Реферат по теме:

Легенды и мифы Крыма


Введение

История крымской земли насчитывает тысячелетия. Одни народы приходили в этот благодатный край, другие исчезали, города меняли названия и население, менялся язык, на котором разговаривали люди. Восстановить, как всё было на самом деле очень трудно, а зачастую и невозможно. Греки сменялись генуэзцами, генуэзцы турками, татарами, русскими, украинцами. Каждый народ, который приходил, оставлял здесь свою часть культуры, создавал кусочек истории Крыма. Мифы и легенды очень распространены в Крыму, ведь каждая скала, каждый камешек и каждая песчинка Крыма имеет длительную историю, рассказанную и пересказанную много раз разными людьми и разными народами. Одно и то же событие или явление может иметь несколько легенд его описывающих. Порой это совершенно неправдоподобные сказки, которые вызывают у современного человека только лёгкую улыбку, а порой они так похожи на правду, что готов поверить в рассказанную легенду как в истину. Но все они имеют право на жизнь: ведь главное в легендах и мифах не фактическая, а, именно, художественная составляющая. Та самая выдумка, которая раскрашивает даже самое серое и скучное явление яркими красками. Прикоснёмся же и мы к Крымским легендам и крымским мифам, сколько бы лет им не было, кто бы их не сочинил, и какими бы фантастичными, или, наоборот, достоверными они не казались.


ЗОЛОТОЙ ЧЕМОДАН

БЕСЦЕННЫЕ сокровища - золото Керченского историко-археологического музея находилось в этом черном чемодане. Оно при загадочных обстоятельствах исчезло в годы прошедшей войны. Но его поиски продолжаются до сего времени.

В январе 1926 года крестьянин крымского села Марфовка Нашев нашел на распаханном кургане богатый клад - захоронение готского царя, относящееся к III-V векам: золотую диадему, украшенную сердоликами и зернами граната, несколько золотых пряжек и ушных подвесок. Таких превосходных, высокого художественного качества готских памятников еще не находили. Они были переданы в Керченский историко-археологический музей и получили в литературе наименование "марфовского клада". Он вошел важной частью с знаменитую золотую коллекцию музея.

Да, да, она была действительно знаменита, общепризнанного мирового значения, входила во все специальные справочники и каталоги. Состояла из 719 золотых и серебряных вещей. Среди них - семьдесят понтийских и боспорских монет митридатовского времени, то есть II-I веков до нашей эры, тиритаковского клада, обнаруженного при раскопках в конце 1935 года. Особой известностью пользовались золотые бляшки с изображением скифов, пьющих вино из рога, бляшки с изображением юноши, сдерживающего коня, а также с изображением сфинкса, медальоны с изображением Афродиты и Эрота, золотые маски, бусы, пояса из золотых и серебряных пластин, золотые иглы и лепестки. Редчайшей считалась коллекция средневековых пряжек из семнадцати предметов, собрание всевозможных браслетов, серег, колец, перстней, подвесок с изображениями грифона, сфинксов и львов. Наконец, в ней находились пантикапейские монеты червонного золота, золотые боспорские, греческие, римские генуэзские, византийские, турецкие, русские монеты, медали, древние иконы в золотых окладах, украшенных драгоценными камнями, и многое другое. Словом, это были бесценные памятники мировой культуры.

Война обернулась для коллекции страшной трагедией. Когда фашисты осенью 41-го года прорвались в Крым, наиболее значительные экспонаты были уложены в 19 ящиков и приготовлены к эвакуации. Золотую коллекцию поместили в большой фанерный чемодан, обитый черным дермантином. В описи он был указан, как "место # 15". Но чаще всего, даже в официальных документах, его именовали "золотым чемоданом". К нему относились особенно бережно. Все предметы укладывались в него не только в присутствии директора музея, выдающегося археолога Юлия Юльевича Марти, и главного хранителя, но также и в присутствии председателя городского совета и секретаря горкома партии. Закрыли чемодан на замки, перевязали ремнем, запечатали сургучной печатью Керченского горкома ВКП(б).

26 сентября 1941 года Марти и инструктор горкома партии Иваненко отправились с музейным грузом в глубокий тыл, в далекое и опасное путешествие, которое оказалось безвозвратным, трагическим, во многом загадочным до сих пор. В середине семидесятых годов я в поисках "золотого чемодана" также совершил тот же самый путь от Керчи.

Но вернемся к сентябрю сорок первого. Вначале ящики на катере переправили через Керченский пролив. Под бомбежки не попали, что сочли удачным предзнаменовением. В Тамани ящики перегрузили на грузовики. Дорога проходила по открытой местности, которая хорошо просматривалась фашистскими самолетами. При налетах выскакивали из машин и прятались, где придется. Марти и Иваненко приходилось труднее всех, так как они тащили тяжелый чемодан. Он всегда должен быть с ними при любых, самых чрезвычайных обстоятельствах. Даже ценою собственной жизни они обязаны были его сберечь.

Так добрались до Краснодара, а затем переехали в Армавир. Здесь Марти и Иваненко сдали свой груз. Их опасная миссия была закончена, и они оправились дальше в тыл. Но вряд ли они предполагали, что для "места # 15" самое страшное было еще впереди. Вряд ли об этом догадывались и руководители Краснодарского крайисполкома Пашкова и Маркова, которые телеграфировали в Москву, в Наркомпрос о благополучной эвакуации ценностей Керченского музея. Кто ж мог тогда знать, что фашистское нашествие достигнет Краснодарского края...

Вскоре начались бомбежки Армавира. При очередном налете фугасная бомба попала в здание, где находились ящики с керченскими экспонатами, и все они погибли под руинами и в огне пожара. И "золотой чемодан"? Долгое время и я так считал.

Однако после долгих поисков в архивах, длительной переписки, запросов, на что понадобилось несколько месяцев, мне удалось связаться с человеком, от которого я узнал дальнейшую судьбу керченского золота. Им была Анна Моисеевна Авдейкина. Встретился с ней в Армавире, в ее крохотном домике. В 1941-1942 годах она заведовала так называемой спецчастью горисполкома. Именно сюда привезли Марти и Иваненко "золотой чемодан".

Председатель горисполкома Василий Петрович Малых распорядился открыть чемодан, - рассказывала Анна Моисеевна, - сверить его содержимое с представленной описью. Все сошлось в точности. Затем чемодан закрыли, поставили печать Армавирского горисполкома. Его оставили на сохранение в "спецчасти", поэтому он и уцелел при бомбежке.

Летом сорок второго года я сильно заболела - сыпной тиф и воспаление легких. Еле-еле меня выходила мама. Встала с постели слабая-слабая. Но 3 августа обеспокоенная мама сказала мне, что немцы совсем близко и, похоже, город наши оставляют. Я решила пойти в Дом Советов, где размещалась моя "спецчасть". Здание встретило меня открытыми дверями и полным безлюдьем. Все уже из него уехали. С трудом вскарабкалась на четвертый этаж, вошла в свою комнату и... сразу же увидела тот самый чемодан! Глазам своим не поверила! Но это был он. О нем в суматохе просто забыли.

Что же делать? Одной мне чемодан не унести - ведь в нем килограммов восемьдесят было. Возвращаюсь домой и прошу помочь сестру Полину и племянника Шуру. Втроем тащим тяжеленный чемодан по пустынным улицам. Началась бомбежка - взрывы, пожары, летят куски кирпича, осколки стекол. Все же донесли его до дома. А что дальше? Вспоминаю, что мне назвали "на всякий случай" место для эвакуации. Бегу туда. Слава богу, вижу совершенно измученного Малых. Он хотел было отмахнуться от меня, но когда узнал о чемодане, даже в лице изменился. Сразу же направил за ним грузовик, приказал во всю мочь ехать в станицу Спокойная и там отдать его заведующему Госбанком Якову Марковичу Лободе.

По дороге нас обстреляли из кукурузника. Спустили шины. Кое-как добрались до станицы на скатах. Чемодан я отдала Лободе, а сама решила пробираться к своим. Но была задержана фашистским патрулем и отведена в лагерь для проверки личности. Поняла, если немцы дознаются, что была заведующей "спецчастью"... Словом, из лагеря бежала и со многими приключениями перешла линию фронта.

После освобождения Армавира от оккупантов Анна Моисеевна в феврале 1943 года вернулась домой. Узнала от матери, что за ней приходили гестаповцы, расспрашивали о... чемодане, требовали сказать, где он спрятан. Похоже, что кто-то видел Авдейкину с ним и донес немцам. Гестаповцы обыскали дом, даже стога сена во дворе истыкали штыками.

Анна Моисеевна тогда не знала, что за этим чемоданом от самой Керчи шла специальная зондеркоманда, в составе которой были берлинские археологи. Они имели полную опись содержимого "золотого чемодана", которую им передал предатель - сотрудник керченского музея.

Кстати, ее копию я обнаружил в делах немецкой администрации города, которую мне любезно показали в керченском КГБ.

Зондеркоманда добралась и до Спокойной. Побывал в станице спустя тридцать лет и я. Расспрашивал старожилов, музейных работников. Особенно помог мне краевед Михаил Николаевич Ложкин - большое ему спасибо. Вот что я узнал.

6 августа 1942 года Лобода погрузил чемодан на бричку, закрыл разным домашним скарбом и стал пробираться в тыл. Но нарвался на фашистов. Солдаты, однако, не стали проверять, что вез усталый, небритый и испуганный мужик, и направили его обратно в станицу. Яков Моисеевич свернул в лес и добрался до партизан. Там остался рядовым бойцом.

В декабре сорок второго года Спокойненский партизанский отряд попал в крайне тяжелое положение. Его продовольственные базы были разграблены фашистами, кончились продукты и боеприпасы. Бойцы голодали, страдали от болезней и сильных морозов. Отряд окружили каратели, и он понес серьезные потери. Поэтому его командование решило пробиваться из окружения небольшими группами, частью рассеяться по близлежащим селам.

Прекрасная, душистая природа Крыма, многовековая и трагическая его история, в которой переплелись пути многих народов и племен нашей Родины, в которой отразилась их героическая борьба против иноземных захватчиков, «им же несть числа»,- все это не могло не привлечь внимания поэтов, художников, композиторов…

Два великих поэта славянства — Пушкин и Мицкевич — воздали должное в своем творчестве крымской теме. Крымский пейзаж, жизнь людей этого солнечного полуострова подсказали не одну вдохновенную страницу Максиму Горькому, Лесе Украинке, Михаилу Коцюбинскому, Александру Олесю, Владимиру Маяковскому.

Широко отразилось прошлое Крыма и в творчестве безымянных народных поэтов, в фольклоре. Сам воздух Крыма, его живописные горы, его прибрежные скалы, его рощи, сады, виноградники, я бы сказал, дышат поэзией, навевают легенды, сказки, песни.

История Крыма неотъемлема от истории древней Руси, позже — от истории Украины и России.

Для Украины казацких времен крымские города были связаны со страшным словом неволя, с татарскими набегами на мирные селения, а также с прославленными походами против турецко-татарских поработителей. Отражение событий того времени мы видим во многих гениальных строках Тараса Шевченко.

Народ России явил бессмертные патриотические подвиги в дни русско-турецкой войны 1853-1856 гг. Подвиги эти также отразились в многочисленных литературных произведениях, среди которых на первое место нужно поставить беспредельно правдивые «Севастопольские рассказы» Льва Толстого. С. Н. Сергеев-Ценский, которого заслуженно можно назвать певцом Крыма и который был сыном одного из защитников Севастополя во время этой войны, посвятил ей трехтомный роман «Севастопольская страда», пользующийся большой популярностью у наших читателей. Крепко связаны с Крымом жизнь и творчество незабвенного П. А. Павленко.

На этом сайте собраны, конечно, только часть крымских легенд и преданий, чудесных по своей простоте и внутренней правдивости. В этих произведениях много фантастики, иногда в них действуют колдуны и колдуньи, сверхъестественные силы… Но главное действующее лицо в них — народ, трудовой народ с его мужеством, великодушием, благородством. Верность родной стране и родному народу, девичья чистота и неизменная любовь воспеваются в легендах о далеком и близком прошлом Крыма, с которым так уместно знакомит нашу общественность Крымское издательство.

Думаю, что наши фольклористы, приветствуя появление «Легенд Крыма», с самым пристальным вниманием будут дальше собирать и изучать народные произведения, посвященные этому дивному полуострову.

Крымские легенды

ЛЕГЕНДА ДЕВИЧЬЯ БАШНЯ

Много тайн хранят полуразрушенные башни и стены древней крепости, что возвышается на горе возле Судака. Говорят, что в те времена, когда Судаком владели греки, в той башне жила дочь архонта, гордая красавица, равной которой не было в Тавриде. Говорят, Диофант, лучший полководец Митридата, царя Понтийского, тщетно добивался ее руки, а местная знатная молодежь не смела поднять на нее глаза. Никто не знал, что девушка уже любила, -любила простого пастуха. И вот как это случилось.

Любимая прислужница дочери архонта сорвалась с кручи и погибла. По обычаю, несчастную девушку похоронили там, где она умерла, и на могильной плите сделали углубление, чтобы в нем собиралась роса, а птицы, утоляя жажду, порхали над могилой и пели умершей свои песни. Однажды дочь архонта пошла на могилу своей рабыни покормить птиц и увидела там пастуха. Юноша сидел задумавшись. Красивое смуглое лицо его выражало грусть, а пышные кудри рассыпались по плечам и шевелились на ветру.

Девушка спросила юношу, кто он, откуда родом.

Как видишь - пастух, - ответил он. - А родом... Мать нашла меня в огороде.

Она улыбнулась.

А почему ты грустный?

Потому что некому приласкать меня.

И засмеялся, да так хорошо, что ей показалось, будто никто никогда так не смеялся.

Болтая, они не замечали, как бежало время. Обоим было легко и радостно, и никто И

ничто не напоминало, что она - дочь архонта, а он - пастух. Разве для сердец это важно?

С тех пор только мечтами о пастухе и жила прекрасная девушка, а пастух считал, что среди богов и людей не было его счастливей.

Но как-то увидели их вместе и донесли об этом архонту. Приказал архонт схватить пастуха и бросить его в каменный колодец.


Прошло несколько дней, пока узнала обезумевшая от горя девушка, где ее возлюбленный. Лаской, подкупом, хитростью она сумела освободить узника. Без сознания лежал пастух в комнате девушки, когда открылась дверь и вошел архонт. Он гневно поднял руку, хотел что-то сказать людям, которые пришли с ним, но, увидев смертельно бледную дочь, ее горящий решимостью взгляд, отступил. Легкая усмешка скользнула по его лицу.

Позовите лекаря, - велел он.

Когда пришел врач, архонт сказал ему громко, чтобы все слышали:

Я не хочу омрачать добрые чувства моей дочери. Ты должен спасти его ради ее счастья.

И юноша был спасен.

Но архонт вовсе не думал согласиться с выбором дочери. Один вид пастуха вызывал в нем глухую злобу. Он решил хитростью разъединить их, а затем как можно быстрее выдать дочь замуж.

Вскоре уходил корабль в Милет. С этим кораблем архонт задумал отправить пастуха в Грецию якобы с важным поручением.

Через год, - сказал он дочери, - корабль вернется назад. Если твой возлюбленный не изменит тебе, ты увидишь на мачте белый знак. И тогда я не буду противиться твоему счастью. Но если на корабле не будет этого знака, значит, он недостоин тебя. И ты должна будешь согласиться, чтобы твоим мужем стал Диофант.

А мореходам архонт приказал умертвить пастуха по дороге в Милет,

Прошел год. Все тревожнее становилось на душе у девушки, все чаше выходила она смотреть, не появился ли корабль с белым знаком.

Однажды все население города собралось на пристани: прибыл корабль из далекого Милета. Но ожидаемого знака дочь архонта не увидела на мачте.

Позвала она рабынь и велела подать себе самую лучшую тунику и диадему из сапфира и опала. Потом девушка поднялась на вершину башни, туда, где ее опоясывают зубцы.

Позовите Диофанта, - попросила она.

Вскоре на вершину башни вбежал влюбленный полководец и кинулся к дочери архонта. Она остановила его жестом.

Ты домогался меня, не спрашивая, нужен ли ты мне, - сказала она. - А ты ведь знал, что я люблю другого. Чего же ты добивался,

Или тебе не нужно было мое сердце? Я должна была стать твоей наложницей, называясь женой. Ничтожные люди и ты, и отец мой. Вы не знаете, что любовь сильнее жизни...

Дочь архонта быстро подошла к просвету между зубцами и бросилась вниз.

С той поры башню на скале называют Девичьей.


ЛЕГЕНДА СКАЗАНИЕ О ДЖАНЫКЕ ИЗ КЫРК-ОРА

Вот смотри, крепкие стены Кырк-ора, ух, какие крепкие! Если ты вот так даже руки разведешь, стену все равно не обнимешь. Толстые стены, крепкая крепость. И ворота железные и замки, наверное, каждый с пуд. А за стенами кто жил, знаешь? Тохтамыш-хан. Что сказать о нем? Тохтамыш-хан - это мало сказать! Какой был хан? Не хотят глаза смотреть, такой страшный был. У него -люди говорили -тело шерстью поросло, он был рыжий, голова у него была, как у барана, зрачки у него поперек глаз стояли, таких глаз у человека не бывает.


Он никогда не кричал, Тохтамыш-хан, но люди даже шепота его боялись. Богат был Тохтамыш. А где ты видел бедного хана? Всего было у него. В его каменных пещерах стояли сундуки богатые, сундуки с большими замками, Но, женщина, лучше не открывай ты крышки этих сундуков. Если откроешь, глупая, ты подумаешь, что солнце украли и спрятали в сундук, посмотришь и ослепнешь. Это не солнце, это богатые одежды с камнями драгоценными, золото нашито на одежды. Только ты их руками не трогай, не надо, пусть лежат. Липкие они, потому что богатство Тохтамыш-хана по рекам крови пришло, пришло и легло в сундуки. Стерегут эти сундуки каменные пещеры, каменные стены и каменное сердце Тохтамыш-хана. Никого не любил Тохтамыш-хан, а какой хан кого любит? Была у него в гареме девушка, звали ее Джаныке. И вправду, она была джаныке - душевная. Добрая была, ласковая, как ребенок, как мать всем ласковая.

Красивая была Джаныке, только в груди у Джаныке какая-то птица всегда ютилась. Так думала Джаныке. Не знала, глупенькая, что в груди у нее большой недуг, болезнь страшная. Отца, матери у нее не было, а Тохтамыш купил ее в Бахчисарае, внизу, купил девочку и спрятал, как голубя в клетку, и растил для себя в своем гареме, а чтобы люди не говорили плохого, дочерью назвал. Все боялись Тохтамыша, и маленькая Джаныке боялась. Придет в гарем Тохтамыш, спросит, как живешь? Живу, говорит Джаныке. Большую рыжую руку положит хан на ее голову, и казалось Джаныке, что голова отвалится. Всего много у Тохтамыша, но самое главное сокровище -Джаныке.

Однажды пришла беда на Тохтамыша. Крепость Кырк-ор окружили враги, с двух сторон шли. Большое войско. Они били в даул, они кричали, они уже радовались. Знали враги: в крепости воды нет, а без воды как жить будешь? Знали враги, что им не нужно головами в камни стучать. Подождем, говорили, у нас времени много. Вода у нас, хлеб у нас, а Тохтамыш-хан, когда заставим, он сам свои железные ворота откроет, он сам на шелковой подушке ключи вынесет и попросит: примите, все ваше. Так говорили враги. А за стеной Тохтамыш-хан ходил, как дикий зверь, как барс злой, страшный. Нет воды, а дни идут, а птица Клафт ни разу свои крылья не раскрыла над Кырк-ором, и люди скоро стали падать, как падают осенние листья. Каменное сердце было у Тохтамыша. Он боялся за свои сокровища, а людей не жалел. Он заставил их бросать камни вниз, на врагов, и злобно говорил своим людям:


Думаете, я своими руками открою ворота? Если у меня камней не хватит, я ворота вашими головами забросаю. Люди сначала боялись, а потом уже ничего не чувствовали, им было все равно. Без воды разве будешь жить?

И стало тихо в крепости Кырк-ор, никто не пел песен. У матерей из груди не только молока - крови не выдавишь, и падали быстрей всех маленькие дети. Как было их жалко! А воды все нет. Джаныке в гареме дивилась: почему так тихо в Кырк-оре, почему никто ничего не говорит, почему даже собаки не лают? А няньки в ответ только плечами пожимали; няньки знали, а сказать нельзя. Потом к Джаныке в гарем пришел мальчик - пастушок Али. Он пришел, смиренно опустил голову и сказал так:


Слушай, Джаныке. Вот видишь, я мужчина, а не смотрю на тебя, пусть мои глаза не оскорбят тебя, девушку. Не бойся, выслушай меня, я ведь пришел от народа. Слушай, Джаныке, люди о тебе говорят, что никогда ты не сказала неправды, что твои розовые губы никого не обидели. Слушай, Джаныке, люди еще говорят, -дрожа от испуга, говорил Али, - что ты не дочь Тохтамыша, что ты наша, оттуда из Эски-Юрта, что тебя купил Тохтамыш. Если так, Джаныке, то как же твое сердце терпит, как же ты народу не поможешь? Слушай, что я тебе скажу: там далеко, но ты не бойся, там вода поет, пойдем...

А зачем нужна вода? - спросила Джаныке.

Ты не знаешь? Во всем Кырк-оре нет ни капли воды, маленькие дети падают, умирают, и никто не может спасти их. Я хотел проползти туда, где вода, но у меня широкие плечи, а ты - люди говорят про тебя, ты тонка, как веточка, ты всюду проникнешь, -ты будешь проползать в расщелину и доставать оттуда воду, она там поет, а я понесу ее в водоем. Пойдем, ты же наша.

Что ты, мальчик, - ответила Джаныке, - разве я смею, я же девушка, мне нельзя быть с тобой, мальчиком. Меня проклянет небо, все меня проклянут, все от меня отвернутся, даже ты, когда вырастешь и станешь большим мужчиной, ты будешь на меня пальцем показывать, и мне нужно будет тогда умереть.

Не бойся, Джаныке, - просил мальчик, - пойдем", Джаныке, пойдем, мы так сделаем, что никто нас не увидит, а грех я на себя весь приму.

Хорошо, - сказала Джаныке, и они пошли. Всю ночь девушка и мальчик маленькими бурдюками таскали воду в городской водоем, и уже стало в водоеме воды столько, сколько в маленьком море, и еще носили, и еще носили, а потом, когда уже брызнуло солнц, когда стало хорошо на небе, вдруг из груди девушки улетела птица, даже видела маленькая Джаныке, как она высоко-высоко в небо понеслась. Потом ей стало очень больно и она упала. И упала она лицом на землю. Лицом вниз упала Джаныке, она матери всех матерей стала жаловаться - земле. Когда стало светло, пришли люди. Первыми появились маленькие люди -дети. Они увидели воду и сказали просто, как мудрецы: «Смотрите, вода!», и стали пить. А потом бегали всюду и кричали: «Вода! Вода!» А большие люди не поверили, но маленькие люди все говорили: «Смотрите, вода! Вода!»

И весело все повторяли это слово и стали пить воду. А потом увидели, что Али-пастух плачет около какого-то тела, которое лежит на земле, такого маленького, тонкого.

Когда повернули его лицом кверху, увидели и испугались.

Джаныке!

И тогда все понял народ, и сказал тогда народ:


ЛЕГЕНДА ФОНТАН СЛЕЗ

Свиреп и грозен был хан Крым-Гирей. Никого он не щадил, никого не жалел. К трону пришел Крым-Гирей через горы трупов. Он приказал вырезать всех мальчиков своего рода, даже самых маленьких, кто был ростом не выше колесной чеки, чтобы никто не помышлял о власти, пока он, хан, жив. Когда набеги совершал Крым-Гирей, земля горела, пепел оставался. Никакие мольбы и слезы не трогали его сердце. Трепетали люди, страх бежал впереди имени хана. -Ну и пусть бежит,-говорил он,-это хорошо, если боятся...

Какой ни есть человек, а без сердца не бывает. Пусть оно каменное, пусть железное. Постучишь в камень- камень отзовется. Постучишь в железо - железо прозвенит. А в народе говорили - у Крым-гирея нет сердца. Вместо сердца у него комок шерсти. Постучишь в комок шерсти - какой ответ получишь? Разве услышит такое сердце? Но приходит закат человека. Постарел некогда молодой хан, и ослабело его сердце. Однажды в гарем к старому хану привезли невольницу, маленькую худенькую девочку. Деляре ее звали. Привез ее главный евнух, показал Крым-Гирею, даже зачмокал от восхищения, расхваливая невольницу. Деляре не согрела лаской и любовью старого хана, а все равно полюбил ее Крым-Гирей. И впервые за долгую жизнь свою он почувствовал, что сердце болеть может, страдать может, радоваться может, что сердце - живое.

Недолго прожила Деляре. Зачахла в неволе, как нежный цветок, лишенный солнца.

На закате дней своих любить мужчине очень трудно. От этой любви сердцу всегда больно. А когда любимая уходит из жизни, сердце плачет кровью. Понял хан, как трудно бывает человеческому сердцу.

Вызвал Крым-Гирей мастера иранца Омера и сказал ему:

Сделай так, чтобы камень через века пронес мое горе, чтобы камень заплакал, как плачет мужское сердце.

Спросил его мастер:

Хороша была девушка?

Что знаешь ты о ней? - ответил хан. - Она была молода. Она была прекрасна, как солнце, изящна, как лань, кротка, как голубь, добра, как мать, нежна, как утро, ласкова, как дитя. Долго слушал Омер и думал: как из камня сделать слезу человеческую? - Из камня что выдавишь? -сказал он хану. - Молчит камень. Но если твое сердце заплакало, заплачет и камень. Если есть душа в тебе, должна быть душа и в камне. Ты хочешь слезу свою на камень перенести? Хорошо, я сделаю. Камень заплачет. Он расскажет и о моем горе. О горе мастера Омера. Люди узнают, какими бывают мужские слезы. Я скажу тебе правду. Ты отнял у меня все, чем душа была жива. Землю родную, семью, имя, честь. Моих слез никто не видел. Я плакал кровью сердца. Теперь эти слезы увидят. Каменные слезы увидят. Это будут жгучие слезы мужские. О твоей любви и моей жизни. На мраморной плите вырезал Омер лепесток цветка, один, другой... А в середине цветка высек глаз человеческий, из него должна была падать на грудь камня тяжелая мужская слеза, чтобы жечь ее день и ночь, не переставая, годы, века...

И еще вырезал Омер улитку - символ сомнения. Знал он, что сомнение гложет душу хана: зачем нужна была ему вся его жизнь -веселье и грусть, любовь и ненависть, все человеческие чувства? Стоит до сих пор фонтан в Бахчисарайском дворце и плачет, плачет день и ночь... Так пронес Омер через века любовь и горе, жизнь и смерть юной Деляре, свои страдания и слезы... Братское кладбище советских воинов, погибших в боях за освобождение Бахчисарая и Севастополя находится на территории Часовня на Братском кладбище (в конце ул. Пушкина) установлена в 1895 году на месте захоронения свыше четырех тысяч защитников Севастополя, умерших от ран в Бахчисарае.


ЛЕГЕНДА КАК ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВОВИЧ ХЕРСОНЕС ВОЕВАЛ

Задумал князь киевский Владимир Святославич породниться с Византией и потребовал себе в жены сестру византийского императора Анну. Гордый император Василий II почитал для себя позором родниться с варварами, идолопоклонниками и отказал русскому князю. Тогда Владимир Святославич собрал бояр, воевод, дружинников и сказал им: «Витязи, богатыри, верные мои дружинники! Задумал я думу великую и надеюсь, что вы поддержите меня. Мне и всем вам стыдно отныне именоваться идолопоклонниками. Все европейские государи поклоняются единому небесному богу, только мы - выдуманному нашими праотцами. Я посылал послов ко всем народам и убедился, что самая лучшая вера у грековинов. И решил я принять эту веру. Но византийские императоры не желают иметь с нами дело. Я хочу завоевать в Таврике греческие земли и памятник князю Владимиру заставить Византию считаться с нами. Мы поплывем в Корсунь и возьмем ее. А когда договоримся с Византией, восстановим эти земли во власти и возвратимся домой».

В лето 988-е огромная рать во главе с князем Владимиром Святославичем отправилась в поход. Ладьи с русскими воями спустились вниз по Днепру и, преодолев бурные воды Понта Эвксинского, очутились у берегов Таврики. Оставив ладьи в тихом Ктеносском заливе, русские высадились на Гераклейском полуострове. Здесь стоял хорошо укрепленный город Херсонес.

Первым, кого встретили русские ратники на херсонесской земле, был человек в длинных до пят одеждах, с крестом на шее.

Кто ты есть и как твое имя? - спросил его князь Владимир.

Я священник из Херсонеса, а имя мое Анастасий. Дозволь и мне спросить тебя, княже, зачем с мечом к нам пожаловал? Ведь у нас с вами, россами, договор.

На то князь ответил:

Не поверят тебе, княже, херсонеситы и ворота не откроют. А силой побороть их будет нелегко. Они не пощадят жизни для защиты родного города. Но если ты и вправду задумал христианство принять, я помогу овладеть городом. Отпусти только меня. Отпустил князь Анастасия, а с ним и толмача послал просить у херсонеситов открыть городские ворота и порешить дело миром. Но толмач вернулся ни с чем. И когда русские приблизились к городским стенам, они были осыпаны стрелами и камнями. Видно было по всему, что херсонеситы твердо решили обороняться. Князь Владимир собрал в своем шатре воевод и стал совет держать: как быть?

Ты мудр, князь, и ведаешь, что делать, - молвил воевода. Уж не обессудь меня, но не тоже нам Корсунь мечом брать. Мы дружим с грековинами и договоры с ними имеем. Не лучше ли сделать под стеной насыпь и по ней без боя перебраться в город? Ночью, когда херсонеситы спали, тысячи россов с кирками и лопатами пришли под городскую стену и носилками, наскоро сделанными из рыбачьих лодок, начали носить землю. Незадолго до рассвета они вернулись в свой стан. Очень удивились херсонеситы, когда утром увидели под стеной насыпь в несколько сажень длины и ширины. Позвали стратега. Взошел он на стену, посмотрел на насыпь и разгадал замысел противника.



Мы перехитрим россов, - сказал он. - Мы тоже ночью будем работать, а днем спать. На следующую ночь херсонеситы сделали под стеной подкоп и начали уносить в город землю, насыпанную россами. И сколько бы за ночь русские не нанесли земли, столько же херсонеситы уносили. Насыпь не увеличивалась.

Что бы это значило? - недоумевали русские. И только когда за городской стеной вырос большой холм свежей земли, они все поняли.

Трудно иметь дело с этими грековинами, - сказал князь Владимир. - На всякую хитрость они отвечают хитростью. Выходит, зря мы столько трудились. Что ж, возьмем их измором.

Русские ратники окружили Херсонес и стали выжидать. Дни сменялись ночами, время летело, а херсонеситы и не думали сдаваться. У них было вдоволь и хлеба, и воды, и терпения. Но иссякло, наконец, терпение у Владимира, и он решился идти на штурм. И вот тогда дал о себе знать священник Анастасий, Из осажденного города он пустил в стан русского войска стрелу с привязанной к ней запиской, в которой сообщал: «Отмерь от городских ворот полных 135 шагов к юго-востоку, и ты подойдешь к камню. Под этим камнем проходит в город единственный водовод. Если отвести воду в сторону, город останется без воды и вынужден будет сдаться».

Так и учинили русские. Они перекрыли водовод и вынудили осажденных сдаться. Херсонеситы признали русских победителями и согласились впустить их в город. Они просили только сохранить им жизнь, свободу и имущество. Князь Владимир обещал им это. Распахнулись городские ворота Херсонеса. Стратег, военачальники, именитые граждане со знаменами и хоругвями, с хлебом и солью вышли встречать великого князя всей Руси Владимира Святославича и его славных ратников. Город был убран и празднично украшен. На главной площади стояли столы со всевозможными яствами и напитками для простых ратников, А для князя, воевод и херсонесской знати столы были накрыты во дворце. И начался многодневный пир во славу войска русского, во имя мира между русскими и греками.


Стратег отправил в Константинополь гонцов с вестью о взятии россами Херсонеса, и император Василий II прислал в Херсонес послов и свою сестру Анну. Князь Владимир принял христианство и обвенчался с Анной. Приняли также христианство и воеводы, и все другие вой. А когда Владимир возвращался на Русь, с ним отправились греческие учителя, священники, художники, ремесленники - все, кто пожелал жить в далекой северной стране, в стольном граде Киеве. Ныне среди развалин древнего Херсонеса выделяется возвышенность. Не тот ли это холм, насыпанный херсонеситами во время осады города, память о былом походе киевского князя Владимира?

ЛЕГЕНДА О СКАЛАХ ДИВА, МОНАХ И КОШКА В СИМЕИЗЕ

В те далекие времена Южный берег был покрыт дремучим лесом, но селения уже соединились узкими тропинками. Среди безлюдных скал Симеиза появился отшельник. Долго не знали, кто он. Однако людская молва все-таки принесла рассказы о его жизни. Покачали головой люди. Много страшного было в книге дней этого человека. Беспощадный и жестокий воин, он долгие годы огнем и мечом опустошал многие страны, разорял города, жег селения, усеивая свой путь десятками трупов беззащитных стариков, детей и женщин, особенно много было на его совести девушек: их захватывал он и себе на утеху и для продажи в неволю. Ужасные видения долго мучили этого человека. Жертвы его злодеяний проносились перед ним чередой, взывая к возмездию. Решил искупить этот злодей вину перед своими жертвами. Разыскал в скалах Симеиза пещеру и поселился в ней, питался одними дикими плодами, лишь иногда позволял себе съесть немного рыбы, которую ловил в море. Надеялся изнурить себя постом так, чтобы не иметь сил, даже вспоминать.


Миновали годы. В конце концов, люди забыли прошлое отшельника. Новое поколение знало его как человека чистой жизни. В народе прослыл он мудрым. Пастухам, которые встречали иногда отшельника, казалось, что вокруг его головы светилось сияние, а это они считали знаком необычайной праведности человека. Редко подходили люди к пещере отшельника. Не любил он людей: напоминали они ему о прошлом. За долгие годы одиночества многое из своей прошлой жизни старик, наконец, и сам забыл. Забыл и стал считать, что так, как он живет в пещере, он жил всегда. Никогда никаких преступлений не совершал, никакого раскаяния перед людьми испытывать не должен. Проникся он гордостью великой и все чаще смотрел на людей как на существа низшие, порочные, неровня ему, праведнику.


Дьявол и злой дух не могли спокойно относиться к такой незаслуженной славе старика, Ведь он был им сродни - грабитель и убийца. Им стало обидно. Они - не хуже его, а как презирают их и как восхваляют его!

Начали они искать какую-нибудь старую склонность в старике Не могли найти: далеко спрятал он свою былую алчность, жестокость, развращенность. Долго обдумывали, как же подступить к его Душе. И придумали.

Обернулся дьявол кошкой. В ненастную ночь стал царапаться Дверь пещеры отшельника и жалобно мяукать. Сжалился старик, впустил кошку в тепло. И прижилась кошка в пещере. Днем спала, по ночам охотилась, а по вечерам у огня мурлыкала свои песни. Рисовали эти песни отшельнику картины тихой жизни у очага, в кругу детей и близких разъярился старик. В его ожесточенном сердце никогда раньше не было места для таких человеческих радостей, ненавистны они ему и теперь. Схватил старец кошку за хвост.


Засмеялись дьявол и злой дух от удовольствия. Наступила очередь злого духа. Обернулся он рыбой. И когда однажды старик закинул сеть в море, злой дух юркнул в нее. Вытащил отшельник сеть, а в ней не рыба, а девушка, едва прикрытая остатками моря. С закрытыми глазами, свежа, обольстительна. Изумился старик, кинулся к девушке, стал приводить ее в чувства. Вздохнула красавица, приоткрыла глаза, ласково на отшельника. Улыбнулся он девушке, присел возле нее спросить, кто она и как попала в сети. А девушка веки его плечи и крепко поцеловала в губы. Проснулось прошлое. Жадно привлек он красавицу к себе... Засмеялся злой дух от удовольствия, что еще раз заставили отшельника узнать свою истинную душу. Громом прокатился их злорадный смех. Но не стерпели добрые силы мира надругательства над святым для рода человеческого: над семейным очагом и любовью. Не могли больше стерпеть обмана, который произошел. И в наказание превратили всех трех в камень... И с той поры стоит у моря скала Дива, не спускает глаз с нее скала Монах, а за ними, словно сторожит их, гора Кошка.


ЛЕГЕНДА О РУСАЛКЕ И ФОНТАНЕ У МИСХОРА

В очень давние времена, когда Южный берег Крыма был под властью турецкого султана, жил в деревне Мисхор скромный труженик Абий-ака. Жил он в хижине вблизи моря и неутомимо работал на своем маленьком винограднике. Слыл старик Абий-ака честным работящим человеком и пользовался почетом и уважением у всех односельчан. Бережно ухаживал Абий-ака за своими дынями на баштане, за лозами на винограднике, за персиками и яблонями в саду, оберегая их от весенних морозов и туманов, от прожорливых гусениц, болезней. Но всего заботливее, всего нежнее выращивал он свою единственную дочку, черноглазую Арзы, Славился Абий-ака своей мудростью, но еще больше славился он красавицей-дочкой. Гибок был стан Арзы, как лоза винограда, сорок тонких косичек сбегали по плечам ее до самых колен, как сорок струек воды в горном водоеме. Блестящие огромные глаза были черны, как звездное небо, а яркие губки рдели, как две спелые вишни, а щеки румянились, как бархатные персики.


Все любовались прелестной Арзы. Но внимательнее всех присматривался к ней хитрый старик Али-баба. Он потерял покой с тех пор, как впервые увидел ее у фонтана на берегу моря, набиравшую воду в медный кувшин. Али-баба был хозяином фелюги с пестрыми парусами, которая приходила часто из-за моря с турецкого берега в Мисхор с товарами. Не любили купца: ловко он умел обманывать в купле и продаже. И еще шла о старом турке темная молва, о том, что высматривает он девушек в деревнях Южного берега, похищает их и увозит на своей фелюге в Стамбул для продажи в гаремы турецких пашей и беев. Всегда не по себе было красавице Арзы, когда она чувствовала пристальный взгляд Али-бабы. Время шло, и хорошела с каждым днем девушка. Весело хлопотала она вокруг отцовской хижины, помогая, матери в работе, звенел ее серебристый смех на винограднике, с песней спускалась она к своему любимому фонтану. И долго просиживала там, глядя, как набегает на берег волна за волной и шевелит разноцветные камешки.


Много мисхорских женихов присылало сватов к Абий-аке, но посмеивался старик, и пряталась Арзы. Не могла она забыть веселого парня из дальней деревни, которого встретила однажды у прибрежного фонтана. О нем-то и думала она подолгу, глядя на волны и на чаек, носившихся над морем. И вот пришел день, когда парень прислал сватов к Арзы. Покачал головой Абий-ака, жаль ему было отдавать дочь в чужую деревню, поплакала мать. Но не отказали сватам родители. Пришла весна, цвели деревья у хижины Абий-аки, но еще пышнее цвела дочь Абия, готовясь к свадьбе. И только одно печалило ее сердце; близкая разлука с отцом и матерью, с родной деревней, с подругами и с милым фонтаном у берега моря. Весело праздновала деревня Мисхор свадьбу красавицы Арзы Юноши и девушки затевали шумные игры. Многолюднее и шумнее всего было во дворе Абий-аки. Вся деревня Мисхор сошлась на свадьбу Арзы. И из соседних деревень пришло много гостей на торжество. Звенели смех и песни, но Арзы была печальна. Вот спустились весенние сумерки на берег, вот в синюю тень погрузилось.

ЛЕГЕНДА СКАЛЫ - БЛИЗНЕЦЫ

Когда-то на Медведь-горе стоял величественный замок. Далеко «видны были его высокие башни, еще дальше разносилась слава его владельцах - братьях- близнецах Петре и Георгии, Красивее их по всему Черноморью никого не было. Кудри. глаза словно угли горящие; глянут ласково - будто осчастливят, грозно глянут - задрожишь. Храбрые, смелые, они были любимы народом и грозой врагов. Много верных слуг было у молодых князей, но вернее всех служил им Нимфолис. Любили братья Нимфолиса. Однажды в темную ночь постучал к братьям старый Нимфолис, ~ Чего тебе, дорогой? - спросили братья. Печально посмотрел на них старик и сказал: Я пришел с вами проститься. Ухожу. Не уговаривайте меня, не моя воля... А на прощание даю вам по подарку. Вы постигнете тайну живущего, узнаете, как устроен мир. Но помните: никогда не пользуйтесь этим даром с корыстной целью, для насилия. Пусть она служит вам только для радости познания.


Поставил он на стол два перламутровых ларца и исчез. Бросились братья к ларцам, открыли их. В одном лежал костяной жезл с надписью: «Подними его - и расступится море, опусти - увидишь все, что есть в пучине», а в другом ларце - два серебряных крыла тоже с надписью: «Привяжи их - и понесут тебя, куда захочешь, и найдешь там все, что пожелаешь». Стали братья жить да поживать, часто вспоминая Нимфолиса. Задумает Петр - и рванется в голубую высь, захочет Георгий - по дну морскому с жезлом пойдет, поражая морских чудовищ твердой рукой. Изумлялись гости дивным рассказам Петра о далеких странах, содрогались самые храбрые при виде страшных чучел из морских чудовищ. Но вот услыхали братья, что в далеком славном городе на быстрой реке есть две сестры, девушки-близнецы. Говорили, что сестры - красавицы писаные, такие стройные, что, когда идут, будто корабли по тихому морю плывут, такие смелые, «то гордый взгляд своих голубых глаз ни перед кем не опускают.


Братьям бы прийти с миром да лаской, заслужить приветливостью любовь и уважение, показать себя во всей душевной красоте, а они налетели на далекий славный город, жителей побили, сестер-красавиц силой взяли. А силой взятое - не любовью взятое. Насилие и любовь никогда не уживутся. Орлы встретили орлиц! Не захотели гордые сестры принять братьев, отвергли их любовь, которую те хотели подарить им в неволе. Если бы в поднебесье, паря в неоглядном просторе, нашли они друг друга… А в клетке тесной, стальными прутьями перевитой, омертвела душа сестер, и ничего в ней не осталось, кроме презрения и ненависти к братьям-близнецам.

Дрогнули сердца братьев от боли. И захотели они любой ценой добиться любви сестер, Приходят к ним и говорят:

Скажите, как заслужить вашу любовь?

Гордо отвернулись от них сестры, долго молчали. Одна сказала, не глядя на братьев:

Всю ночь не спали братья, Они помнили завет Нимфолиса. Который упреждал их, чтобы не пользовались они волшебными дарами с корыстной целью. Как отнесется к их поступкам старый слуга? «Он нас не осудит»: сказал Георгий, - Ведь он, наверно, знает, нужна нам дружба этих женщин. Нет, не ради корысти, а ради покоя решаемся мы показать то, что скрыто от глаз человека. Назавтра подвязал Петр коню крылья, уселись на коня братья с сестрами и поднялись ввысь. Не одно облако они задели, не одна «молния пронеслось мимо них на землю, а все выше поднимались дерзкие. К вечеру, словно гора алмазов, засветились перед ними Солнечные чертоги и прянул на землю, опаляя, солнечный луч. Раздался голос старого Нимфолиса: - Назад! Задрожал Петр, испугался первый раз в жизни и повернул коня. Словно вихрь неслись они вниз. Дух занялся у сестер, закрылись голубые глаза, без чувств опустил их на землю Петр. Но очнулись они и заговорили насмешливо и дерзко:


Не поднял нос до солнца, бежал, как трусливый заяц. Как слабая женщина, поступил. Недостойны ни ты, ни брат твой нашей любви. На другой день запряг Георгий в колесницу коней и повез сестер и брата к бурному морю. Поднял и опустил жезл, расступилась пучина, и понеслись они по дну моря. Недалеко еще отъехали от берега, как (вился незримый для красавиц Нимфолис в зеленом плаще и сказал: -Георгий, приказываю тебе вернуться, если не хочешь погибнуть сам и погубить всех. Ничего не ответил Георгий, только хлестнул быстрых коней. Разгневался царь пучины. Поднял трезубец - и исчезли братья и сестры вместе с колесницей. Но не погибли они, а превратились в скалы. Люди назвали эти скалы близнецами - Адаларами. Стоят они и повествуют о том, как печально кончаются попытки завоевать женское сердце силой и обманом.

ЛЕГЕНДА О МЕДВЕДЬ-ГОРЕ

В отдаленные времена в горах Крыма обитали лишь дикие звери. Много было среди них огромных кровожадных медведей. Хищники уходили далеко за горы, появлялись на равнинах, нападал!1 на живущих там людей. Набрав побольше добычи, опять скрывались в лесных дебрях. На самом берегу моря поселилось стадо огромных зверей. Управлял им вожак - старый и грозный медведь. Однажды возвратились медведи из набега и обнаружили на ГУ обломки корабля. Среди этих предметов лежал сверток. Старый вожак развернул его и увидел маленькую девочку. Только она осталась в живых после гибели корабля. Маленькая девочка стала жить среди медведей. Шли годы, она росла и превратилась в красивую девушку. Старый вожак и все медведи очень любили ее. Девушка громко пела песни, резвясь среди дикой природы, а медведи готовы были с утра до ночи слушать ее чудесный голос.


Однажды хищники отправились в набег на равнину. В их отсутствие недалеко от медвежьего логова, среди купающихся в воде скал прибило к берегу челн с молодым красивым юношей. Еще подростком он был угнан в рабство воинами одного из разбойничьих племен, обитавших на другом берегу моря. Теперь юноша решился на бегство, надеясь вернуться на родину. Буря долго носила его челн по волнам, пока не выбросила на крымский берег. Обессиленный голодом и жаждой, юноша лежал без движения на дне челна. Девушка перенесла юношу в укромное место, напоила и накормила, а челн спрятала в кустах под прибрежной скалой, чтобы медведи ни о чем не догадались. Много раз приносила девушка юноше еду и питье. Юноша рассказывал ей, как живут люди в его родных краях. С интересом слушала девушка, глядя в ясные синие глаза юноши. Она пела для него свои любимые песни. И в эти дни вошла пылкая любовь в сердца обоих.


Юноша сказал девушке; «В моем челне хватит места для двоих, Хочешь поплыть со мной на мою родину?» И девушка ответила: «Хочу. Я готова плыть с тобою куда угодно». Юноша уже окреп, к нему вернулись силы. Он смастерил мачту, сделал парус из звериных шкур. Влюбленные ждали теперь попутного ветра, чтобы покинуть медвежий берег. И вот подул попутный ветер. Юноша и девушка столкнули челн в воду, сели в него. Вот уже между челном и береговыми скалами легла широкая голубая гладь... Тут задрожала земля под тяжелыми лапами, заколебался воздух от грозного рева. Это вернулись на берег из далекого похода медведи и не обнаружили девушки. Вожак посмотрел на море и понял все. Любовь к юному пришельцу, тяга к людям победили в душе девушки все прошлые привязанности, Навсегда увозит теперь челн любимицу медвежьего племени.

Старый медведь яростно взревел. Вне себя от гнева стадо заместил огромную пасть в голубую влагу и с силой стал втягивать воду Его примеру последовали остальные. Через некоторое время море стало заметно мелеть.

Течение увлекало челн обратно к берегу. Девушка видела: ее возлюбленному не избежать страшной участи, его растерзают медведи.

И девушка запела. Как только донесся до зверей ее голос, они подняли головы от воды и заслушались. Лишь старый вожак продолжал свое дело. Еще глубже погрузил он передние лапы и морду в холодные волны. Бурлило море у его пасти, вливаясь в нее широкими потоками. Заклинала в песне девушка все силы земные и небесные стать на защиту ее первой, чистой любви, Умоляла она старого медведя пощадить юношу. И так горяча была мольба девушки, что страшный зверь перестал тянуть в себя воду. Но не захотел он оставлять берега, продолжал лежать, всматриваясь вдаль, где исчезал челн с существом, к которому он привязался. И лежит старый медведь на берегу уже тысячи лет. Окаменело его могучее тело. Мощные бока превратились в отвесные пропасти, высокая спина стала вершиной горы, достигающей облаков, голова сделалась острой скалой, густая шерсть обратилась в дремучий лес. Старый вожак-медведь стал Медведь-горою.

ЛЕГЕНДЫ КРЫМА

(уч.Рыбальченко С.Р.)

1.Крым-сон волшебный на яву, который длится бесконечно. Здесь рай земной, здесь вдохновенье, кладезь дивных впечатлений. Здесь изменяет бег свой время, природа неземным лицом вам скажет: «Создан Крым творцом, как иллюстрация эдема». Образ дивной Тавриды, сфинксов белых ущелий, вознесенных под небом руины неземных городов.

2. В чем же заключаются основные различия между легендами и сказками? (Слайд3)

Сказки

- Неопределенность места и времени;

- персонажи- лишенные индивидуальности; -природа- заметны черты обожествления

Легенды

Историческая и географическая

конкретность описываемого;

Персонажи- конкретные люди со своими именами и психологическими особенностями;

Природа обожествляется

3. « О сборниках «Легенды Крыма »нам расскажет _______________________(слайд 4)

Первый из сборников «Легенды Крыма» вышел в 1913 году в Москве, второй - в 1915 году в Москве, третий - в 1917 году в Одессе.

В 1958 году появляется изданный в Симферополе на украинском языке сборник «Крымские

легенды». Составителями сборника стали Р. Дуль и В. Шляпочников.

В 1959 году - издаётся сборник «Легенды Крыма» составленный Д. Ш. Прикордонным.

Украинский поэт M . Ф. Рыльский писал: «…источником творчества, известных авторов - сказителей легенд, является «сам воздух Крыма,его живописные горы, его прибрежные скалы, его рощи, сады и виноградники...»

4. (Слайд 5). «Нет во всем мире уголка теплее, чем родной дом, родная земля, которая богата преданиями.»

«Проходят века, а предания живут. С былью переплетаются небыли. Заглянем в глубь веков, познакомимся с легендами Крыма»

5. Цель нашего урока:

- воспитывать патриотизм, гражданственность и любовь к малой родине, -углубить знания учащихся об историческом наследии Крыма.


- формировать духовные качества, направленные на сохранение исторических памятников и преемственности поколений.

6. Благодатна крымская земля, многие народы живут в Крыму и хочется произнести торжественные слова, в которых бы говорилось о красоте и величии нашей земли: стихотворение Исмаила Гаспринского « Крым»

Зовут его зеленый рай под Чатыр Дагом вечным

Сады его из края край, а степи бесконечны.

Весной ручьи дарит яйла, как чудны их потоки.

А летом над страною роз с утра до ночи птицы,

Все славят винограда гроздь, и золото пшеницы.

Яйла и степь, степь и яйла повеют ветром рая,

напомнят древность Карасу и мощь Бахчисарая.

(слайд 9)

7. Легенда « Мюск-Джами» создана на основе примеров из реальной жизни народа. Об этой легенде нам расскажет ______________________________

(слайд 10)

8.Аюв-дагъ

Опустив свою голову вниз

И напившись соленой воды,

В сильный шторм или тихий бриз

Существует страж у природы.

Хочет выпить полностью море

Этот дикий огромный медведь,

А потом, встав на вольном просторе,

На людей, на весь свет зареветь.

Суждено лишь случиться беде,

Когда хочешь мир победить.

Аю - Даг - гора на воде.

Зверю камнем теперь только быть! (слайд 11-15)

9.

9.Арзы
На морском берегу, у подножия гор,
Утопала в садах деревушка Мисхор.
В скромной хижине здесь подрастала Арзы.
Тоньше был её стан виноградной лозы.
Очи были черней неба в летнюю ночь.
Словно розу, Абий холил юную дочь.
Вот уж к свадьбе антер вышивала Арзы,
Не предчувствуя бед, приближенья грозы.
…Вечерело. Затих вдалеке муэнзин.
И накинув чадру, взяв любимый кувшин,
Поспешила Арзы к роднику за водой,
Но… была пленена она алчной рукой.
Деву продал пират, злобный Али-Баба,
Падишаху в гарем…Как жестока судьба!
Там, в Стамбуле, аллах сына ей подарил,
Но иссохла душа без родимой земли.
И однажды в Босфор с сыном бросилась мать,
Чтоб до Крыма доплыть и Мисхор увидать.
Но в русалку – увы! – превратилась Арзы.
На щеке у нею след горючей слезы… (слайд 16-17)

10. Легенда про Эмине- Баир- Хосар

В деревне у подножия Чатыр-Дага жила красавица Эмине. Была Эмине невестой чабана по имени Баир, после сбора урожая влюбленные собирались сыграть свадьбу. Но заприметили девушку и слуги Селяметхана. (Расхвалив хану красавицу, они заинтриговали хана. Но, узнав, что у девушки есть жених, Селяхметхан решил избавиться от него хитростью: Пусть Баир докажет, что достоин красавицы: если он изведет племя вепрей, расплодившихся в горном лесу, ma к и быть пусть женится на Эмине.". "Услышав о воле властителя Крыма, Баир отправился в лес. Выследив и подстрелив вожака вепрей, чабан помчался на вершину Чатыр-Дага, увлекая за собой стаю разъяренных кабанов. На вершине конь Баира перелетел через глубокую воронку, а кабаны, ослепленные яростью, один за другим исчезли во тьме бездонной ямы. Решив отдохнуть после тяжкого дела, Баир лег отдохнуть. Проснулся ночью, позвал коня. Вдали раздалось тихое ржание. Шагнул Баир в ту сторону, поскользнулся и упал в колодец -хосар.

Ночью конь Баира вернулся в деревню. Эмине решила отправиться на поиски Баира. Конь привел девушку к, колодцу, цепляясь за холодные уступы, спустилась Эмине в подземелье и нашла тело израненного Баира. перевязала она его раны и с большим трудом вытащила из колодца. В деревне Баир поправился, а вскоре и свадьбу с Эмине сыграл таинственную пещеру на "Чатыр-Даге с тех пор люди стали называть "Эмине- Баир- Хосар".

(слайд 19-24)

11.Легенда о водопаде Учан-Су

В скалистом ущелье, в сосновом лесу.

Таится от всех водопад Учан-Су.

Преданье пришло к нам из дали веков

О том как, возник водопад среда лесов.

Жила в деревушке девчонка одна,

Фиалки весной собирала она.

Была попрыгунья, как птичка, легка.

Её так и звали «летящей» - Учан.

Парней волновал её девичий стан.

.. . Однажды пронесся ночной ураган -

То был Горный Дух, он похитил Учан.

В пещере, в неволе, томилась она.

Вот третья уже наступила весна.

Упав на колени, просила Учан:

«Верни меня, Дух, в мой родительский стан!»

Но лишь усмехнулся злой Дух, говоря:

«Там солнце сожгло и сады и поля.

Там лозы поникли, колодцы сухи...

Зачахнешь ты там от беды и тоски!»

Но в страстной молитве шептала она

«С народом судьбу разделить я должна!»

«Ты можешь вернуться, но... горной рекой.

Готова ль, Учан, ты на подвиг такой?»

И молвила дева «Готова Дух Гор!»

И тот час колдун свой свершил приговор:

Из горной стремнины пронесся поток;

Он падал со скал, торопился, как мог.

Живительной влагой в долину пришел -

И первый побег благодарный взошел!

... Когда в праздник полон был пловом казан,

Пел песни народ, прославляя Учан!

И ветер поведал в сосновом лесу:

Зовут с той поры водопад «Учан - Су».

(слайд 25-28)

12 .Бахчисарай

Как зачарованный стоит Бахчисарай.

Сияет месяц золотистым светом.

Белеют стены в дивном блеске этом.

Уснул весь город, как волшебный край.

Серебряным деревьям, минаретам,

Как часовым, доверен сонный рай;

Среди кустов таинственным приветом

Плеснет фонтан во мраке невзначай.

Природа дышит сладостным покоем.

Над сонной тишью легкокрылым роем

Витают древние мечты и сны.

И тополя, вершинами кивая,

Неторопливо шепчут, вспоминая

Седые были давней старины...

(слайд 29-34)

13. Фонтан слез

Был грозный и свирепый хан крымский - Крым -Гирей

И не было на свете, кто б был его смелей.

Силен был хан, но сила сравниться не могла

С Жестокостью, которой не видел свет тогда.

по трупам шел он к власти, и трона он достиг

И тут же, перерезал всех родичей своих

Чтоб неповадно, пока он будет жуть,

Кому-то рваться к власти, хотев его сместить.

К огда свои набеги вершил хан Крым-Гирей

Земля за ним горела, лишь пепел был на ней.

Ни жалобы, ни слезы не трогала его.

Он кровью упивался, свиреп был до того,

Что трепетали люди, от ужаса тряслись,

Его услышав имя, не знали, где спастись.

Лишь только власть и славу хан Крым-Гирей ценил,

Не знал любви и ласки и деньги не любил

Какой ни есть, но человек без сердца не бывает.

Есть сердце - камень, есть - металл.Д a кто ж его узнает.

Пусть даже камень! Постучишь - тебе летит ответ,

( В ответ железо прозвенит и пустота лишь промолчит...

Но сердце Крым-Гирей имел Ходил в народе слух

Что это шерсти был комок а он, известно, глух.

Хоть руки все отбей о шерсть, ни звука не услышишь.

Но это слух: А что в душе? И хочешь, а не видишь.

( Вот старость тихо подкралась, ослабло сердце хана.

Опала шерсть с него тогда, любовь оно узнало.

Хоть та, которую Гирей всем сердцем полюбил,

Была невольницей, но хан отвергнут ею был

И старый хан на склоне лет познал, что сердце может...?

" Болеть, страдать, винить весь свет

И ждать своей любви в ответ,

Любовь от той, что может

Одним лишь взглядом превратить весь мир в цветущий сад.

Один лишь взгляд - и снова он и молод и богат.

Она не долго прожила, не вынесла недоли.

Зачахла, как цветок, лишенный солнца - воли.

Мужчине, не закате дней, любить ужасно, трудно.

Любовь приносит сердцу боль, коль любишь безрассудно

Но а когда любимая из жизни вдруг уйдет,

Т о сердце плачет не слезой - все кровью изойдет.

Вот вызвал хан к себе тогда того из мастеров, .

К оторого держал в плену, в почете, без оков.

И глядя почему-то в даль, хан старый произнес:

«Ты сделай так- чтоб камень тот через века пронес

Все моё горе, сердца боль, страдания души

И слезы сердца моего, чтоб плакал он.

Скажи, Ты можешь сделать так?»

В ответ пожал плечами мастер:

    Тебя я понял, старый хан, который жаждал власти
    Как? Хороша она была? Рассказывай смелей!

    Умолкли, прикуси язы! Ч mo знаешь ты о ней!
    Она была совсем юна, она была прекрасна,
    Кротка, как голубь, и нежна, как утро в жаркий день,

Добра, как сотни матерее… Что знаешь ты о Ней?

Подумал мастер и сказал:

«Что выдавишь из камня? Н o если сердцем плачешь Ты?
Я верю, что страданья не чужды камню.
Если есть в Тебе душа, то, значит, и в камне
быть она должна. И он, как ты, заплачет.
Ты хочешь, чтобы плакал он? Ну что ж готов я сделать.
Но только он и обо мне сумеет всем поведать.
Тебе же правду я скажу, пока живу и вижу.
Ведь у меня ты отнял все. Тебя я ненавижу.
Ты отнял у меня семью, и родину, и честь -
Все, чем жила душа моя. Я думал, будет месть,
Я плакал сердцем. Слезы - кровь. Никто не мог их видетъ.
Теперь узнают все вокруг, как можно ненавидеть.
Но ты теперь такой, как я. И я тебя прощаю.
И тот фонтан, что будет здесь, я людям посвящаю.
Твою любовь и жизнь свою я пронесу через года.
Не станет нас, но есть покуда любовь и ненависть. Всегда… »

Всегда фонтан стоять здесь будет,

Всегда он будет полон слез,

И никогда он не забудет прошедших дней, страданий, грёз.

Хоть с той поры немало лет умчалось, улетело прочь,

но тот фонтан в "Бахчисарае стоит и плачет день и ночь.

(слайд 35-36)

14.Фонтан слез

Две розы пламенны слезою - Воспоминанья прошлых лет,

Омыты чистою росою,

Печали берегут обет.

Две розы, словно как два сердца, Осколки раненной души,

В храм без надежды нет и дверцы, Но им преграды не страшны.

Они безмолвно тихо плачут, Напоминая о себе,

Но чувств и слез своих не прячут, И не жалеют о судьбе.

Фонтан любви, воспоминанья Наполнит чашу бытия,

Скупые слезы состраданья Безмолвно хлынут в два ручья.

На миг вернут переживанья

И пронесут через века

Душевный трепет, состраданья, Где жизни бурная река! (слайд 37)

Игра: «Определи название»

Условия игры: Выразительно прочитываются небольшие отрывки из легенд. Выигрывает тот. Кто первым указывает название.

1. «На морском побережье в 14 верстах от Алушты проживал честный
рыбак с добродушною женой. Это были чрезвычайно кроткие и
хорошие люди. Их ветхая хижина всегда была открыта для путников

, которые находили в ней приют и ночлег... что и говорить, окрестные жители глубоко уважали рыбака и его жену. Добрая слава шла о них по Крыму. А рядом с доброй, шла слава худая - о детях этих честных людей, о 3-х дочерях родных. »

(Тополь, гранат, кипарис)

2. «Много дней блуждали в неизвестности моряки. На судах уже
кончилась пресная вода и пища. Люди, ослабшие и утомленные, пали
духом и покорно ждали гибели, но однажды ранним утром подул
легкий спасительный ветерок. Сверкающие солнечные лучи ударили в
глаза людям, и совсем неподалеку они увидели зелено-лиловые горы»

(«Как возникла Ялта»)

3. «И показалось молодым чабанам, что все вокруг изменилось,
повеселело. И солнце перестало так немилосердно жечь, и небо стало
более голубым, приветливым, и подул свежий ветер, так что стало
легче дышать. Схватили чабаны ведра и начали черпать воду и
выливать их в овраг. - Пей воду, крымская земля! »

(«о семи колодезях»)

4. «В легенде мастер Омер сказал хану, что в сооруженном им фонтане
он постарается отобразить не только любовь хана к прекрасной
девушке и его скорбь по поводу ее смерти, но и свою жизнь. Жизнь
несчастного пленника, лишенного родной земли, имени, чести.»

(«Фонтан слез»)

5. «Одна из легенд носит название дерева, наблюдая за которым, можно
узнать, какая будет зима холодная или нет. Как называется дерево и
какими его свойствами определяет характер предстоящей зимы?»
(Кизил. Существует примета: если большой урожай на кизил-быть
холодной зиме)

6.Кольца змеиных тел мелькали в траве,освещаемые солнцем. Невозможно было уследить, где одна змея, где другая. В азарте борьбы змеи отползли от берега и скрылись за стеной кустарника. Оттуда доносилось злобное шипение и треск веток.

(Так был основан Бахчисарай)

7. Опустился он на колени. Погрузил в голубую влагу свою страшную пасть и стал долго и жадно пить. Грозно бурлило море у жаждущей пасти, высокие волны ходили по всему побережью от тяжкого дыхания зверя.

(О медведь-горе)

8. Он, как ни один из смертных, был крепко привязан к жизни. Он ежедневно на протяжении многих лет принимал ядовитые снадобья и так приспособил свой организм, что когда захотел умереть, смерть не пришла к нему.

(Смерть Митридата)

9. Когда пройдет дождь, старокрымские татары идут к развалинам, чтобы вздохнуть аромат мускуса и потолковать о прошлом.

(Легенда о Мюск-джами)

10. На мраморной плите вырезал Омар лепесток цветка один, другой... А в середине цветка высек глаз человеческий, из него должна была упасть на грудь камня тяжелая мужская слеза, чтобы жечь ее день и ночь, не переставая, годы, века. Чтобы слеза набегала в человеческом глазу и медленно-медленно катилась, как по щекам и груди, из чашечки в чашечку.

(Фонтан слез)



  • Эта история произошла в далекие времена.На землю Крыма пришли племена кочевников, которые обустроили на Демерджи – тогда она называлась Фунна ("Дымящаяся") – "дьявольскую" кузницу. В ней они ковали редкой крепости сталь, которая рубила любое оружие, как бумагу, сама же даже не зазубривалась. Взмолились местные жители – попросили кузнеца не губить их, отправили к нему делегацию уважаемых людей, но он убил послов. И тогда к нему отправилась местная девушка Мария – она надеялась уговорить кузнеца закрыть свою кузницу и уйти из их мест. Однако он, соблазнившись красотой и молодостью девушки, решил оставить ее на горе, сделав своей наложницей. Мария оттолкнула насильника, и тот, упав на горн, опалил себе волосы и бороду. В ярости кузнец схватил один из только что выкованных кинжалов и убил девушку. Не выдержала старая гора такого злодеяния и рухнула, похоронив под собой и кузницу, и кузнеца, и всех его подручных. А когда улеглось пламя и дым, местные жители увидели совсем другую гору – на ее склоне, как гигантские изваяния, застыли огромные камни (сейчас эту "скульптурную группу" называют "Долиной привидений"), а наверху появилась причудливая скала, напоминающая женскую голову – память о Марии, последней жертве жестокого кузнеца.


  • Эта история произошла, когда в Крыму обитали только дикие звери, среди которых было много огромных медведей. Ими управлял вожак – старый и грозный. Однажды, вернувшись к месту ночлега, медведи увидели обломки корабля, а рядом – маленькую девочку, единственную, кто выжил после кораблекрушения. Медведи оставили ее себе, и вскоре полюбили и привязались к ней. Больше всего им нравилось, как она поет, – у девушки был прекрасный голос. Однажды к берегу прибило лодку, в которой лежал изможденный, но очень красивый юноша. Девушка перенесла его в укромное место, а лодку спрятала в скалах – чтобы медведи ни о чем не догадались. Придя в себя, юноша рассказал, что бежал от разбойничьих племен, которые еще ребенком взяли его в плен. Девушка начала выхаживать юношу, носила ему еду и питье. Молодые люди и не заметили, как полюбили друг друга, и юноша, выздоровев, предложил девушке бежать вместе с ним. Она согласилась. В назначенный день, когда медведи, как всегда, ушли на охоту, юноша и девушка сели в лодку и поплыли прочь от крымского берега. Но вскоре медведи вернулись в свое логово и, не обнаружив девушку, бросились к морю. А вожак лег у воды и с силой стал втягивать в себя воду, море мелело, а лодку притягивало обратно к берегу. И тогда девушка запела: медведь заслушался и перестал пить воду. Девушка и юноша смогли уплыть, а старый медведь, затосковав, так и остался лежать в Партенитской долине, глядя в даль и ожидая, что та, которую он так любил, однажды вернется.


  • В те времена, когда Крымом правил турецкий султан, жил в деревеньке Мисхор крестьянин Абий-ака. Единственным богатством этого человека была дочь – красавица Арзы. Она любила по вечерам приходить к фонтану у берега моря – набрать в медный кувшин воды. Там и увидел ее старый купец Ала-Баба, и возник в его голове чудовищный план – он решил похитить Арзы и продать ее в рабство на рынке в Стамбуле. Арзы просватали за парня из соседнего села – на их свадьбе гуляли все односельчане. Вечером загрустившая невеста решил в последний раз сходить к своему любимому фонтану – посидеть на его камнях, попрощаться со своей девичьей жизнью. Там и подстерег ее Али-Баба. Прибежал жених Арзы к прибрежному фонтану, но было поздно: в то время как он, разыскивая невесту, бегал по окрестностям, девушку уже везли на корабле в Стамбул, где продали в гарем самого султана.
  • В гареме Арзы родила сына, а спустя несколько дней, в годовщину своего похищения, поднялась с младенцем на руках на самую высокую башню султанского дворца и бросилась вниз – в мутные воды Босфора. В тот же вечер грустная русалка с ребенком на руках вышла на берег у Мисхора. Она подошла к фонтану, который неожиданно стал бить гораздо сильнее, умылась, посидела около него, с тоской глядя на родное село, и снова ушла в море. С тех пор, утверждают местные жители, раз в год фонтан "оживает", а на берег выходит русалка с ребенком на руках, чтобы, спустя час, снова уйти в море – до следующего года.




  • Но нашелся юноша, сильный и смелый, который решил убить наводящего ужас на всю округу великана. Прекрасным весенним вечеромон отправился на Кара-Даг и запел старинную песню о любви. И получалось у него так красиво и задушевно, что даже людоед вылез из своего убежища – послушать. А когда песня кончилась, попросил: "Спой-ка мне еще раз, у меня весеннее настроение – хочу послушать про любовь". "А хочешь увидеть ту, что посылает любовь? – спросил у него юноша. И, услышав утвердительный ответ, сказал: "Завтра я приведу ее к тебе". На следующий день юноша пришел на Кара-Даг вместе со своей невестой Эльбис. "Эй, великан, – смело крикнула она, хотя сама так и дрожала от страха – посмотри на меня – сейчас я пошлю тебе любовь!" Эльбис была настолько красива, что великан, чтобы получше ее рассмотреть, широко раскрыл свой единственный глаз. А девушка взяла лук и выпустила в него ядовитую стрелу. Взревел людоед, хотел было кинуться на своих обидчиков, да поскользнулся и упал в свою нору. Целую ночь ворочался он там, а под утро все стихло. Утром люди вышли из своих домов и с удивлением увидели, что Черной горы больше нет – она рухнула, похоронив под своими обломками страшного людоеда, а на ее месте появились зубчатые скалы, напоминавшие средневековый замок. А о тех страшных событиях сегодня напоминают только остатки сокровищ великана – камешки сердолика, которые до сих пор можно найти в этих местах.




  • Думаю, что наши фольклористы, приветствуя появление "Легенд Крыма", с самым пристальным вниманием будут дальше собирать и изучать народные произведения, посвященные этому дивному полуострову.


Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png