Невроз и психоз

В моей недавно вышедшей в свет работе «Я и Оно» я указал на расчленение душевного аппарата; на основе этого расчленения можно в простой и наглядной форме изложить целый ряд соотношений. В других пунктах, касающихся, например, происхождения и роли «сверх-Я», остается еще много неясного и неисчерпанного. Можно потребовать, чтобы такое построение оказалось применимым к другим вопросам и способствовало разрешению их даже в том случае, если бы речь шла только о том, чтобы рассмотреть уже известное в новом понимании, иначе сгруппировать его и описать в более убедительной форме. С таким применением мог бы быть также связан выгодный возврат от седой теории к вечно юному опыту.

В вышеуказанной работе описаны многочисленные зависимости «Я», его посредническая роль между внешним миром и «Оно» и его стремление угодить одновременно всем своим господам. В связи с возникшим, с другой стороны, ходом мыслей, обсуждавшим возникновение и предупреждение психозов, я получил в результате простую формулу, выражающую, пожалуй, самую важную генетическую разницу между неврозом и психозом: невроз является конфликтом между «Я» и «Оно», психоз же является аналогичным исходом такого нарушения во взаимоотношениях между «Я» и внешним миром.

Конечно, мы поступим правильно, отнесясь недоверчиво к такому простому разрешению проблемы. Точно так же наше ожидание идет не дальше того, что эта формула в лучшем случае окажется верной лишь в самых грубых чертах. Но и это было бы уже кое-каким достижением. Мы тотчас же вспоминаем о целом ряде взглядов и открытий, подкрепляющих, по-видимому, наше положение. Согласно данным всех наших анализов, неврозы перенесения возникают благодаря тому, что «Я» не хочет воспринять мощного побуждения влечений, существующих в «Оно», и не хочет оказать содействия моторному отреагированию этого побуждения, или же это побуждение неприемлемо для объекта, который оно имеет в виду. «Я» защищается от него с помощью механизма вытеснения; вытесненное восстает против своей участи и, пользуясь путями, над которыми «Я» не имеет никакой власти, создает себе заместительное образование, которое навязывается «Я» путем компромиссов, то есть симптом. «Я» находит, что этот непрошеный гость угрожает и нарушает его единство, продолжает борьбу против симптома подобно тому, как оно защищалось от первоначального побуждения влечений, и все это дает в результате картину невроза. Возражением этому не может служить указание на то, что «Я», предпринимая вытеснение, следует, в сущности, велениям своего «сверх-Я», происходящим опять-таки из таких влияний реального внешнего мира, которые нашли свое представительство в «сверх-Я». Однако при этом получается, что «Я» было на стороне этих сил, что их требования были в «Я» сильнее требований влечений, присущих «Оно», и что является той силой, которая осуществляет вытеснение соответствующей части «Оно» и укрепляет противоактивность сопротивления. Обслуживая «сверх-Я» и реальность, «Я» попало в конфликт с «Оно»; таково положение вещей при всех неврозах перенесения.

С другой стороны, нам так же легко будет, следуя существующему у нас до настоящего времени взгляду на механизм психозов, привести примеры, указывающие на нарушение соотношений между «Я» и внешним миром. При аменции Мейнерта, острой галлюцинаторной спутанности, самой крайней, пожалуй, и самой яркой форме психоза, внешний мир либо вовсе не воспринимается, либо восприятие его остается без всякого действия. В нормальном случае внешний мир господствует над «Я» двумя путями: во-первых, путем все новых и новых, по возможности актуальных восприятий, во-вторых, путем сокровищницы воспоминаний прежних восприятий, образующих в виде «внутреннего мира» собственность и составную часть «Я». При аменции становится невозможным не только получение внешних восприятий; внутренний мир, являвшийся до сих пор заместителем внешнего мира в виде отображения его, лишается своего значения (активности); «Я» создает себе совершенно независимо новый внешний и внутренний мир, и два факта указывают с несомненностью на то, что этот новый мир построен в духе желаний, исходящих от «Оно», и что тяжелый, оказывающийся невыносимым отказ от желаний, связанных с реальностью, является мотивом этого разрыва с внешним миром. Нельзя не заметить внутреннего родства этого психоза с нормальным сновидением. Но условием для сновидения является состояние сна, к характерным чертам которого относится полный уход от восприятия и от внешнего мира.

О других формах психозов, о шизофрениях, известно, что они имеют исходом аффективную тупость, то есть они приводят к отказу от участия во внешнем мире. Относительно генезиса бредовых образований некоторые анализы показали нам, что мы находим бред в виде заплаты, наложенной на то место, где первоначально возник надрыв в отношениях «Я» к внешнему миру. Если существование конфликта с внешним миром не бросается в глаза гораздо больше, чем мы это знаем в настоящее время, то это имеет свое основание в том факте, что в картине психоза проявления патогенного процесса часто покрываются проявлениями попытки к излечению или к реконструкции.

Общим этиологическим условием для прорыва психоневроза или психоза остается всегда отказ, неисполнение одного из тех непреодолимых желаний детства, которые коренятся так глубоко в нашей филогенетически определенной организации. В конечном счете этот отказ всегда внешний, в отдельном случае он может исходить от той внутренней инстанции, которая взяла на себя защиту требований реальности. Патогенный эффект зависит от того, остается ли «Я» при таком конфликтном разногласии верным своей зависимости от внешнего мира и пытается ли «Я» заглушить «Оно», или же «Оно» побеждает «Я» и отрывает его таким образом от реальности. Но это простое на первый взгляд положение вещей усложняется существованием «сверх-Я», объединяющего в себе в какой-то еще неразгаданной связи влияния, исходящие из «Оно» и из внешнего мира, являющегося до некоторой степени идеальным прототипом того, на что направлены все стремления «Я», то есть на освобождение его от многочисленных зависимостей. При всех формах психического заболевания нужно было бы принять во внимание поведение «сверх-Я», что до настоящего времени не имело места Но мы можем а priori постулировать, что оно тоже должно давать болезненные раздражения, в основе которых лежит конфликт между «Я» и «сверх-Я». Анализ дает нам право предположить, что меланхолия является типичным примером этой группы, и мы обозначаем такие нарушения термином «нарцистические неврозы». Найдя мотивы для обособления таких состояний, как меланхолия, от других психозов, мы не пойдем вразрез с нашими впечатлениями. Но тогда мы замечаем, что мы можем дополнить нашу простую генетическую формулу, не отказываясь от нее. Невроз перенесения соответствует конфликту между «Я» и «Оно», нарцистический невроз – конфликту между «Я» и «сверх-Я», а психоз – конфликту между «Я» и внешним миром. Конечно, мы наперед не можем сказать, действительно ли мы получили нечто новое или же только увеличили число наших формул, но я полагаю, что возможность применения этой формулы должна дать нам все-таки смелость проследить дальше предложенное подразделение душевного аппарата на «Я», «сверх-Я» и «Оно».

Утверждение, что неврозы и психозы возникают вследствие конфликта «Я» с различными господствующими инстанциями, то есть что они соответствуют недочету в функции «Я» (а недочет этот сказывается в стремлении примирить все эти различные требования), – утверждение это должно быть дополнено другим рассуждением. Желательно было бы знать, при каких обстоятельствах и какими путями «Я» удается избежать заболевания при таких всегда, разумеется, существующих конфликтах. Это – новая область для исследования, в которой должны быть, конечно, приняты во внимание самые разнообразные факторы. Однако два момента могут быть тотчас же отмечены. Исход таких ситуаций будет, несомненно, зависеть от экономических соотношений, от относительной величины борющихся друг с другом стремлений. И далее: «Я» сможет избежать прорыва в каком-нибудь месте благодаря тому, что оно само деформирует себя, наносит ущерб своему единству. Благодаря этому непоследовательность, странность, глупость людей выступают в таком же свете, как и сексуальные их перверсии.

В заключение следует поставить вопрос о том, каков может быть аналогичный вытеснению механизм, с помощью которого «Я» освобождается от внешнего мира. Я полагаю, что на этот вопрос невозможно ответить без нового исследования, но содержанием его, как и вытеснения, должно быть отнятие исходящей от «Я» активности.

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Маниакально-депрессивный психоз Маниакально-депрессивный психоз – это когда человек то испытывает большой душевный подъём, то впадает в угнетённое состояние. Его гнёт к земле.Косма действует как помпа. С одной стороны, в ней содержатся отрицательные душевные

Из книги Клиническая психология автора Ведехина С А

41. Маниакально-депрессивный психоз Маниакально-депрессивный психоз (МПД) – это заболевание, для которого характерно наличие депрессивных и маниакальных фаз. Фазы разделены периодами с полным исчезновением психических расстройств – интермиссиями.Следует отметить,

Из книги Люди разбитых надежд [Моя исповедь о шизофрении] автора Меркато Шарон

1. Психоз ПисьмоЯ понимаю, что нахожусь в психиатрической палате, но не могу понять почему. Не перестаю говорить сестрам, что нуждаюсь всего лишь во сне. Я кладу голову на подушку, закрываю глаза и жду. Ничего не происходит. Я знаю, что чувствовала бы себя лучше, если бы

Из книги Психоаналитическая диагностика [Понимание структуры личности в клиническом процессе] автора Мак-Вильямс Нэнси

Диагностические категории Эго-психологии: симптоматический невроз, невротический характер, психоз Постепенно в психоаналитическом сообществе в дополнение к различию между неврозами и психозами стало появляться различение степени нарушения адаптации внутри

автора Волков Павел Валерьевич

Маниакально-депрессивный психоз 1. Определение ключевых понятий Э. Крепелин в 1896 году предложил выделять dementia praecox (раннее слабоумие, ныне называемое шизофренией) и маниакально-депрессивный психоз (МДП), который также имеет названия: циркулярный психоз, циклофрения, а в

Из книги Разнообразие человеческих миров автора Волков Павел Валерьевич

Рессентимент, резиньяция и психоз

Из книги Психоаналитические этюды автора Фрейд Зигмунд

Невроз и психоз В моей недавно вышедшей в свет работе «Я и Оно» я указал на расчленение душевного аппарата; на основе этого расчленения можно в простой и наглядной форме изложить целый ряд соотношений. В других пунктах, касающихся, например, происхождения и роли «сверх-Я»,

Из книги Порядки помощи автора Хеллингер Берт

Маниакально-депрессивный психоз Участник: Речь идет о молодом мужчине, страдающем маниакально-депрессивным психозом. После одного кризиса он в замешательстве, и я не знаю, в чем состоит моя роль.Хеллингер: Сядь рядом со мной. Сколько ему лет?Участник: 35.Хеллингер: Ты

автора Мазин Виктор Аронович

ПАРАНОЙЯЛЬНЫЙ ПСИХОЗ ВОЗЛЮБЛЕННОЙ 18 июня 1931 года в больницу Святой Анны поступает Маргерит Пантэн-Анзьё. Причина: покушение на жизнь знаменитой парижской актрисы Югет Дюфло. Расследуя ее дело в течение полутора лет, Лакан заключает: в данном случае мы имеем дело с

Из книги Введение в Лакана автора Мазин Виктор Аронович

НЕВРОЗ, ПСИХОЗ, ПЕРВЕРСИЯ Нозология Лакана выглядит просто: невроз, психоз, перверсия. Причем в каждом из этих случаев речь идет не о наборе тех или иных симптомов, не о диагнозе, но о клинической структуре психики. Тремя структурами дело и ограничивается. Нет психической

Из книги Судебная медицина и психиатрия: Шпаргалка автора Автор неизвестен

61. МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ ПСИХОЗ Маниакально-депрессивный психоз (МДП) – это психическое заболевание с хроническим течением. Протекает в форме периодически чередующихся приступов маниакального (повышенного настроения ускоренного мышления, двигательного

Из книги Философия языка и семиотика безумия. Избранные работы автора Руднев Вадим Петрович

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Политический психоз Главным делом жизни вашей Может стать любой пустяк. Надо только твердо верить, Что важнее дела нет. Григорий Остер Мне постоянно пишут подписчики с вопросами о своей жизни. Обычно это нормальные повседневные проблемы: деньги, здоровье, отношение,

Из книги Нервность: ее духовные причины и проявления автора Авдеев Дмитрий Александрович

Невроз навязчивых состояний (обсессивный невроз) Навязчивыми, то есть существующими помимо воли и желания человека, могут быть как определенные мысли, воспоминания, представления, сомнения, так и действия.Очень часто навязчивости являются следствием демонического

Из книги Неистовый поиск себя автора Гроф Станислав

Из книги Мозг, разум и поведение автора Блум Флойд Э

Здравствуйте!

Этот разговор посвящен неврозам.

1. Что такое невроз

Понимание того, что корни невротических страданий лежат в душевной области человека, впервые наиболее отчетливо возникло в психоанализе и связанно с именем Зигмунда Фрейда. До Фрейда причину неврозов видели в болезни нервов. Сегодня, как и в начале двадцатого века, теория неврозов, их симптомы и лечение наиболее полно исследованы в рамках психоанализа.

С точки зрения психоанализа невроз – это результат конфликта между бессознательными желаниями, часто агрессивного и сексуального характера, и психической структурой, оценивающей исполнение этих желаний как потенциально опасное. Это определение является адаптированной формулировкой, данной Зигмундом Фрейдом в отношении разницы между неврозом и психозом, гласящей, что: невроз – это результат конфликта между Я и Оно, тогда как психоз – это конфликт в отношениях Я и внешнего мира.

Иными словами, при неврозе человек ничего не хочет знать о своей внутренней реальности – о своих фантазиях и желаниях, тогда как при психозе нарушается тестирование реальности внешней.

Таким образом, невроз является менее тяжелым психопатологическим состоянием, нежели психоз. Однако степень страдания, вызываемого неврозом, и его влияние на качество жизни внушительны.

Описание психических состояний, в последствии ставших именоваться невротическими, стало появляться в конце девятнадцатого века. Но окончательное признание и исследование неврозов произошло благодаря психоанализу.

Сегодня подходы к неврозам различны. Международная классификация болезней десятого пересмотра (МКБ-10) включает рубрику невротических расстройств. В рамках отечественной психиатрии рассматриваются расстройства невротического уровня. Тогда как в американском руководстве по диагностике и статистике психических расстройств (DSM-5) рубрика неврозов отсутствует, однако предоставлен ряд расстройств, имеющих невротическую природу.

2. В психоанализе к неврозам относятся:

Навязчивости направленны на то, чтобы предотвратить некое событие или совершение определенного действия. Эти события и действия носят агрессивный или сексуальный характер. При неврозе навязчивых состояний всегда существует конфликт любви и ненависти. В навязчивых ритуалах выражается реализация любовного или агрессивного желания и запрет на реализацию этого желания. То есть первое действие отменяется вторым, это называется уничтожением сделанного.

В результате происходит так, как будто не было ни одного действия, тогда как в действительности были оба. Фрейд сравнивал такое магическое мышление или анимизм с ритуалами первобытных народов, пытающихся умилостивить духов. В ритуалах человека, страдающего неврозом навязчивых состояний, прослеживается та же тенденция, когда он, например, совершает определенное ритуальное действие дабы с его близкими или с ним ничего не случилось. У такого человека присутствует бессознательный мотив ненависти к близкому и одновременно любовь к нему. Чем сильней и то, и другое, тем сильней навязчивые симптомы.

Агрессия в симптомах навязчивости проявляется в желании контролировать не только себя, но других людей, заставляя их участвовать в выполнении своих ритуалов.

Ожидание плохих событий, также, как и страх нанести себе увечья, покончить жизнь самоубийством связаны с чувством вины за собственную ненависть, которая не осознается.

Противоположности в душевной жизни при неврозе навязчивых состояний проявляются особенно резко. Мир словно разделяется на добро и зло. В навязчивых ритуалах присутствует стремление избегать «плохих вещей» и иметь дело только с «хорошими». Причем бывает сложно понять логику, по которой происходит деление вещей на плохие и хорошие.

Люди, страдающие навязчивостями, обычно очень энергичные по своей природе, но постоянная внутренняя борьба приводит их к нерешительности, сомнениям, отсутствию сил.

По своей сути это очень совестливые люди, как и во всех неврозах, при неврозе навязчивых состояний большую роль играет чувство вины. Но в их ранней истории были события, которые помешали им быть в контакте со своими чувствами, эмоциями и желаниями. Как правило, это психотравмирующие события или обстоятельства, происходившие в том возрасте, когда у ребенка не было психических ресурсов справиться с ними. Это вызывает возбуждение в психике, которое трансформируется в переполняющие человека агрессивные и сексуальные влечения, а навязчивости возникают как защита от прорыва этих импульсов.

Навязчивые симптомы выполняют роль барьера для запретных порывов, вот почему возникает сильная тревога, если попытаться прекратить симптомы волевым усилием. Человек словно лишается сдерживающих механизмов и остается один на один с пугающими его желаниями.

Психоанализ дает возможность исследовать причину и значения симптомов невроза навязчивых состояний. Реконструкция прошлого и его связи с настоящим помогают пациенту понять себя, ослабить необходимость в навязчивых симптомах, выработать более адаптивные механизмы совладания с натиском необузданных желаний. Когда человек понимает значение своих симптомов, он становится способен обрести гармонию со своим внутренним миром.

Смысл самых запутанных навязчивых ритуалов можно понять, если проследить как во времени сопряжено их появление с переживаниями пациента, определить, когда появились симптомы и с какими событиями они связанны.

Навязчивое повторение

Симптомы невроза навязчивых состояний весьма многообразны и описаны в рамках различных подходов, однако следующее проявление навязчивости изучено преимущественно или даже исключительно в психоанализе. Речь идет о навязчивом повторении. Это неизбежное попадание человека в одни и те же обстоятельства. Определенные жизненные сложности, трагические события могут словно преследовать по жизни. Причем сам человек ощущает такие повторения как злой рок или немилость судьбы. Собственный вклад в формирование навязчивых ситуаций зачастую не осознается. Однако всегда присутствует бессознательный мотив постоянно переживать одну и ту же ситуацию.

Примером может служить череда отношений, которые удивительным образом развиваются и завершаются по одному и тому же сценарию. Это могут быть любовные, дружеские отношения, ситуации с коллегами на работе и так далее. Человека словно находят одни и те же обстоятельства, или правильней сказать, бессознательно он находит их, словно нарочно выбирая именно ту тропу, где притаились «те самые грабли».

Лечение невроза психоанализом помогает увидеть связь между прошлым пациента и его актуальной жизнью, что дает возможность выйти из порочного круга одних и тех же ситуаций.

6) Эмоциональная лабильность

Нестабильность в эмоциональной сфере является еще одной характерной чертой невроза.

Причина эмоциональных состояний и реакций часто остается неясной как для окружающих, так и для самого невротичного индивида. Это происходит потому, что вытесненные желания и представления, хотя не осознаются, продолжают вызывать связанные с ними чувства.

Среди чувств, корни которых уходят в бессознательные фантазии и желания, можно назвать: стыд, вину, злость, обиду, уныние, зависть, ревность, страх.

Одним из основных чувств при неврозе, и даже формирующих невроз, является вина. Вытесненные сексуальные и агрессивные желания, связанные с Эдиповым комплексом, хотя и не реализуются, но продолжают осуждаться с стороны собственной морали. Чувство вины наиболее тяжело выносить, оно мучает человека, но без возможности понять его истоки и справиться с ним.

Неудовлетворенность, отчаянье добиться любови, внутренние конфликты, ненависть, причины которой остаются в бессознательном, приводят к агрессивности, вспышкам негодования. Если агрессия перенаправляется на себя, возникает подавленное настроение, уныние и депрессия.

Жалость к себе, упадок духа, депрессия и сниженная самооценка часто сопровождают невроз. Отрицательный эмоциональный фон и недооценка себя ведут к замкнутости, безынициативности, упущению различных возможностей. Но может возникать и пристрастие к этим переживаниям, когда потребность чтобы кто-то пожалел, посочувствовал или ощутил вину приводит к фантазиям об этом или открытой демонстрации своих страданий. Это, в свою очередь, может формировать черты мазохизма , при котором боль и страдания начинают приносить удовольствие. В результате человек неосознанно всегда стремится подставить щеку там, где есть возможность получить по ней удар.

Вспыльчивость и раздражительность, становясь чертами характера, могут приносить их обладателю скрытое или не такое уж скрытое удовольствие, чувство триумфа над жертвами. Такое поведение является проявлением садизма . Но вместе с тем оно осложняет отношения как с близкими, так и в профессиональной и других сферах. Человек может ощущать себя заложником собственного взрывного темперамента или скверного характера. За такими проявлениями стоят бессознательные мотивы, понимание которых в процессе прохождения психоанализа помогает обуздать собственный нрав.

Подозрительность и мнительность могут стать чертой характера, осложняющей жизнь человека, когда собственные агрессивные импульсы проецируются во вне и приписываются окружающим. В итоге другие люди воспринимаются как плохие и преследующие. Это бессознательный механизм, позволяющий сохранить ощущение себя хорошим, но нарушающий объективное восприятие других людей.

Ощущение особого к себе отношения, осуждения со стороны окружающих, даже если это незнакомые люди на улице, возникает под действием чувства вины.

Любовь исцеляет от многих болезней. Но в контексте обсуждаемой темы возникают вопросы: что такое любовь и может ли она спасти от психического расстройства?

Страсть, вожделение, зависимость, привычка могут приниматься за любовь, однако способность испытывать зрелое чувство доступно не каждому. Невроз нарушает способность человека вступать в близкие подлинно глубокие отношения.

По одной из концепций психического развития, невроз связан с подрывом в раннем детстве веры в безусловную любовь со стороны самых близких. От этого страдает способность к глубокой привязанности. Человек страхует себя от переживания разочарования, связанного с возможным разрывом отношений, руководствуясь принципом, что может рассчитывать только на себя. Такая оборона против привязанностей ведет к одиночеству, эмоциональной закрытости, нехватке взаимности и доверия в отношениях.

Способность сопереживать и сочувствовать, понимать собственные эмоции и чувства других, может быть существенно ограничена в следствии невроза. Но тоска по близким отношениям остается.

Истерия связанна с потребностью привлечь к себе внимание любыми способами, отсюда наигранность в поведении, драматизм, театральность, демонстративность. Человек с подобными чертами может, тем не менее, чувствовать себя одиноким и непонятым, не смотря на повышенный к себе интерес. Это связанно с тем, что отношения так и остаются поверхностными.

Переживание депрессии является тяжелым душевным состоянием, которое нельзя сравнивать с плохим настроением. Психика пытается выйти из этого состояния, прибегая к отчаянным попыткам. Возникает воодушевление, доходящее до маниакальности, когда человека переполняют позитивные эмоции, неуемная жажда деятельности, ему словно море по колено. Но эти состояния наступают спонтанно без каких-либо оснований, их характер искусственный и поверхностный. Желание взяться за все дела одновременно не позволяет продуктивно сосредоточиться на чем-то одном. Такие вспышки неуемного веселья резко сменяются упадком духа, подавленным настроением, наступает депрессивная фаза.

Эмоциональные качели могут проявляться в разных ситуациях и отношениях. Например, в виде непредсказуемой смены гнева на милость и обратно в отношениях с близким, с детьми, в социальных контактах. Вероломный натиск чувств может негативно влиять на личную жизнь и профессиональную деятельность.

Лабильность настроения, эмоциональная неустойчивость являются неотъемлемыми спутниками невроза, преодолеть которые призвано лечение психоанализом. Осознание мотивов возникающих чувств способствует обретению душевного равновесия.

7) Сексуальные расстройства

Климт Г. « Поцелуй », 1907-1908. Густав Климт вел весьма необузданную половую жизнь. У художника были многочисленные романы, но он никогда не был женат. Климту приписывают до сорока внебрачных детей. Психоанализ уделяет большое внимание способности строить и поддерживать надежные отношения.

Сексуальность является одним из основополагающих компонентов жизни. Удивительно, но столь фундаментальный инстинкт становится весьма хрупким под воздействием невротических расстройств. На сексуальную функцию, так или иначе, влияют любые психические расстройства.

Например, при депрессиях вместе с общим тонусом угнетается и половое влечение. Неадекватные психические состояния препятствуют развитию и поддержанию отношений, соответственно, ограничивают возможность нормальной интимной жизни.

Зрелая сексуальность не ограничивается вступлением в половую связь. Взаимная поддержка, забота о потомстве, подлинная интимность в широком смысле --– вот компоненты, связанные с проявлением либидо. Нарушения межличностных отношений, неспособность к искренней интимности подрывают открытость и доверие в паре. В результате в интимной жизни и личной жизни в целом возникают серьезные сложности, решить которые, что называется, полюбовно, удается не всем.

Психические конфликты, бессознательные запреты, фантазии, которые ощущаются как неприемлемые и подавляются – все это лежит в основе сексуальных расстройств.

Сюда относятся: импотенция , которая в большинстве случаев имеет психогенную природу; у мужчин преждевременное семяизвержение или затруднение достичь оргазма; у женщин фригидность , сексуальная холодность, невозможность достичь оргазма, вагинизм - сокращение мышц влагалища перед половым актом, что делает невозможным проникновение полового члена; отвращение к сексу; психогенные боли и неприятные ощущения от полового акта без соматических причин; невротические переживания, препятствующие получению наслаждения от сексуальной жизни, такие как: страх, тревога, парализующий стыд, чувство вины, латентная гомосексуальность превращающая сексуальные отношения гетеросексуальных партнеров в некий формальный процесс.

Мужчина, боящийся, что он не окажется достаточно патентным, мужественным, разочарует вторую половину, действительно теряет потенцию от этих переживаний, что еще больше вселяет неуверенность и формирует порочный круг.

Женщина может испытывать тревогу по поводу того, является ли она привлекательной для мужчины, насколько она будет им принята, не потеряет ли она контроль, если отдастся сексуальному наслаждению. Если такие переживания слишком интенсивны, это мешает женщине достичь оргазма или даже получать удовольствие от секса.

Бывает, что женская половая идентичность нарушена разочарованием, которое транслировалось девочке в детстве родителями, явно или скрыто проявляющими недовольство ее полом. Грубость или холодность с стороны одного или обоих родителей, запрет на сексуальность как таковую – все это мешает принять в себе женственность и в будущем подрывает сексуальную чувственность.

У мужчин бывает так называемое разделение женского образа на «мадонну и проститутку». Оно проявляется в том, что мужчина способен сексуально раскрепоститься и испытать удовлетворение только с женщиной, к которой он не испытывает нежных чувств, тогда как с той, к которой он испытывает благоговейную любовь, сексуальное удовлетворение невозможно.

В каждом конкретном случае свои бессознательные причины сексуальных расстройств.

Часть этих расстройств удается преодолеть в результате появления доверия в паре.

Если оба партнера нацелены на то, чтобы завоевать доверие друг друга, демонстрируют принятие, открытость, чуткость, в конце концов они достигают гармонии и в интимной жизни.

Однако невротические основы сексуальных расстройств бывают достаточно глубоки, за ними могут стоять: бессознательная ненависть, страх, подрыв базового доверия, зависть, нарушенная половая идентичность. Когда речь идет о нарушении межличностных отношений в целом, это отражается и на сексуальной сфере.

В этом случае психоанализ поможет пациенту наладить контакт со своим внутренним миром и с другими людьми. Проблемы в интимной сфере будут решаться по мере того, как человек начнет осознавать их срытые причины.

8) Уход в грёзы

Навязчивыми могут быть не только мысли, но и фантазии, или, как называл их Фрейд, дневные грезы. Когда человек хотел бы изменить внешнюю реальность, но немедленных перемен добиться невозможно, он утешается фантазией, где может представлять себя героем, победителем, желанным объектом любви, успешным человеком, воплощать в мечтах месть за нанесенные обиды или самоутверждаться. Такие утешительные грезы являются обычным компонентом душевной жизни, но в случае невроза они словно порабощают сознание.

Невроз отличается тем, что при нем не хватает душевных сил пытаться изменить реальное положение дел. Вместо этого удовлетворение происходит в фантазиях. Когда человек погружается в мир грез, он становится оторванным от мира реального, что еще больше лишает его возможности ставить перед собой цели и добиваться их. Это положение сродни мастурбации, которая при неврозе может полностью вытеснить попытки строить отношения с другими людьми.

При неврозе душевная боль или невыносимое возбуждение, возникающие от различных переживаний, воспоминаний или ярких впечатлений, словно анестезии требует погрузиться в утешительный мир альтернативной фантазийной реальности.

Пристрастие к миру грез может приводить к патологическим состояниям зависимости, таким как: игровая, алкогольная, наркотическая зависимость, сюда же относятся: экстремальные увлечения, ведущие к травмам и гибели, промискуитет или беспорядочные половые связи, страсть ко всему, что связанно с риском и азартом. Авантюризм может стать второй натурой человека.

Проявлений зависимости множество, одно из ведущих чувств при них, это возникающий азарт, отрешенность от реальности и сильная тревога, если невозможно придаться увлечениям, к которым развилось пристрастие.

Лечение психоанализом направлено на то, чтобы помочь пациенту понять, что же в его истории помешало выработать более зрелые способы справляться с реальность. Это исследование помогает понять истоки социальных неудач и научиться адекватно преодолевать сложности. Постепенно развивается толерантность к тревоге, с которой раньше можно было бороться только бегством в мир грез.

5. Лечение невроза психоанализом

Лечение невроза психоанализом направленно на то, чтобы помочь пациенту понять бессознательные причины его переживаний и даже определенных жизненных обстоятельств, примириться с вытесненными фантазиями и желаниями, увидеть влияние детской истории и отношений с близкими на сегодняшнюю жизнь, а также выработать более зрелые и адаптивные способы справляться с различными сложностями.

Дело в том, что развитие невроза связанно с так называемой вторичной выгоды от болезни, которая не только ответственна за возникновение расстройства, но и мешает с ним справиться. Мотивы заболевания неврозом состоят в достижении определённой цели, понимание которой часто не доступно в первую очередь самому заболевшему.

Однако невроз вовсе не является добровольным выбором человека. Фрейд приводит метафору, сравнивая невроз с инстинктивным порывом животного, заменяющим одно тяжелое обстоятельство другим.

Представим путника, который едет на верблюде по узкой тропе вдоль крутого обрыв, из-за поворота появляется лев. Деваться некуда. Но решение находит верблюд, он спасается от льва бросившись вниз вместе с седоком. Симптомы невроза – не лучший выход, это скорее автоматическое действие, нехватка адаптационных механизмов с детства. Такой выбор не позволяет справиться с ситуацией, решение не лучше самой трудности. Но это единственный манёвр, на который способна психика заболевшего неврозом.

Обычная беседа, сколь бы доверительная и теплая она не была, не способна раскрыть глубоких бессознательных мотивов возникновения невроза, а следовательно, и справиться с ним. Вторичная выгода от ограничений, накладываемых неврозом, позволяет избегать определённых обстоятельств, или при помощи симптомов невроза оказывать влияние на близких, добиваться определенного к себе отношения. Все это делает нервоз ценным приобретением, избавиться от которого оказывается невыгодно для психической экономии. Однако такой способ решения проблем не является зрелым, вместе с преимуществами, часто мнимыми, невроз приносит тяжелые душевные страдания.

Возникают сложности в межличностных отношениях, нарушается адаптация к окружению, человек теряет способность адекватно воспринимать свои психологические нужды и быть в гармонии с собой.

Психоаналитик способен не только отнестись с сочувствием к переживаниям пациента, но он еще тактично исследует вопросы: что означают симптомы невроза, почему и для чего пациент заболел?

Возникновение невроза связанно с психологической травмой, полученной в детстве и реактивированной подобным травмирующим событием во взрослом периоде. Здесь подходит выражение: «Где тонко, там и рвётся». Зачастую эти темы связанны с сильной душевной болью, которая не дает напрямую к ним подступиться.

Все, что мешает человеку понять свой внутренний мир и преодолеть невроз в психоанализе называется сопротивлением. Продемонстрировать пациенту работу сопротивления и помочь его преодолеть – одна из основных задач психоаналитика. Достичь ее помогает создание доверительных и надежных отношений, основанных на безусловном принятии, сочувствии и возможности обсуждать любые темы. При этом гарантируется конфиденциальность и уважение к личности пациента.

На заре психоанализа, когда метод только формировался, Фрейд достигал успеха в лечении неврозов помогая пациентам вспомнить сцены, приведшие их к психологической травме и в последствии вытесненные из сознания. Однако вскоре стало ясно, что воспоминания не всегда устраняют симптомы невроза, либо же результат не стойкий. К тому же в ряде случаев пациенты помнят печальные события и даже осознают их связь с нынешним состоянием, но это не помогает справиться с душевным страданием.

Только вспомнить событие, которое психика предпочла забыть – значит сделать из страдающего неврозом несчастного человека. То есть вернуть его к тому моменту, когда он приобрел свой невроз. Собственно, невроз и не развился бы, если человек был бы способен справиться с жизненными сложностями. Поэтому Фрейд пришёл к выводу, что при лечении невроза психоанализом помимо воспоминаний травмирующих событий необходимо прорабатывать их последствия. Проработка ставит целью сделать пациента психически более зрелым, помочь ему преодолеть душевные страдания, укрепить способность выдерживать эмоциональное напряжение и использовать для решения жизненных задач более адекватные средства, чем те, к которым заставлял прибегать невроз.

В заключении хотелось бы сказать о таком преимуществе психоанализа как высокие стандарты квалификации. В психоанализе обязательным условием профессионального становления является прохождение личного анализа. Для того, чтобы быть в состоянии оказывать психологическую помощь пациентам, нужно разобраться в себе. За соблюдением этических принципов психоаналитической работы следит профессиональное сообщество. Психоанализ – это наиболее развитый и исследованный метод глубинной психотерапии, имеющий много направлений. На изучении психоанализа специализируются целые институты.

Если Вам требуется психологическая помощь, есть переживания, с которыми хотелось бы разобраться, не складываются отношения, возникли сложные жизненные обстоятельства – обращайтесь, я буду рад помочь!

Прием веду в Москве.

Мартынов Ю.С.

Что такое обсессивно-компульсивное расстройство?

Обсессивно-компульсивным расстройством называется заболевание, характеризующееся навязчивыми обсессиями и компульсиями, мешающими нормальной жизни. Обсессиями называются постоянно возникающие нежелательные представления, опасения, мысли, образы или побуждения. Компульсиями называются стереотипно повторяющиеся поступки. Обсессии часто вызывают тревогу, а компульсивные поступки или ритуалы служат тому, чтобы эту тревогу снизить. Жизнь человека бывает значительно нарушена из-за обсессивно-компульсивного расстройства. Навязчивые мысли или поступки могут отнимать так много времени и быть столь тягостными, что человеку становится трудно вести нормальную жизнь. От всего этого могут страдать семейная и социальная жизнь больного, а также выполняемая им работа. К сожалению, большей частью люди с обсессивно-компульсивным расстройством не обращаются за помощью по поводу своего заболевания, поскольку они либо растеряны, либо стыдятся, либо боятся, что их сочтут "сумасшедшими". Таким образом, многие люди бессмысленно страдают.

Можно ли лечить обсессивно-компульсивное расстройство?

Да. Многие люди лечились комбинацией поведенческой и лекарственной терапии. Поведенческая терапия состоит в столкновении с пугающими ситуациями с целью снижения тревоги и откладывания навязчивых поступков на всё более и более длительные периоды времени. В некоторых случаях люди с обсессивно-компульсивным расстройством "забывают" как в норме делаются некоторые вещи. Для перемены своего поведения им часто полезно иметь кого-нибудь, кто явился бы примером нормального поведения. Врач может назначить лекарственные средства. Эти препараты назначаются лишь на короткий срок с тем, чтобы облегчить состояние, переживаемое Вами в борьбе с ритуалами.

Невроз навязчивых состояний

Навязчивости (ананкастность, обсессивно-компульсивный синдром) появляются тогда, когда содержание мыслей или импульсы к действиям постоянно навязываются и не могут подавляться или вытесняться, хотя и понятно, что они бессмысленны или, по крайней мере, безосновательно господствуют в мыслях и действиях. Поскольку эти импульсы стойкие, они вызывают неодолимый страх. Патологическим являются не содержание навязчивостей, а их доминирующий характер и невозможность избавиться от них. Картина проявлений. Существуют легкие феномены навязчивости, которые относятся к области нормально-психологических, хотя бы и в ананкастных личностных структурах: если неотвязно звучат мелодии, имена, ритмы или ряды слов; если невозможно прервать подсчет ударов часов, ступеней лестницы или узоров на ковре; если из-за любви к чистоте всякий непорядок воспринимается болезненно; если считают, что нельзя оставить письменный стол в беспорядке или комнату невымытой; если с горечью думают о том, что могла быть совершена ошибка; если верят, что можно устранить нежелательную ситуацию в будущем, предотвратив ее магической формулировкой, и таким путем защититься (воскликнув три раза - той, той, той). Сюда же причисляются навязчивые ритуалы при еде, курении, укладывании в постель и засыпании - фиксированные привычки, которые не воспринимаются мучительно и которые путем их отклонения или внешних влияний могут прекращаться без того, чтобы вызвать страх.

При этом по содержанию патологическая навязчивость направлена на несущественные явления, по интенсивности она очень различна, но всегда сопровождается страхом. Больной не может держаться на расстоянии от своего страха, ему ни уклониться, ни увернуться, он отдан во власть страха. Патологические навязчивости проявляются в мышлении (навязчивые мысли, навязчивые представления, обсессии), в области чувств, влечений и устремлений (навязчивые влечения, навязчивые импульсы) и в поведении (навязчивое поведение, навязчивые поступки - компульсии).

Навязчивые мысли больного определяются страхом, что он может кого-то ударить, кого-то толкнуть, кого-то переехать и т. п. При этих навязчивых представлениях речь идет не столько о собственной персоне (как при фобиях), сколько о других людях: что-то может случиться с родными или уже случилось, и больной при этом виноват (патологическое чувство вины). Навязчивые импульсы имеют часто такое содержание, как возможность навредить, и не столько себе, сколько другим, например что-то совершить со своим ребенком и при этом выпасть из окна; ножом, раз уж он попал в руки, кого-то поранить или даже убить; произнести неприличные или богохульные слова; хотеть, думать или делать запретное. Таким образом, навязчивые импульсы имеют преимущественно агрессивную окраску. У здоровых иногда можно проследить подобные импульсы, например, при взгляде на глубину - я мог бы туда броситься; или кого- нибудь ранить; но эти представления нестойки, сразу же преодолеваются "здоровыми мыслями". ни себе, ни другому не вредить. Однако и больные не "поддаются" своим импульсам. До соответствующих действий дело не доходит; но они переживают это как несвободу; агрессивные побуждения, которые так пронзительно развиваются, дают повод для появления у больного резко выраженного этического чувства собственной виновности и дальнейших страхов (страх совестливости). Навязчивое поведение выражается, например, в навязчивом счете: все, что происходит перед глазами в большем или меньшем количестве (вагоны поезда, телеграфные столбы, спички), должно постоянно пересчитываться. При навязчивом контроле все должно проверяться - выключен ли свет, закрыт ли газовый кран, заперта ли дверь, правильно ли брошено письмо и т. п. При навязчивом стремлении к порядку должен содержаться в особом порядке шкаф с одеждой либо письменный стол или каждодневные занятия должны выполняться в особой последовательности. Больной навязчивостью чистоты моет бесконечно руки, другие части тела, вплоть до мацерации кожи и невозможности делать что-либо, кроме мытья.


Больной сопротивляется этим навязчивым действиям, поскольку считает их бессмысленными, но безуспешно: если он прерывает контролирование, счет, мытье и т. п., то возникает страх, что случится что-то плохое, произойдет несчастье, он кого-то заразит и т. д. Этот страх только усиливает навязчивые действия, но никак не проходит. Особенно мучительны контрастные ассоциации между неприличными и "священными" представлениями, постоянный антагонизм между запретными импульсами и предписаниями этики. Симптомы навязчивости имеют тенденцию расширяться. Вначале закрытая дверь проверяется 1 - 2 раза, а затем это делается несчётное число раз; навязчивый страх направлен только на кухонный нож, а затем уже на любые острые предметы. Мытьё рук осуществляется до 50 раз или ещё чаще.

Условия происхождения.

То, что способствует неврозу навязчивости как фактору предрасположения, видно из семейного накопления, корреляций между ананкастной личностью и симптоматикой навязчивостей, а также между высокими показателям конкордантности у близнецов. Ананкастность - это почва, в которой симптоматика навязчивостей может возникнуть, но необязательно. К тому же имеются и другие условия возникновения неврозов: с одной стороны, психодинамические, а с другой - органически-мозговые. Иногда указывают на минимальную мозговую недостаточность, которая оценивается как причина частичной слабости деятельности психики и создает человеку трудности различения между "важным" и "неважным". Органический мозговой фактор в ряду условий встречается при неврозе навязчивостей чаще, чем при других неврозах. Об этом свидетельствуют слабо выраженные неврологические отклонения (особенно экстрапирамидные симптомы), легкая психоорганическая заинтересованность, патологические данные ЭЭГ и компьютерной томографии. Если у больного обнаруживаются подобные признаки, что объясняет его психодинамику, то это нельзя игнорировать. И наоборот, указание на психодинамические связи не дает оснований пренебрегать диагностикой органической патологии.

Структура личности человека с неврозом навязчивости определяется выраженным контрастом между Оно и Сверх-Я: сфера побуждений и совести к этому очень предрасположены. Ананкастный вид реагирования происходит в результате строгого воспитания, непреклонного соблюдения порядка и чистоты, сверхзаботливого приучения к чистоплотности в раннем детстве, запрещения реализации сексуальных побуждений и угрозы наказания как общей фрустрации детских потребностей, прежде всего эдипальных импульсов.

С психоаналитических позиций либидо во время эдипальной фазы детского развития фиксируется путем вытеснения на более ранней анальной фазе развития. Эта регрессия, интерпретированная соответственно этапам развития, является возвратом к магическому мышлению; магически окрашенные навязчивые действия должны устранить какие-то угрозы и страхи, которые возникают из неопределившихся и вытесненных сексуальных и агрессивных импульсов - тревожное опасение кого-то ранить (боязнь острых предметов и т.д.)

Дифференциальная диагностика

Симптомы навязчивости в рамках меланхолии распознаются по специфически-меланхолическим нарушениям побуждений, витальным симптомам и разному течению; несмотря на это, нередко ананкастическая депрессия неправильно диагностируется как невроз навязчивости. В начале шизофренического процесса могут господствовать навязчивости, что может послужить поводом для диагностических сомнений, которые исчезают по мере дальнейшего развития болезни. Принципиально следует различать бред и навязчивости: бредовые идеи не оцениваются больными как бессмысленные, больные солидарны с ними; у бредового больного в отличие от больного с навязчивостями отсутствует осознание их болезненного характера. Хотя такое понятийное разграничение очевидно, в практической диагностике встречаются трудности. Имеются бредовые больные с частичной критикой и с ощущением, что их бредовые переживания по существу бессмысленны, но они не могут от них избавиться. Хотя навязчивость и ощущается в качестве чего-то непреодолимого, принудительного, все же в этом случае речь идет не о принуждении, а о зависимости.

» я описал организацию душевного аппарата, на основе которой можно в простой и наглядной форме представить ряд отношений. В других пунктах, например касающихся происхождения и роли Сверх-Я, остается еще достаточно много неясного и незавершенного. Теперь можно потребовать, что-бы такое описание оказалось пригодным и полезным и в отношении других вещей, даже если бы речь шла только о том, чтобы рассмотреть уже известное в новом свете, сгруппировать его по-другому и описать более убедительно. С таким применением мог бы также быть связан удачный возврат от сухой теории к вечно зеленому древу опыта (1).

В упомянутой работе изображены разнообразные зависимости Я, его срединное положение между внешним миром и Оно, а также его стремление одновременно исполнить волю всех своих господ. В связи с ходом мыслей, возникшим с другой стороны, по поводу возникновения и предупреждения психозов, я в итоге пришел к простой формуле, которая выражает, пожалуй, наиболее важное генетическое различие между неврозом и психозом: невроз — это результат конфликта между Я и Оно, тогда как психоз — аналогичный исход такого же нарушения в отношениях между Я и внешним миром.

Несомненно, справедливо предостережение, что нельзя доверять столь простым решениям проблемы. Наши самые смелые ожидания также не идут дальше предположения, что эта формула в самых общих чертах окажется правильной. Но и это было бы уже хоть что-то. Сразу же вспоминается целый ряд выводов и находок, по-видимому, подтверждающих наш тезис. По результатам всех наших анализов получается сле-дующее: неврозы переноса возникают из-за того, что Я не хочет воспринять мощного импульса влечения в Оно и содей-ствовать его моторному завершению или оспаривает у него объект, на который он нацелен. В таком случае Я защищается от него с помощью механизма вытеснения; вытесненное противится такой участи и, используя способы, над которыми Я не властно, создает себе замещающее представительство, ко-торое навязывается Я путем компромисса, то есть симптом. Я, чувствуя, что этот незваный гость угрожает его единству и нарушает его, продолжает борьбу с симптомом так же, как оно защищалось от первоначального импульса влечения, и все это в результате дает картину невроза. Возражение, что Я, совершая вытеснение, следует, по существу, велениям своего Сверх-Я, в свою очередь происходящим от влияний реального внешнего мира, которые нашли свое представительство в Сверх-Я, не принимается. Но при этом получается так, что Я сражалось на стороне этих сил, что их требования были в нем сильнее требований влечений Оно и что Я является той силой, которая приводит в действие вытеснение этой части Оно и укрепляет контркатексис сопротивления. Служа Сверх-Я и реальности, Я оказалось в конфликте с Оно, и именно так обстоит дело при всех неврозах переноса.

С другой стороны, нам, исходя из нашего прежнего по-нимания механизма психозов, будет так же легко привести примеры, указывающие на нарушение отношений между Я и внешним миром. При аменции Мейнерта, острой галлюцинаторной спутанности сознания и бессвязности мыслей, самой крайней и, пожалуй, самой удивительной форме психоза, внешний мир либо вообще не воспринимается, либо его вос-приятие остается совершенно бездейственным (2). В норме внеш-ний мир проявляет свою власть над Я двумя способами: вопервых, посредством новых актуальных восприятий, во-вто-рых, благодаря запасу накопленных воспоминаний о прежних восприятиях, которые в виде «внутреннего мира» выступают как собственность и составная часть Я. При аменции не толь-ко становится невозможным получение новых восприятий, — но и внутренний мир, который прежде представлял внешний в виде его отображения, лишается своего значения (катекси- са); Я самовольно создает себе новый внешний и внутренний мир, и нет никаких сомнений в двух фактах: в том, что этот новый мир построен в духе импульсов-желаний Оно и что мотив этого разрыва с внешним миром — тяжелая, кажущаяся невыносимой фрустрация желаний, относящихся к реаль-ности. Нельзя не заметить внутреннего родства этого психоза с обычным сновидением. Но условием для сновидения является состояние сна, к характеристикам которого относится полный уход от восприятия и от внешнего мира (3).

О других формах психозов, о шизофрениях, известно, что их исходом бывает аффективная тупость, то есть они имеют тенденцию к отказу от всякого участия в жизни внешнего мира. Что касается возникновения бредовых образований, то некоторые анализы показали нам, что бред, словно постав-ленная заплата, встречается там, где первоначально возник разрыв в отношении Я к внешнему миру. Если условие конфликта с внешним миром не является гораздо более очевид-ным, чем мы знаем сейчас, то причина этого связана с тем, что в картине психоза проявления патогенного процесса часто перекрываются попытками исцеления или восстановления (4).

Общим этиологическим условием возникновения психо-невроза или психоза всегда остается фрустрация, неисполне-ние одного из тех непреодолимых детских желаний, которые так глубоко коренятся в нашей филогенетически обусловленной организации. В конечном счете эта фрустрация всегда внешняя; в отдельном случае она может исходить от той внутренней инстанции (в Сверх-Я), которая взяла на себя роль представительства требований реальности. Патогенный эффект зависит здесь от того, останется ли Я при таких конфликтных напряженных отношениях верным своей зависимо-сти от внешнего мира и попытается ли сковать Оно, или же Я позволит Оно одолеть себя и тем самым оторвать от реально-сти. Но это внешне простое положение вещей осложняется существованием Сверх-Я, которое в пока еще не совсем по-нятном сочетании объединяет в себе влияния Оно и внешнего мира и в известной степени служит идеальным прототипом того, на что направлены все стремления Я, то есть на прими-рение его многочисленных зависимостей (5).

Поведение Сверх- Я следовало бы учитывать — чего до сих пор не делалось — при всех формах психического заболевания. Но мы можем предварительно постулировать, что должны существовать такие патологические состояния, в основе которых лежит конфликт между Я и Сверх-Я. Анализ дает нам право предположить, что типичным примером этой группы служит меланхолия, и тогда для обозначения таких нарушений мы прибегнем к названию «нарциссические неврозы». Если мы найдем мотивы для того, чтобы отделить такие состояния, как ме-ланхолия, от других психозов, то это не будет идти вразрез с нашими впечатлениями. Но тогда мы заметим, что смогли до-полнить свою простую генетическую формулу, не отказываясь от нее. Невроз переноса соответствует конфликту между Я и Оно, нарциссический невроз — конфликту между Я и Сверх-Я, психоз — конфликту между Я и внешним миром. Правда, мы не можем пока сказать, действительно ли мы получили новое понимание или же просто пополнили коллек-цию своих формул, но я думаю, что возможность применения этой формулы должна все же придать нам смелость не упускать из виду предложенное разделение душевного аппарата на Я, Сверх-Я и Оно.

Утверждение, что неврозы и психозы возникают из-за конфликтов Я с его различными господствующими инстанциями, то есть что они соответствуют неполадке в функции Я, которое все же проявляет стремление примирить между собой все эти различные требования, следует дополнить другим рассуждением. Хотелось бы знать, при каких условиях и ка-кими средствами Я удается без заболевания уйти от конфликтов, которые, разумеется, всегда существуют. Это новая сфера исследования, в которой, конечно, будут учитываться самые разные факторы. Однако сразу же можно выделить два момента. Исход всех таких ситуаций, несомненно, будет зависеть от экономических соотношений, от относительных величин борющихся друг с другом стремлений. И далее: Я может избежать прорыва в том или ином месте благодаря тому, что само себя деформирует, лишается собственной целостности, возможно, даже расщепляется или распадается (6). Тем самым непоследовательности, странности и глупые выходки, совершаемые людьми, предстают в том же свете, что и сексуальные перверсии, которые, будучи принятыми, делают вы-теснение излишним.

В заключение следует задать вопрос, каким может быть аналогичный вытеснению механизм, благодаря которому Я отрешается от внешнего мира. Я думаю, что на этот вопрос нельзя ответить без новых исследований, но содержанием его, как и вытеснения, должно быть изъятие исходящего от Я катексиса (7).

1 - Ср. слова Мефистофеля в «Фаусте» Гёте, часть I, 4-я сцена.

2 - Однако это определение скорректировано в сторону ограничения пассажем в главе VIII опубликованной после смерти Фрейда работы «Очерк психоанализа» (1940а . С. 132), где говорится: «Проблема психоза была бы проста и ясна, если бы отход Я от реальности мог бы произойти полностью. Но, похоже, это встречается лишь в редких случаях, а возможно, вообще никогда не происходит. Даже о состояниях, которые так далеки от действительности внешнего мира, как то: галлюцинаторная спутанность сознания и бессвязность мыслей (аменция) — от больных после их выздоровления узнаешь, что и во время болезни в уголке их души, как они выражаются, скрывался нормальный человек, который, словно сторонний наблюдатель, следил за путаницей, которую вызывала болезнь».

3 - Ср. работу «Метапсихологическое дополнение к теории сновидений» (1917).



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png