС" в других словарях:

    - (Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности) образован 16 марта 1937 года приказом НКВД № 0018 в составе Главного управления милиции НКВД СССР ОБХСС ГУМ НКВД СССР. В Положении об ОБХСС говорится, что подразделение … Википедия

    Нескл. м.; = ОБХС Отдел борьбы с хищениями социалистической собственности (в СССР). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    ОБХСС - [обэха эс], нескл., муж. (сокр.: отдел борьбы с хищениями социалистической собственности) … Русский орфографический словарь

    ОБХСС - прежнее название отдела борьбы с экономическими преступлениями. На первый взгляд эта аббревиатура не имеет к одесскому языку никакого отношения. Однако, если во всем Советском Союзе ОБХСС расшифровывалось как Отдел Борьбы С Хищениями… … Большой полутолковый словарь одесского языка

    ОБХСС - [о бэ ха эс эс], неизм. ◘ На очередной “пятидневный” семинар как то явились сотрудники ОБХСС. Крокодил, 1985, № 33, 7. Из каких групп состоит население СССР? Из довольных и недовольных. Недовольными занимается КГБ, довольными ОБХСС. Купина,… … Толковый словарь языка Совдепии

    ОБХСС - ОБХС ОБХСС отдел борьбы с хищениями социалистической собственности и спекуляцией истор. ОБХСС Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с … Словарь сокращений и аббревиатур

    ОБХСС - отдел борьбы с хищениями социалистической собственности и спекуляцией … Словарь сокращений русского языка

    - (ОБХСС) Юбилейный знак 50 лет ОБХСС (1987 год) … Википедия

    Жанр детективный фильм драма Режиссёр Вячеслав Бровкин Юрий Кротенко Виктор Турбин Геннадий Павлов Василий Давидчук … Википедия

    Бывший первый заместитель директора Федеральной службы налоговой полиции РФ (1999 2003), генерал лейтенант налоговой полиции; родился 30 декабря 1945 г. в с. Горшково Мордвесского района Тульской области; окончил с отличием Горьковскую школу… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • , Тростин Евгений Александрович, Холодов Сергей Альбертович. Советский Союз был благородной попыткой построить социалистическое государство, в котором каждый не только "за себя", но и" за всех", в котором деньги - не главное, а человек человеку - брат.…
  • ОБХСС. МВД. КГБ. Краткий курс истории экономической преступности , Тростин Е.А.. Советский Союз был благородной попыткой построить социалистическое государство, в котором каждый не только "за себя", но и "за всех", в котором деньги - не главное, а человек человеку - брат.…


«Оставаться на местах! Работает ОБЭП» эти слова - вечный кошмар для работников тысяч офисов, складов, торговых залов по всей стране. К сожалению, ни для кого не является секретом, что значительная часть экономики постсоветских стран находится «в тени», а наши акулы бизнеса - от «катранов» с сигаретными ларьками до «китовых» с гигантскими энергокомпаниями - не брезгую ничем, чтобы заработать лишний доллар. Знали ли далекие от реалий депутаты, предлагавшие в 1991 году ликвидировать ОБХСС, как отживший свое орган, что объем работы для сотрудников подразделений по борьбе с экономической преступность возрастет в сотни раз. Но обо всем по порядку…

До 1937 года специально уполномоченного органа по противодействию экономическим преступлениям ни в царской России, ни в СССР, как такового не было. Начиная с 1918 - 1919 годов эти функции были условно разделены между ВЧК (боролась с должностными преступлениями и спекуляцией) и уголовным розыском (позже - между соответствующими подразделениями НКВД). Но, учитывая обострение, как внутренней (необходимость мобилизации всех ресурсов для проведения индустриализации), так и внешней («парад» приходов к власти в соседних странах ультраправых) политической ситуации, уголовный розыск, занятый ловлей бандитов, и гебисты, увлеченно выявлявшие шпионов, могли бороться с расхитителями и спекулянтами только по остаточному принципу. С оглядкой на то, что в воздухе уже витал дух скорой войны, и любой подрыв экономической безопасности, мгновенно сказывался на обороноспособности государства, назрела необходимость создания специально уполномоченного органа по пресечению серьезных хозяйственных нарушений.

Исходя из этого, 16 марта 1937 года совершенно секретным приказом НКВД был образован Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляциями (ОБХСС). Первое «региональное» подразделение появилось в Москве. Учитывая позитивные результаты, со временем отделы появились и «на местах». С первых дней существования подразделения в его компетенции была борьба с хищениями, изготовлением фальшивых денег, спекуляцией, незаконными валютными операциями. Кроме того, сотрудники ОБХСС контролировали хлебозаготовки и боролись с мелким вредительством на производстве (крупное вредительство и диверсии остались в ведении органов государственной безопасности). После того, как, благодаря скоординированным усилиям ГБ и ОБХСС и общей атмосфере, определенной репрессиями, начался спад должностных преступлений: хищений и злоупотреблений, не желающие честно жить «коммерсанты от государства» активизировали незаконную деятельность в области потребительской торговли, организовывая хитроумные схемы обсчетов, обвесов, подлогов, мелких хищений. С этой бедой ОБХСС, не покладая рук, боролся аж до развала Советского государства

С 1941 года на обхссников была возложена борьба с контрабандой, акцент в деятельности был сделан на валютный контроль (в том числе на пресечение оборота фальшивых денег) и на борьбу с ограблением сберкасс. Это направление стало стратегическим в разрезе обеспечения государственной безопасности. Перед началом Великой Отечественной войны и собственно в ходе военных действий, Абвер и «Политическая разведка» РСХА стали проводить мероприятия, направленные на деморализацию советского населения: массовый выпуск фальшивых денег, направленный на подрыв советской экономики, установление путем организации диверсий атмосферы страха, неуверенности в будущем, переброску в СССР денег, ценностей и оружия для поддержания своих агентурных сетей. Деятельность ОБХСС в этой сфере стала не менее важна для страны, чем действия боевых частей и контрразведки. О качестве работы советских органов говорит следующий факт.

Не за долго до начала войны в целях создания выгодных для себя политических позиций, Гитлер, по инициативе РСХА, пообещал предоставить Сталину конфиденциальную информацию о деятельности спецслужб «западных стран», направленной против СССР (информация была щедро «приправлена» рсхашной «дезой»). На удивление гитлеровских спецслужб, Сталин не только заинтересовался информацией, но и спросил, сколько она будет стоить. В итоге Госбанк передал Германии «круглую сумму» в советских рублях. Но в 1941 году немецких разведчиков ждало жестокое разочарование: по этим деньгам в СССР стали выявлять немецкую агентуру - все номера были переписаны советской контрразведкой… А «валютный контроль» организованный ОБХСС, оказался на высоте.

Начиная с июня 1941 года многие «экономические милиционеры» ушли на фронт. Остальные были сориентированы на защиту от разграбления государственной собственности и борьбу с мародерством.

Непростыми оказались для ОБХСС и 40 - 50-е годы, когда подразделение контролировало восстановление разрушенной войной советской экономики. По прекрасному фильму «Место встречи изменить нельзя», показывающему работу МУРа, мы видим, как тесно был связан организованный послевоенный криминалитет с системой «распределения материальных благ» - магазинами, ресторанами. И эту криминальную корпорацию ОБХСС совместно с уголовным розыском благополучно разгромил.

В 70-е годы на фоне создания дефицита товаров «народного потребления» и становления теневой производственной системы в этой сфере, для ОБХСС появляется новый фронт работы. К сожалению, слишком часто «крышей» такой деятельности были местные партийные функционеры, для ОБХСС практически неприкасаемые… Некоторые из руководителей отделов, закрывая глаза на происходящее, стали очень весомыми фигурами - фактически влияние ОБХСС выросло на столько, что порой он не на много уступал даже КГБ. Огульно критиковать отдел того времени нельзя - большинство трудившихся в нем оперативников были порядочными и профессиональными сотрудниками. Тем не менее, именно «подведомственные» ОБХСС и так и не решенные проблемы стали той «болезнью», которая, после соответствующей «обработки» органами психологической войны США, послужила одной из важнейший причин падения СССР…

Зарождение массовых «рыночных» отношений в конце 80-х - начале 90-х годов, коренным образом заставило реорганизоваться и ОБХСС. Как мы уже писали выше, некоторые политики, ссылаясь на новые условия (и, видимо, преследуя свои интересы), предлагали отдел вообще ликвидировать. Но волна коррупции, хищений и грубых хозяйственных нарушений, захлестнувшая страну, внесла в ситуацию свои коррективы. В феврале 1992 на базе ОБХСС было создано Главное управление по экономическим преступлениям, в 1997 преобразованное в Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями, состоящее в свою очередь из «УБЭПов» и «ОБЭПов». С 2001 года - борцы с экономической преступностью вошли в состав криминальной милиции, с 2003 - в они свою очередь находятся в составе Федеральной службы по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, а с 2005-го - Департамента экономической безопасности МВД. А 1 марта 2011 года Указом Президента Российской федерации в составе МВД было создано Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции. От других правоохранительных органов ему была передана значительная часть полномочий по борьбе с коррупцией и организованной экономической преступностью.

В современной России подразделения БЭП сдерживают волну коррупции, «загоняют в цивилизованное русло» предпринимательскую деятельность, которая, к сожалению, в наших условиях является преимущественно «дикой». Если бы ни труд обэповцев, в отечественном бизнесе воцарился бы хаос, который неминуемо привел бы к не наполнению бюджета и социальной катастрофе. Тем не менее, есть к отдельным руководителям подразделений БЭП и вопросы. Так, с 2005 по 2011 год силами ФСБ и прокуратуры была пресечена преступная деятельность ряда руководителей регионального уровня, покрывавших преступные схемы или пытающихся завладеть мошенническим путем средствами граждан. И какими средствами!

В 2009 - 2010 годах двое сотрудников Приморского БЭПа мошенническим путем вымогали 9 миллионов рублей. В 2009 был осужден начальник БЭП Калмыкии, использовавший заведение уголовных дел для давления на бизнесменов и политиков. В 2008 году начальник Иркутского БЭПа вымогал 1 миллион рублей у предпринимателей. А в 2011 одно из должностных лиц БЭП Якутии потребовало за уничтожение некоторых материалов у местных бизнесменов 10 миллионов!

При всей нелицеприятности этих фактов, радует, что система борьбы с экономической преступностью самоочищается. Высокий статус не помог «оборотням» избежать заслуженного наказания.

Только в 2011 году подразделениями БЭП было выявлено более 125 тысяч экономических и 27 тысяч коррупционных преступлений. К ответственности привлекались заместители губернаторов, региональные министры, депутаты. В бюджет были возвращены миллиарды рублей. За первые месяцы 2012 года фактов коррупции и экономических преступлений выявлено уже больше, чем за аналогичный период прошлого года. Наше общество самоочищается.

Учитывая противодействие со стороны нарушителей, оперативникам БЭП часто приходится действовать при поддержке подразделений СОБРа.

Согласно официальной действующей нормативной базе (законам и указам Президента), основные задачи органов БЭП это:

Организация и участие в формировании основных направлений государственной политики по вопросам деятельности Главного управления;
- обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования по вопросам деятельности Главного управления;
- определение приоритетных направлений по вопросам деятельности Главного управления;
- принятие в пределах своей компетенции мер по реализации государственной политики по вопросам деятельности Главного управления;
- координация деятельности территориальных органов МВД России и подразделений центрального аппарата МВД России по вопросам деятельности Главного управления;
- организация ведомственного и межведомственного взаимодействия по вопросам деятельности Главного управления;
- организационно-методическое обеспечение деятельности подразделений экономической безопасности.
А основные функции и полномочия:
- обеспечение экономической безопасности и осуществление борьбы с преступлениями экономической и коррупционной направленности, в том числе совершенными организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящими транснациональный или межрегиональный характер, либо вызывающими большой общественный резонанс;
- осуществление мероприятий, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, подрыв экономических основ организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), борьбу с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности и фальшивомонетничеством;
- документирование преступлений экономической и коррупционной направленности.

Начальник Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции сегодня: генерал-майор полиции Миронов Дмитрий Юрьевич (с 12.05.2014 по настоящее время).

Российские законотворцы всерьез обсуждают воссоздание легендарного управления (отдела).

Гонка законодателей за самую смелую и эффективную инициативу по борьбе с коррупцией продолжается.

Депутат Госдумы Яровая предложила расхитителей миллиардов наказывать миллионными штрафами. Не остался в стороне и сенат. Зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Константин Добрынин направил главе МВД Владимиру Колокольцеву письмо с весьма неожиданным предложением. А именно - воссоздать в российской системе МВД аналог знаменитого УБХСС. Правда, чтобы отвечать реалиям современности, господин Добронин в письме заметил: в названии «Управление по борьбе с хищениями социалистической собственности» стоит все же заменить вид собственности с «социалистической» на «государственную».

— Законопроект уважаемой коллеги Яровой противоречит Конституции России и не исправит положение. А я предлагаю механизм правоприменения, который не потребует изменения законодательства, но точно даст результат, — объяснил представитель верхней палаты российского парламента.

Как отреагировал Колокольцев на это предложение - пока неизвестно. Интересно, что гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин, который считается прокремлевским политологом, высказал в одном из СМИ довольно любопытную точку зрения. По словам Мухина, формирование в составе МВД подобного управления может быть связано с расширением функционала Счетной палаты, которой необходимы «руки» для выполнения большего объема работы. Такими руками как раз и может быть реинкарнация УБХСС. Причем, это - серьезный тренд, который существует во властных вертикалях.

Исполнительный директор Общественного антикоррупционного комитета Дмитрий Пакка считает идею господина Добрынина здравой.

У нас в органах исполнительной власти в каждом силовом ведомстве и федеральном министерстве есть управление или подразделение по противодействию коррупции среди собственных сотрудников. Например, в структуре МВД это департамент, который возглавляет Сугробов. В прокуратуре есть свое подобное подразделение, но госоргана, который в целом бы отвечал за уровень коррупции в России, не существует. Поэтому, мысль здравая: для координации действий различных ведомств должна быть единая структура. Но как это воплотить в жизнь – непонятно.

Впрочем, подобных оценок звучит немного. Так, юрист Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл – Р» Денис Примаков полагает, что причин для воссоздания ОБХСС в современной России – нет.

В России уже есть орган, который расследует экономические преступления – это Департамент экономической безопасности. Он занимается как раз теми проблемами, которые в советское время решало УБХСС. Поэтому идея создания такого управления - инициатива популистская. Как ни парадоксально, сейчас во власти существуют две тенденции: первая – это реальная борьба с коррупцией, вторую же мы можем видеть на примере недавнего запрета власти на освещение громких коррупционных дел силовиками. То есть высшие эшелоны власти, что называется, тянут одеяло на себя и препятствуют борьбе с коррупцией в госсекторе.

Руководитель Антикоррупционный комитет Московской области Сергей Королев также говорит о том, что никакое новое ведомство создавать не надо: выявлять факты расхищения госимущества в России уполномочены структурные подразделения МВД, прокуратуры, Следственного Комитета и ФСБ.

Создавать новые ведомства – неэффективно и непродуктивно. Инициатор законотворческой инициативы о воссоздании УБХСС предлагало популистские вещи. Конечно, сегодня модно говорить о вариантах и способах борьбы с коррупцией, но не модно с ней бороться. Только последнее время президент и члены действующего правительства озаботились этой проблемой и началась хоть какая-то реальная антикоррупционная борьба.

Руководитель Федеральный информационный центр «Аналитика и безопасность» Руслан Мильченко убежден: для того, чтобы бороться с коррупцией эффективно, надо не вывески на ведомствах менять, а наконец-то «развязать» силовикам руки.

Найти профессионалов в полиции – уже проблема. А если такие и остались, то их постоянно «бьют по рукам». Чтобы сохранить бюджет и госимущество надо не названия менять, а следить за тем, чтобы силовикам не мешали работать. А Совету Федерации должно быть стыдно за подобные предложения: российское население способно отличить нормальные конструктивные законотворческие предложения от популистских.

Адвокат Вадим Клювгант, комментируя инициативы депутата Яровой и представителя Совета Федерации, справедливо замечает: такие идеи – это откровенный популизм и свидетельство вопиющего непрофессионализма.

Первое, что приходит в голову, когда я слышу о подобных инициативах, это цитата из Шекспира: «Чума на оба ваши дома!» Есть старая бюрократическая традиция: на каждую проблему создавать новую контору, потом - контору по контролю за вновь созданной конторой, а затем - контору по контролю за всеми конторами. Это старо как мир и так же эффективно, как инициативы госпожи Яровой. Что касается реальной борьбы с коррупцией, то здесь следует опасаться простых решений, потому как сложные проблемы простых решений не имеют.

Чем говорить о реформировании наших правоохранительных органов, лучше кто-нибудь бы занялся преодолением профессиональной и моральной деградации, которая эти правоохранительные органы постигла. Скоро там профессионалов не останется вообще. Почему? Потому что этот профессионал должен чувствовать свою востребованность именно в качестве профи, а не в качестве болванчика, который должен выполнить любую абсурдную задачу, в том числе и беззаконную.

Как могут в силовых структурах работать компетентные люди, если дела в отношении всяких там государевых или окологосударевых людей не получают хода и разваливаются на глазах у всей страны? Как подразделение не назови, его эффективность от перемены вывески не повысится! Она, эффективность, повысится только от правильного подбора людей и постановки перед ними задач, которые действительно отвечают интересам государства и общества. Но поскольку для принятия и реализации таких решений требуется немало политической воли, то вместо этого мы получаем симуляторы бурной законотворческой деятельности.

Справка «СП»

Немного истории: ОБХСС с 1934 существовал в составе НКВД СССР, потом в составе МВД СССР. В феврале 1992-го уже в составе МВД России Отдел БХСС был заменен Главным управлением по экономическим преступлениям (ГУЭП). А в 1997 года появилось новое название - Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями (ГУБЭП) МВД РФ. После ряда преобразований и реформ экономическими преступлениями в России теперь занимается Департамент экономической безопасности (ДЭБ) МВД России. Мало того, расследуют коррупционные дела и прокуратура, и Следственный Комитет, и даже ФСБ.

Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности – отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности в организациях и учреждениях государственной торговли, потребительской, промышленной и индивидуальной кооперации, заготовительных органах и сберкассах, а также по борьбе со спекуляцией. ОБХСС существовал в 1934–1991 годах в составе правоохранительных органов СССР.

16 марта 1937 года приказом наркома внутренних дел СССР в составе Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР был сформирован отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией. До него часть этих задач исполнял Военно-революционный комитет и ВЧК.

Перед новым отделом ставились задачи обеспечения борьбы с хищениями социалистической собственности и спекуляцией. В отдел принимали только опытных сотрудников уголовного розыска и экономических отделов НКВД.

Задачей сотрудников ОБХСС во время Великой Отечественной войны помимо участия в боевых действиях также являлся контроль за снабжением фронта и оборонной промышленности необходимыми ресурсами.

После войны ОБХСС стремилась свести к минимуму уровень хищения материальных средств, предназначенных для восстановления разрушенных городов и народного хозяйства.

К концу 1960 годов началось новое усиление деятельности торговой мафии, которая, получив в свои руки сеть городских плодоовощных баз, развернула активную деятельность по перепродаже части колхозной и совхозной продукции через рынки. Государственная промышленность по-прежнему не могла в полной мере удовлетворять потребности населения. Поэтому набирали силу подпольные цеха и «фабрики», создаваемые на основе преступной кооперации. Так продолжалось долгие годы.

Влияние на работу аппаратов БХСС оказали постановления правительства. Во исполнение их работники ОБХСС стали обращать большое внимание на обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного хищениями. У расхитителей было изъято имущество и ценностей стоимостью более 80 % к сумме причиненного ущерба. При проведении операции «Урожай» в 1975–1976 годов выявлено около 17 тысяч фактов разбазаривания и хищения сельскохозяйственной продукции, в результате чего изъято и возвращено хозяйствам более 12 тысяч т зерна и другой продукции на сумму 2 млн рублей. Всего за эти годы благодаря борьбе с экономической преступностью было сохранено от разворовывания и оприходовано неучтенных товарно-материальных ценностей на сумму более 450 млн рублей.

Период застоя стал переломным в истории советской теневой экономики. Именно в этот период она становится устойчивой системой, в которую в той или иной степени вовлечены миллионы людей. «Цеховики» и торговая мафия налаживают тесные связи с коррумпированными партийно-советскими чиновниками и «ворами в законе». Количество «громких» дел, раскрытых в этот период сотрудниками служб БХСС, относительно невелико – это, прежде всего, дела по злоупотреблениям высших руководителей Узбекистана («хлопковое дело»), Грузии и Армении, а также расследование хищений с приисков золота и изумрудов. По делам торговой мафии прошло только два крупных расследования, оба в Москве, – «дело гастронома Елисеевский» и «дело фирмы Океан». Некоторые из этих уголовных дел, вероятно, отражают «подковерную» борьбу различных группировок в высших кругах власти.

В феврале 1992 года в составе МВД России Отдел БХСС был заменен Главным управлением по экономическим преступлениям (ГУЭП), потом это стал ГУБЭП (Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями). Подразделения ГУБЭП МВД РФ именуются УБЭП и ОБЭП. С 2005 года после проведения административной реформы эта служба была преобразована в Департамент экономической безопасности (ДЭБ) МВД России.

Из книги Цеховики. Рождение теневой экономики. Записки подпольного миллионера автора Нилов Александр

ОБХСС. Вехи великого пути Прежде чем понять, что собой представляла организация, стоявшая на страже социалистической собственности, нужно познакомиться с некоторыми фактами из истории законотворчества в СССР, связанными именно с охраной этой самой

Из книги Итоги № 9 (2013) автора Итоги Журнал

История ОБХСС Перед тем как более подробно объяснить сию, отчасти парадоксальную, мысль я хотел бы дать краткую историю организации, которая значительно выделялась на фоне правоохранительных органов СССР. Историческая справка История создания экономической

Из книги Итоги № 9 (2014) автора Итоги Журнал

«Громкие дела» ОБХСС Теперь можно снова вернуться к странной организации ОБХСС. Одну странность мы уже заметили, теперь пришла пора пойти дальше. Как выглядела общая картина жизни в стенах этого учреждения? В отличие от суеты и бурной деятельности, кипевшей в стенах

Из книги автора

Из книги автора

Соскучились ли вы по ОБХСС? / Дело / Бизнес-климат Соскучились ли вы по ОБХСС? / Дело / Бизнес-климат В Совете Федерации не только поддержали идею главного следователя страны Александра Бастрыкина о создании финансовой полиции, но и предложили звонкое

«Оставаться на местах! Работает ОБЭП» эти слова - вечный кошмар для работников тысяч офисов, складов, торговых залов по всей стране. К сожалению, ни для кого не является секретом, что значительная часть экономики постсоветских стран находится «в тени», а наши акулы бизнеса - от «катранов» с сигаретными ларьками до «китовых» с гигантскими энергокомпаниями - не брезгую ничем, чтобы заработать лишний доллар. Знали ли далекие от реалий депутаты, предлагавшие в 1991 году ликвидировать ОБХСС, как отживший свое орган, что объем работы для сотрудников подразделений по борьбе с экономической преступность возрастет в сотни раз. Но обо всем по порядку…

До 1937 года специально уполномоченного органа по противодействию экономическим преступлениям ни в царской России, ни в СССР, как такового не было. Начиная с 1918 - 1919 годов эти функции были условно разделены между ВЧК (боролась с должностными преступлениями и спекуляцией) и уголовным розыском (позже - между соответствующими подразделениями НКВД). Но, учитывая обострение, как внутренней (необходимость мобилизации всех ресурсов для проведения индустриализации), так и внешней («парад» приходов к власти в соседних странах ультраправых) политической ситуации, уголовный розыск, занятый ловлей бандитов, и гебисты, увлеченно выявлявшие шпионов, могли бороться с расхитителями и спекулянтами только по остаточному принципу. С оглядкой на то, что в воздухе уже витал дух скорой войны, и любой подрыв экономической безопасности, мгновенно сказывался на обороноспособности государства, назрела необходимость создания специально уполномоченного органа по пресечению серьезных хозяйственных нарушений.

Исходя из этого, 16 марта 1937 года совершенно секретным приказом НКВД был образован Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляциями (ОБХСС). Первое «региональное» подразделение появилось в Москве. Учитывая позитивные результаты, со временем отделы появились и «на местах». С первых дней существования подразделения в его компетенции была борьба с хищениями, изготовлением фальшивых денег, спекуляцией, незаконными валютными операциями. Кроме того, сотрудники ОБХСС контролировали хлебозаготовки и боролись с мелким вредительством на производстве (крупное вредительство и диверсии остались в ведении органов государственной безопасности). После того, как, благодаря скоординированным усилиям ГБ и ОБХСС и общей атмосфере, определенной репрессиями, начался спад должностных преступлений: хищений и злоупотреблений, не желающие честно жить «коммерсанты от государства» активизировали незаконную деятельность в области потребительской торговли, организовывая хитроумные схемы обсчетов, обвесов, подлогов, мелких хищений. С этой бедой ОБХСС, не покладая рук, боролся аж до развала Советского государства…

С 1941 года на обхссников была возложена борьба с контрабандой, акцент в деятельности был сделан на валютный контроль (в том числе на пресечение оборота фальшивых денег) и на борьбу с ограблением сберкасс. Это направление стало стратегическим в разрезе обеспечения государственной безопасности. Перед началом Великой Отечественной войны и собственно в ходе военных действий, Абвер и «Политическая разведка» РСХА стали проводить мероприятия, направленные на деморализацию советского населения: массовый выпуск фальшивых денег, направленный на подрыв советской экономики, установление путем организации диверсий атмосферы страха, неуверенности в будущем, переброску в СССР денег, ценностей и оружия для поддержания своих агентурных сетей. Деятельность ОБХСС в этой сфере стала не менее важна для страны, чем действия боевых частей и контрразведки. О качестве работы советских органов говорит следующий факт.

Не за долго до начала войны в целях создания выгодных для себя политических позиций, Гитлер, по инициативе РСХА, пообещал предоставить Сталину конфиденциальную информацию о деятельности спецслужб «западных стран», направленной против СССР (информация была щедро «приправлена» рсхашной «дезой»). На удивление гитлеровских спецслужб, Сталин не только заинтересовался информацией, но и спросил, сколько она будет стоить. В итоге Госбанк передал Германии «круглую сумму» в советских рублях. Но в 1941 году немецких разведчиков ждало жестокое разочарование: по этим деньгам в СССР стали выявлять немецкую агентуру - все номера были переписаны советской контрразведкой… А «валютный контроль» организованный ОБХСС, оказался на высоте.

Начиная с июня 1941 года многие «экономические милиционеры» ушли на фронт. Остальные были сориентированы на защиту от разграбления государственной собственности и борьбу с мародерством.

Непростыми оказались для ОБХСС и 40 - 50-е годы, когда подразделение контролировало восстановление разрушенной войной советской экономики. По прекрасному фильму «Место встречи изменить нельзя», показывающему работу МУРа, мы видим, как тесно был связан организованный послевоенный криминалитет с системой «распределения материальных благ» - магазинами, ресторанами. И эту криминальную корпорацию ОБХСС совместно с уголовным розыском благополучно разгромил.

В 70-е годы на фоне создания дефицита товаров «народного потребления» и становления теневой производственной системы в этой сфере, для ОБХСС появляется новый фронт работы. К сожалению, слишком часто «крышей» такой деятельности были местные партийные функционеры, для ОБХСС практически неприкасаемые… Некоторые из руководителей отделов, закрывая глаза на происходящее, стали очень весомыми фигурами - фактически влияние ОБХСС выросло на столько, что порой он не на много уступал даже КГБ. Огульно критиковать отдел того времени нельзя - большинство трудившихся в нем оперативников были порядочными и профессиональными сотрудниками. Тем не менее, именно «подведомственные» ОБХСС и так и не решенные проблемы стали той «болезнью», которая, после соответствующей «обработки» органами психологической войны США, послужила одной из важнейший причин падения СССР…

Зарождение массовых «рыночных» отношений в конце 80-х - начале 90-х годов, коренным образом заставило реорганизоваться и ОБХСС. Как мы уже писали выше, некоторые политики, ссылаясь на новые условия (и, видимо, преследуя свои интересы), предлагали отдел вообще ликвидировать. Но волна коррупции, хищений и грубых хозяйственных нарушений, захлестнувшая страну, внесла в ситуацию свои коррективы. В феврале 1992 на базе ОБХСС было создано Главное управление по экономическим преступлениям, в 1997 преобразованное в Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями, состоящее в свою очередь из «УБЭПов» и «ОБЭПов». С 2001 года - борцы с экономической преступностью вошли в состав криминальной милиции, с 2003 - в они свою очередь находятся в составе Федеральной службы по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, а с 2005-го - Департамента экономической безопасности МВД. А 1 марта 2011 года Указом Президента Российской федерации в составе МВД было создано Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции. От других правоохранительных органов ему была передана значительная часть полномочий по борьбе с коррупцией и организованной экономической преступностью.

В современной России подразделения БЭП сдерживают волну коррупции, «загоняют в цивилизованное русло» предпринимательскую деятельность, которая, к сожалению, в наших условиях является преимущественно «дикой». Если бы ни труд обэповцев, в отечественном бизнесе воцарился бы хаос, который неминуемо привел бы к не наполнению бюджета и социальной катастрофе. Тем не менее, есть к отдельным руководителям подразделений БЭП и вопросы. Так, с 2005 по 2011 год силами ФСБ и прокуратуры была пресечена преступная деятельность ряда руководителей регионального уровня, покрывавших преступные схемы или пытающихся завладеть мошенническим путем средствами граждан. И какими средствами!

В 2009 - 2010 годах двое сотрудников Приморского БЭПа мошенническим путем вымогали 9 миллионов рублей. В 2009 был осужден начальник БЭП Калмыкии, использовавший заведение уголовных дел для давления на бизнесменов и политиков. В 2008 году начальник Иркутского БЭПа вымогал 1 миллион рублей у предпринимателей. А в 2011 одно из должностных лиц БЭП Якутии потребовало за уничтожение некоторых материалов у местных бизнесменов 10 миллионов!

При всей нелицеприятности этих фактов, радует, что система борьбы с экономической преступностью самоочищается. Высокий статус не помог «оборотням» избежать заслуженного наказания.

Только в 2011 году подразделениями БЭП было выявлено более 125 тысяч экономических и 27 тысяч коррупционных преступлений. К ответственности привлекались заместители губернаторов, региональные министры, депутаты. В бюджет были возвращены миллиарды рублей. За первые месяцы 2012 года фактов коррупции и экономических преступлений выявлено уже больше, чем за аналогичный период прошлого года. Наше общество самоочищается.

Учитывая противодействие со стороны нарушителей, оперативникам БЭП часто приходится действовать при поддержке подразделений СОБРа.

Согласно официальной действующей нормативной базе (законам и указам Президента), основные задачи органов БЭП это:

Организация и участие в формировании основных направлений государственной политики по вопросам деятельности Главного управления;
- обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования по вопросам деятельности Главного управления;
- определение приоритетных направлений по вопросам деятельности Главного управления;
- принятие в пределах своей компетенции мер по реализации государственной политики по вопросам деятельности Главного управления;
- координация деятельности территориальных органов МВД России и подразделений центрального аппарата МВД России по вопросам деятельности Главного управления;
- организация ведомственного и межведомственного взаимодействия по вопросам деятельности Главного управления;
- организационно-методическое обеспечение деятельности подразделений экономической безопасности.
А основные функции и полномочия:
- обеспечение экономической безопасности и осуществление борьбы с преступлениями экономической и коррупционной направленности, в том числе совершенными организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящими транснациональный или межрегиональный характер, либо вызывающими большой общественный резонанс;
- осуществление мероприятий, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, подрыв экономических основ организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), борьбу с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности и фальшивомонетничеством;
- документирование преступлений экономической и коррупционной направленности.

Начальник Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции сегодня - генерал-майор полиции Сугробов Денис Александрович.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png