Вечерняя служба в среду пятой недели Великого Поста традиционно называется Марьиным стоянием. В этот день мы целиком читаем покаянный канон преподобного Андрея Критского и вспоминаем преподобную Марию Египетскую. Её удивительная жизнь является для нас образцом величайшего покаяния.
Изображения Марии Египетской обычно встречаются в храмах, связанных с монастырской тематикой. Святая подвижница традиционно изображается лишь в плаще, наброшенном на одно плечо. Иссушённые руки и ноги, короткие белые волосы, доходящие лишь до шеи (в редких случаях – до плеч). Тонкий, одухотворённый лик полон горения духа. Образы преподобной наглядно показывают нам, что сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12:9-10).
1.Мария Египетская. XI век. Фреска. Монастырь Вардзия, Грузия.
Чаще всего на фресках мы видим причащение преподобной. На иконах же святая обычно изображается либо в молении ко Христу, либо фронтально. Вокруг средника могут быть расположены клейма, иллюстрирующие житие преподобной.
К такому типу относится икона начала XIX века, принадлежащая кисти старообрядческого художника Ивана Васильевича Богатырёва. По традиции, житийное повествование начинается с левого верхнего клейма – и далее развёртывается слева направо, по ярусам.
Как известно, в ранней юности Мария покинула родительский дом, и семнадцать лет провела в служении греху.

2.Преподобная Мария Египетская с житием. Богатырев Иван Васильевич. Невьянск. 1804.
Когда пришло время празднования Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, она вместе с другими паломниками отправилась в Иерусалим, но не для того, чтобы поклониться святыне, а для того, чтобы ещё большее количество людей ввести в грех. По прибытии, она вместе с толпой попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то неведомая сила снова и снова отбрасывала её, не давая войти. Осознав, что за свои грехи она не может приблизиться к святыне, она стала горячо молиться перед иконой Божьей Матери, и, почувствовав, что молитва услышана, попыталась вновь войти, и сподобилась поклониться Кресту Господню.
Затем она вышла в притвор, и снова помолившись перед иконой, услышала призыв идти за Иордан. Полная решимости, Мария совершила необходимые приготовления, причастилась Святых Христовых Таин, и ушла в пустыню, чтобы начать там новую жизнь.
Там она провела семнадцать лет в непрерывных искушениях. Бывало, что в борьбе со страстными помыслами преподобная припадала к земле, горячо молясь, и не вставала, покуда не отходили от неё бесовские наваждения. В эти моменты, по её словам, она «видела отовсюду мне сиявший Свет, и тогда вместо бури меня обступала великая тишина».
Когда же семнадцать лет распутства были покрыты семнадцатью годами подвижничества, «сила Божия во всём преобразила мою грешную душу и мое смиренное тело». Около тридцати лет провела преподобная в уединённом общении с Богом, пока её не увидел старец Зосима, по обычаю Иорданского монастыря проводящий Великий Пост в пустыне.
Вначале ему показалось, что это – наваждение; но, поняв, что перед ним живой человек, он захотел поговорить с ним. Мария же не дала ему приблизиться, и попросила Зосиму дать ей плащ, взамен её истлевшей от старости ветхой одежды. Удивлённый тем, что преподобная знает его имя, он исполнил сказанное, и, понимая, что перед ним великая угодница Божия, попросил Марию помолиться за него. На одном из клейм художник запечатлел произошедшее тогда чудо: во время моления тело святой оторвалось от земли на локоть.
По просьбе старца преподобная поведала ему свое житие, и попросила его на будущий год прийти в Великий Четверг в пустыню, и причастить её.
Через год, придя, как и просила преподобная, к берегу Иордана, Зосима был поражён новым чудом: не имея лодки, святая перешла к нему прямо по воде. С трепетом приняв причастие, Мария снова прошла по воде, оставив старцу наказ - прийти на следующий год к месту первой их встречи. Эта сцена уже изображается в среднике иконы, вместе с погребением святой подвижницы.
Когда же, по прошествии нужного времени, Зосима пришёл на то самое место, он увидел преподобную лежащей головой на восток. Рядом с ней была начертана надпись: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии. Воздай персть персти. Моли Господа за меня, преставльшуюся месяца апреля в первый день, в самую ночь спасительных страданий Христовых, по причащении Божественной Тайной Вечери».
Получается, что святая почила в тот же день, когда сподобилась причаститься Святых Таин, и чудесным образом оказалась в том месте, до которого Зосима шёл двадцать дней! Мало того, тело её в течение всего года оставалось нетленным. Старцу оставалось лишь дивиться происходящему и мысленно славить Бога. Но перед ним встала новая задача: выкопать могилу в сухой почве пустыни ему было не под силу. И здесь случилось новое чудо: по просьбе преподобного лев, стороживший тело Марии, вырыл когтями яму, достаточную для погребения святой.
Сотворив должное, Зосима вернулся в монастырь, рассказав инокам о чудном житии преподобной Марии.
Преподобная Мария Египетская – образ истинного покаяния. Будучи на самом дне, она смогла достигнуть величайших вершин святости. Блудница стала подвижницей; сосуд греха – хранилищем душевной чистоты.
Своей жизнью она показывает нам, что даже, казалось бы, совершенно порабощённый грехом человек может встать, победить грех: но этот путь, путь исправления, неимоверно тяжёл и полон мучительных искушений. И только лишь с крепкой верой в Божью помощь возможно претерпеть все страдания и сподобиться – света.

Тропарь, глас8:
О тебе мати известно спасеся, еже по образу. Приемши бо Крест, последовала еси Христу. И творящи учаше, еже презирати убо плоть, преходит бо, пещижеся о души, вещи безсмертней. Темже и со ангелы радуется, преподобная, дух твой.

Кондак, глас4:
Греховныя мглы отбегши, и покаяния светом озаривши свое сердце славная, приступила еси ко Христу. Сего Пренепорочную и святую Матерь, ходатаицу милостивну приведши. Отнудуже и согрешением обрете отложение, и со ангелы присно радуешися.

Мариино стояние 2019: в этот день в храмах воспевается способность и решимость к покаянию. Считается, что покаяние может стать первым шагом к Богу для любого грешника, было бы оно искренним и долговечным.

Религия служит для того, чтобы человек стремился к великому и совершенствовал моральный и физический облик. А её инструментами являются воспитательные меры самого разного характера. В том числе назидательные и наставительные учения, службы, молитвы, проповеди и запреты.

Что значит «каяться»?

Нам всем знакомо раскаяние с самого детства. Например, когда нашалил, сильно расстроил маму и понимаешь, что больше так делать не надо. Покаяние в этом смысле глубже. Человек должен понимать, почему то, что он делал – плохо, почему больше так делать не нужно и, главное, кому это нужно или не нужно.

На самом деле воспитание религии не сродни родительскому. Наказание как таковое отсутствует: никто не обидится на тебя, не похвалит и не пожурит. Все действия основаны на осознании. Церковь объясняет, почему именно некоторые вещи делать нельзя, как это плохо для главного действующего лица, а может быть, и кого-то еще. Если мы ведем невежественный образ жизни, никому, кроме себя и тех, кто нас любит, плохо мы не делаем. Но всегда ли осознаем последствия этого «плохо» для себя?

Церковь в этом смысле ведет работу на духовном фронте. Старается донести в проповедях последствия наших действий, закрепить в нашей душе некую цензуру, которая бы отталкивала нехорошие мысли, словно воск воду. И покаянию приписывается глубочайший смысл. В первую очередь это связано с пониманием кающегося, осознанием им его же неверных выборов и твердым решением подобного не совершать.

Особенность дня Мариина стояния

В качестве главного своего инструмента церковь использует церковные богослужения. Прекрасные песнопения, проповеди, на которых можно погрузиться в некое подобное трансу состояние и проникнуться духом праведной жизни. В них воспеваются праведные дела и рассказывается о грешных. Упоминаются великие святые, которые праведными своими поступками меняли ход истории христианства, а значит, возможно, и мира. Людям наглядно демонстрируют, какие слова, в какой последовательности помогают говорить с ангелами. И покаяние тоже воспевается — из-за своей чудодейственной силы.

Как раз об этой силе свидетельствует церковное сказание о Марии Египетской. Ее история была выбрана среди многих как наиболее наглядная, она рассказывает вот что:

Мария, будучи молодой девушкой, страшно грешила. В ее жизни присутствовали в основном плотские удовольствия, которым она потворствовала, не задумываясь о последствиях. Сказано, что 17 лет ее жизни прошло в блудном грехе.

Но так случилось, что ее сердце однажды тронула проповедь христианской церкви. Мария осознала, что ход ее жизни – не единственный вариант, и все может быть по-другому. Приняв твердое решение приблизиться к Господу, она устремилась в храм. И с того же момента дьявол принялся посылать ей препятствия, дабы не позволить ее душе очиститься.

Но стремление Марии было настолько сильным, что Господь услышал ее и помогал на протяжении всего пути к праведному образу жизни. Разумеется, его помощь заключалась больше в духовной поддержке, озарениях и просветлении, поскольку Господь помогает изнутри, а во внешнем мире человек должен действовать сам.

В итоге Мария провела последующие 47 лет своей жизни, ведя уединенный монашеский образ жизни в пустыне. Ее молитвы сотворили чудо, и она совершенно изменилась, получив впоследствии псевдоним Марии Египетской. В честь ее непоколебимой решимости, покаяния и веры и назван день Мариино стояние. Он отмечается во время Великого поста, поскольку также призывает к очищению всех послушников церкви.

Мариино стояние — четверг 5-й недели поста

Марииным стоянием называется четверг 5-й недели поста, он не привязан к определенной дате календаря. В 2019 году Мариино стояние также пройдет в этот день, то есть, 11 апреля. В храме состоится самое длинное богослужение за весь год — длительностью до 7 часов. Будет прочитан канон Андрея Критского до конца и житие Марии Египетской. Постящимся это послужит вдохновляющим примером, когда можно и нужно каждый день жить по-новому, еще лучше и чище, чем прежде.

Если направить искренние устремления на путь очищения, Господь Бог не даст почувствовать одиночества в пути, радость единения с ним будет придавать силы для совершения своих собственных маленьких и больших божественных чудес.

Великий канон, состоящий из 250 тропарей, – наиболее известное из покаянных великопостных гимнографических творений. В память о подвиге известной подвижницы Святой Земли преподобной Марии Египетской богослужение на пятой седмице Великого поста, за которым совершается чтение Великого канона, называют Марииным стоянием.

Марьино стояние
Православное богослужение утрени четверга пятой седмицы великого поста получило в народе название «Мари́ино или Ма́рьино стояние» по причине чтения за этой службой жития преподобной Марии, которое разделяется пением Великого канона Андрея Критского, к концу каждой песни которого добавляются тропари соответствующей песни канона прп. Марии Египетской. Тропари канона преподобной добавляются также к Покаянному канону Андрея Критского в среду и четверг первой седмицы Великого Поста. Согласно Уставу на каждый тропарь канона положено совершать по три земных поклона. Так как канон Андрея Критского чрезвычайно важен именно в качестве Покаянного, то его сочетание с чтением жития преподобной Марии, (почитаемой церковью как образец истинного покаяния), является для верующих одним из этапов подготовки к Страстной неделе.

Данная служба является очень продолжительной и особенно величественно проходит у старообрядцев, которые во время семичасового непрерывного богослужения совершают около тысячи земных поклонов, поскольку старообрядцами на практике выполняются уставные указания о земных поклонах во время богослужения.

ПРЕПОДОБНАЯ МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ

«Мария Египетская и Алексий, человек Божий»
(икона работы царских изографов, XVII век

Преподобная Мария, прозванная Египетской, жила в середине V и в начале VI столетия. Её молодость не предвещала ничего хорошего. Марии исполнилось лишь двенадцать лет, когда она ушла из своего дома в городе Александрии.

Будучи свободной от родительского надзора, молодой и неопытной, Мария увлеклась порочной жизнью. Некому было остановить её на пути к погибели, а соблазнителей и соблазнов было немало. Так 17 лет Мария жила в грехах, пока милостивый Господь не обратил её к покаянию.

Случилось это так. По стечению обстоятельств Мария присоединилась к группе паломников, направлявшихся в Святую Землю. Плывя с паломниками на корабле, Мария не переставала соблазнять людей и грешить. Попав в Иерусалим, она присоединилась к паломникам, направлявшимся в храм Воскресения Христова.

Люди широкой толпой входили в храм, а Мария у входа была остановлена невидимой рукой и никакими усилиями не могла войти в него. Тут поняла она, что Господь не допускает её войти в святое место за её нечистоту.

Охваченная ужасом и чувством глубокого покаяния, она стала молить Бога простить грехи, обещая в корне исправить свою жизнь. Увидев у входа в храм икону Божией матери, Мария стала просить Богоматерь заступиться за неё перед Богом. После этого она сразу почувствовала в душе просветление и беспрепятственно вошла в храм. Пролив обильные слёзы у гроба Господня, она вышла из храма совершенно другим человеком.

Мария исполнила свое обещание изменить свою жизнь. Из Иерусалима она удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню и там почти полстолетия провела в полном уединении, в посте и молитве. Так суровыми подвигами Мария Египетская совершенно искоренила в себе все греховные пожелания и соделала сердце своё чистым храмом Духа Святого.

Старец Зосима, живший в Иорданском монастыре св. Иоанна Предтечи, промыслом Божиим удостоился встретиться в пустыне с преподобной Марией, когда та уже была глубокой старицей. Он был поражен её святостью и даром прозорливости. Однажды он увидел её во время молитвы как бы возвысившейся над землей, а другой раз - идущей через реку Иордан, как по суше.

Расставаясь с Зосимой, преподобная Мария попросила его через год опять прийти в пустыню, чтобы причастить её. Старец в назначенное время вернулся и причастил преподобную Марию святых Тайн. Потом придя в пустыню ещё через год в надежде видеть святую, он уже не застал её в живых.

Старец похоронил останки святой Марии там, в пустыне, в чём ему помог лев, который своими когтями вырыл яму для погребения тела праведницы.

Это было, приблизительно, в 521 году.

Так из великой грешницы преподобная Мария стала, с Божией помощью, величайшей святой и оставила яркий пример покаяния.

Преподобный Герасим Иорданский

Слава постников - преподобный Герасим подвизался в монастыре недалеко от Иерусалима.

Начинающие монахи жили в самой обители, а опытные селились в пустыне, в уединенных кельях. Пять дней в неделю пустынники проводили в одиночестве и совершенном молчании. Молясь, они плели корзины из ветвей финиковой пальмы. У отшельников ничего не было, кроме ветхой одежды да плетенной из прутьев подстилки, на которой они спали. Их духовный отец преподобный Герасим запрещал им, выходя из кельи, закрывать дверь, чтобы всякий мог войти и взять, что ему понравится.

Питались они сухарями с водой и финиками. В кельях не позволялось готовить и даже разводить огонь - чтобы им и на ум не пришло сварить что-нибудь. Однажды несколько монахов просили разрешить им по ночам читать при свече и развести огонь - согреть воды. Святой Герасим ответил: "Хотите разводить огонь - живите в монастыре с новоначальными, а в отшельнических кельях я этого не потерплю". Сам преподобный Герасим во весь Великий пост до самой Пасхи ничего не ел и только причащением Божественных Таин подкреплял тело и душу.

По субботам и воскресеньям отшельники собирались в обитель. После святого причащения они шли в трапезу и обедали - ели вареную пищу и пили немного виноградного вина. Затем приносили плетеные корзинки, клали их к ногам старца и снова расходились по кельям, взяв с собой небольшой запас сухарей, финики, воду и пальмовые ветви.

Рассказывали о преподобном Герасиме такую историю. Однажды он шел по пустыне и встретил льва. Лев хромал, потому что занозил лапу, она распухла, и рана была полна гноя. Он показал преподобному больную лапу и жалобно смотрел на него, словно прося о помощи.

Старец сел, вынул из лапы колючку, рану очистил от гноя и перевязал. Зверь не убежал, а остался с пустынником и с тех пор ходил за ним повсюду, как ученик, так что преподобный удивлялся его благоразумию. Старец давал льву хлеб и кашу, и тот ел.

В монастыре был осел, на котором возили воду с Иордана, и старец велел льву пасти его у реки. Однажды лев далеко ушел от осла, лег на солнцепеке и уснул. В это время мимо ехал купец с караваном верблюдов. Он увидел, что осел пасется без присмотра, и увел его. Лев проснулся и, не найдя осла, с унылым и печальным видом пошел к старцу. Преподобный Герасим подумал, что лев съел осла.

Где осел? - спросил старец.

Лев стоял, опустив голову, как человек.

Ты его съел? - спросил преподобный Герасим.- Благословен Господь, ты не уйдешь отсюда, а будешь работать на монастырь вместо осла.

На льва надели упряжь, и он стал возить в обитель воду.

Как-то в монастырь пришел помолиться один воин . Увидев, что лев трудится как вьючное животное, он пожалел его и дал монахам три золотых монеты - на них купили другого осла, и лев больше не ходил на Иордан за водой.

Купец, который увел осла, вскоре снова проходил поблизости от монастыря. Он вез пшеницу в Иерусалим.

Увидев осла, идущего с верблюдами, лев узнал его и, рыкнув, бросился к каравану. Люди очень испугались и кинулись бежать, а лев взял в зубы уздечку, как всегда делал, когда пас осла, и повел его вместе с тремя привязанными друг к другу верблюдами в монастырь. Лев шел и радовался и от радости громко ревел. Так они пришли к старцу. Преподобный Герасим тихо улыбнулся и сказал братии:

Зря мы ругали льва, думая, что он съел осла.

И тогда старец дал льву имя - Иордан.

Иордан жил в монастыре, часто приходил к преподобному и брал из его рук пищу. Так прошло пять лет. Преподобный Герасим умер, и братия похоронили его. Случилось, что льва тогда не было в обители. Вскоре он пришел и стал искать своего старца. Отец Савватий, ученик преподобного, сказал ему:

Иордан, старец наш оставил нас сиротами - отошел ко Господу.

Он хотел покормить его, но лев не брал пищи, а повсюду искал преподобного Герасима и горестно ревел.

Отец Савватий и другие монахи гладили его по спине и говорили:

Отошел старец ко Господу.

Но не могли этим утешить льва. Иордана повели ко гробу преподобного возле церкви.

Здесь погребен наш старец,- сказал отец Савватий и, став над гробом на колени, заплакал.

Лев с громким ревом начал биться головой о землю и, страшно рыкнув, испустил дух на гробе преподобного.

До светлой Пасхи нас ждет еще несколько важных, особых дней. Это Лазарева суббота – 31 марта, Вербное воскресенье – 1 апреля, и Благовещенье Пресвятой Богородицы - 7 апреля. Но эти даты все, как правило, знают. А вот о том, что есть день, называемый Стоянием Марии Египетск ой , или Марииным стоянием, забывают или не знают вовсе. Между тем, это день не менее важный, а для кого-то он окажется спасительным. И в 2018 году Мариино стояние выпадает на 21 марта .

По уставу церкви, особая Великопостная служба «Стояние Марии Египетской» совершается на утрене четверга. Но по факту – на практике – она совершается накануне, в среду вечером. Служба эта – одна из самых длительных: на ней полностью читается Покаянный канон Андрея Критского, а затем еще и житие преподобной Марии Египетской, чья жизнь является каноническим примером того, как проходится человеком, при желании и старании его, путь от греха до святости. Мария изначально была большой грешницей, но потом, через покаяние и молитвы, она изменилась и сумела искупить свои грехи.

В чем смысл этой службы и почему ей уделяется столь пристальное внимание? Ответ прост и очевиден: пример Марии Египетской столь нагляден и ярок, что, напоминая о нем, церковь еще раз призывает верующих к переосмыслению своей жизни и к истинному, глубокому раскаянию и покаянию в совершенных грехах.

Кому, в чем и чем может помочь необычная служба, совершаемая лишь раз в год? Конечно, посетить ее не вредно никому. Однако в первую очередь эта служба – рука помощи для отчаявшихся. Объясним, почему.

Служба была составлена в 692 году из Великого Покаянного канона Андрея Критского и Жития Марии Египетской, и текст ее несет особую, с позволения сказать, миссию. Он не просто заставляет задуматься о совершенных поступках и оценить свою жизнь по-новому, но и дает веру тем, кому тяжело и трудно, кто не верует, но чувствует, что готов уверовать, а также тем, кто не верует вовсе. Мариино стояние – это служба-утешение, дающая надежду всем, кто в нем нуждается. Будь то отчаяние житейское, разочарование в ком-то или в себе самом, уныние и безверие – эта служба для таких людей! Ну а верующих служба укрепляет в их вере и поддерживает в решении продолжать подвиг поста и покаяния. Очень важно Мариино стояние для тех, кто чувствует, что силы его оставляют, кто хотел бы продолжать пост, но не уверен в своих силах и нуждается в твердой опоре. Ей и становится уникальная служба. Глядя на Марию, ни один человек не может сомневаться в возможности своего спасения.

ЧЕМ ПАМЯТНА МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ

История Марии действительно уникальна. Она в 12 лет стала блудницей и 17 лет продавала свое тело, не думая ни о чем. Денег этим она, правда, не заработала – что говорит о том, что грешила Мария под властью порока, но не ради богатств. Ей было уже почти тридцать, когда она решила отправиться в Иерусалим на корабле с паломниками – среди них было много симпатичных молодых людей, и Мария живо представила, как можно весело провести с ними время. Однако когда она присоединилась к паломникам и хотела вместе с ними войти в Храм, сила Божия ее остановила на пороге и не пустила внутрь.

Испуганная Мария попыталась войти в храм еще раз и еще раз, но не могла переступить порога. И тут она посмотрела на свою жизнь иначе. Осознав, что жила неправильно, она пала на колени перед висевшей в притворе на стене иконой Богородицы и принялась молиться. Моления были усердными – Мария вышла из храма другим человеком, да еще и услышав голос, который велел ей идти в пустыню за Иордан - только там сможет она обрести покой. Сорок семь лет провела Мария в пустыне. Первые семнадцать - усмиряла плоть и боролась с воспоминаниями о прошлой жизни, а последующие тридцать росла духовно, достигнув святости. Старец Зосима, навестивший Марию, потерял дар речи, увидев, что она во время моления поднимается над землей… Да и Иордан Мария перешла, аки посуху… Вот таких вершин она достигла, начав путь к очищению из греховности.

Что интересно: на Руси преподобная Мария всегда очень почиталась, а на Западе ее практически не знают и сравнивают с Марией Магдалиной.

Умерла Мария в 522 году. Похоронил ее вновь пришедший к ней Зосима.

Житие святой Марии Египетской написал патриарх Иерусалима Софроний. Что интересно - образы Марии Египетской и Марии Магдалины с годами смешались. Определенную роль в этом сыграла знаменитая «Золотая легенда» Иакова Ворагинского, в которой содержалось двести житий, одной из которых было как раз посвящено Магдалине. Магдалина жила на пять веков раньше, но некоторые ее черты благодаря автору будто бы "перешли по наследству" к Марии Египетской. В Евангелии ничего не было сказано о том, что Мария Магдалина была блудницей или жила в пустыне, но популярность «Золотой легенды» превратила персонажа Нового Завета в средневековую подвижницу. Это получило отражение и в культуре и искусстве: например, знаменитая скульптура Донателло "Мария Магдалина" имеет черты Марии Египетской - она истощена и будто обожжена солнцем. Мотивы жития Марии Египетской мы встречаем и у Брехта, и у Гете, и у Достоевского.

Православная церковь чтит память преподобной Марии Египетской 14 апреля, а также в воскресенье пятой недели Великого поста.

«Мариино стояние » — богослужение в честь святой преподобной Марии Египетской. Это богослужение посвящено подвигу удивительной святой, которая после греховной молодости 47 лет провела в пустыне в подвиге покаяния.

В память о великой святой Марии Египетской, Церковью установлена служба утрени четверга 5-й седмицы Великого Поста, совершаемая обычно в среду вечером . На этой утрене полностью прочитываются Великий покаянный канон Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской. Именно поэтому это богослужение получило в народе название «Мариино или Марьино стояние».

Согласно Уставу на каждый тропарь канона положено совершать по три земных поклона. Так как канон Андрея Критского чрезвычайно важен именно в качестве Покаянного, то его сочетание с чтением жития преподобной Марии, (почитаемой церковью как образец истинного покаяния), является для верующих одним из этапов подготовки к Страстной неделе.

Данная служба является очень продолжительной и особенно величественно проходит у старообрядцев, которые во время семичасового непрерывного богослужения совершают около 1000 земных поклонов, поскольку старообрядцами на практике выполняются уставные указания о земных поклонах во время богослужения.

Житие преподобной Марии Египетской является примером того, каким искренним и глубоким, преодолевающим все грехи, может и должно быть покаяние, перерождающее душу и меняющее жизнь человека. Некогда великая блудница через покаяние стала великой праведницей.

Чтение канона св. Андрея и жития Марии Египетской на пятой седмице Святой Четыредесятницы установлено отцами VI Вселенского Собора. Именно тогда, в 692 году, составленное патриархом Иерусалимским Софронием житие и канон были представлены христианам. Смысл установленного святыми отцами богослужения в том, чтобы в период Великого поста, когда до Пасхи остается две с половиной недели, еще и еще раз вспомнить о своих грехах и необходимости покаяния.

«Мариино стояние»- это стояние в покаянии, стояние в вере, стояние в борьбе с грехом.

Великий канон Андрея Критского, читаемый в четверг пятой седмицы Великого поста

Причастие Марии Египетской

Большинство икон святой Марии Египетской изображают ее молящейся. Она измождена, чрезвычайно суха телом, невозможно угадать в ней прежнюю красавицу. Руки ее воздеты, она устремлена ко Христу. Христос слышит ее молитвы. Его благословляющая десница видна в верхнем углу, куда устремлен взгляд святой. Но есть и иные иконы, где Марию причащает Зосима. Надвратную роспись с таким сюжетом я видел в афонском монастыре Дохиар.

Это очень важный сюжет жития. Возможно, он - самый важный. Мир узнал о прежней грешнице, взошедшей на высокую гору святости, благодаря монаху Зосиме. А тот был приведен в пустыню к Марии с двоякой целью. С одной стороны, нужно было уврачевать его душу, в которой уже зародился гордый помысел: я, дескать, превзошел прочих подвижников, и подобных мне нет. А с другой стороны, он, как священник, мог взять с собой Святые Тайны и причастить Марию. Что он со временем и сделал.

Мария, когда Зосима впервые увидел ее, была уже в благодатном состоянии. Принося Богу тихую молитву о живущих в миру, она поднялась на глазах Зосимы на локоть от земли. Она знала его имя прежде, нежели он назвался ей. Она цитировала Святое Писание, хотя не была научена грамоте. Иорданская вода была твердой под ее стопами, и преподобная шла по воде после совершения над ней крестного знамения. И все же ей, уже питающейся Богом, было необходимо принять Причастие.

Она уже была мертва для греха и жива для правды. Макарий Великий говорит, что душа в отношении греха должна быть заклана по подобию ветхозаветных жертв. Там ягненок был выкупан, и рассечен священником на части, и посолен солью. И лишь затем - принесен во всесожжение. «Так и наша душа, - говорит Макарий, - приступая к истинному Архиерею - Христу, должна быть от Него закланною и умереть для своего мудрования и для худой жизни, какою жила, то есть, для греха; и как жизнь оставляет жертву, должно оставить ее лукавство страстей» Все это на Марии исполнилось. Но и при этом нуждалась она в Небесном Хлебе. Такова непреходящая нужда живущего на земле человека в Причастии.

Если и ходящий по водам, и знающий наизусть Писание, и воскрешающий мертвых человек скажет, что не нужно ему Причастие, то нет в нем истины. А что же скажет духовный калека, который покрыт грехами, как коростой? Что он скажет, если Бог гремел над его духовным слухом всю жизнь, говоря «Примите, ядите Тело Мое!», «Пейте все Кровь Мою», а он не услышал повеление, пренебрег подарком, отверг призвание?

Мария, несомненно, причащалась бы часто, если бы жила вблизи селений и церквей. Но нельзя было ей жить вблизи людей. Ее многолетний греховный навык требовал максимального удаления от всяких соблазнов. Не просто явный соблазн, но даже шум человеческих жилищ, взгляд на любое лицо человеческое родил бы в ней такой внутренний пожар, что она вернулась бы к прежней жизни с ее немыслимым развратом. Мария должна была бежать от людей, бежать далеко, не оборачиваясь. По сути, она бежала от себя. Ради Господа Христа и ради своей бессмертной души она бежала ото всего, что могло пробудить в ней дикого зверя похоти. Только поэтому она не причащалась часто. Но и уйти из этого мира к престолу Спасителя она без Святых Тайн не хотела. До этого она причащалась еще только раз, в начале ухода из мира.

Удивительные отношения сложились у Марии с Христом и Его пречистыми Тайнами. Свое первое Причастие она получила в Иерусалимском храме Воскресения, получила наперед, как залог, поскольку были у нее в то время одни грехи и ничего доброго. Не было поста, не было молитвы, не было ни одной благочестивой мысли. Но когда Бог снял с ее глаз пелену, и она увидела свою жизнь, похожую на зловонный труп, поедаемый червями, источник слез закипел у нее в груди. С тех пор обильные слезы текли из глаз Марии непрестанно. И этих слез хватило уже в первый раз, чтобы причаститься.

Ослепшая от плача, растрепанная, с мокрым лицом, словно безумная она приняла Причастие. И никто не остановил ее, никто не спросил, читала ли она молитвы, постилась ли, была ли на исповеди. Дух Святой, начавший совершать в ее душе спасительное действие, дал почувствовать всем, что эта женщина должна причаститься.

Сорок семь лет пустынного жития и два принятия Тела и Крови Христовых, один раз - в начале пустынных трудов, второй раз - перед смертью. Не было бы Причастия - не было бы сил перенести почти полувековой пустынный подвиг. Не было бы Причастия - Зосима не пришел бы к ней, мы бы о ней не узнали.

Нам не нужно грешить так, как грешила она, живя в миру. Не нужно, потому что подобно ей каяться мы не сможем. Но нам нужно принимать Святые Тайны, без которых, как видим, самые святые - не до конца святы.

Протоиерей Андрей Ткачев



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png