Политические конфликты носят процессуальный характер, можно выделить следующие стадии конфликта:
1. Конфликтная ситуация или потенциальный конфликт. Эта стадия характеризуется наличием у сторон противоположных объективных интересов, что уже чревато открытым столкновением между ними.
2. Нарастание социальной напряженности, что предполагает все более четкое осознание сторонами несовместимости своих интересов и целей и консолидацию участников конфликта. Пик социальной напряженности - кризис (В А.Мельник, по сути, отождествляет понятия "политический кризис" и "конфликтная ситуация". Он дает следующее определение политического кризиса - это сбой в функционировании политической системы, расстройство отношений между правящей группой и подчиненными социальными слоями. В. А. Мельник выделяет такие разновидности политических кризисов, как: правительственный, парламентский, конституционный, внешнеполитический (международный) и общенациональный).
3. Конфликтные действия - действия, направленные на блокирование действий противника или его устранение.
4. Затухание конфликта. Оно возможно либо в результате победы одной стороны, либо при достижении договоренности, консенсуса вследствие компромиссного решения.
Типы конфликтов. Строго говоря, не бывает двух абсолютно одинаковых конфликтов. Однако в любом из них можно обнаружить те или иные типологические черты.
По составу конфликтующих сторон: межличностные, межгрупповые. межклассовые, межнациональные, международные;
По динамике развития: остротекущие, вялотекущие, разрастающиеся, хронические и т д.;
По форме действия сторон - с применением насилия и без применения насилия:
С точки зрения возможности примирения сторон: антагонистические и неантагонистические:
С точки зрения нормативной регуляции: институционализированные, осуществляющиеся в рамках закона и принятых процедур, и неинституционализированные, протекающие вне установленных правил;
По социальным целям и последствиям: не затрагивающие основ социально-политического строя и предполагающие преобразование социальной системы.
Существуют и другие классификации конфликтов.
Итак, негативные последствия конфликтов:
Дестабилизация общества, государства или любой другой политической организации, порождение хаотических и анархических процессов;
Рост (главным образом у проигравших) фрустраций, депрессий, стрессов и т.п. и, как следствие, повышение их политической апатии и абстентизма, снижение их политической активности;
Нарастание в ходе длительного конфликта эмоциональности и иррациональности, агрессивности и недоверия к соперникам и окружающим;
Ослабление возможностей общения и сотрудничества с оппонентами в будущем;
Отвлечение участников конфликта от решения конструктивных, созидательных задач. Особенно разрушительные последствия имеют вооруженные конфликты (революции, войны).
Позитивные для общества и политической системы результаты конфликтов (их можно рассматривать и как функции конфликтов):
Инициирование социальных и политических изменений, обновления, прогресса;
Четкая формулировка и выражение интересов, предание гласности реальных позиций сторон по тому или иному вопросу;
Мобилизация внимания и ресурсов общества для решения проблем;
Стимулирование активности участников конфликта, их более продуманных и слаженных действий. Нередко в ходе конфликта для того, чтобы доказать правоту и избежать поражения, стороны быстро находят оптимальные решения, подготавливают проекты, требующие больших усилий и длительного времени;
Выработка у участников конфликта умения защищать свои интересы, преодоление традиций конформизма, "синдрома покорности";
Выявление политических группировок и их лидеров;
Развитие у участников конфликта способности к сотрудничеству в будущем в случае урегулирования конфликта в результате взаимодействия обеих сторон. Приводящее к согласию честное соперничество повышает взаимное доверие и уважение;
Разрядка психологической напряженности в отношениях между людьми;
Усиление внутренней политической сплоченности в случае возникновения внешних (международных, межэтнических и др.) конфликтов. Как известно из социальной психологии, наиболее легкий способ сплочения группы, общества -нахождение общего врага.
Конечно, как негативные, так и позитивные последствия конфликтов нельзя абсолютизировать, рассматривать вне конкретной ситуации.
Как выйти из конфликта, раз уж предотвратить его не удалось, или, как говорят политологи, им управлять?
Управление конфликтом - это контроль над его процессом и формами протекания с целью минимизации его издержек и максимилизации позитивных результатов. Часто говорят, что в управлении конфликтом возможны две стратегии - разрешения и урегулирования. Когда говорят о разрешении, имеют в виду, что сам предмет спора устранен. В этом случае сторонам уже не нужно конфликтовать, поскольку ситуация изменилась решающим образом, и они больше не являются противниками. Урегулирование же предполагает снятие остроты конфликта, достижение той или иной степени согласия, когда стороны договариваются не вступать больше в открытое противостояние. На первый взгляд кажется, что разрешение конфликта предпочтительнее его урегулирования, поскольку дает более твердые гарантии его невозобновления. Однако в политике подлинное разрешение конфликта возможно лишь в редких случаях. Политика соткана из противоречий. В их основе, как мы уже отмечали, лежит разница в положении, а значит и в интересах персонажей политики. Зачастую их можно устранить только в том случае, если устранен сам политический персонаж. Однако политика, проводимая по принципу "нет человека - нет проблемы", является не только нравственно неприемлемой, но и практически бесперспективной. Насильственное устранение причин конфликта приводит к появлению новых, более острых. Вот почему в политике чаще говорят об урегулировании конфликта, понимая это выражение в самом широком смысле слова.
Вот некоторые общие правила урегулирования конфликта:
1. Если конфликт уже возник, необходимо открыто признать его, а не замалчивать.
2. Необходимо найти посредника, с помощью которого стороны могли бы высказать друг другу свои требования. Ведь общение между ними нарушено.
3. Приостановить конфликт с помощью посредника, развести конфликтующих в разные стороны, подобно судье на боксерском ринге. Политологи говорят об институциализации конфликта, т.е. установлении определенных норм (организационных, этических), признаваемых конфликтующими сторонами, которые позволяют им более спокойно вести диалог. Прежде всего это - запрет на применение насильственных средств.
4. Поставить диагноз конфликту: определить причину, тип конфликта, его остроту, выяснить намерения сторон, предложить варианты решения и просчитать их "цену". Определяя причину конфликта, важно не спутать ее с непосредственным поводом.
5. После подготовки начать сами переговоры. Это самый длительный и трудный этап. Ведь здесь неконфликтующие стороны вступают в контакт, а значит психологическое напряжение неизбежно. Однако, если подобные психологические барьеры преодолены, появляются реальные шансы на разрешение конфликта. В процессе переговоров важно смягчить крайние позиции, сконцентрировать внимание на главных вопросах, обеспечить возможность каждому участнику высказать свое мнение, избегать угроз в адрес партнера, не "переходить на личности", не настаивать на односторонних уступках, не загонять противника в угол, уважать достоинство проигрывающей стороны.
6. На стадии выхода из конфликта должны быть найдены методы контроля за выполнением принятого решения. Иначе конфликт вспыхнет с новой силой, и весь путь придется начинать сначала.
Психологи считают, что императивное общение эффективно в чрезвычайных ситуациях. Объясните почему. Используя текст, обществоведческие знания и личный социальный опыт, назовите любые две сферы межличностных отношений, в которых императивное общение в принципе неприемлемо, и в каждом случае кратко поясните своё мнение
Национальные отношения, т.е. отношения людей в общности, называемой нацией, или другие этнонациональные отношения, не существуют отдельно от государства или параллельно с ним. Национальные и этнонациональные отношения так или иначе опосредуются государством и образуют единое политическое целое.
Распространены три основных подхода к пониманию нации: политико-правовой, социокультурный и биологический. При политико-правовом подходе под нацией понимается согражданство, т.е. сообщество граждан того или иного государства. В международном праве, когда говорят о нациях, имеют в виду именно политические, нации, которые на международной арене выступают как «национальные» государства.
При социокультурном подходе упор делается на общности языка, культуры, религии, традиций, обычаев большой группы людей, образующих нацию. Это позволяет рассматривать нацию как общность людей, для которых характерны общность духовной культуры, исторического развития, поведенческих стереотипов, бытового образа жизни. Следует иметь в виду, что нация представляет собой также и субъективный феномен сознания и самосознания. <…>
Э. Геллнер, известный исследователь феномена нации, отмечал: «Два человека принадлежат к одной нации, если и только если они признают принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами, нации создаёт человек; нации – это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей».
Большинство стран мира понимание нации основывают на первых двух подходах. При всем их различии у них есть общее – отрицание кровного родства как определяющего нациообразующего принципа.
Третий подход к пониманию нации, биологический, как раз и основан на признании кровной общности главной доминантой нации. (Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова)
Автор отмечает, что нация является также феноменом сознания и самосознания. Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите три примера, которые могут служить проявлениями национального самосознания.
Каких подходов к пониманию нации придерживается большинство стран мира? Что, по мнению автора, объединяет эти подходы? Укажите одно любое различие между ними.
Раскройте смысл понятия «нация» в рамках каждого из трёх рассматриваемых в тексте подходов: политико-правового, социокультурного, биологического.
В тексте говорится о влиянии государства на этнонациональные отношения. Приведите любые три направления политики демократического государства в межнациональных отношениях.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный конфликт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социального конфликта, и одно предложение о причинах социального конфликта.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: это противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)
2) одно предложение с информацией о видах социального конфликта, опирающейся на знания курса, например: социальный конфликт может быть скрытым и явным; (Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о видах социальных конфликтов.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса причины социального конфликта, например: причиной социального конфликта может стать столкновение интересов в любой сфере человеческих взаимоотношений, например, личностные различия. (Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее причины социального конфликта.)
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «национальная политика»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о национальной политике.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы :
1) смысл понятия , например: национальная политика - это совокупность политических и организационных мер, применяемых властями к национальностям, проживающим на ее территории.
2) два предложения с информацией о национальной политике, опирающейся на знания курса, например:
Основой принципом национальной политики России является равноправие народов, населяющих ее;
Национальная политика в ряде государств может принимать характер национального террора (погромы, этнические чистки, геноцид)
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный конфликт»? Составьте два предложения, содержащие информацию о социальном конфликте.
Пояснение.
В правильном ответе могут быть указаны:
смысл понятия, например: "Социальный конфликт - конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей."
Могут быть приведены следующие предложения:
1)Социальный конфликт-особое взаимодействие индивидов,групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов,позиций и интересов.
2)Социальные конфликты делятся на: межличностные; конфликты между личностью и группой;конфликты между социальными группами (малые и средние группы); конфликты между большими социальными группами; международные.
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Назовите любые три вида социальных конфликтов, и проиллюстрируйте примером каждый из них.
Сформулируйте три возможных позитивных последствия конфликтной политической ситуации и приведите соответствующие примеры.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Сформулированы три позитивных последствия конфликтной политической ситуации и приведены соответствующие примеры.
Возникновение конфликтной политической ситуации позволяет обнаружить проблемы, изначально незаметные и попытаться их разрешить (общественные выступления после парламентских и президентских выборов 2011/2012 годов привели к возобновлению прямых выборов губернаторов и изменению в избирательном законодательстве);
Усиление внутренней сплоченности в случае возникновения внешних конфликтов (после начала Первой мировой войны большинство политических партий выразили поддержку правительству, объединившись под знаменем патриотизма);
Выработка у участников конфликта умений и навыков, необходимых для защиты своих интересов (попытки введения в России ювенальной юстиции привели к формированию общественных организаций, выступающих против нее, использовавших разные методы борьбы; сбор подписей, обращения к власти, реакции власти).
Выявление политических группировок и их лидеров (в России постепенно оформляется так называемая не системная оппозиция, выявляются ее лидеры,
Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте примером каждую из них.
Пояснение.
В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии межнациональных отношений:
1) интеграция: экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, образование Совета Европы);
3) противостояние экономической, политической и культурной экспансии сверхдержав (движение антиглобалистов).
Назовите три признака, определяющие этническую принадлежность индивида, и проиллюстрируйте каждый из них примером.
Пояснение.
В правильном ответе могут быть указаны следующие признаки и примеры:
Общей территории (Русские в своем большинстве проживают в РФ.),
Общность языка (В каждом государстве есть. государственный язык. это,как правило,- язык доминирующего этноса),
Общность культуры. (В США большинство жителей отмечают День благодарения)
Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности.
Пояснение.
Могут быть приведены следующие примеры:
1) семья способствует усвоению принятых в обществе воззрений на добро и зло («Что такое хорошо и что такое плохо»)»
2) школа (образование) дает необходимые знания;
3) средства массовой информации способствуют выработке отношения к ценностям, существующим в обществе.
Могут быть приведены и другие примеры.
С помощью примеров проиллюстрируйте каждую из трех разновидностей социальных норм: традицию, обычай, церемонию.
Пояснение.
В ответе могут быть приведены примеры:
Традиции - гостеприимство
Обычая - празднование юбилея
Церемонии - коронация
Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте примером каждую из них.
Пояснение.
В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии межнациональных отношений:
1) интеграция: экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, образование Совета Европы);
3) противостояние экономической, политической и культурной экспансии сверхдержав (движение антиглобалистов).
Покажите с помощью трех примеров многообразие критериев выделения социальных групп. В каждом случае укажите критерий и приведите к нему конкретный пример.
Пояснение.
В ответе должны быть представлены следующие элементы:
1) этническая принадлежность. Пример: В России проживают русские, татары, башкиры, чеченцы и многие другие этнические группы.
2) конфессиональная принадлежность. Пример: В социальной структуре российского общества можно выделить представителей разных конфессий: православные, католики, лютеране, мусульмане, буддисты и т.д.
3) территориальная принадлежность. Пример: В социальной структуре современного общества можно выделить такие группы как парижане, москвичи, волгоградцы и т.д.
В чем выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей. Покажите ее на конкретных примерах.
Пояснение.
В ответе раскрывается связь социального статуса и социальной роли: в соответствии с занимаемым статусом человеку предписываются (от него ожидаются) определенные модели (типы) поведения. Приводятся примеры этой зависимости.
Например, от ученика ожидают освоения учебных предметов, предусмотренных программой, посещения школы.
От руководителя предприятия - ответственных решений, заботы о членах коллектива.
По мнению учёных, семья наряду с другими функциями выполняет функцию поддержки физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции.
Пояснение.
В ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие проявления:
1) отказ от вредных привычек (например, после рождения ребёнка молодой отец бросил курить);
2) активный отдых (например, родители и дети зимой каждое воскресенье отправляются на каток);
3) усвоение гигиенических навыков (например, родители приучают детей чистить зубы два раза в день, мыть руки перед едой и т.п.);
4) проведение профилактических и оздоровительных мероприятий (например, осенью родители и дети приняли решение и сделали прививки от гриппа и т.п.).
Могут быть названы другие проявления и приведены другие адекватные примеры.
С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.
Сформулируйте три возможных позитивных последствия конфликтной политической ситуации и приведите соответствующие примеры.
Пояснение.
1. Сформулированы три позитивных последствия конфликтной политической ситуации и приведены соответствующие примеры.
Возникновение конфликтной политической ситуации позволяет обнаружить проблемы, изначально незаметные и попытаться их разрешить (общественные выступления после парламентских и президентских выборов 2011/2012 годов привели к возобновлению прямых выборов губернаторов и изменению в избирательном законодательстве);
Усиление внутренней сплоченности в случае возникновения внешних конфликтов (после начала Первой мировой войны большинство политических партий выразили поддержку правительству, объединившись под знаменем патриотизма);
Выработка у участников конфликта умений и навыков, необходимых для защиты своих интересов (попытки введения в России ювенальной юстиции привели к формированию общественных организаций, выступающих против нее, использовавших разные методы борьбы; сбор подписей, обращения к власти, реакции власти).
Выявление политических группировок и их лидеров (в России постепенно оформляется так называемая не системная оппозиция, выявляются ее лидеры,
Могут быть приведены другие последствия, проиллюстрированные примерами.
Общество не может существовать и развиваться без социального контроля. Укажите две любые функции социального контроля, каждую из которых проиллюстрировав примером.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Указаны две функции социального контроля, а так же иллюстрирующие их примеры, допустим:
1) регуляция общественных отношений (например, моральный контроль регулирует поведение людей с точки зрения представлений о добре и зле)
2) противостояние асоциальному, деструктивному поведению членов общества (например, контроль посредством применения к правонарушителям мер юридической ответственности)
3) координация жизни людей, их групп, объединений (например, согласно нормам конституционного права, в государстве проводятся выборы в органы государственной власти)
4) поощрение социально одобряемого поведения (например, применение к людям, оказавшим волонтерскую помощь пострадавшим от наводнения, мер поощрения и общественного признания)
Назовите любые три «лифта» вертикальной социальной мобильности и проиллюстрируйте примером каждый из них.
Пояснение.
В правильном ответе могут быть указаны следующие "лифты" и примеры:
Брак. Девушка вышла замуж за успешного бизнесмена, её социальный статус повысился.
Профессия. Способный учитель стал директором школы.
Армия. Отличный солдат стал сержантом и был назначен командиром отделения..
Могут быть приведены и иные "лифты" и примеры не искажающие смысла.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 4.
Назовите три признака, определяющие этническую принадлежность индивида, и проиллюстрируйте каждый из них примером.
Пояснение.
В правильном ответе могут быть указаны следующие признаки и примеры:
Общей территории (Русские в своем большинстве проживают в РФ.),
Общность языка (В каждом государстве есть. государственный язык. это,как правило,- язык доминирующего этноса),
обобщенность культуры. (В США большинство жителей отмечают День благодарения)
Могут быть приведены и иные признаки и примеры, не искажающие смысла.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 3.
Назовите любые три основания социальной стратификации и проиллюстрируйте примером каждое из них.
Пояснение.
В правильном ответе могут быть указаны следующие основания и примеры:
1 - Доход. (Уровень жизни крупных бизнесменов, благодаря их доходам, сильно отличается от уровня жизни основной массы населения.)
2 -Богатство. (У богатых людей больше шансов дать более качественное образование своим детям.)
3 - Власть (имеющий власть вправе принимать законы, изменять социальную структуру общества, влиять на политику государства)
4 - Профессия (Человек обладающий престижной профессией получает повышенную зарплату, имеет возможность продвижения по служебной лестнице)
5 - Образование (чем выше образование, тем больше возможностей получить качественные знания и престижную профессию
Могут быть приведены и иные принципы и пояснения, не искажающие смысла
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
С опорой на обществоведческие знания, личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую негативное отклоняющееся поведение. Приведите три примера неформальных негативных санкций, возможных в этом случае
Пояснение.
В правильном ответе могут быть указаны следующие виды и примеры:
Примеры ситуаций: 1) модель ситуации, допустим:
К., сотрудник крупной рекламной фирмы, сорвал переговоры с партнерами, причиной срыва оказалось его пристрастие к легким наркотикам.
2) три примера санкций, допустим: сотрудники фирмы осудили его действия.
С сотрудником К. перестали общаться его друзья, узнав о его пристрастии к наркотикам
Сотруднику К. сделала замечание соседка, за то что он курил легкие наркотики на лестничной площадке.
Могут быть приведены и иные проявления и примеры, не искажающие смысла.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 4.
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три вида социальной мобильности.
Пояснение.
В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы виды мобильности:
1) вертикальная восходящая социальная мобильность (например, повышение человека в должности и переход на руководящую работу);
2) вертикальная нисходящая социальная мобильность (например, разорение предпринимателя и превращение его в наёмного рабочего);
3) горизонтальная социальная мобильность (например, переход человека из одного гражданства в другое).
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три вида социальных норм.
Пояснение.
1) Правовые нормы (согласно Конституции РФ, Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
2) религиозные нормы (согласно нормам синтоизма, человеку нужно развивать в себе добросердечие, сочувствие к окружающим и способность взаимодействовать с ними);
3) этические нормы (золотое правило нравственности гласит «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Могут быть названы иные нормы, приведены иные примеры.
Назовите любые три позитивные формальные социальные санкции и проиллюстрируйте примером каждую из них.
Пояснение.
Почетная грамота, государственные награды;
Повышение в должности;
Премирование;
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 30.03.2016. Досрочная волна
Опишите три примера влияния искусства на воспитание детей.
Пояснение.
1. Воспитание нравственных качеств. Читая великое произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка», школьница Варя поняла, что такое честь, достоинство, мораль.
2. Воспитание волевых качеств. Варя занимается в музыкальной школе. Она знает, что сначала произведение будет звучать коряво, но в дальнейшем, у неё всё получится. Таким образом, воспитывается сила духа и вера в себя.
3.Воспитание моральных принципов. Алла, посмотрев детский спектакль «Морозко» в школьном театре, знает, что не в деньгах счастье, а в трудолюбии.
Источник: ЕГЭ 08.06.2016 по обществознанию. Основная волна. Вариант 39. (Часть С)
В процессе социализации происходит взаимовлияние между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется. Проиллюстрируйте двумя примерами это взаимовлияние.
Пояснение.
Могут быть приведены следующие примеры взаимовлияния:
1) Пётр рассказывает своему сыну Антону о том, как правильно вести себя в театре. Антон выслушал отца и указал ему на то, что сам Пётр не соблюдает этих правил. Отец задумался и в следующий раз выключил телефон во время спектакля;
2) Один из уроков обществознания проходил B виде ролевой игры «Выборы», школьники смогли аргументированно обосновать важность каждого голоса для будущего страны.
Учитель, ранее пропускавший выборы, под влиянием этого урока в день выборов пошёл на избирательный участок и проголосовал за одного из кандидатов.
Взаимовлияние может быть проиллюстрировано другими примерами
Проиллюстрируйте тремя примерами позитивное влияние СМИ на социализацию индивида.
Пояснение.
Позитивное влияние СМИ на социализацию индивида может быть проиллюстрировано такими примерами:
1) Татьяна увлеклась просмотром телевикторины; к началу передачи она открывает различные энциклопедии, чтобы отвечать на вопросы раньше участников; в результате кругозор Татьяны существенно расширился;
2) ученики школы узнали из газеты, что в их районе проживают несколько одиноких ветеранов войны, и организовали им помощь; так при участии СМИ устанавливаются контакты различных возрастных групп, их участники становятся более милосердными, толерантными, происходит передача опыта и знаний от старшего поколения молодёжи;
3) Виктор посмотрел по телевизору познавательную передачу об Отечественной войне 1812 года, под её влиянием стал больше интересоваться историей Отечества.
Влияние СМИ на социализацию индивида может быть проиллюстрировано другими примерами
Назовите любые три вида социальных норм и проиллюстрируйте каждый из них примером.
Пояснение.
В ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие виды социальных норм.
Понятие "конфликт" относится к числу часто употребляемых: конфликт в семье, конфликт поколений, конфликт на производстве, конфликт в художественном произведении, конфликт в дипломатической сфере, военный конфликт и так далее.
Конфликт - это столкновение противоречивых интересов, мнений, чувств, сил, серьезное разногласие, острый спор и борьба враждующих сторон. Конфликты охватывают все отношения человека в объективной действительности.
Конфликт вообще и политические конфликты в частности имеют очень давнюю историю изучения. Конфликт как источник движения понимали уже древнекитайские философы VII -VI веков до н. э. (ян и инь). В Древней Греции было создано учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей (Анаксимандр). А Гераклит даже сделал попытку вскрыть причину движения как борьбу противоположностей. Сходные мысли развивались Сократом, Платоном, Эпикуром, Полибием. О конфликте в обществе, как особом явлении, впервые заявил Н.Макиавелли, отметив их положительную роль в развитии общественных процессов.
Позднее много писали о политическом конфликте и его роли в развитии человеческого общества А. Смит, Г. Гегель, А. Токвиль, К. Маркс, В.И. Ленин, Г. Зиммель, Р. Дарендорф, К. Боулдинг, Л. Козер.
Американский ученый Л.Козер считал, что обществу присуще социальное неравенство, неудовлетворенность членов общества своим настоящим положением, откуда и проистекает вечная борьба друг с другом. Социальный конфликт у Л. Козера - борьба "за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы..., в которой целями противников является нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника". Немецкий политолог Р. Дарендорф, изучая политические конфликты, создал теорию "конфликтной модели общества". Он считал, что в любом обществе социальный конфликт присутствует постоянно, поскольку общество опирается на принуждение одних в отношении других, и существует неравенство людей по отношению распределения власти, различие их интересов и устремлений. К. Боулдинг американский исследователь создал "общую теорию конфликтов". Политический конфликт, считал он, неотделим от общества, заложен в самой природе человека, который постоянно враждует с другими людьми и склонен к насилию в этой борьбе. Он подчеркивал сознательное участие индивидов в конфликтах, и разрабатывал стратегию и тактику поведения в них.
В работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленинатакже уделено большое место теории политических конфликтов. Однако проблема эта преподносится несколько упрощенно, поскольку речь идет в основном о столкновении между антагонистическими классами. Марксисты считали, что классовая борьба - закон развития человеческого общества, приведет к свержению капитализма и установлению самого справедливого общества - коммунистического, в котором не будет конфликтов.
Г. Зиммель определяет политический конфликт, как одну из форм разногласий, объединяющую противоборствующие, но взаимосвязанные стороны.
Итак, политический конфликт имеет свою специфику:
· политический конфликт характеризует область политических отношений;
· участники конфликта ведут борьбу за утверждение нужных им ценностей, за политическую власть, перераспределение ресурсов, за изменение статуса различных общественных групп и отдельных людей в системе государственной власти.
Субъектами политического конфликта являются государства, классы, социальные слои, этнические группы, фракции в парламенте, политические партии и движения, а также отдельные личности.
В современной политологии выделяются две модели конфликтов:
· плюралистическая модель, основанная на том, что политические конфликты повсеместны, неизбежны и даже необходимы в обществе;
· авторитарная (или элитарная) модель, согласно которой политические конфликты отражают противоречия между массой и элитой. Суть конфликта состоит в том, что подавляющая масса населения лишена власти и даже не имеет к ней доступа.
Итак, конфликт вечен, так как невозможно создать такую общественную систему, при которой потребности всех были бы удовлетворены полностью и одинаково . Политический конфликт неизбежно фигурирует при анализе таких явлений, как власть, государственный переворот, революция, контрреволюция, война, противоборство между государствами и их союзами.
В общественной жизни конфликты бывают:
1. национально-этническими - по поводу прав и интересов наций и этнических групп. Чаще всего такие конфликты связаны со статусом и территориальными претензиями, доминирующей идеей в которых служит суверенитет народа или этнической группы;
2. социальными - суть которых в столкновении разных позиций по поводу средств жизнеобеспечения, конкуренция в борьбе за статус, преимущества, иное распределение жизненных благ.
В наше время социальный конфликт в развитых странах приобрел новую окраску: классический классовый конфликт уже, по мнению ведущих политологов, не существует. Все социальные слои отстаивают свое благополучие, но нет организованной классовой борьбы, которая бы воплощала традиционные классовые антагонизмы. Так Р. Дарендорф считает, что социальная конфликтность ослабевает, если в наличии имеется программа реализации гражданских прав, а требованиям повышения благосостояния не придается политическая окраска;
3.политическими, то есть по поводу государственной власти, преобладания в ней, влияния на нее, увеличения авторитета в ней. Именно политические конфликты более всего интересуют политологию и политологов.
Если политический конфликт - неизбежное явление, то в чем же его причины? Самой общей причиной является неравное положение людей в обществе, где одни управляют и командуют, а другие вынуждены подчиняться и исполнять указания вышестоящих. Как справедливо отмечает американский политолог Д. Истон, "скудость преобладает во всех обществах. Это главный, исходный пункт политического анализа. Блага (ценные вещи) в количестве, достаточном для удовлетворения всех членов общества, отсутствуют... Различия и конфликты по поводу благ, предложение которых является ограниченным, неизбежны".
Политические конфликты как социальное явление объективно могут быть положительными и продуктивными и, наоборот, отрицательными и тормозящими развитие общества.
Позитивные последствия политического конфликта :
1. разрядка напряженности, когда конфликт играет роль "выхлопного клапана" или "отводного канала";
2. формирование социально необходимого равновесия;
3. стимуляция и движущая сила социальных изменений;
4. переоценка и изменение прежних, устаревших, ценностей и норм в обществе (благодаря разрешению политического конфликта);
5. усиление групповой сплоченности, более четкое осознание своих и противоположных интересов;
6. указание на новые интересы различных групп общества, реализация которых может способствовать дальнейшему развитию общества;
7. создание почвы для взаимопонимания в обществе и становления консенсуса.
Негативные последствия политического конфликта:
1. создание угрозы интеграции общества;
2.возможность приведения к расколу малоустойчивых социальных групп;
3. оказание неблагоприятного влияния на отношения внутри власти;
4. ускорение дестабилизации общества;
5. возможность роста преступности;
6. распространение незаконного хранения оружия.
Следует отметить, что разграничение позитивных и негативных последствий конфликтов весьма условно и зависит от конкретной общественной обстановки, в которых они развиваются. Только таким образом можно решить вопрос в отношении данного конфликта - это норма в развитии общества на данном этапе или отклонение от нее.
В политической литературе конфликты характеризуются также уровнем, масштабом, остротой, сферой своего возникновения. Они могут быть между странами, нациями, предприятиями, рабочими и администрацией и формируются на уровнях групп, крупных систем (или подсистем), классов, социальных слоев, на региональном, общегосударственном или глобальном уровне.
Обычно указывают три основных типа политических конфликтов:
· конфликт интересов - преобладает в экономически развитых странах, устойчивых государствах, где политической нормой является торг вокруг дележа экономического пирога, и объема социального обеспечения. Так Россия, которая в Денвере в июне 1997 года была причислена к странам с "индустриальной демократией," является печальным примером господства групп интересов, причем худшей из этих групп является не гибкая и быстрообучаемая олигархия, а прикрывающаяся интересами народа бюрократия;
· ценностные конфликты более характерны для развивающихся стран с неустойчивой властью. Эти конфликты требуют больших усилий для их разрешения, поскольку трудно поддаются компромиссу (здесь действует правило "или - или");
· конфликты идентификации - характерны для обществ, в которых происходит отождествление себя с определенной группой (этнографической, религиозной или языковой), а не с государством и обществом в целом.
Социолог С. М. Липсет отмечает, что государствам, характеризующимся наличием харизматического лидера, присуща меньшая стабильность по сравнению с другими государствами. Харизматический руководитель обычно является источником и представителем власти. При харизматическом господстве недовольство деятельностью лидера и властных структур ослабляет законность государственного строя, приводит к политическому конфликту, что может закончиться падением руководителя и его системы (например, падение харизматического руководителя Ли Сын Мана в Корее).
Наиболее значимые конфликты - те, что одновременно охватывают все уровни социальной и политической жизни, затрагивают и вовлекают максимально возможное в конкретных условиях число участников - всеобщие конфликты . Такие политические конфликты происхдят в сфере общественных отношений, связанных с проблемами сохранения или свержения власти, ее укрепления или подрыва. Меньшую значимость имеют частичные конфликты , затрагивающие лишь часть социальных общностей. Однако, при определенных условиях (нестабильность, напряженность в стране) они могут перерасти во всеобщие.
Политические конфликты по их качественным характеристикам можно разделить на конфликты с "нулевой суммой" - где позиции сторон противоположны, и поэтому победа одной из них означает поражение другой, и "с не нулевой суммой" - в которых существует хотя бы один способ нахождения взаимного согласия.
Конфликты могут также быть открытыми, проявляющимися, например, в виде демонстраций, забастовок, митингов, и закрытыми (латентными), например, взаимоотношения внутри правящей элиты, между различными ветвями государственной власти.
Конфликтологи выделяют три условия возникновения конфликтов:
· наличие конфликтной ситуации;
· наличие субъектов конфликтной ситуации (личности, группы, партии);
· наличие повода для начала конфликта.
Чаще всего политический конфликт проявляется в нестабильных политических системах общества, где ставится вопрос о смене типа политической системы или замены ее отдельных элементов и отношений.
Политические конфликты имеют свою психологию развития,
связанную с поведением людей, втянутых в конфликт:
· агрессивное поведение:
· поведение, склонное к компромиссам;
· поведение, склонноек подчинению;
· уход, бегство от конфликта.
Лучшим типом поведения в конфликте считается второй. Любой тип поведения носит эмоциональный характер, что усиливает остроту конфликта.
В состав конфликта входят участники (любой человек, организация, партия и партии, если они точно знают цели и задачи конфликта), субъекты (люди и партии, способные создавать конфликтные ситуации и влиять на их ход в соответствии со своими интересами), посредники (государство, религиозные деятели и организации, выдающиеся люди, ООН, группы депутатов)
Политические конфликты чаще всего зреют долгое время и проходят в своем развитии несколько стадий: скрытая стадия, стадия напряженности, стадия антагонизма, несовместимость (собственно политический конфликт), стадия окончания - наиболее сложная стадия, поскольку от её результатов зависит заново складывающийся баланс политических сил.
Поскольку политические конфликты - непременный атрибут общества, то имеется целая система методов их разрешения. Политические конфликты возникают из конфликтных ситуаций, которые необязательно перерастают в длительные конфликты. Конфликтные ситуации политического характера поддаются урегулированию политическими же средствами, с помощью которых становится возможным избежать социальной напряженности, способствующей дальнейшему нарастанию кризиса. Если конфликтная ситуация перерастает в конфликт, то в его разрешении могут возникнуть, по мнению Р. Даля, три альтернативы: "тупик, принуждение, мирное урегулирование".
Тупик в разрешении конфликта возникает в том случае, если каждый участник политического конфликта продолжает блокировать действия другого, не в силах в то же время изменить его поведение, что ведет к дальнейшему обострению конфликта.
Метод принуждения всех или одной из конфликтующих сторон с применением вооруженных сил, полиции, путем массовых увольнений участников конфликта, незаконных арестов наиболее распространен в государствах, стремящихся избежать гражданского неповиновения или даже восстания.
Нередко вооруженный конфликт возникает на межклассовой и межэтнической почве, на государственной границе в связи с нарушением территориальной целостности, ущемлением суверенитета. Опасность вооруженного конфликта состоит в том, что он часто приобретает затяжной характер и имеет тенденцию - при нерешенности его причин - к увеличению размеров и масштабов, что может привести к угрозе применения оружия массового уничтожения с непредсказуемыми последствиями (например, события 1990-1991 годов в зоне Персидского залива).
Следует отметить, что вооруженные конфликты в виде малых и больших войн всегда сопровождали человеческую историю. Так, за 5,5 тысяч лет на Земле было около 15 тысяч войн и вооруженных конфликтов, в которых погибло около 3,5 млрд. человек. И XX век - один из самых кровопролитных и разрушительных: за это время произошло две мировые войны, на полях сражений которых погибло 65 млн. человек, что намного превышает число погибших за 19 столетий. Тем не менее, в нашем же веке в связи с изобретением ядерного оружия становится невозможным решать спорные вопросы между государствами и народами, устранять различные противоречия с помощью военной силы, так как это может привести к уничтожению человечества и даже всего живого на Земле. Радикальный путь исключения войн и вооруженных конфликтов - в сокращении вооруженных сил и вооружений, проведении политики мира и мирного сосуществования.
На вопрос: «По-прежнему ли стреляют на нашей планете?» Ежегодник Стокгольмского независимого института дает однозначный ответ: да, стреляют, но уже не так ожесточенно,как прежде. Если в 1989 году военных очагов насчитывалось - 36, то в 1995 году уже 30, а в 1996 - 27.
В последние года удалось погасить конфликты в Боснии и Герцеговине, в Чечне, Гватемале, Сьерра-Леоне, на Филиппинах. Но все еще неспокойно на Ближнем Востоке, тупиковая ситуация сложилась в Нагорном Карабахе и в Абхазии, а также остается очень сложной обстановка в Афганистане.
В целом на планете продолжается общая тенденция сокращения военных расходов, производства оружия и торговли им. Например, сокращения коснулись НАТО, а этот блок ныне является лидером по части ассигнования на оборону. По торговле оружием на первом месте находятся США (44%), на втором месте стоит Россия (20% всего экспорта оружия в мире).
Вероятность мирного урегулирования конфликта возрастает, когда развита демократия, с политическими институтами, которые обеспечивают консультации, переговоры, что приводит в конце к консенсусу. Консенсус всегда направлен на положительный результат. Он противоположен методу голосования на основе большинства, в результате чего сохраняется напряженность, так как победа большинства ущемляет интересы меньшинства. После подобного голосования напряженность не снимается, она только принимает иную форму выраженности и со временем может стать причиной вспышки нового конфликта.
Следует также рассмотреть метод снятия конфликта с помощью так называемого индифферентного подхода, заключающегося в полном безразличии, равнодушии и безучастности к проявлениям политического конфликта. В этом случае власть, как правило, игнорирует наличие в обществе конфликта, ничего не делает для его разрешения, а требования конфликтующих сторон остаются на бумаге и забываются. Такой подход характерен для тоталитарных и авторитарных режимов. Вышеперечисленные правила применяются при разрешении не только внутренних, но и международных конфликтов, и новейшая политическая история неоднократно подтвердила такую возможность.
В заключение приведем высказывание классика мировой конфликтологии К. Боулдинга: «Конфликт есть диссонанс; понятие противоположное конфликту - гармония. Диссонанс может быть необходимым, он имеет смысл... Только продвижение конфликта к разрешению определяет его... значимость».
Вопросы для обсуждения
1. Какие определения конфликта существуют в политологии?
2. Какие ученые являются представителями конфликтологии? Охарактеризуйте их основные взгляды.
3. Какие способы разрешения политических конфликтов принято выделять? Какой способ является наиболее оптимальным?
4. Проследите развитие конфликтов в политической жизни современной России.
Литература
1. Дарендорф Р. Элементы теории политического конфликта. //Социологические исследования. 1994, №5.
2. Жовтун Д.Т. Конфликтология. Межэтнические конфликты в структуре современного российского социума. // Социально-гуманитарные знания. 2000, №1.
3. Уткин Э.А. Конфликтология: теория и практика. – М., «Тандем», 2000.
4. Фельдман Д.В. Политология конфликта: учебное пособие. – М., «Стратегия», 1998.