Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 19-20 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда », и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас

Тогда приступльше ученицы Его на едине, спросили Его: почто мы не возмогохом изгнати беса ? Мне кажется, они боялись, не потеряли ли благодати, сообщенной им; они получили власть над духами нечистыми: потому и спрашивают Христа, пришедши к Нему тайно, не потому, что стыдились (раз дело уже совершилось, и они были обличены, то не для чего им было стыдиться словесного признания), а потому, что они намерены были вопрошать Его о предмете важном и тайном. Что же Христос? За неверствие , говорит, ваше; аще бо имате веру яко зерно горушно, речете горе сей: прейди, и прейдет, и ничтоже невозможно будет вам (Мф. XVII, 20) . Скажешь: где они сдвинули с места гору? Я скажу, что они сделали гораздо более, воскресивши тысячи мертвых. Поистине, не столько потребно силы передвинуть гору, сколько выгнать из тела смерть. Говорят, впрочем, что святые, после них жившие и их гораздо меньшие, передвигали и горы, когда требовала того нужда. Отсюда очевидно, что и апостолы могли бы сдвинуть, если бы только нужно было, но так как тогда не было нужды, то не следует и обвинять их. Да и Господь не сказал: передвинете непременно, но: можете передвинуть . А если они не переставляли гор, то не потому, что не могли (иначе как же могли они совершать более важные чудеса), но потому, что не хотели; а не хотели потому, что не было нужды; а может быть, это и случалось, но нигде не упоминается, так как не все чудеса описаны. К тому же они тогда еще были не столько совершенны. Почему? Ужели не имели такой веры? Не имели; они не всегда были одинаково совершенны. Так Петр то называется блаженным, то укоряется; так и прочие получают от Христа упрек в неведении, когда не разумели слова о квасе. Может быть и в настоящем случае апостолы обнаружили слабость веры, так как прежде креста они были не совсем совершенны. Говоря здесь о вере, Христос разумеет веру чудодействующую, и желая показать неизреченную силу ее, указывает на горчицу, которая хотя по виду весьма не велика, но имеет весьма великую силу. Итак в доказательство того, что и самая малая искренняя вера имеет великую силу, указывает на горчицу; не останавливаясь на этом, упоминает затем еще и о горах и, восходя далее, прибавляет: ничтоже невозможно будет вам .

Подивись же и здесь их любомудрию и силе духа: любомудрию, потому что не скрыли своей слабости; силе Духа, потому что тех, которые не имели веры и с зерно горчичное, Он в короткое время так возвысил, что протекли в них реки и источники веры.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 19-20 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас

Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам

Это то же, что Он говорит и в другом месте: О чем вы ни будете просить во имя Мое с верою, то получите (Ин. 15:7) . Итак, когда только мы не достигли прошения, причиной этого бывает не бессилие Того, к Кому обращена просьба, а виновность просящих.

если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас

Некоторые полагают, что вера, сравниваемая с зерном горчичным, называется малой, когда [Господь] сравнивает Царство Небесное с зерном горчицы; но в то же время апостол говорит: Если имею всю веру, так что могу и горы переставлять (1 Кор. 13:2) . Следовательно, вера, сравниваемая с зерном горчицы, велика. Перемещение горы указывается не в отношении той горы, которую мы видим плотскими очами, но той, которая была перемещена Господом из лунатика, потому что, когда Он говорит: Скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет , Он имеет в виду демона. Поэтому те, которые стремятся доказать, что апостолы и все верующие в действительности имели не малую веру, должны быть изобличены в неразумии, потому что никто из них не переместил этой горы. В самом деле, ведь имеет значение не столько передвижение горы с одного места на другое и тщетное искание на показ чудесных знамений, сколько перемещение на пользу всех той горы, которая, по словам пророка, губит всю землю (Зах. 4:7) .

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 19-21 Тогда ученики, приступивши к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет, и ничего не будет невозможного для вас. Сей же род изгоняется только молитвою и постом

Апостолы убоялись, не утратили ли они дарованной им силы над демонами? Поэтому наедине, волнуясь, спросили. Господь, укоряя их, как далеких еще от совершенства, говорит: «по неверию вашему »; если бы вы имели теплую, горячую веру, то она, хотя бы и казалась малой, совершила бы великое. Где апостолы переставляли горы, об этом ничего не написано. Но вероятно, что они переставляли, хотя и не написано, так как не все записано. Иначе: обстоятельства не требовали, поэтому апостолы и не переставляли, но делали гораздо большее. Обрати внимание, что сказал Господь: «скажете горе сей: перейди отсюда », то есть когда скажете, тогда и перейдет. Но апостолы не говорили этого, потому что время не требовало и не было нужды, и поэтому горы не переходили. Скажи, они и перешли бы. «Сей же род », то есть род демонов, «изгоняется только молитвою и постом ». Ибо должно особенно поститься тем, кто находится во власти демонов, и тем, кто имеет намерение исцелять от них. Молитва же бывает истинною тогда, когда она соединена не с пьянством, а с постом. Обрати внимание и на то, что каждая вера есть зерно горчичное. Оно считается ничтожным, по причине буйства проповеди, но если случается добрая земля, оно развивается в дерево, на котором вьют гнезда птицы небесные, то есть мысли, парящие ввысь. Поэтому кто имеет теплую веру, тот может сказать этой горе: перейди, то есть демону. Ибо Господь показал демона исходящего.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Ст. 19-20 Тогда приступльше ученицы ко Иисусу на едине, реша: почто мы не возмогохом изгнати его? Иисус же рече им: за неверствие ваше: аминь бо глаголю вам: аще имате веру яко зерно горушно, речете горе сей: прейди отсюду тамо, и прейдет: и ничтоже невозможно будет вам

Тогда приступльше ученицы ко Иисусу на едине, реша: почто мы не возмогохом изгнати его; Иисус же рече им: за неверствие ваше

Марк (9:28) сказал, что они спросили, когда Христос вошел в дом. Спросили из опасения, не потеряли ли они полученной ими власти над нечистыми духами. Пред народом Христос осудил неверие приведшего, а наедине порицает неверие учеников. Усомнившись прежде попытки в том, что они могут исцелить страждущего, хотя прежде исцеляли многих других, они после попытки не могли уже исцелить. Итак, мудро пред многими порицает неверие многих, а наедине – неверие Своих; и не следовало пред толпою срамить учителей вселенной.

Аминь бо глаголю вам: аще имате веру яко зерно горушно, речете горе сей: прейди отсюду тамо, и прейдет

Говорит не о вере в то, что Он Сам – Бог, а в то, что Он творил чудеса. Говорит: Если вы будете иметь такую деятельную, сильную и горячую веру, как горчичное зерно (а оно обладает такими качествами), веруя без всякого колебания тому, что будете творить чудеса, то будете иметь столь великую силу, что будете переставлять даже горы, если пожелаете. Иметь столь великую веру представляется делом легким, но оно также и весьма высоко. Оно рождается из дерзновения к Богу, – а такое дерзновение, в свою очередь, – из богоугодности. Но необходима сильная борьба для того, чтобы приобрести чрез богоугодность такое дерзновение к Богу, чтобы твердо веровать, что Он подаст все просимое. Просите, – сказано, – и дастся вам (Мф. 7:7). Не удивляйся, если апостолы не двигали с места гор. Это было не потому, что они не могли. А потому что не желали, – так как не было нужды в этом. После них некоторые святые, которые стояли гораздо ниже их, по встретившейся необходимости, переставляли горы, согласно с ответом Господа. Горой можно назвать и диавола за высоту его самомнения, которого святые легко отдаляют от себя, когда желают.

и ничтоже невозможно будет вам

Вы не только будете переставлять горы, но и ничего другого не будет для вас невозможного.

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его

В Мк. 9:28 говорится, что это было, когда Спаситель вошел в дом. Где находился этот дом, неизвестно.

Толковая Библия.

«Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: «исторгнись и пересадись в море», то она послушалась бы вас». (Луки 17:6).

Один пожилой верующий человек спросил меня:«Как ты понимаешь эти слова Христа?». «Буквально»,- сказал я.

Человек вспыхнул: «Что ты говоришь!? Мы же не можем словом пересаживать деревья!..».

Я отвечал, что, раз мы не можем словом пересаживать деревья,значит, у нас нет веры даже размером с горчичное зерно…

Человек был возмущен. Он верил в Бога всю свою долгую жизнь, и считал, что у него крепкая вера в Бога.Затемон стал мне объяснять, что это - притча Иисуса, которуюнеследует понимать буквально. По его словам «смоковница», о которой сказал Христос, есть некий набор отрицательных качеств, находящихся в нашем сердце, которые мы, развивая в себе веру, можем «пересадить» от себя, избавиться от них. И море – не понимается буквально. Это есть символ пучины, глубины, невозвратного пути, куда нужно бросить свои плохие качества и склонности…

Религиозная гора мудрствований.

Объяснения этого человека представляют собой классический пример того, как религия истинный смысл Писания подменяет религиозной философией и казуистикой, и как слова Христа переворачивает с ног на голову, отводя внимание слушателяотглавного, и переключая на второстепенное.

Между тем хорошо видно, что в приведенном случае Христос не вел речь о смоковнице. И о море Христос не говорил. Господь здесь учил о вере .Он говорил о том, что у Его учеников была крайне малой вера. И Он говорил о великой силе и о могуществе веры.

Пример с горчичным зерном Христос применял не один раз.Был случай, когда ученики не могли изгнать беса из человека. «Тогда ученики, приступивши к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас». (Матф. 17:14-20).

Упомянутый выше религиозный человек «гору» из ответа Иисуса также объясняет горой проблем, которые встают на духовном пути верующего, и которые он своей верой отодвигает в сторону…

Для христианских религий, зараженных языческими представлениями о загробной жизни, о выходе человека из тела, исповедующих жизнь человека вне тела,проповедующих гибель земли, для таких религий очень многие тексты Библии являются непонятными, загадочными, вообще – противоречивыми. Например, такими неудобными для религий являются слова Господа из Нагорной проповеди: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю»;или, как сказано в Современном Русском переводе Библии: «Блаженны кроткие! Бог им отдаст во владение землю». Да и сама Господняя молитва «Отче наш», несмотря на то, что регулярно повторяется религиями, произносится лишь формально, без какого либо вникания в ее смысл, который прямо говорит, что воля Божья и на земле будет такой же, как и на небе.

Слова Христа о вере с горчичное зерно являются такими же трудными для религий словами.

Могущество веры.

Исследование Писания показывает, что слова Христа о вере величиной с горчичное зерно, есть как-бы маленькая, едва заметная вершина громадного айсберга информации, которая содержится в Библии о сущности человека, о его природе и о его будущем.

Смысл Библейского учения о человеке заключается в том, что человек является человеком только в теле. Имеется тело, значит, есть человек. Нет тела - нет и человека. Таково учение Библии.

Так жеавторитетно Священное Писание повествует, чточеловек, материальный, телесный, может и должен иметь свободу общения с Богом. И должен получать от Бога помощь и силу.Без этого человек просто не сможет существовать.

Вопрос: Как проявится эта помощь и силаБога для человека?

Она будет видна в делах, в событиях и формах материального характера. Древние пророки, например, Илия, Елисей обладали колоссальной помощью от Бога. И что? Они могли творить великие чудеса! Они даже мертвых воскрешали. Буквально, материально.

Христос пришел на землю с властью и силой Бога. И как эта власть и сила проявлялись? В чудесах и в делах материальных.

Апостолы в Пятидесятницу получили власть и силу Бога. Как это было видно? Из их дел, видимых, материальных.

Что всем этим подчеркивается?То, что человек есть существо телесное, буквальное, материальное. И жизнь вечная ему будет дана такая же.

Чтобы телесный материальный человек мог жить вечно, он, кроме обязательных глубочайших духовных качеств и способностей должен обладать некими особыми дарами и возможностями материальными. Он должен быть способен на такие дела, которые для нынешнего смертного человека являются просто настоящим чудом. И это именно так и будет. В Божьем Царстве смерть потеряет власть над человеком. Бессмертного человека невозможно будет убить. Как сейчас в теле человека работает «программа» разрушения и старения, так в Божьем Царстве в теле человека будет работать программа восстановленияизаживления.

О том, каким будет человек вечный, какими он будет обладать возможностями и способностями, на Своем личном примере показал Божий Сын Иисус. Он сошел с неба на землю. Он через женщину принял материальное тело. И Он творил такие дела, и совершал такие поступки, которые для всех людей были невероятным чудом. Его смогли убить только потому, что Он Сам пошел на смерть, пожертвовав Свою жизнь ради людей, как Спаситель грешных.

Христос чудесным образом исцелял больных. Исцелял буквально, телесно, материально.

Христос чудом кормил голодных. Кормил буквально, материально.

Христос воскрешал мертвых. Воскрешал буквально, материально, телесно.

Христос ходил по воде.Ходил буквально, материально, телесно.

Христос приказал буре и шторму немедленно утихнуть. И те сразу же повиновались. Буквально, материально.

Что, Христос был материалист?Нет, Христос был в высшей степени человеком Духа. И был исполнителем воли Всевышнего относительно человека, образа Божьего в материальном теле.

Какой был Христос на земле, такими будут люди, получившие вечную жизнь. Они будут способны исцелять, врачевать, заживлять, в том числе и самих себя. И они буквально будут способны «пересаживать деревья и двигать горы» одним только словом. Причем, все это является лишь минимумом того, на то будет способен человек бессмертный.

Чудо, неимоверное чудо пересаживания дерева в море и перемещения горы одним словом, Иисус сравнивал с горчичным зерном. То есть, Христос говорил, что для таких невероятных чудес человеку нужно будет «веры» всего лишь с горчичное зерно, то есть, самый минимум. А что же сможет человек, у которого вера возрастет до размеров горы? Если с минимумом человек сможет творить такое, то, что же он сделает с максимумом веры, когда придет, как написано, «в меру полного возраста Христова»? Какие перспективы в плане возможностей откроются перед людьми, когда, как написано «Сам Бог будет обитать с ними»?

Человек был задуман Творцом как материальное подобие и образ Его Самого,Бога. Человек был поставлен владыкой над природой. В словах и делах человека должно было отражаться Величие и Слова Бога.

Бог очень любит человека. Любовь Бога к человеку превосходит всякое разумение. Бог спасает человека от смерти.Но, пока человек смертен, Бог предъявляет ему самые минимальные требования. Почти – микроскопические.

Хотя Христоси говорил о вере с горчичное зерно, однако Христос не потребовал, чтобы мы сейчас передвигали горы. И не поставил условие, что для спасения непременно необходима такая вера. Даже веры с горчичное зерно Бог сейчас от нас не ожидает. Размер горчичного зерна был бы для нас слишком великим. По всему видно, что Бог ждет, чтобы мы сейчас проявили веру даже не с горчичное зерно, а, как бы с молекулу, или даже с атом. И этой веры, такой маленькой, такого мини-микро размера для Него будет достаточно, чтобы объявить нас праведниками, чтобы подарить нам вечную жизнь. А там, в жизни вечной, мы достигнем полной веры в совершенстве.

Обращаясь к смертному человеку, Милосердный Господь говорит всего-навсего так: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты, и весь дом твой». Это, по правде, есть вера, по размеру сравнимая разве что с элементарной частицей, с одним атомом. На такие уступки идет Бог, чтобы только спасти человека.

Бог всегда был таким. Вспомним, например, древнюю Ниневию. Ее грехи были так велики, что Господь приговорил ее к уничтожению. Но, стоило только Ниневии попросить у Бога помилования, как Бог сразу отозвался, и отменил Свой приговор.Что сделала Ниневия? Какая была у нее вера? Явно меньше, чем горчичное зерно. Ни деревьев, ни гор Ниневитяне словами не передвигали. Они всего на всего – покаялись. И этого было достаточно, чтобы Господь даровал им спасение. Христос говорил о них, как о спасенных.

И ныне от людей Бог ждет тот же минимум веры. И заключается он в покаянии перед Богом. И – все! И – будешь спасен! «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться; ибо Он назначил день,в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых». (Деяния 17 гл).

Учение Христа о вере с горчичное зерно является для нас не укором, не обличением, а мощной поддержкой, укрепляющей нашу надежду на вечную жизнь, которую Он обещал верующим в Него. Сейчас нет никакой необходимости словом пересаживать деревья и передвигать горы. Для этого придет свое время. Как в начале Бог все сотворил Своим Словом, так в Его Царстве, святой, безгрешный человек, достигнув состояния образа и подобия Бога, действовать будет словом. Бог даст человеку такую силу.

Библия многократно показывает, как серьезно Бог относится к словам, которые произносит каждый человек. Христос однажды сказал: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда;ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься». (Матф. 12 гл).Согласно Библии, пустословие является одним из дел грешных людей. Слово есть нечто,чрезвычайноважное в глазах Бога. Но это другая тема…

Сейчас нужно покаяться, - кто еще не покаялся,- и жить по заповедям Бога. А все остальное – приложится… там, в Божьем Царстве, где перед бессмертным человеком по воле Создателя откроются такие захватывающие перспективы, каких сегодня не может предположить даже самый смелый фантаст.

«…Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божьей. Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего, и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную,которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо, если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии…». (1Коринф. 2 гл).

Как нам следовать за Богом и получать упование, которое про­изводит изменения? Мы должны научиться кое-чему у горчично­го зерна.

« 5 И сказали апостолы Господу: умножь в нас веру. 6 Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она пос­лушалась бы вас» (Лук. 17:5,6).

Горчичное зерно имеет несколько интересных свойств:

1) Это очень маленькое зерно.

2) Развивается очень быстро и достигает довольно высокого роста.

3) Будучи однолетним растением, характеризуется интенсивным ростом - некоторые растения могут вырастать до двенадцати футов (3 м 60 см) за неделю.

Как известно Иисус сравнил веру с горчичным зерном, поэтому мы можем сделать следующие выводы из свойств этого растения:

1) Хотя ваша вера может быть маленькой, у нее есть потенциал стать чем-то великим и продуктивным.

2) При благоприятных условиях, ваша вера может начать быс­тро расти и превратиться в могучее растение. Когда ученики попросили: «умножь в нас веру», ответ Иисуса был с намеком: «Поместите ту небольшую веру, которая у вас есть, в правиль­ные условия, и она начнет расти».

Что такое «благоприятные условия», чтобы вера росла в наших сердцах? Давайте пос­мотрим на это в первую очередь с естественной, а затем с духовной точки зрения. Мы увидим, что правильные условия для роста веры можно найти только в контексте преданного следования за Богом.

В природе для того, чтобы горчичное зерно начало свой рост (или любое другое), должны присутствовать четыре очень важ­ных условия: плодородная почва, вода, свет и тепло.

Плодородная почва: нам нужно иметь мягкое восприимчивое сердце. Наши сердца смягчены, если мы постоянно размышляем над Словом Божьим и готовы к сокрушенному покаянию.

Вода: нам нужен Дух Святой, чтобы орошать нас. Мы должны пылко желать постоянного наполнения Духом Святым. Когда Бог поливает наше семя веры, и оно прорастает, Божественная жизнь взрывается изнутри.

Свет: нам нужен свет Божьего Слова. Семя не прорастет пре­жде, чем не настанет день, новый день, поэтому нам нужно прово­дить больше часов в свете Божьего Слова. Когда живой голос Бога достигает семени веры, оно начинает прорастать. Появившаяся жизнь зерна веры не может быть остановлена ничем.

Тепло: зерно не прорастет, если нет достаточно тепла. У вас мо­жет быть хорошая почва, обилие воды и много света, но если есть недостаток в тепле, зерно не даст побега. Верите ли вы в это или нет, но нам тоже нужно тепло давления, проблем и враждебных обстоятельств, чтобы заставить нашу веру прорасти. Без трудных обстоятельств наша вера никогда не будет развиваться. Вспомни­те снова, что сегодняшнее несчастье, с которым вы сталкиваетесь, очень может быть даром, который заставит зерно умереть и затем появиться в новой жизни.


Мудрый садовник, пытаясь вырастить горчичное дерево веры, не только обеспечит растение четырьмя необходимыми, только что упомянутыми условиями, но и постарается защитить сад от «лисенят» (Песн. Г1. 215), которые будут угрожать или попыта­ются уничтожить веру. Лисенята повредят урожай, подкапыва­ясь под корни в поисках пищи. Есть много лисенят, которых мы должны постоянно опасаться: апатия, искушение, отвлечение, окружающая среда, потеря мужества и т. п. Только когда мы должным образом охраняем семя от опасностей, вера начинает расти.

Очень важен тот факт, что горчичное зерно - однолетнее рас­тение. Оно всходит весной, цветет летом, затем падает на землю и когда приближается зима, начинает разлагаться. Оно живет толь­ко один сезон. Иисус мог сравнить веру с желудем, из которого вы­растает могучий дуб. Но нет, Он сравнил ее с горчичным зерном, которое быстро превращается в большое растение, но увядает, когда заканчивается сезон.

Когда я спросил Господа, что это значит, я вспомнил, что каж­дый новый вызов требует совершенно нового роста веры в нашем сердце. Начинается кризис, вы пылко ищете Господа, Он откры­вает Себя, вере вырастает в вашем сердце, и вы получае­те великую победу в Божьей благодати. «Слава Богу, - ду­маете вы, - Господь вырас­тил мою веру, это здорово!» И затем, несколько лет спустя, на вас обрушивается совершенно другой кризис. Когда это происходит, вы размышляете: «Я знаю, что моя вера, после прошлой ситуации, окрепла, так что же теперь не так? Почему у меня нет веры в новых испытаниях?» Вопрос в том, что вера однолетняя. Вам нужно вы­ращивать новое дерево веры в каждом новом сезоне трудностей. Вы можете чувствовать, что начинаете все с нуля, и эго нормаль­но. Возвращайтесь назад и ищите лицо Бога. У него есть путь для вас, чтобы расти в вере и уповании в каждом новом вызове.

«Я веровал, и потому говорил*

«Я веровал, и потому говорил: я сильно сокрушен. Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь» (Пс. 115:1,2). Пса­лом 115 празднует освобождение от смертного страдания и мук, данное Господом. Псалмопевец взывал к освобождению, и Гос­подь услышал его. По определению этого Псалма, скорбь - это обстоятельства, которым позволено иметь место в нашей жизни и согласно Его целям очистить и сделать нас совершенными в благочестии. Тогда вы можете сказать вместе с Павлом: «Посему я благодушествую в немощах... ибо, корда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12:10). Это приходит, когда вы узнали, что такое опреде­ленная Богом немощь, которая дается для вашей лее пользы.

Когда вы поражены горем, требуется великая вера, чтобы ска­зать вместе с псалмопевцем: «Я сильно поражен Господом. Он сде­лал это. Его рука участвует в этом, и когда Он закончит, я выйду, как чистое золото». Другие смотрят на вашу жизнь и думают: «Вы живете в вымышленном мире и вам будет трудно выбраться из всех этих проблем, подпишите себе приговор. Вы конченый чело­век - это видно с первого взгляда» Даже если другие могут и не произносить вслух эти слова, вы можете почувствовать, как они смотрят на вас, и представить себе, что они думают.

Псалмопевец был очень сильно огорчен, но он продолжал ве­рить, что трудные обстоятельства посланы Богом и что только Он освободит его. Он верил и поэтому говорил. Но его окружали те, кто сомневался в Боге, и он отвечал им так: «всякий человек ложь». Он говорил: «Вы, люди, думаете, что Бог судит меня и при­нижает меня, но вы все лишь группа лжецов. Бог держит Свою руку на моей жизни, и Он освободит меня!»

Замечательно видеть, как Павел подхватывает слова псалмо­певца и цитирует его: «Но, имея тот же дух веры, как написано: „я веровал и потому говорил", и мы веруем, потому и говорим, зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами» (2 Кор. 4:13). Посмотрите на кон­текст приведенной цитаты: Павел только что описывал свои пере­живания во время тяжелых обстоятельств. Преследуемый, гони­мый, всегда носящий «в теле мертвость Господа Иисуса» и всегда готовый пойти на смерть ради Иисуса. Другими словами, Павел говорит: «Все то, что я пережил - это скорби, которые были наме­ренно определены Господом, чтобы закалить наши души и осуще­ствить Свои цели».

Павел делает то же заявление, что и псалмопевец! Он говорит: «Божья рука отвечает за мою великую скорбь. Я верю, что Он предназначил это для конкретной цели, и когда достигнет ее, то освободит меня. Даже если ваши критики смеются надо мной сей­час, я верю, что это так и что я еще буду говорить об этом».

Бог побудил меня обратиться к людям во время своей скорби и произнести, что Он освободит меня. Враг говорит: «Если Бог не освободит тебя, то ты потеряешь свою репутацию». Но вера гово­рит, и я буду говорить.

Кто из нас не молился, глядя в окно, не пытаясь передвигать горы? Ну, или предметы поменьше…

Кто из верующих, читая про веру с горчичное зерно, не задавал себе вопрос — а какая же у меня вера?

Правда, в большинстве случаев, это бывает у радикально настроенных молодых христиан, охваченных юношеским максимализмом и, к сожалению, с годами у многих верующих это проходит.

Недавно слушая проповедь моего друга на тему горчичного зерна, я вернулся опять к размышлению на эту тему. Особенно мне была интересна моя реакция на его вопрос: «Кто из присутствующих имеет веру с горчичное зерно? ». И честно скажу, — я, зная моего друга, не рискнул поднять руку, ожидая, что он предложит мне что-то передвинуть. Есть такие места в Библии, которые лично я не всегда люблю объяснять, потому что читая их возникает некое чувство неловкости. Я понимаю, что если вера есть, а предмет не двигается, то можно, конечно, объяснить почему, но неудобно самому себе за свое объяснение…

Его вопрос вернул меня во время, когда я пробовал свою веру, глядя за окно, и переживал неприятное ощущение от неудачного опыта перемещения домов и деревьев за окном. На этом поприще я потерпел поражение не один раз, оставил это занятие и больше решил к нему не возвращаться. Для себя я дал разумное объяснение почему это не происходило (ну, понятно, считая, что вера у меня значительно больше, чем горчичное зерно ) — моя вера предназначена для передвижения «гор проблем», ну и понятно, что Иешуа не имел в виду буквально того, о чем Он говорил.

Сегодня, размышляя над тем, почему же я не поднял руку, когда меня спросили имею ли я веру с горчичное зерно, мне таки становится стыдно за то, что я потерял мой юношеский максимализм, относительно буквального восприятия Его слова. Потерял, давая себе здравые и разумные объяснения, когда Его слово не производит того, что написано. Вместо того, чтобы молиться и искать, почему же Его слова не ожили в моей жизни, что со мной не так, что Он действительно имел ввиду, делая такие радикальные заявления «гора передвинется»?

Но, попробую вернуться к теме горчичного зерна.

Иешуа возвращается с горы Табор, и встречает человека:

Матф.17:14-16
14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,
15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния [беснуется] и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,
16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

Итак, ученики не смогли исцелить сына этого человека.

Иешуа говорит довольно странные слова:

Матф.17:17,18
17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.
18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

Видно, что Иешуа расстроила эта история. Мне лично не совсем понятно, кому адресованы слова «род неверный и развращенный», то ли к людям, которые его окружали, то ли к ученикам… или ко всему человечеству. Ясно только одно — Он был расстроен тем, что встретился с такой ситуацией, когда его ученики не смогли исцелить мальчика. И Он сразу ее решил, бес покинул мальчика.

И тут ученики приступили к нему с вопросом:

Матф.17:19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?

Стоит просмотреть этот же отрывок в Писании, как его описал Марк:

Мар.9:23-29
23 Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему.
24 И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.
25 Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.
26 И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.
27 Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.
28 И как вошел [Иисус] в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?
29 И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

Интересно, что в данном отрывке мы видим вопрос Иешуа к отцу, о наличии у него веры. И видим, что веры у него было не очень много. Но вера отца, ее наличие или отсутствие не повлияло на результат, бес вышел.

Но, вернемся к вопросу учеников и вопросу веры. Очевидно, что тут речь идет об отсутствии веры у учеников, а не о величине веры отца. Учеников на самом деле удивил этот случай, они не понимали, почему исцеление не произошло. Понятно их удивление, они считали что особой веры и не нужно иметь для того, чтобы произошло исцеление:

Матф.10:1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.

Они имели власть, власть которую получили от своего Учителя, власть, которой они пользовались и у них все получалось. Но тут они сталкиваются с тем, что по непонятным для них причинам ничего не произошло. И они приступают к учителю с естественным вопросом: «Почему мы не могли?». До этого мы могли, а в данном случае — не смогли. Нужно понимать — вера нужна в первый раз, второй, третий, но когда это входит в нормальную практику, вера достигает такой величины, что когда у вас что-то не получается, то возникает вопрос: «Не понял, в чем дело?». Вы уже, так сказать, и не обращаетесь к вере, просто делаете, а вот когда не получилось, то это вызывает недоумение. Ну, и точно, ответ не лежит для нас в плоскости отсутствия нашей веры.

Ответ Учителя, думаю, несколько удивил их:

Матф.17:20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; …..

Вот это да! Оказывается, у них просто не было веры. Как такое может быть, в принципе? Они же ходили с Ним, Он им дал власть, они этой властью пользовались и тут, вдруг, нет веры… Причем, веры с горчичное зерно. Если у них тогда не было веры с горчичное зерно, что тут можно сказать о каждом из нас сегодня? Они видели столько, когда ходили рядом с Машиахом, Он им давал власть и они пользовались ей и видели множество чудес, и тут вдруг Иешуа говорит: «А у вас нет веры с горчичное зерно, вот если бы такая вера была, тогда конечно, а так… у вас ее нет».

И тут Он добавляет очень странные слова:

Матф.17:21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.

Это может служить ключом к понимаю всего отрывка. Понимание того, что мы, имея всю власть, которой Он нас наделил, нуждаемся в Его откровении на каждую ситуацию. Мы по-прежнему нуждаемся в Нем. Он им говорит: «Вы столкнулись с особым родом, для которого нужен пост и молитва, а вы вместо того, чтобы искать откровения, решили действовать по привычке. Вам всего чего не доставало — это веры с горчичное зерно».

Читая Писание, мы можем встретить далее еще один урок, про веру, которая может двигать горы:

Мар.11:21-24
21 И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.
22 Иисус, отвечая, говорит им:
23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет.
24 Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам.

Матф.21:20-22
20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?
21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что [сделано] со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет;
22 и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.

Опять тут странная ситуация — ученики удивляются тому, что смоковница засохла… это те ребята, которые видели умножение хлебов и рыб, видели, как море утихало по Его слову, видели, как Он ходил по воде (в общем-то, и Петр тренировался, и на определенном этапе у Петра получалось тоже ходить по воде). Они удивляются тому, что смоковница по Его слову засохла. Петр говорит: «О, смотри, учитель, таки засохла по твоему слову». И тут Иешуа говорит: «имейте веру Божью».

Он говорит о том, что есть определенная вера Божия. И я тут понял, что, оказывается, моя вера часто происходит от моего желания. Но мое желание это еще не вера. Часто происходит так, что мы чего-то желаем и наше желание выдаем за веру, и чем сильней желание, тем нам кажется, что у нас больше вера. Мы начинаем исповедовать, провозглашать, находить места Писания, которые укрепляют нас в нашем желании, мы неотступны… И ничего, в итоге, не получаем. Потому что мы перепутали,наше желание с верой.

Иак.4:3
Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.

А мотивы наших желаний не всегда хороши. Но, есть и другие места в Писании, которые поощряют нас молиться и просить:

1Иоан.5:14 И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас.

Когда что-то просим по воле Его… Так что, вопрос в знании Его воли, и тогда, когда наши просьбы будут совпадать с Его волей, тогда мы получим просимое. Наше желание, облаченное в наше понимание веры, не производит впечатление на Творца, так что, удивившись силе нашего желания, Он дал нам то, чего мы так страстно желаем. Наше желание, которое мы назвали верой, не в силах заставить Творца выполнять наше желание.

Есть еще одно место в Новом Завете, когда Иешуа вспоминает про веру с горчичное зерно:

Лук.17:5,6
5 И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.
6 Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.

Это происходит в ответ на просьбу Апостолов умножить их веру. Тут, думаю, важно вспомнить про природу веры:

Рим.10:17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.

Если мы слышим Его слово, отсюда и должна рождаться вера, и тогда той минимальной веры с горчичное зерно будет достаточно для того, чтобы Его слово исполнилось в нашей жизни. Даже если Его слово будет говорить о том, что смоковнице или горе нужно переместиться, то они переместятся. Они будут перемещаться не из-за величины нашей веры, а из-за того, что Творец это сказал. Так что, думаю, слова Иешуа можно принимать буквально — гора будет перемещаться, и вопрос не в горе, а в том, чтобы Всемогущий сказал горе. Вопрос не в нашей вере, а в том, чтобы Он это сказал. Поэтому мы можем в будущем не тренироваться, перемещая здания и деревья, проверяя нашу веру, мы можем молиться о Его слове в нашу ситуацию, и тогда, когда прозвучит Его слово, все произойдет по этому слову.

Заканчивая статью, могу сказать, что она касается только одного аспекта темы веры. Есть множество других стороны этой темы, которые не менее важны для нашей жизни, чем та, о которой вы сегодня прочли.

Подписывайтесь:

Думаю, что у многих читающих вера намного больше горчичного зерна. И мне хочется верить, что прочитав этот материал, они не будут больше смущаться, как смутился я, услышав вопрос о «вере с горчичное зерно».

Большое спасибо Виталию Ляшенко , который задал мне этот вопрос, и своей проповедью побудил меня к размышлениям и написанию статьи.

Дмитрий Ю.

Спрашивает Николай
Отвечает Александра Ланц, 14.04.2011


Вопрос : Что есть вера с горчичное зерно? И как понять,что в душе она есть? Когда наступает этот момент?И правда ли что если имеешь веру с горчичное зерно, то ничего невозможно не бывает?

Мир вам, Николай!

Вы спрашиваете о тексте, который является камнем преткновения для многих людей, считающих себя верующими. Это текст – один из любимых у проповедников Евангелия благоденствия и, конечно, у тех, кто хотя и не признаёт Библию Стандартом для своей жизни, но всё равно частенько дёргает из неё что-нибудь для доказательства собственных теорий.

Получается, что текст о горчичном семени совершенно точно не о процветании верующих, которые, мол, своею верою могут комфортно устроиться в это жизни.

Возможно, эти тексты о том, что человек, имеющий веру, способен повелевать силам природы, творению? И тут мы должны остановиться очень и очень подробно, потому что в основе своей тексты как раз об этом, но только бы нам правильно понять эту основу. А для этого мы обязаны присмотреться к слову «вера», потому что если мы понимаем его не по-библейски, то мы никогда не сможем правильно понять суть слов Иисуса о горчичном зерне.

"если вы будете иметь веру с горчичное зерно"


Какую веру?

Веру в существование Бога? Ученики имели её.

Веру в свои силы? У учеников, судя по тому, что и как они говорили и делали, этой веры было хоть отбавляй.

Веру в Мессию. И она у них была, весь Израиль того времени ожидал Мессию.

Веру в то, что Иисус – Мессия? Пожалуй, и это в них уже было, по крайней мере, начатки этой веры, а иначе они не ходили бы за Иисусом целых три с половиной года ().

О какой же тогда вере говорит Иисус?

Ответить на этот вопрос нам помогут несколько историй. Я надеюсь, что вы очень внимательно прочитаете их прежде, чем перейдёте к чтению последующей части моего ответа.

Итак Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен. Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его придти и исцелить сына его, который был при смерти.

Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес. Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову , которое сказал ему Иисус, и пошел.

Так вот Иисус говорил о вере в то, что Его уста произносят Живое Слово Бога, Которое правит вселенной и которое способно исполнить то, ради чего оно было произнесено . Только тот, кто верит Слову Бога может получить исполнение этого СЛОВА в его(её) жизни.

Например, если бы Мария не поверила Ангелу, который принёс ей СЛОВО о то, что она зачнёт и родит Сына Божьего, то СЛОВО не исполнилось бы в ней, поэтому Елисавета воскликнула: "Блаженна Уверовавшая". Мария верою приняла СЛОВО Бога, и поэтому ОНО исполнило в ней то, о чём говорило.

Иисус обратил наше особое внимание на веру сотника, который положился только на СЛОВО Иисуса, которое Спаситель мог произнести для него: «но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». Сотник ещё не осознавал, что перед ним стоит Спаситель мира, Тот, Кто даровал дыхание самому сотнику, но он уже понимал, что СЛОВО этого Человека всесильно.

Во время бури, когда ученики поддались панике, Иисус успокоил бурю только СЛОВОМ , но при этом пристыдил учеников за то, что они боялись. Почему они боялись, почему они обратились к Нему с упрёками о том, что Он просто спит и вроде как ничего не делает, чтобы спасти их? Потому что они не знали, как работает СЛОВО Бога. А оно тотчас исполняет себя. Иисусу не надо было распределять людей по палубе, привязывать их верёвками, давать им инструкции, Ему достаточно было просто сказать СЛОВО . Но ученики пока в это не верили.

В тех текстах, о которых вы спрашиваете Иисус как раз сравнивает веру в СЛОВО Бога с одним из самых маленьких семян, которое способно вырасти в одно из самых больших деревьев. Внутри семени уже живёт это огромное дерево, просто всё совершенство, мощь и красота дерева свёрнута в совсем маленький объем, но ведь это всё равно уже предполагаемое дерево. Дерево огромной веры в СЛОВО Бога.

Помните ли вы события, которые привели Иисуса к тому, чтобы произнести заинтересовавшие вас слова о горчичном семени?

Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния [беснуется] и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?

Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом. ()


Во что должны были верить ученики, чтобы изгнать беса, мучившего того молодого человека? В слова Иисуса, которыми Он учил их! Они должны были не просто знать Его слова, но и верить в то, что это слова Бога, которые, если им подчиниться, если дать им возможность править их жизнями, мыслями, чувствами, -- могут творить невероятное. Ученики пытались изгнать беса своими словами, своими действиями, своей гордостью, ради своего имени... а это невозможно, потому что всякое по-настоящему доброе даяние (добрый дар) исходит от Отца (), а не от человека.

Так вот если человек имеет веру в живое и действующее СЛОВО Бога и позволяет СЛОВУ Бога жить и действовать в его(её) сердце, тогда нет ничего невозможного для человека..."ибо у Бога не останется бессильным никакое слово" ().

И кстати, в этом случае человек не совершит ни одного неправильного поступка, ведь СЛОВО Бога совершает только волю Бога. Например, если вы вдруг самостоятельно решите, что надо бы вам передвинуть вон ту гору вон на то место, но на это нет воли Бога (т.е. в данный момент нет на то СЛОВА Бога), то у вас ничего не получится.

Вы спрашиваете о том, как возможно понять, что у вас есть то самое горчичное зерно веры. Это достаточно просто.

Во-вторых, вы будете постоянно сверять свою жизнь с тем, что говорит Библия и искать пути жить именно так, как она говорит, т.е. жить по СЛОВУ Бога.

В-третьих, Иисус станет для вас смыслом вашей жизни, потому что Он и есть Живое Слово Бога, и вы сами станете свидетелем Иисуса во всём, что вы делаете, думаете, желаете.

С уважением,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png