После Первой Мировой Войны во многих странах началось сооружение фортификационных линий обороны. СССР начал строительство "Линии Сталина", состоявшей из десятков укрепрайонов. Наибольшим из них был Киевский, построенный в 1928-1937 гг. Он включал около 300 железобетонных пулеметных и артиллерийских ДОТов.

На данный момент в более-менее нормальном состоянии находится возле 85 ДОТов. Все они размещены вокруг Киева и добраться до них можно даже на городских маршрутках. Около многих дотов есть таблички с номерами, но большинство исследователей использует другую нумерацию. Наиболее полная карта ДОТов была составлена в 2004 году, используйте ее.


Наш маршрут. Красные линии - на маршрутках, зеленые - пешком. Точки на карте можно посмотреть .


Исследованием и реконструкцией ДОТов занимается киевский историко-патриотический клуб "Поиск " (их страничка на Facebook). Это неправительственная организация, которая производит все восстановительные и ремонтные работы за свой счет и руками небезразличных людей. В момент нашей прогулки мы встретили ребят, которые занимались восстановлением ДОТа №152 (Wikimapia). На базе ДОТа планируется открыть музей.


Такой музей уже был открыт в ДОТе №180 (Wikimapia). Ранее в нем был погреб местного жителя.


На этом информационном плакате описан один из самых больших ДОТов - №205 (Wikimapia). Общая длина галерей - 358 метров. В данный момент ДОТ полузатоплен и проводится его расчистка. В ДОТе также планируется музей, и когда это произойдет, то этот объект станет обязательным для посещения.


Найти доты довольно сложно, никаких указателей на них нет. Наилучшим вариантом будет поиск координат в Google по номеру дота. На карте внизу обозначен ДОТ №211, который также довольно большой, интересный и построен по индивидуальному проекту (Wikimapia). Выходить надо на остановке Вита Почтовая, возле моста через трассу и поворота на Круглик. Обратная остановка - с другой стороны дороги. ДОТ справа от трассы, метрах в 100. Вы найдете его по табличке "ДОТ №100", которая неверна, и по монументу из артиллерийских снарядов.


Есть три входа в ДОТ, первый - в виде дыры в земле. Мы не полезли в нее и, обойдя холм, нашли два других входа, один из которых довольно хорошо расчищен.


Для посещения вам обязательно понадобятся хороший фонарик и желательно не слишком нарядная одежда. Хотя мы были аккуратны и нисколько не испачкались.


С другой стороны трассы возле дороги на Круглик расположен ДОТ №179 (Wikimapia). Он обычный снаружи, но зато отлично сохранившийся и двухэтажный.


Возле Одесской трассы расположен еще один ДОТ - №210 (Wikimapia). Он обычный, хотя и взорван, и к нему можно подойти по красивой березовой аллее. Выходить возле красного памятного знака возле дороги (попросите водителя остановить около "Кургана" ДОТа №210).


Большинство ДОТов "стандартные". Нам же были наиболее интересны необычные сооружения. Такие, как единственный сохранившийся цельнометаллический ДОТ №131 (Wikimapia). Он расположен в селе Кременище, доехать можно на маршрутке на Круглик от метро Лыбедская и потом пройти пешком, либо проехать на маршрутке до Кременища. Само сооружение находится за черным металлическим забором. Сейчас ДОТ расчищен, хотя иногда бывает немного затоплен, будьте внимательны. Вход внизу, наверх в дот можно подняться по железной лестнице.


В селе Круглик недалеко от ныне восстанавливаемого ДОТа №152 в лесу расположен ДОТ №151 (Wikimapia). Дорога к ДОТу идет через небольшую свалку. В ДОТе интересный длинный вход-туннель и массивные двери в основную комнату.


Один из самых живописных ДОТов расположен посреди пруда возле села Ходосовка. Это ДОТ №127 (Wikimapia). Доехать можно от метро Выдубичи на маршрутке №738 (№735) "Выдубичи - Ходосовка/Подгорцы". Попросите водителя высадить около пляжа и ДОТа на озере.


От Круглика до Ходосовки мы прошли пешком, найдя по дороге еще несколько ДОТов и остатки недостроенной узкоколейки 1914-15 гг. (Wikimapia)

Как добраться: Чтобы посмотреть основные ДОТы южного участка, необходимо ехать по Одесской трассе. От железнодорожного вокзала это маршрутка №726 на Калиновку. От метро Лыбедская - маршрутка в сторону Виты-Почтовой (например, №801) или до Круглика, только чтобы шла через Виту-Почтовую.

Пешеходный маршрут на день (на карте в начале статьи) - едем на маршрутке до ДОТа №210 (хотя можно его и пропустить), далее также на маршрутке до 211, идем пешком до 180, возвращаемся к трассе и по мосту переходим дорогу, далее идем в сторону Круглика, смотрим 179. Тут можно сесть на маршрутку до Круглика или Кременища или пойти пешком (5 км), посмотрев по дороге 154. В Круглике смотрим 152, 151. Идем в сторону Кременища до 131. Далее необходимо идти в сторону Ходосовки через лес и смотреть 128, 129 и 127. Если вы не знаете, как идти, лучше вернуться на маршрутке в Киев из Кременища. А к 127 приехать на машрутке от метро Выдубичи, как описано выше.

Линия Маннергейма и линия Мажино, линия Молотова и Восточный вал, линия Сталина и линия Зигфрида, советские и японские укрепрайоны на Дальнем Востоке и т. д. и т. п. - в этой книге вы найдете исчерпывающую информацию обо всех «китайских стенах XX века» и профессиональный анализ их эффективности.

Почему в 1939–1945 гг. не повторился «позиционный тупик» Первой Мировой? Возможно ли в принципе создать «непреодолимую» линию обороны? Оправданны ли колоссальные затраты на строительство укрепрайонов? И как именно штурмовым группам удавалось прорывать мощнейшие оборонительные системы?

Киевский укрепленный район

Киевский укрепленный район

Особое место в событиях начала Великой Отечественной войны занимает оборона Киева, которая с опорой на Киевский укрепленный район, по официальным советским данным, велась около двух месяцев, с середины июля до 17 сентября 1941 года.

Строительство Киевского укрепленного района началось на основании Программы фортификационной подготовки границ государства к войне, принятой приказом Реввоенсовета № 90 от 19 марта 1928 года. На основании этого документа командующий войсками Украинского военного округа И.Э. Якир дал указание начальнику штаба дислоцировавшегося в Киеве 14-го стрелкового корпуса Попову о разработке проектов по строительству Киевского укрепленного района. И уже 13 августа 1928 года комендантом Киевского укрепрайона был назначен Княгницкий Павел Ефимович, который занимал эту должность до 1937 года.

По первоначальному плану были определены две полосы обороны. Первая должна была пройти по рубежу Демидово - северная окраина Белогородки - высоты по северному берегу реки Вита с упором в Лесники и Ходосовское болото. Вторая полоса была намечена по рубежу хутор Редыкина - Стрельбище - Святошино - Пост-Волынский - Голосеевский лес - Пирогово, с отсеком по берегу реки Новая Гребля и сел Мостище и Новые Петровцы. В пределах этих полос было предусмотрено в течение 1929–1933 годов осуществить строительство 120 долговременных пулеметных огневых точек и 45 артиллерийско-наблюдательных и наблюдательных пунктов.

Второй, исправленный, план строительства Киевского укрепленного района, был представлен 14 ноября 1928 года. В нем предлагалось в течение 1929–1931 годов построить 90 долговременных огневых точек и 30 наблюдательных пунктов. Этот план и был утвержден народным комиссаром по военным и морским делам СССР 12 января 1929 года.

Строительные работы начались весной 1929 года, и за первый год было построено 51 оборонительное сооружение. В то же время работы по совершенствованию плана укрепленного района продолжались. 5 сентября 1929 года П.Е. Княгницкий предоставил командованию Украинского военного округа дополнительный план по строительству и усовершенствованию укрепрайона. По этому плану предлагалось построить уже 239 сооружений. Однако этот план реализован не был. Более того, в 1932 году дальнейшее строительство укрепрайона было прекращено, а 28-е Управление военно-строительных работ, принимавшее участие в его строительстве, было расформировано. В 1933 году все сооружения Киевского укрепрайона были законсервированы.

В августе 1937 года, после арестов первой крупной группы военачальников РККА, в том числе командарма 1 ранга И.Э. Якира, была проведена проверка боеготовности Киевского укрепленного района. На тот момент в нем было построено 246 оборонительных сооружений, на строительство которых ушло 35 769 куб. м железобетона и истрачено 13 117 000 рублей денег.

Следующая проверка Киевского укрепленного района была произведена в конце декабря - начале января 1939 года почему-то силами народного комиссара внутренних дел УССР. По результатам этой проверки в адрес ЦК КП(б) Украины была составлена докладная записка. В ней указывалось:

«Киевский укрепрайон расположен радиусом до 100 км вокруг Киева, левый и правый фланги прилегают к Днепру.

Укрепленный район должен предоставлять хорошо оборудованную зону и должен служить долговременной оборонительной позицией с задачей защиты подступа к Киеву. Кроме этого, должен прикрывать части, находящиеся в Киеве, которые могли бы маневрировать и наносить удары противнику.

Исходя из задач, поставленных перед Киевским укрепленным районом, он должен бы быть уже приведен в полную боевую готовность.

В действительности же Киевский укрепленный район на сегодня представляет только лишь скелет предместной позиции, состоящей в основном из пулеметных сооружений сопротивляемости ружейной пули и орудийного снаряда до 8 дюймов, и совершенно не обеспечен положенным специальным оборудованием (связью, химзащитой, водоснабжением, отоплением, освещением и т. д.).

Из 257 сооружений, имеющихся в районе, только 5 готовы к боевому действию. Левый и правый фланги укрепленного района не защищены и имеют свободный проход для противника (левый - 4 км, правый - 7 км).

В центре зоны укрепленного района (в Белгородском узле) образован мешок (разрыв 7 м), через который открыт свободный проход противнику в глубь укрепленного района к Киеву.

Передний край долговременной полосы удален от центра Киева лишь на 15 км, что дает возможность обстрела противником Киева, не вторгаясь в укрепрайон.

Из 257 сооружений укрепленного района у 175 отсутствует нужный горизонт обстрела из-за рельефа местности (бугры, горы, крупный лес и кустарник).

Планировочные работы по укрепленному району, несмотря на указания правительственной комиссии, обследовавшей Киевский укрепленный район в 1937 году, оттягиваются выполнением на военное время, тогда как эти работы необходимо проводить немедленно. Только по одному 3-му участку необходимо для планировочных работ снять 15 ООО кубометров земли, для чего потребуется не менее 4 месяцев работы. Аналогичное положение и по другим трем участкам. В целом по укрепленному району для расширения сектора обстрела существующим сооружениям необходимо снять до 300 000 кубометров земли и вырубить до 500 га леса и кустарника.

На протяжении нескольких лет маскировка огневых сооружений не обновлялась и не ремонтировалась, вследствие чего на 75 % сооружений она пришла в негодность и требует замены.

Герметическое приспособление к амбразурам, к пулеметным сооружениям, имеющим заслонки амбразур 1929–1930 гг., а также к заслонкам артиллерийских наблюдательных пунктов не подходит. В силу этого в сооружениях на главных направлениях (Житомирском, Петровском, Чайковском, Романовском) на пунктах фактически герметического приспособления не имеется. В целом по укрепленному району не обеспечены герметизацией амбразуры у 284 пулеметов и 67 артиллерийских наблюдательных пунктов. 140 долговременных огневых сооружений оборудованы пулеметными заслонками 1930 г., которые при стрельбе закрываются автоматически и способствуют поражению бойцов из своих же пулеметов рикошетированными пулями.

Оптическими приборами укрепленный район обеспечен только на 2 %. Из имеющегося наличия газоопределителей ни один не испытывался, а по агентурным данным, они не пригодны. Перископы в укрепленном районе совершенно отсутствовали до декабря 1938 г. 25 декабря 1938 года были доставлены в укрепленный район 150 перископов на сумму 300 000 руб. По распоряжению комбрига Швыгина эти дорогостоящие перископы сложены на дамбе возле склада, несмотря на наличие помещения, и приходят в негодность. Биноклями укрепленный район совершенно не обеспечен (имеется в НЗ 18 штук совершенно негодных к использованию).

Подземной связью укрепленный район полностью не обеспечен. Для приведения связи в порядок требуется проложить 100 км кабеля. Заложенный кабель при первой же бомбардировке противником огневых точек выйдет из строя, так как он лежит на глубине от 80 до 120 см.

Оборудованием для химической обороны сооружения укрепленного района не обеспечены.

Агрегатов для освещения огневых точек и приведения в движение гидровентиляционной системы не хватает на 184 сооружениях, а имеющиеся агрегаты не проверены в действии. Почти во всех сооружениях отсутствует вода.

Действующего отопления в сооружениях укрепленного района нет. Установлено паровое отопление на 4 сооружениях, которое не работает.

Кроме перечисленных выше крупными недостатками укрепленного района являются:

1) Отсутствие непосредственной огневой защиты мостовых переправ через реку Ирпень, железнодорожный Ирпенский мост и шоссейные Житомирский, Демидовский, Романовский, Белгородский, Почтово-Витянский, Круглянский и Леснические мосты.

2) Отсутствие командных пунктов (батальонных, комендантского и полевых войск усиления).

3) Отсутствие долговременных убежищ и позиций для прожекторных установок.

4) Отсутствие долговременных убежищ для полевых войск.

5) Отсутствие складов боеприпасов и продовольствия.

Прочим оборудованием - пулеметными столами, бачками для охлаждения, нарами, откидными сиденьями - сооружения обеспечены только на 70 %, причем требуется полная замена имеющегося деревянного оборудования, пришедшего в негодность.

По акту правительственной комиссии от 25 августа 1937 года, наметившей конкретные мероприятия, ни командованием Киевского укрепрайона, ни отделом инженерных войск КОВО ничего не принято (предпринято. - Авт .).

Особенно неблагополучно обстоит с состоянием гидротехнических сооружений (плотин), предназначенных для заболачивания подступов к переднему краю укрепленной полосы у сел Казаровичи, Демидова и Красного хутора. В 1931–1932 гг. было построено для этой цели 3 плотины. В 1933 году во время паводка плотины были размыты (убытки 1 200 000 руб.). Впоследствии была восстановлена одна Демидовская плотина, которая вторично размыта в 1935 году. Для восстановления Демидовской плотины в 1937 году было ассигновано 250 000 руб. (по заключению специалистов, требуется 2 миллиона руб.), которые израсходованы не по назначению. Штаб КИУР с целью снятия с себя ответственности в августе 1938 году передал плотину для ремонта Ушосдору, но не отпустил средств для ее ремонта. Ушосдор работ никаких не провел и передал (плотину) обратно КИУР.

В полосе Киевского укрепленного района отделом инженерных войск КОВО выстроен командный пункт для штаба КОВО. Постройка командного пункта началась в 1932 году, но по сие время не закончена. Водопроводные трубы, трубы для отопления водяной системы, электрокабель и кабель связи заложены на глубине 150 см и будут разрушены при первой же бомбежке. Электропроводка в пункте не закончена, и к установлению собственных силовых установок не приступлено (так в документе. - Авт .)

Киевский укрепленный район на 5 января 1939 года к отмобилизованию не готов, мобилизационный план полностью не отработан. Учетных данных боевых сооружений в мобплане не отражено, оперативный план также отсутствует. Во вновь составляемом мобплане не отражено снабжение боеприпасами и продуктами. Батальонные и ротные районы не определены, порядок распределения людей по району не отработан.

О небоеспособности Киевского укрепленного района и непринятии мер комендантом КИУР Особый отдел КОВО неоднократно информировал командование КОВО, но, несмотря на это, до сего времени ничего не предпринято…»

Зам. народного комиссара внутренних дел УССР Кобулов

(Из докладной записки НКВД УССР в ЦК КП(б) Украины о состоянии Киевского укрепленного района от 11 января 1939 г.)

Данная докладная записка позволяет сделать вывод о том, что на начало 1939 года в Киевском укрепленном районе был выполнен определенный объем строительных работ, на что истрачены значительные средства. Однако его боеготовность по требованиям того времени была признана крайне низкой. Это привело к появлению серьезных организационных выводов и даже арестам среди руководителей строительства и инженерного состава. В то же время в связи с походом Красной Армии в Западную Украину осенью 1939 года конкретных работ по совершенствованию Киевского укрепленного района до начала Великой Отечественной войны выполнено не было.

29 июня 1941 года состоялось совещание ЦК КП(б)У, на котором присутствовали руководящие партийные работники республики, командующий ЮЗФ генерал-полковник М.П. Кирпонос и командующий войсками КОВО генерал-лейтенант В.Ф. Яковлев, член ВС фронта генерал-майор Н.С. Хрущев и другие, был принят план действий по подготовке оборонительных сооружений в районе Киева. В частности, было решено в кратчайшие сроки подготовить полевые укрепления, произвести расконсервацию ДОТов и оборудовать противотанковые препятствия, окопы и траншеи для полевых войск, огневые позиции для артиллерии и минометов.

В соответствии с этим решением в период с 30 июня по 6 июля на строительные работы было привлечено за счет населения города от 50 до 160 тыс. человек ежедневно. Принимали участие в работах также и инженерные войска. Общее руководство осуществлялось инженерным управлением Юго-Западного фронта.

В плане усиления оборонительных качеств Киевского УР река Ирпень была перегорожена дамбой недалеко от Дымерского шоссе, с тем чтобы поднять уровень воды. Рылись эскарпы, противотанковые рвы, ставились минные поля и проволочные заграждения. В итоге было построено в первой полосе обороны более 700 ДЗОТов, отрыто около 30 километров противотанкового рва, устроено до 10 километров эскарпов, установлено около 15 километров минных полей, металлические ежи, 16 километров электрофицированных проволочных заграждений, не считая обычных.

Между тем немецкие войска 6-й полевой армии и 1-й танковой группы, наступавшие на киевском направлении, нанеся удар в стык 5-й и 6-й армий Юго-Западного фронта, быстро прорвали их оборону и уже 9 июля овладели Житомиром. После этого 13-я танковая дивизия 3-го моторизированного корпуса 1-й танковой группы противника двигалась на Киев по Житомирскому шоссе, первой вышла к Киевскому укрепленному району около населенного пункта Капитоновка, где оборонялись соединения 64-го стрелкового корпуса (командир - генерал-майор Рогозный).

Первые бои на линии Киевского укрепленного района произошли 12 июля, когда советские войска попытались отразить наступление передового отрада 13-й танковой дивизии, состоящего из группы мотоциклистов и нескольких бронетранспортеров с пехотой. К вечеру того же дня советские части под давлением противника покинули правый (западный) берег реки Ирпень, но противник также был вынужден прекратить наступление по причине отставания пехоты и артиллерии от танков .

После этого фронт на киевском направлении на некоторое время стабилизировался. Эту передышку советское командование использовало для усиления инженерного оборудования Киевского укрепленного района. Так, из сводки Инженерного управления Юго-Западного фронта известно, что только в период с 1 по 3 августа на территории Киевского укрепленного района было создано:

Завалов - 4,1 км.

Минных полей - 12,3 км.

Противотанковых рвов - 1 км.

Контрэскарпов - 0,5 км.

Проволочной сети в 3 кола - 7,2 км.

Заграждения по дну реки - 0,6 км.

Электризованных препятствий - 1,7 км

КП командиров батальонов - 2 шт.

«Немецкого» забора - 1,2 км.

Сеть на низких кольях - 1 км.

Малозаметных препятствий (МЗП) - 0,3 км.

Отремонтировано дороги - 0,4 км .

В то же время немцы небольшими группами, преимущественно разведывательно-диверсионными, постоянно просачивались на территорию, занятую советскими войсками. Так, в немецких архивах сохранились сведения о том, что группы из состава 1-й роты разведывательного батальона 13-й танковой дивизии дважды переходила через линию фронта и произвели диверсию на железной дороге, уничтожив при этом 25 грузовиков, один поезд с 30 вагонами, перевозившим войска, и один поезд, перевозивший горючее.

В дневной оперсводке штаба Киевского укрепленного района от 17 июля докладывается о нерешительных действиях двух батальонов 2-й воздушно-десантной бригады у села Мостище (30 км к юго-западу от Киева) и об атаке немецких танков на один из батальонов соседней 3-й воздушно-десантной бригады, который в этом бою потерял до 60 человек и отошел на восточный берег реки Ирпень.

Кроме того, советские войска пытались наступать на северо-запад в сторону Житомирского шоссе, до которого было около 20 километров. Так, 24 июля сводный отряд 206-й стрелковой дивизии вел бой у восточной окраины села Капитановка, что на Житомирском шоссе один километр западнее моста через реку Ирпень. В течение с 24 июля по 1 августа сводный батальон 81-й механизированной дивизии пытался при поддержке бронепоезда вытеснить противника из села Новая Гребля, расположенного у станции Бородянка на линии железной дороги Киев - Коростень).

30 июля противник силами трех пехотных дивизий нанес сильный удар по 64-му стрелковому корпусу 26-й армии вдоль шоссе Белая Церковь - Киев, стремясь прорваться к Киеву с юга. Острие удара было направлено в стык 165-й и 175-й стрелковых дивизий. К утру 31 июля разобщенные части 165-й стрелковой дивизии были вынуждены начать отход за Днепр, заняв оборону в полосе от села Бортничи до Воронков.

175-я стрелковая дивизия и сводный отряд генерал-майора Ф.Н. Мотыкина (танковый, мотострелковый батальоны и артиллерийский полк) отошли в южный сектор Киевского укрепленного района.

В ходе этого прорыва, по немецким данным, только 71-я пехотная дивизия за 30 и 31 июля захватила около 1000 пленных. Но и для немецкой стороны это наступление оказалось нелегким. Так, 1-й батальон 206-го пехотного полка 99-й легкой пехотной дивизии за это время потерял 44 человека убитыми, двух пропавшими без вести и 68 раненых. Для этого подразделения этот бой был самым кровопролитным за всю летнюю кампанию 41-го года. 2-й батальон этого же полка потерял почти всех офицеров (в пехотном батальоне вермахта было по штату 14 офицеров). В бою за село Геленовка 30 июля 191-й пехотный полк 71-й пехотной дивизии потерял 269 человек, из них 68 убитыми.


В первой декаде августа 1941 года советские войска в районе Киева пытались неоднократно контратаковать противника, который в это время особой активности не проявлял. Более того, перенеся усилия на окружение и уничтожение группировки советских войск в районе Умани, он даже отвел находившиеся южнее Киева войска на линию Юровка - Вита-Почтовая - Круглик - Вита-Литовская.

Приняв плановый отвод частей противника за отход, командование Юго-Западным фронта пыталось организовать наступление. В ходе этого наступления 175-я стрелковая дивизия освободила Тарасовку и атаковала врага в Юровке. Но противник оказал упорное сопротивление. Так, в утренней сводке штаба 37-й армии за 10 августа говорится о крайней измотанности частей. В 728-м стрелковом полку 175-й стрелковой дивизии осталось всего 250 человек.

Несмотря на это, 11 августа 175-я стрелковая дивизия продолжала безуспешно штурмовать Юровку, и на следующий день ее части даже деблокировали ДОТ № 205 (комендант - лейтенант В.П. Ветров) и два артиллерийских капонира: № 206 и № 207 .

Оборона ДОТа № 205 занимает особое место в истории Киевского укрепленного района. Это оборонительное сооружение было расположено на северной окраине деревни Юровка, и 5 августа его гарнизон принял бой. Части 44-й пехотной дивизии противника дальше северной окраины Юровки не прошли. Но в тылу ДОТа, оказавшегося на нейтральной полосе, находились советские части, благодаря чему в ДОТ 8 и 9 августа доставлялись патроны и продукты.

В эти дни, в связи со сменой войск, противник не пытался овладеть ДОТом № 205. Но в последующие обстановка изменилась. В немецких документах по этому поводу имеется следующая запись: «На участке 218 пп наша разведгруппа установила 18.8 непосредственно перед передним краем нашей обороны русский бункер, который был замаскирован под хату и был все еще занят противником. Штурмовая группа, усиленная саперами, получила приказ взять бункер. После короткого боя гарнизон сдался: 1 капитан, 1 лейтенант, 37 рядовых».

20 августа советское командование, под угрозой охвата северного крыла Юго-Западного фронта, приняло решение отвести 5-ю армию и 27-й стрелковый корпус на левый берег Днепра в район Чернигова. Противник, определив начало отхода, начал преследование и вечером 23 августа захватил переправы через Днепр у села Окуниново.

24 и 25 августа 131-й пехотный полк 44-й пехотной дивизии противника начал наступление на село Демидово. Но советские саперы успели вовремя взорвать мост через реку Ирпень, а попытки противника форсировать эту реку были пресечены огнем из ДОТов.

В начале сентября ситуация на линии Киевского укрепленного района существенно не менялась. Советское командование отмечает факты обстрела наших позиций агитснарядами и агитминами со стороны противника, а также призывы немцев по репродукторам сдаваться в плен. Местами по инициативе обеих сторон происходили частные бои, которые для общей обстановки существенного значения не имели.



В это время немецкое командование завершало масштабную стратегическую операцию по окружению советских войск в районе Киева путем глубокого охвата их с флангов.

15 сентября штаб Юго-Западного фронта направил в Москву телеграмму следующего содержания: «Обстановка требует немедленного вывода войск из Киевского укрепленного района со стороны Козелец. Противник стремится отрезать Киев от Востока. Резервов для парирования этого удара нет».

В Москве по поводу этой телеграммы в 17 часов 40 минут 15 сентября состоялись телефонные переговоры между Маршалами Советского Союза С.К. Тимошенко и Б.М. Шапошниковым.

Кирпонос не совсем представляет себе задачу уже потому, что он простился со своим командным пунктом в Киеве, - сказал Тимошенко. - В его действиях не видно решительных мероприятий.

Я тоже считаю, что мираж окружения охватывает прежде всего Военный совет Юго-Западного фронта, - согласился Шапошников.

В этот день войска 1 - й танковой группы Клейста в районе Лохвици соединились с войсками 2-й танковой группы Гудериана. Операция по окружению основных сил Юго-Западного фронта в районе Киева была успешно завершена.

Таким образом, Киевский укрепленный район, безусловно, сыграл важную роль в обороне Киева. Перед его передним краем немецкие войска были остановлены почти на два месяца. Но эта остановка была вызвана не столько упорством оборонявшихся войск, сколько переносом усилий на другие направления, результатом которых стали окружение и разгром двух армий Юго-Западного фронта под Уманью и основных сил Юго-Западного фронта под Киевом. Все это время непосредственно в полосе Киевского укрепленного района велись только бои местного значения, которые не стали испытанием прочности его оборонительных сооружений и стойкости гарнизонов ДОТов.

Фото: ДОТ№127 расположился в самом живописном месте (РБК-Украина)

Сегодня "городских сталкеров" и просто любителей истории Киева привлекают железобетонные "памятники" Второй мировой войны – ДОТы Киевского укрепрайона

Еще в 1928 году в СССР началось сооружение фортификационной линии обороны – так называемая "Линия Сталина". Специальные укрепительные районы пролегали от Карельского перешейка до берегов Черного моря. При этом наибольшим считался именно Киевский укрепрайон (КиУР), растянувшийся почти на 85 км с севера на юг и охвативший Киев полукольцом вдоль правого берега Днепра. Глубина оборонительной полосы достигала 5 км.

Киевский укрперайон был создан в 1928-1937 гг. Внутри этой оборонительной линии вырыли около 30 км противотанковых рвов, построили 750 дотов, заложили 15 км минных полей. Также было построено 217 ДОТов (долговременные огневые точки).

Именно южный укрперайон с июля по 19 сентября 1941 года (дата, когда немцы вошли в Киев ) служил основой обороны украинской столицы. Однако ДОТы и минные поля так и не смогли удержать наступление оккупантов, которые обошли линию обороны и ударили с тыла.

ДОТы Киевского укрепрайона: Как добраться и отыскать

Фото: На маршруте можно увидеть указатели (РБК-Украина)

Конечно, большая часть огневых точек разрушена и представляет собой груды бетона и ржавого металла. И все же чуть больше 80 ДОТов находятся в более-менее нормальном состоянии.

При этом расположены они вокруг Киева и добраться до них труда не составит.

Кроме того, в свободном доступе можно найти карты Киевского укрепрайона. Правда, очень часто исследователи пользуются разной нумерацией ДОТов.

Силами добровольцев некоторые ДОТы отреставрировали и сделали из них мини-музеи. К примеру, реконструкцией огневых точек за свой счет занимается киевский историко-патриотический клуб "Поиск". Однако оставшиеся сооружения линии обороны Киева не украшают собой путеводители. Да и многие киевляне не знают о их существовании.

Бывалые "ходоки" по интересным местам Киева советуют пользоваться картой, составленной в 2004 году все той же командой "Пошук" - она считается наиболее детальной.

Фото: Карта Киевского укрепрайона с указанными на ней ДОТами (poshyk.com.ua). Чтобы увеличить, кликните по картинке

Также следует отметить, что некоторые ДОТы отыскать будет сложно – возле них нет никаких указателей. Поэтому исследователи советуют воспользоваться картой с координатами каждой отдельной огневой точки. Так, есть достаточно подробная карта с координатами, просмотреть которую можно (ДОТы отмечены как Pillbox).

Один из наиболее популярных маршрутов (на его пути можно рассмотреть много хорошо сохранившихся ДОТов) – от села Вита-Почтовая до Ходосовки.

Открывает познавательную прогулку пулеметный ДОТ №181 (координаты), построенный в 1929-1930 годах. Он имеет статус мемориала. Однако сильно разрушен и, если честно, не впечатляет. Поэтому лучше здесь не останавливаться, а ехать сразу в Виту-Почтовую к ДОТу №180 (координаты).

Сегодня в бывшей огневой точке №180 расположен музей. А когда-то один из местных жителей обустроил здесь погреб.

За музеем ухаживает Ветеран вооруженных сил Токарь Анатолий Александрович, который проживает в Вите-Почтовой, и с 10:00 до 19:00 может провести небольшую экскурсию по огневой точке. Номер телефона Анатолия указан на двери ДОТа.

Фото: ДОТ №180 – сегодня здесь обустроили музей (РБК-Украина)

Фото: Вход в 180-й ДОТ (РБК-Украина)

Фото: Внутри музея – небольшая экспозиция боеприпасов и орудий (wikimapia.org ©Igor Chernoknizhniy)

Толщина стен железобетонных ДОТов достигала 150 сантиметров. Наиболее распространенными были одноэтажные трехамбразурные ДОТы типа "М" (малые), предназначенные для ведения фронтального огня. Из-за небольшого размера такого ДОТа гарнизон (составлял 5-16 человек во главе с лейтенантом) мог находится в нем только во время боя: здесь не было жилого помещения, да и больших запасов боеприпасов тоже.

Еще один тип ДОТов – тип "Б" (большие). Здесь уже могло разместить несколько боевых казематов, а на нижнем подземном этаже размещались склады оружия, провизии.

Для ведения бокового огня строились 1-2 пулеметные ДОТы, по своей конструкции – капониры и полукапониры.

В большинстве ДОТов была своя автономная система водоснабжения (артезианские скважины). Гарнизоны в таких боевых точках должны были удерживать свой рубеж в течение 7-10 дней. Ожидалось, что за это время к бойцам успеет подойти резерв, усилить оборону и начать наступление.

ДОТ №211 – "Здесь в 1941 году стояли на смерть воины-артиллеристы младшего лейтенанта А.М. Федорака"

Фото: Один из входов ДОТа №211 (РБК-Украина)

Фото: "Командир артиллерийского взвода 737-го стрелкового полка 206-й дивизии младший лейтенант Ануфрий Михайлович Федорак, выставив свои орудия на прямую наводку, в упор расстреливал наступавших фашистов. Когда расчет одного из орудий выбыл из строя, командир взвода сам стал к орудию и вел огонь, пока не был сражен осколком вражеской мины" - отрывок из книги "Так начиналась война", И. Баграмян (РБК-Украина)

Находится в пешей доступности от 180-го ДОТа.

Здесь следует отметить, что на некоторых картах 211-й ДОТ (координаты) отмечают под номером 179 или 100. Хотя в действительности 179-й расположен по другую сторону от трассы. Почему возникла такая путаница? Скорее всего, причина банальна – некоторые исследователи перепутали левую сторону с правой.

211-й построен по индивидуальному проекту в 1930 году. Кстати, по индивидуальным проектам было построено четыре ДОТа типа "Мина", которые представляли собой группу дотов, соединенных между собой подземными галереями.

Фото: С нумерацией возникла настоящая путаница. 211-й и 179-й ДОТы часто путают, но они расположены по разные стороны от трассы Киев-Одесса (РБК-Украина)

Фото: И уж точно это не ДОТ под №100 (РБК-Украина)

Фото: "Главный" вход в ДОТ №211 (РБК-Украина)

ДОТ №211 имеет три входа и многие "любители приключений", вооружившись фонариками, могут спокойно лазить по этим проходам.

Один из входов находится в метрах ста от моста через трассу и поворота на село Круглик. Ориентир – скульптура из артиллерийских снарядов.

Фото: Монумент из снарядов – один из ориентиров 211 ДОТа (РБК-Украина)

ДОТ имеет разветвленную систему тоннелей и лазов протяженностью 227 м, глубиной залегания - 7 м.

Огневая точка была рассчитана на 11 человек гарнизона ДВС и 35 человек личного состава наблюдательного пункта. В 1941 году во время наступления немецких войск на Киев ДОТ удерживал этот рубеж 73 дня.

Фото: Спускаясь в тоннели ДОТа, обязательно возьмите с собой фонарик (РБК-Украина)

Фото: Тоннели ДОТа №211 (РБК-Украина)

Фото: Указатели в ДОТе №211 (РБК-Украина)

Фото: Силами любителей истории ДОТ расчистили и сделали безопаснее (РБК-Украина)

Многим ДОТам был присущ ряд существенных недостатков . Так, амбразуры ДОТов имели достаточно примитивное устройство и не могли защитить гарнизоны при обстреле из автоматического оружия или огнеметов. Толщина бронезаслонок оказалась недостаточной, чтобы выдержать попадание 37-мм бронебойного снаряда. Заслонки бронеколпаков имели слабое крепление. Толщина выступления направляющей составляла всего 30 мм, поэтому при прямом попадании бронезаслонками выбивало вместе с направляющей.

Фото: Один из обзорных пунктов 211-го ДОТа (РБК-Украина)

Кроме того, большинство ДОТов были лишены возможности кругового обстрела, в связи с чем поддержать контратаку при захвате противником участки обороны было сложно, последний мог обойти ДОТ с фланга.

Эффективность огня на близких дистанциях значительно падала из-за отсутствия надлежащего осмотра. Как результат, саперы противника практически без проблем могли вплотную подойти к огневой точке.

К сожалению, многие ДОТы стали братскими могилами, а не надежными местами защиты.

Фото: А вот над входом в ДОТ указан №179 (РБК-Украина)

Посмотрев 211 ДОТ, переходим мост и идем в сторону Круглика. В пешей доступности (буквально 10 минут) находится 179-й ДОТ (координаты).

И вновь неточности нумерации. На табличке рядом указано, что это ДОТ №178. При этом на многих картах Киевского укрепрайона видим, что 178 дот полностью разрушен, а вот 179 – цел.

Фото: На табличке указано, что ДОТ – двухэтажный типа "Б". Толщина стен – 150 см, покрытия – 110 см. Выдерживал прямое попадание снаряда калибром 203 мм. Основное вооружение – 4 пулемета "Максим" калибра 7,62 мм. Гарнизон – 15-18 бойцов.

Фото: Такая вот советская символика украшает каждый ДОТ (РБК-Украина)

Фото: Сегодня ДОТ затоплен (РБК-Украина)

Фото: ДОТ №179/178 (РБК-Украина)

Фото: Спуститься в ДОТ может каждый (РБК-Украина)

Просмотрев эти ДОТы, возвращайтесь к трассе и садитесь на маршрутку в сторону Круглика или Кременища. Если у вас есть свободное время и сильное желание прогуляться, можно отправиться в путь пешком и посмотреть по дороге еще несколько ДОТов. Однако следует предупредить, что особо интересных огневых точек на этом отрезке пути не будет – многие из них разбомблены, поросли бурьяном или превратились в несанкционированные мусорные свалки.

Фото: ДОТ №176 полностью разрушен, координаты (РБК-Украина)

Фото: Опоры недостроенного моста (РБК-Украина)


Фото: Вид с него открывается потрясающий (РБК-Украина)

Здесь должны были пересекаться две железные дороги. Одна, шедшая вдоль КиУРа, другая – от урочища Серяков от тоннеля "сталинского метро" у южного Пирогова. В 1939 году КиУР "законсервировали". А остатки виадука остались, под ним должна была проходить ветка железной дороги "сталинского метро" в южном направлении.

Единственный сохранившийся цельнометаллический ДОТ №131

Многие ДОТы представляют собой стандартные железобетонные сооружения. Правда, система галерей повсюду разная.

Наиболее интересный ДОТ находится именно в селе Кременище под №131 (координаты). Считается единственным сохранившимся цельнометаллическим ДОТом. Он хорошо сохранился и сегодня расчищен.

Фото: Разрыв снаряда в ДОТе (РБК-Украина)

Фото: Заслонка внутри ДОТа (РБК-Украина)

Фото: По глубоким бороздам в металле можно только догадаться, насколько активно отстреливались бойцы (РБК-Украина)

Фото: Следы от пули на ДОТе №131 (РБК-Украина)

Рядом с ДОТом установлен мемориальный знак, где указано, что все 11 бойцов, защищавшие здесь границы Киева в 1941 году, погибли.

Добраться до Кременища можно двумя путями: от метро "Лыбедская" до Круглика и пройти пешком, или отправиться прямиком на маршрутке до Кременища.

ДОТ №127 – самая живописная огневая точка

"Маршрут ДОТов" Вита-Почтовая – Ходосовка завершается наиболее живописной огневой точкой №127 (координаты).

Двухэтажный ДОТ типа "Б" расположен прям посреди пруда и он также более-менее неплохо сохранился. Был построен в 1930-1931 гг.

Кстати, недалеко от пруда в Ходосовке расположены еще два ДОТа типа "М"- №128 (координаты) и №129 (координаты).

Фото: ДОТ №129, построен в 1931-1933 гг. (РБК-Украина)

ДОТы Киевского укрепрайона: как добраться

Конечно же, каждый может самостоятельно проложить свой маршрут изучения ДОТов Киевского укрперайона. Советуем воспользоваться вот этими исследованиями .

Добраться к основным огневым точкам южного участка труда не составит. До Виты-Почтовой можно доехать от метро "Лыбедская" или "Дружбы Народов" (к примеру, маршрутка №801). У трассы "словить" маршрутку в сторону Круглика или Кременища. Также можно начать исследовать ДОТы от Ходосовки. Сюда едут маршрутки от метро "Выдубычи".

Киевский укрепрайон – это уникальная полоса оборонительных сооружений возведенная с 1929 по 1941 гг, состоящая в основном из ДОТов – (долговременных огневых точек) некоторые из которых сохранились в почти первозданном виде. Поражает объем работ, которые были выполнены при создании этого гигантского бетонного пояса, особенно если принимать во внимание то, что все возводилось в условиях строжайшей секретности и при помощи живой рабочей силы и гужевого транспорта – техники тогда в СССР было еще очень мало.

Протяженность сооружений 85 км, за один день объехать и посетить все объекты не реально, поэтому маршрут разбит на несколько частей. Итак, Часть 1:

Старт маршрута возле метро Выдубичи. Так как все точки нашего проката расположены возле станций метро, вы можете захватить с собой чехол для велосипеда и доехать до Выдубичей на метро, хотя можно и педали покрутить, не так уж и далеко.

Пункт1 На Столичном шоссе, после развязки с кольцевой дорогой, по левой стороне есть заезд на Жуков остров именно здесь очень хорошо видны фрагменты секретных некогда объектов, так называемого «Сталинского метро». На самом деле это железнодорожные туннели, которые должны были соединять берега Днепра, с целью защиты железнодорожных сообщений от вражеских бомбежек. Мост восстанавливать крайне тяжело в условиях войны, а вот туннели это идеальное решение проблемы. Этот объект возводился параллельно с ДОТами укрепрайона и имел такое же стратегическое значение. Сохранилось 4 фрагмента этих туннелей. Самый большой и загадочный – на Жуковом острове. Ходят различные легенды про скрытые в туннеле бронепоезда и заминированные объекты. Видео о туннелях можно посмотреть

Вдоль села Чапаевка двигаемся в Конча-Заспу. Очень необычное название этого исторического места имеет 2 возможных объяснения: 1) Здесь находился форпост времен Киевской Руси, так называемый «конец засыпи» — край оборонного вала, который примыкали к Днепру 2) именно фразой «кончай заспать» т.е. «хватит спать» дружинники будили друг друга при приближении татар.

Пункт 2 По правой стороне шоссе есть въезд в лес, свернув, двигаемся по асфальтированной дороге и по правой стороне находим еще один поворот прямо в лес. Там одна дорожка, она ведет через мостик, к заветному озеру.

Благодаря усилиям местных жителей на эту сторону озера можно добраться только пешком или на двухколесном транспорте. Что очень приятно, так как еще 2 года назад из-за обилия машин в хорошую погоду совершенно не было места на пляже.

Судя по всему это озеро образовалось после добычи песка земснарядом. Видимость в воде просто потрясающая на 2-3 метра! Вода даже на ощупь очень приятная. Вот такие вот чудеса, черта города, а вода как в заповеднике. Только чур никому про это озеро!



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png