, Коптской церквях

Прославлен Беатифицирован

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Канонизирован

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

В лике Главная святыня

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

День памяти

9 января - в Православной церкви, 8 декабря - в Католической церкви, 1 мая - в Коптской церкви

Покровитель

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Атрибуты

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Деканонизирован

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Труды

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подвижничество

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мака́рий Александри́йский (греч. Μακάριος Αλεξανδρέας ) или Мака́рий Городско́й (греч. Μακάριος Πολετικός ; ~ 295 - ~ 395) - христианский святой аскет, писатель, монах и священник. Прославлен в лике преподобных, почитается в Православной, Католической и Коптской церквях.

Макарий родился в Александрии и был язычником, он занимался торговлей. Крестился Макарий в 40 лет и удалился в пустыню; после чего прожил более 60 лет. Палладий Еленопольский , видевший и знавший лично Макария, оставил его описание в старости в своей книге «Лавсаик » - Макарий был согбен и сухощав, волосы у Макария росли только на губе, да еще на конце подбородка было их немного - от чрезмерных трудов подвижнических у Макария борода не росла. После нескольких лет подвижнической жизни Макарий был рукоположен в священики и поставлен настоятелем монастыря, называемого «Келлии», в египетской пустыне между Нитрийской горой и скитом . В этом монастыре монахи-отшельники подвизались в безмолвии, каждый в своей келлии отдельно. В качестве наставника и начальника христианского александрийского училища Макарий был представителем строго-церковного направления в Александрийском богословии и противником рационализма. Существует известие о том, что Макарий с успехом опровергал возражения против христианства Порфирия и других языческих философов. В монастыре Макарий известен своими иноческими подвигами: он не вкушал ни хлеба, ни варёной пищи, кроме жесткого проса или каких-нибудь семян, размоченных в воде; отдавал своё тело укусам множества больших комаров, и т. п. Макарий Александрийский был ближайшим другом и сподвижником Макария Египетского .

Известны сочинения, подписанные именем Макария Александрийского: «Монашеские правила» (в числе 30), «Слово об исходе души из тела и о посмертном состоянии человека», «Письмо к инокам». Все они изданы в 34 томе «Греческой патрологии» . В русском переводе издано «Слово об исходе души из тела и о посмертном состоянии человека» («Христианское чтение », 1831 год). В славянских рукописях с именем Макария встречается много «слов», из которых некоторые, возможно, и принадлежат ему. «Слово о исходе души» Макария входит в состав Следованной Псалтири .

Напишите отзыв о статье "Макарий Александрийский"

Ссылки

  • Макарий Александрийский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Палладий Еленопольский .
  • Παλλάδιος τῆς Ἑλενοπόλεως.

Родился в Александрии в 295 г. В молодые годы торговал овощами. В сорок лет крестился, после чего отрёкся от мира и сделался иноком. Позже принял священный сан и начальство над монастырём, называемом Келлии. Святой вместе со своим близким другом преподобным Макарием Египетским были учениками преподобного Антония Великого.

Когда преподобный узнавал, что кто-либо совершает некий подвиг, то он сам старался подражать таковому и тщательно выполнял то же самое. Так, узнав, что в Тавенском монастыре в Великий пост не вкушают ничего, приготовленного на огне, преподобный Макарий положил себе за правило 7 лет не вкушать такой пищи, даже хлеба.


Случилось, что преподобному прислали очень вкусных ягод. Постник захотел полакомиться ими, но потом решил воздержанием победить своё желание, и отослал ягоды более слабому брату. Но и тот, приняв посланное, поступил так же, хотя сам голодал. Таким образом, ягоды обошли многих братий и снова вернулись к авве Макарию нетронутыми. Он принял их как драгоценный подарок и возблагодарил Бога за таковую добродетель воздержания всей братии. Сам он так и не отведал угощения. Из этого примера видно, что этот светильник пустыни не только сам был великим подвижником, но ещё и смог воспитать столь высокие добродетели в других.

Поражают суровые приёмы, которыми аскет обуздывал свою плоть. Он раздробил хлеб, положил куски сухарей в сосуд с узким горлом и ел в день лишь кусок, который можно было достать за один раз: «Сосуд мой не позволял есть столько, сколько бы я пожелал». Также ограничивал монах и воду, и всё это в продолжение трёх лет. Однажды, желая вконец побороть сон, он не входил под кров кельи в течение 20-ти суток, днём изнемогая под палящим египетским солнцем, а ночью замерзая от холода. Как рассказывал сам преподобный, от такого подвига высох его головной мозг, и если бы он ещё дольше не спал, то сошёл бы с ума: «Насколько я имел силы, я одолел сон, но человеческой природы, требующей сна, я не был в силах одолеть, а потому и должен был повиноваться ей».


Для победы над блудным бесом умертвитель страстей шесть месяцев просидел нагим в болоте, поедаемый комарами размером с осу. Когда вернулся, его узнали только по голосу… О строгости и требовательности к себе говорит и другой случай. Когда однажды святой убил комара, он осудил себя как убийцу и мстителя на съедение второй раз.

Как-то раз, когда угодник Божий копал колодец для иноков, его ужалил аспид. Ужаленный произнёс: «Так как Господь мой не послал тебя на меня, то как осмелился ты приблизиться ко мне и укусить меня?» И растерзал змия. И остался здоров от укуса.

«Однажды я пожелал так поправить свой ум, — вспоминает авва Макарий, — чтобы ни о чём земном не помышляя, он пребывал в непрерывном созерцании Единаго Бога, ни на мгновенье не отлучаясь от Него. Для сего богомыслия я назначил себе пять дней и повелел своему уму: «Смотри, не сходи с небес! Ты имеешь там вместе с тобой все силы небесные и Творца их Бога. Итак, оставайся на небе и не спускайся в поднебесную, чтобы не впасть тебе в земные помышления». Преподобный простоял двое суток, вперив ум горе, и так этим раздражил дьявола, что тот, обратившись в пламень, сжёг всё в келье; даже рогожа, на которой стоял молитвенник, загорелась. «Устрашившись этого, я на третий день оставил своё намерение. Будучи не в силах более удерживать свой ум в помыслах о небесном, я снизошёл, по изволению Божию, до земных помыслов, дабы не впасть в грех высокоумия».


Епископ Палладий свидетельствует, как к святому приходил за исцелением пресвитер, у которого голова была так изъедена болезнью, что со стороны затылка виднелись зубы. Но обычно милостивый авва отказался принять просителя: «Он не достоин исцеления». Оказалось, что священник этот после прелюбодеяния дерзнул совершить Литургию и за то был наказан Богом. Святой Макарий призвал его к исповеданию греха, взял с него обещание не священнодействовать и не грешить и исцелил.

В различных местах безмолвник имел четыре кельи. Все они — без окон и дверей, в одной из них не было даже возможности вытянуть ноги. В келье, в полной темноте и безмолвии, богомолец пребывал все дни святой четыредесятницы. В просторной же келье пастырь принимал посетителей.

Бес пытался искушать старца тщеславием. У отца Макария появились мысли, что ему нужно уйти из пустыни в Рим, чтобы помочь многим страждущим изгнать нечистых духов. Преподобный лёг на пол, протянул ноги за порог кельи и сказал: «Влеките меня, бесы, если можете, а сам я не пойду!» И так пролежал до ночи. Ночью же помышления с великой силой напали на него. Тогда святой взял корзину вместимостью два четверика, наполнил её песком и, возложив на плечи, стал ходить по пустыне. Встретивший его инок спросил: «Отче, что ты носишь? Отдай мне твою ношу, а сам трудись». «Я томлю томящего меня, — отвечал анахорет, — когда он зовёт меня странствовать». Измучив так своё тело, он одержал победу над помыслами.


Преподобный Серафим Саровский подражал некоторым подвигам преподобного Макария. Например, в пустыньке святого Серафима для молитвенных бдений был дом без окон и дверей.

Святой Макарий многих исцелил. Иногда это удавалось не сразу. Так, одну расслабленную девицу из Фессалоник он 20 дней помазывал святым елеем и молился, пока болящая не стала здорова.

Раз гиена принесла святому целебнику своего слепого щенка. Милосердный отец плюнул щенку в глаза, помолился, и тот прозрел. Гиена в благодарность притащила огромную баранью шкуру. Пустынник принял её только после того, как взял с хищника обещание более не воровать овец. Гиена преклонила колени и голову, показывая, что повинуется.

По молитве святого прозорливца Господь показал ему козни бесовские против иноков во время богослужения. Когда бесы касались глаз инока, тот начинал дремать. Перед иными нечистые духи ходили в виде женщин, и ум тех иноков прилеплялся к соблазнительным образам. Перед третьими демоны разворачивали вид бурной «созидательной» деятельности, и те монашествующие начинали наполнять свои сердца попечениями о делах вместо молитвы. А от некоторых, если бесы начинали делать нечто подобное, враги Божьи и человечьи были отгоняемы некой силой и более не осмеливались приближаться к ним. Зато над невнимательными к молитве слабейшими братьями бесы надругивались, сидя на их шеях и плечах.

Тайнозритель видел, как недостойно причащающимся бесы влагали горящие угли вместо причастия. От причащающихся достойно они далеко отбегали…

Свою полную подвигов жизнь преподобный Макарий Александрийский мирно окончил в столетнем возрасте — около 394-395 гг.

Преподобный Макарий Александрийский был современником и другом преподобного Макария Египетского (память 19 января). Родился в 295 году. До сорока лет занимался торговлей, затем принял святое Крещение и удалился в пустыню. Через несколько лет подвижнической жизни он был посвящен в сан пресвитера и поставлен настоятелем монастыря, называемого "Келлии".

Однажды преподобным Макарию Александрийскому и Макарию Египетскому нужно было переправиться через реку Нил на большом пароме, на который взошли также два трибуна (тысяченачальника) со своею пышной свитой из войска, оруженосцев и дружинников, изукрашенных цепями и золотыми поясами. Когда эти трибуны заметили двух преподобных старцев, одетых в ветхие одежды и стоящих в углу, они восхвалили их смиренную и бедную жизнь, и один из тысячников сказал старцам: «Блаженны вы — пренебрегающие миром». Преподобный Макарий Александрийский на это ответил: «Мы, действительно, пренебрегаем миром, а над вами смеется мир. Произнесенное тобой — не по твоей воле, но пророчески, потому что мы оба называемся Макариями, то есть блаженными». Умилившись этими речами преподобного Макария Александрийского, трибун, по возвращении домой, совлек с себя свои одежды и, раздав свое имущество бедным, избрал отшельническую жизнь.

Святой Макарий Александрийский, подобно Макарию Египетскому, был великим подвижником и наставником монахов и сотворил много чудес. Узнав о каком-нибудь особенном подвиге того или другого инока, он старался подражать ему в этом подвиге. Так. услышав, что некий инок употребляет в день только один фунт хлеба, он начинал есть столько же и даже меньше. Желая сократить свой сон, он 20 суток оставался под открытым небом, терпя жару днем и холод ночью. Однажды святому Макарию принесли гроздь винограда. Ему очень хотелось съесть ягоды, но он победил в себе это желание и отослал ягоды более слабому иноку. Тот, желая сохранить воздержание, послал ягоды другому, этот - третьему и так далее. В конце концов виноградная гроздь снова вернулась к преподобному Макарию. Подвижник удивился воздержанию своих учеников и возблагодарил Бога. Однажды святому пришла горделивая мысль - идти в Рим исцелять больных. Борясь с искушением, святой насыпал мешок песка, взвалил его на себя и долго ходил с этой ношей по пустыне, пока не утомил свое тело и гордая мысль не оставила его.

Авва Макарий, будучи исполнен Божественной благодати, видел, что бесы, посещая церковное пение и монашеское собрание, над одними насмехались, наводя дремоту или помыслы; над иными же, слабейшими братьями, невнимательными к молитве, они злобно глумились, сидя на их шеях и плечах; от некоторых же иноков, если бесы начинали пред ними делать что-либо непотребное, то внезапно были отгоняемы некоей силой и более ни осмеливались ни останавливаться пред таковыми, ни проходить мимо них.

Преподобному дано было видеть, как один из подвижников святой обители - преподобный Марк причащался Святых Тайн из рук Ангелов, а нерадивые братия получали во время причастия вместо Тела Христова горящие угли от эфиопов. Святой Макарий прославлен множеством чудес исцеления больных и одержимых бесами. Скончался святой Макарий Александрийский в возрасте 100 лет около 394 - -395 годов. Он написал "Слово о исходе души", входящее в состав Следованной Псалтири.

Тропарь

глас 8

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, приходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней, тем же и со Ангелы срадуется, преподобне Макарие, дух твой.

Но лишь только он произнес эти слова, все прутья внезапно, как бы от действия огня, высохли. Видя сие, Антоний сказал Макарию:

– Вот на тебе почил Святой Дух, и ты будешь после меня продолжателем моих дел.

Спустя некоторое время, преподобный Макарий находился в пути в пустыне и от продолжительности путешествия весьма сильно изнемог. Внезапно явился ему дьявол и сказал:

– Вот ты восприял благодать Антониеву, почему же ты не пользуешься ею и не просишь у Бога пищи и подкрепления в пути?

Преподобный ответил ему:

– Господь моя сила и слава, ты же не искушай раба Божьего.

Тогда дьявол стал искушать святого призраками, – святому представлялся верблюд, навьюченный разнообразными съедобными предметами и блуждавший по пустыне Когда Святой заметил как бы подошедшего к нему верблюда и понял, что это призрак, то он стал на молитву, – и внезапно это привидение было поглощено землею.

Однажды преподобный Макарий Александрийский пришел к Макарию Египетскому, который находился в скиту. И вот, когда они оба отправились в путь и желали переправиться чрез реку Нил, то им нужно было переправляться на большом пароме, на который взошли также два трибуна (тысяченачальника) с большою важностью и наружным блеском, имеющие медную колесницу, коней с вызолоченными уздами и свиту из войска, оруженосцев и дружинников, изукрашенных цепями и золотыми поясами. Когда эти трибуны заметили двух преподобных старцев, одетых в ветхие одежды и стоящих в углу, они восхвалили их смиренную и бедную жизнь и один из тысячников сказал старцам:

– Блаженны вы – пренебрегающие миром.

Макарий Александрийский на это ответил:

– Мы действительно пренебрегаем миром, а над вами смеется мир. Знай же, что произнесенное тобою произнесено не по твоей воле, но пророчески, потому что мы оба называемся Макариями, то есть, «блаженными».

И дьявол отбежал от него. Войдя внутрь вертограда, преподобный осмотрел все там находившееся, а именно: колодезь, в котором висела лишь старая медная бадья, прикрепленная к железной цепи, гранатовые яблоки, неимевшие ничего внутри, потому что они высохли от солнца, красивое здание гробницы, обильно украшенное золотом. Рассмотрев все подробно, Святой без препятствий и затруднений вышел оттуда и, по прошествии двадцати дней, отправился обратно в свою келью. Во время обратного пути у него вышли весь хлеб и вода, которые он взял с собою на дорогу. Макарий стал ослабевать от голода и жажды, так что едва не упал. Тогда, – как он впоследствии сам о том рассказывал, – предстал пред ним призрак какой-то девицы, одетой в белые одежды и несущей в далеком от него расстоянии, – как бы с версту, – ведро чистой воды. Часто останавливаясь, девица показывала ему воду и звала его к себе, обещаясь дать ему напиться. Однако Святой не был в силах дойти до нее. Впрочем, увлекаемый возможностью утолить жажду, он, употребляя страшные усилия, шел за нею три дня, в течение которых девица появлялась впереди него. Затем показалось стадо буйволиц (в той стороне их очень много), одна из которых, имеющая при себе малого теленка, стала против уставшего и изнемогшего старца; из сосцов же ее вытекало молоко. При этом преподобный услышал голос, говорящий свыше:

– Подойди, Макарий, и пей ее молоко.

Приступив, он долго пил молоко и укрепился телом.

Святой Макарий добавлял при этом следующее: «Господь мой, желая явить на мне еще большую Свою милость и научить мою немощь надеяться лишь на его благой промысел, явил такое чудо. По его повелению, я приказал той буйволице идти за мною до моей келью и кормить меня во все время моего пути. Покорная буйволица, по повелению Создателя своего, действительно последовала за мною и не подпускала теленка к сосцам своим, чтобы питать лишь меня одного».

Некогда сей святой и дивный муж копал колодезь для питья инокам. На том месте, где копал преподобный, находилось много хвороста и терновника, откуда выполз аспид и ужалил святого.

Тогда Святой, схватив руками аспида за обе челюсти, растерзал его, сказав:

– Так как Господь мой не послал тебя на меня, то как осмелился ты приблизиться ко мне и укусить меня?

И, о чудо! Ужаление аспида не причинило преподобному никакого вреда.

Услыхав вторично относительно тавеннисиотов, что у них очень строгий устав жизни, преподобный Макарий переменил иноческую одежду на мирскую и отправился к ним. После пятнадцатидневного пути по пустыне, преподобный прибыл в тавеннисиотский монастырь, как бы мирской человек. Здесь он пожелал видеть архимандрита Пахомия , мужа опытного и прозорливого, имеющего дар пророчества, но которому тогда еще не было открыто Богом, кто такой Макарий. Войдя к Пахомию, Макарий сказал:

– Отче, умоляю тебя, прими меня в монастырь твой, ибо я желаю быть в нем иноком.

Пахомий отвечал:

– Ты не можешь быть иноком, так как ты стар, и не в силах трудиться. Здешние братия с юности привыкли к иноческим трудам, а ты, будучи уже престарелым, не сможешь перенести подвигов и, ослабев, уйдешь отсюда и станешь злословить нас.

И Пахомий не принял его ни в первый, ни во второй день, – и так до седьмого дня. Макарий же все это время провел в строгом посте, и на седьмой день сказал архимандриту:

– Авва, прими меня! если же я не буду поститься и делать то же, что делают прочее братия, то ты тогда повели изгнать меня из монастыря.

Тогда Святой Пахомий сказал братии, чтобы они приняли его. Братий же было тысяча четыреста человек, и Макарий был принят ими в монастырь. По прошествии, затем, некоторого времени, наступил пост святые четыредесятницы, и Макарий видел каждого из братий постящимся по мере сил своих. Один принимал пищу вечером, другой – по прошествии двух дней, иной вкушал по истечении пяти дней, иной стоял всю ночь на молитве, а в течение дня сидел за работой. Подражая им, и сам Макарий, намочив финиковых ветвей, стал в одном углу и в течение всей четыредесятницы до Пасхи не вкушал ни хлеба, ни воды, за исключением небольшого количества сухих листьев капусты, которые он вкушал в воскресные дни. И это он делал лишь для того, чтобы другие иноки видели, что он ест и чтобы не впасть ему в грех высокомерия. Стоя же в углу, преподобный Макарий непрестанно работал и не отдыхал от трудов, ни разу во все время ни сел, ни лег. Если же по необходимости он уходил со своего места, то, возвратившись, снова стоял, не отверзая своих уст, ни с кем не разговаривая, но в молчании всем сердцем своим вознося молитвы к Богу. Увидав такой подвиг преподобного, подвижники того монастыря разгневались на своего авву и стали говорить ему:

– Откуда ты привел к нам, к нашему посрамлению, такого бесплотного человека? Или его удали, или мы уйдем из монастыря.

Выслушав это от братии и узнав о строгом посте Макария, преподобный Пахомий стал молиться Богу, чтобы Он открыл ему о пришельце, кто он такой. И было ему открыто, что это – Макарий. Тогда преподобный Пахомий, взяв за руку преподобного Макария, ввел его в церковь и, любезно обнимая его, сказал:

– Добре пришел ты, честный отче! я знаю, что ты Макарий, но ты не открыл своего имени мне. В течение многих лет я слышал о тебе, и очень желал видеть тебя. Благодарю тебя за то, что ты научил смирению моих чад, дабы они не возносились умом, гордясь своими подвигами и постом; ты много принес нам пользы.

Услышали о Макарий и прочие братия и, придя отовсюду во множестве, любезно целовали его и просили, чтобы он молился за них. Преподобный Макарий, преподав всем наставление, возвратился в свое место.

Сей бесстрастный муж, преподобный Макарий, рассказывал о себе еще и следующее:

– Однажды я пожелал так направить свой ум, чтобы, ни о чем земном не помышляя, он пребывал в непрестанном созерцании единого Бога, ни на мгновение не отлучаясь от Него. Для сего Богомыслия я назначил себе пять дней. И вот, затворив келью и двор мой, чтобы никто не входил ко мне, и я не мог ни с кем беседовать, я, начиная с понедельника, стал и повелел своему уму, сказав так: смотри! не сходи с неба! Ты имеешь там вместе с собою ангелов, архангелов, херувимов, серафимов, все небесные силы и Творца их Бога. Итак, оставайся на небе и не спускайся в поднебесную, чтобы не впасть тебе в земные помышления. Когда, таким образом, я стоял в течение двух дней и двух ночей, вперив свой ум горе, я так раздражил дьявола, что тот, превратившись в пламень, сжег все, что находилось в моей кельи, так что даже и рогожа, на которой я стоял, загорелась, и я думал, что и сам сгорю. Устрашившись этого, я на третий день оставил свое намерение; будучи не в силах более удерживать свой ум в помыслах о небесном, я снизошел, по изволению Божьему, до земных помыслов, дабы не впасть в грех высокоумия.

О сем же преподобном Макарии епископ Палладий повествует также следующее:

– Однажды, придя к нему, – рассказывает он, – я застал пред его кельей какого то сельского пресвитера, голова которого так была изъедена болезнью, называемою гангреной, что со стороны затылка можно было разглядеть уста его. Он пришел к преподобному Макарию, прося исцеления; но Святой не допускал его до себя, не желая с ним разговаривать. Тогда и я стал умолять святого, говоря:

– Помилуй сего несчастного и ответь ему.

Но блаженный сказал мне:

– Он недостоин исцеления, так как это наказание ему от Господа. Если же ты желаешь, чтобы он получил исцеление, то посоветуй ему, чтобы он перестал с сего времени священнодействовать.

Я спросил святого:

– Почему?

Он же ответил:

– Он совершал литургию после прелюбодеяния и за то так наказан. Если же он побоится Бога и отстанет от своего порока, который он совершал без страха, то Бог исцелит его.

Когда я, – продолжал Палладий, – рассказал о том пресвитеру, то он с клятвою обещался более не священнодействовать. После сего преподобный Макарий, взяв того пресвитера, сказал ему:

– Веруешь ли ты, что существует Бог, для которого нет никакой тайны?

Пресвитер отвечал:

– Да, отче, верую и умоляю тебя, – помолись ему о мне грешном.

Тогда Макарий спросил:

– Так ты не мог утаиться пред Богом?

– Да, не мог, – ответил тот.

– Если ты исповедуешь свой грех и сознаёшь Божье за него наказание, – продолжал Макарий, – то с сего времени исправься.

И пресвитер исповедал свое грехопадение и обещался более не грешить и не священнодействовать, но жить мирским человеком. После сего Святой Макарий возложил на него руки и помолился о нем Богу, и, спустя несколько дней, пресвитер исцелился от гангрены; у него отросли волосы на голове, и он возвратился в дом свой здоровым, прославляя Бога и воздавая благодарность великому Макарию.

Преподобный Макарий имел несколько келий в различных местах: одну в ските, находящемся во внутренней пустыне, другую в Ливии, третью на месте называемом келью и четвертую на Нитрийской горе. Ни одна из его келий не имела ни дверей, ни окон. И преподобный Макарий пребывал в этих кельях в темноте во все дни святой четыредесятницы. Одна из его келий была тесна настолько, что в ней нельзя было протянуть ног, другая была просторнее, и в ней преподобный беседовал с приходившими к нему; в то же время он исцелил бесчисленное множество людей страждущих от нечистых духов.

Палладий вспоминаете об одной благородной девице, которая в течение многих лет была расслабленною и которую принесли к преподобному Макарию из Фессалоник . Преподобный исцелил ее, помазуя в течение двадцати дней святым елеем и молясь Богу и совершенно здоровою отпустил девицу в ее отечественный город. После своего исцеления она раздала по монастырям обильные милостыни.

В другой раз к преподобному был приведен одержимый бесом отрок, который был весь опухший от водянки. Возложив на голову его правую руку, а на сердце левую, преподобный стал молиться Богу. Внезапно отрок вскричал громким голосом, и немедленно из тела его вылилось огромное количество воды. После сего тело отрока пришло в естественное состояние, каким оно было раньше. Помазав отрока святым елеем и окропив его святою водою, преподобный передал его отцу. При сем он заповедал отроку, дабы в течение четырнадцати дней он не вкушал мяса и не пил вина. Так преподобный сделал отрока здоровым.

Бес, исконный враг рода человеческого, сильно озлобился на преподобного Макария за его строго подвижнический образ жизни и за многие исцеления приходящих к нему недужных. Тогда он стал искушать его ум тщеславием. У преподобного стали являться мысли, что ему надобно уйти из кельи и отправиться в Рим. При этом ум его представлял все благовидные побуждения к тому, указывая, что преподобный, имеющий обильную благодать и дар изгонять нечистых духов, много пользы может принести страждущим в Риме. Преподобный долгое время боролся с искушавшими его помыслами, хотя они сильно нападали на него. Наконец, упав на пороге своей келью, он протянул за келью свои ноги и сказал:

– Влеките меня, бесы, если можете, а сам я не пойду!

Так, на пороге, преподобный пролежал до позднего вечера.

Ночью те же помышления снова с великою силою напали на него. Тогда блаженный, взяв корзину вместимостью в два четверика, наполнил ее песком и, возложив на свои плечи, стал ходить по пустыне. Там с ним встретился инок Феосевий, антиохиец родом, который спросил его:

– Отче! что ты носишь? Отдай мне свою ношу, а сам не трудись.

– Я томлю томящего меня, – отвечал Макарий; – когда он пребывает в лености и праздности, он зовет меня странствовать.

Таким образом, трудясь в течение долгого времени, преподобный возвратился в келью, хотя измученный телом, но одержав победу над лукавыми помышлениями.

Ученик преподобного Макария блаженный Пафнутий повествует о святом следующее.

– Однажды преподобный сидел на дворе; вдруг прибежала гиена, и принесла в зубах своего щенка, который был слеп; подбежав к Макарию, гиена бросила щенка к его ногам. Святой, подняв щенка, плюнул ему в глаза, помолился Богу, – и щенок прозрел. Гиена, взяв своего щенка, убежала. Наутро она снова прибежала к преподобному, неся огромную баранью шкуру, увидав которую святой сказал гиене:

– Откуда у тебя эта кожа, разве ты съела чью-нибудь овцу? Если ты добыла ее насилием, я не возьму ее.

Гиена же, наклонив голову к земле и приклонив колена, положила принесенную шкуру к ногам святого. Но преподобный сказал зверю:

– Я сказал, что не возьму до тех пор, пока ты не обещаешься мне, что не станешь более обижать бедных, съедая их овец.

Тогда гиена наклонила свою голову, как бы соглашаясь со словами святого и обещаясь повиноваться ему. После сего преподобный Макарий взял кожу у гиены и отдал ее святой Мелании Римлянине (кончина ее 31 декабря), часто посещавшей святых отцов в пустыне. С тех пор кожу эту прозвали «дар гиены». И что удивительно в мужах отрекшихся от мира, так это то, что даже зверь, получив во славу Божью и в честь святых его благодеяние, уразумел то и принес дар блаженному. Укротивший львов для пророка Даниила (), дал и гиене разумение полученного благодеяния и научил ее благодарности.

Вышеупомянутый Палладий, придя однажды к сему преподобному, смущаемый помыслами и унынием (как он сам впоследствии о том сообщал), спросил:

– Что мне делать, авва Макарий, ибо меня осаждают помышления, говорящая: ты ничего здесь не делаешь – уходи отсюда!

Святой отец Макарий отвечал ему:

– Скажи и ты своим помышлениям: я стерегу сии стены ради Христа.

Для назидания Палладия преподобный Макарий рассказал о преподобном Марке (память его 5 марта), как он принимал причащение Божественных Тайн от самих ангелов. Святой Макарий видел то своими глазами, когда во время служения божественной литургии он причащал братию.

– Я никогда, – говорил он, – не преподавал Божественных Тайн подвижнику Марку, но ему невидимо преподавал их ангел из алтаря, а я только видел пальцы рук подающего.

Сей преподобный Марк, когда был юношею, знал наизусть весь Ветхий и ; он был также весьма кроток и воздержен.

– В один день, будучи ничем незанят в своей келье, – рассказывал Святой Макарий, – я пошел к нему уже состарившемуся в это время и сел при дверях его кельи. Я считал его кем-то высшим из людей, каков он и был в действительности и хотел узнать (я тогда был еще, – замечает Макарий, – бесхитростен и несведущ), что старец делает или о чем беседует. Он же, находясь внутри кельи, боролся с собою и с дьяволом, будучи уже ста лет от роду, так что у него даже выпали и зубы. Он говорил сам с собою:

– Чего ты, наконец, хочешь, злой старец? Вот ты уже и вина выпил и елея вкусил. Чего ты еще желаешь, ненасытный раб чрева в старости?

Дьяволу же Марк говорил:

Ныне он вместе с другими преподобными отцами в бесконечной жизни прославляет Отца и Сына и Святого Духа, единого в Троице Бога, ему же и от нас грешных да будет слава, честь и поклонение во веки. Аминь.

Тавеннский монастырь был первым общежительным монастырем, находился в Тавенне, в Верхнем (Южном) Египте, к северу от древней столицы его – вив, на берегу Нила. Основан около 340 года преподобным Пахомием Великим (память его 15 мая строгий общежительный монастырский устав, быстро распространившийся в христианском мире. Тавеннский монастырь имел такое громадное значение в истории древнехристианского иночества, и успех устава Пахомия был так велик, что еще до его смерти в Тавенне и ее окрестностях собралось около 7000 иноков. И впоследствии Тавенна, – наименование которой, принадлежавшее сначала одному острову, на реке Ниле, после перешло и на береговые окрестные места реки, где поселился Пахомий и его ученики, – славилась своими монастырями.

Солунь или Фессалоники – весьма значительный, древний город Македонии лежал в глубине большого Солунского или Фермейского залива при Эгейском море (Архипелаге). В настоящее время город этот, под именем Салоники, после Константинополя, первый торговый и мануфактурный город в европейской Турции, с весьма многочисленным населением.

Кончина преподобного Макария Александрийского последовала около 395 года – Подобно преподобному Макарию египетскому, и преподобный Макарий Александрийский был церковным писателем. С его именем известны доселе: 1) правило монашеское в 30 главах; 2) письмо к инокам; 3) слово об исходе души и о состоянии по смерти.


Страница 1 из 9

Житие преподобного отца нашего Макария Александрийского .
Память 19 января с.с.

Преподобный Макарий Александрийский происходил из города Александрии 1 . Первое время своей жизни, он был торговцем овощей и святое крещение принял уже сорока лет от роду. После сего, отрекшись от мира, он сделался иноком и, когда достаточно потрудился в иноческих подвигах и трудах, сподобился принять священный сан, вместе с которым принял начальство над монастырем, называемым Кельи, и находившимся в египетской пустыне между Нитрией и скитом. Он был самым искреннейшим другом преподобного Макария египетского, вместе с которым, - в царствование Валента, - по проискам александрийского лжеепископа, - арианина Лукия, - был изгнан из отечества. Неоднократно с сим преподобным Макарием он и проживал вместе. Оба Макария по своему характеру и образу жизни были весьма похожи друг на друга и имели одного и того же общего учителя и наставника - Антония Великого, от которого они, будучи его учениками, неоднократно получали наставления для усовершенствования в добродетельной жизни. Макарий египетский был старше и первый отошел к Господу. Сей же преподобный Макарий Александрийский прожил еще несколько лет по смерти Макария египетского. Епископ Палладий в Лавсаике пишет о преподобном Макарий Александрийском следующее:
- Я видел того, который был другом и соревнователем в благочестии святому Макарию Египетскому, - носившего и имя то же самое. Я разумею святого Макария Александрийского, который состоял пресвитером в местности, называемой Кельи, где и я пребывал в течение девяти лет. Из них я три года прожил вместе со святым Макарием, дела и знамения богоугодной жизни которого одни я сам видел, а относительно других узнал от живших с ним ранее. - Увидав однажды у Великого отца Антония набранные финиковые прутья, из которых тот вил веревки и плел корзины, Святой Макарий попросил у него один пучок тех прутьев, Святой Антоний на это ответил ему:
- Написано: "Не желай вещи ближнего твоего" (Втор.5:21).
Но лишь только он произнес эти слова, все прутья внезапно, как бы от действия огня, высохли. Видя сие, Антоний сказал Макарию:
- Вот на тебе почил Святой Дух, и ты будешь после меня продолжателем моих дел.
Спустя некоторое время, преподобный Макарий находился в пути в пустыне и от продолжительности путешествия весьма сильно изнемог. Внезапно явился ему дьявол и сказал:
- Вот ты восприял благодать Антониеву, почему же ты не пользуешься ею и не просишь у Бога пищи и подкрепления в пути?
Преподобный ответил ему:
- Господь моя сила и слава, ты же не искушай раба Божьего.
Тогда дьявол стал искушать святого призраками, - святому представлялся верблюд, навьюченный разнообразными съедобными предметами и блуждавший по пустыне Когда Святой заметил как бы подошедшего к нему верблюда и понял, что это призрак, то он стал на молитву, - и внезапно это привидение было поглощено землею.
Однажды преподобный Макарий Александрийский пришел к Макарию Египетскому, который находился в скиту. И вот, когда они оба отправились в путь и желали переправиться чрез реку Нил, то им нужно было переправляться на большом пароме, на который взошли также два трибуна (тысяченачальника) с большою важностью и наружным блеском, имеющие медную колесницу, коней с вызолоченными уздами и свиту из войска, оруженосцев и дружинников, изукрашенных цепями и золотыми поясами. Когда эти трибуны заметили двух преподобных старцев, одетых в ветхие одежды и стоящих в углу, они восхвалили их смиренную и бедную жизнь и один из тысячников сказал старцам:
- Блаженны вы - пренебрегающие миром.
Макарий Александрийский на это ответил:
- Мы действительно пренебрегаем миром, а над вами смеется мир. Знай же, что произнесенное тобою произнесено не по твоей воле, но пророчески, потому что мы оба называемся Макариями, то есть, "блаженными".
Умилившись этими речами Макария Александрийского, трибун, по возвращении домой, совлек с себя свои одежды и, раздав свое имущество бедным, избрал отшельническую жизнь.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png