Развитие современного оружия неразрывно связано с прогрессом научной мысли - создаются все более совершенные образцы, которые демонстрируют все более высокие характеристики в точности, дальности выстрела, скорострельности и т.п. Более того, сейчас уже никого не удивишь лазерным оружием, самонаводящимися ракетами. Однако есть образцы оружия, настолько удачные и опередившие свое время, что они до сих пор остаются в строю, даже спустя больше 100 лет с момента изобретения. О них-то мы и поговорим.

Парабеллум

Пистолет Люгера, он же "Парабеллум" - живая легенда калибра 9х19мм. Этот пистолет был разработан Георгом Люгером в 1989 году, а за основу его был взят пистолет конструктора Хуго Борхордта “Borchardt C93”, который был первым в мире удачным автоматическим пистолетом.

Но вернемся к “Парабеллуму” - его главным достоинством стала очень хорошая для пистолета точность. Достичь этого удалось благодаря мягкому спуску и эргономичной рукоятке, которая находилась под большим углом по отношению к ствольной коробке - такой форм-фактор наиболее распространен среди спортивного оружия.

“Парабеллум” прошел испытание главным судьей - временем - и превратился в образец, к достижению характеристик которого стремятся конструкторы оружия. Это оружие опередило свою эпоху не только по своим боевым свойствам, но и в плане особенностей изготовления - в нем было очень много фрезерованных деталей, что значительно усложнило процесс его производства. Но за качество люди были готовы платить, поэтому “Парабеллум” получил распространение по всему миру. До сих пор образцы этого оружия хранятся не только у коллекционеров, но и на военных складах в разных странах и даже в России.

Револьвер Нагана

Семизарядный револьвер Нагана, несмотря на иностранные корни, тесно связан с историей России. Конструкторы, бельгийские промышленники Эмиль и Леон Наганы, начали трудиться над созданием револьвера ещё в 1878 году, однако модель получилась сырой, потребовалась ее доработка. В итоге окончательный облик револьвера сформировался лишь к 1892 году. В это время в Российской императорской армии началось перевооружение, и у Леона Нагана была заказана крупная партия оружия.

Впрочем, у военных были свои требования, которые предусматривали изменения в оригинальной конструкции. В конце концов Российская империя купила право на производство револьвера с модифицированными калибром и схемой взвода, его производство началось на Тульском оружейном заводе.

Несмотря на далеко не лучшие характеристики, револьвер стал поступать в армию. Он был прост в производстве и в обслуживании, поэтому его продолжили выпускать даже после революции. Стране нужно было недорогое и массовое оружие, и “Наган” прекрасно подходил по этим параметрам.

Производство этих револьверов в СССР было прекращено только в 1960 году, однако количество готового оружия на складах позволяло ещё ни один десяток лет вплоть до 2000 года вооружать им милицию, прокуратуру, почтальонов, начальников геологических экспедиций. Вневедомственная охрана милиции применяла “Наганы” до 2006 года. Сейчас револьверы этой системы используются гражданскими как травматическое оружие самообороны. Кроме того, его можно получить в качестве наградного оружия.

Кольт 1911

Кольт 1911 - знаменитый самозарядный пистолет американского производства, калибра.45 ACP (11,43×23 мм). Он был разработан и запатентован оружейным конструктором Джоном Мозесом Браунингом в 1911 году, о чем говорит цифровой индекс в названии. Пистолет сразу же поступил в ВС США и вскоре стал там популярен. Солдаты и офицеры полюбили это оружие за удобство, простоту в обращении, безопасность и надежность, также их устраивал патрон, имевший очень высокое останавливающее действие.

Модель получилась настолько удачная, что официально этот пистолет стоял на вооружении 74 года, и был заменен только в 1985 году. Ему на смену пришла итальянская “Беретта”. Но Кольт был так популярен, что правительство официально разрешило военным и полицейским использовать его, он работает и по сей день.

Простота и гениальность конструкции позволили детищу Браунинга стать платформой для разработки многих других моделей оружия, как например, советский пистолет ТТ, французский Баллестер-Молина или польский Vis.35.

"Маузер"

Самозарядный пистолет “Маузер К96”, создание немецкого промышленного гения, стал ещё одним символом революции и Гражданской войны в России. Он был разработан тремя братьями Федерле, работавшими в компании “Маузер”, ещё в 1895 году. Впрочем, патент на оружие получили не братья, а их начальник Петр-Пауль Маузер.

Модель вышла очень надежной и эффективной: деревянная кобура крепилась к рукоятке пистолета, в качестве приклада, а скорострельность достигала 900 выстрелов в минуту. Таким образом, пистолет превращался в компактный карабин.

Это оружие в России получило широкое распространение во время революции, став неотъемлемым элементом экипировки белогвардейца или большевика: за боевые характеристики его любили по обе стороны баррикад. Это нашло отражение во множестве фильмов и рассказов о тех временах. "Маузером" был вооружен товарищ Сухов из “Белого солнца пустыни”, о таком оружии грезил герой Николая Островского Павка Корчагин, из него палили неуловимые мстители.

Даже сейчас, спустя 123 года с момента его изобретения, этот пистолет остается в строю. Его можно встретить, например, в Бразилии, а в России “Маузер” вручают в качестве наградного оружия.

В истории развития оружия было множество довольно странных и необычных экземпляров, которые хоть и не так повсеместно, но вполне успешно применялись в бою, как и более распространенные мечи, кинжалы, копья, топоры, луки и многое другое. О малоизвестном и необычном оружии древности речь и пойдет далее.

Явара

Представляет собой деревянный цилиндр, длиной 10 - 15 сантиметров и диаметром примерно 3 сантиметра. Явару обхватывают пальцами, а её концы выступают по обе стороны кулака. Она служит для утяжеления и усиления удара. Позволяет наносить удары концами торцов, преимущественно в центры нервных пучков, сухожилия и связки.

Явара - японское оружие, имеющее две версии появления. По одной из них, японский кастет является подобием символа веры, который был атрибутом буддистских монахов – виджра. Это небольшое древко, напоминающие изображение молнии, которое монахи использовали не только в ритуальных целях, но и в качестве оружия, так как им было необходимо его иметь. Вторая версия является наиболее правдоподобной. Обыкновенный пестик, который использовали для толчения в ступе злаков или приправ, и стал прообразом явары.

Нунчаку

Представляет собой соединенные друг с другом при помощи цепи или веревки палки или металлические трубки длиной около 30 см. Прообразом самодельного оружия стали цепы, которыми молотили рис.

В Японии молотильные цепы считались орудием труда и не представляли опасности для вражеских солдат, поэтому их не изымали у крестьян.


Сай

Это колющее клинковое холодное оружие типа стилета, внешне похожее на трезубец с коротким древком (максимум на полторы ширины ладони) и удлиненным средним зубцом. Традиционное оружие жителей Окинавы (Япония) и является одним из основных видов оружия Кобудо. Боковые зубья образуют подобие гарды и могут выполнять также и поражающую роль за счёт заточки.

Считается, что прообразом оружия стали вилы для переноски тюков рисовой соломы или инструмент для рыхления почвы.

Кусаригама

Кусаригама (кусарикама) - это традиционное японское оружие, состоящее из серпа (кама) и цепи (кусари), которая соединяет его с ударным грузом (фундо). Место крепления цепи к серпу варьируется от конца его рукояти до основания лезвия камы.

Кусаригама принято считать средневековым изобретением ниндзя, прототипом которого был обычный сельскохозяйственный серп, которым крестьяне собирали урожай, а солдаты во время походов прорубали себе путь сквозь высокую траву и другую растительность. Есть мнение, что появление кусаригама обуславливалось необходимостью маскировать оружие под не вызывающие подозрений предметы, в данном случае сельскохозяйственное орудие.

Одати

Одати («большой меч») - один из типов длинных японских мечей. Чтобы называться одати, меч должен был иметь длину лезвия не менее 3-х сяку (90,9 см), однако, как и в случае многих других японских терминов, относящихся к мечам, точного определения длины одати нет. Обычно одати - это мечи с клинками 1,6 - 1,8 метра.

Одати полностью вышли из употребления как оружие после войны Осака-Нацуно-Дзин Правительство Бакуфу издало закон, согласно которому запрещалось иметь меч более определённой длины. После того, как закон вступил в действие, многие одати были обрезаны, чтобы они соответствовали установленным нормам. Это одна из причин того, что одати так редки.

Нагината

Известна в Японии как минимум с XI в. Тогда под этим оружием подразумевалось длинное лезвие длиной от 0,6 до 2,0 м, насаженное на рукоять длиной 1,2-1,5 м. В верхней трети лезвие слегка расширялось и изгибалось, но у самой рукояти кривизны не было вовсе или она была едва намечена. Работали нагинатой в то время на широких движениях, держа одну руку почти у самого лезвия. Древко нагинаты имело сечение овальной формы, а лезвие с односторонней заточкой, как и лезвие японского копья яри, обычно носили в ножнах или чехле.

Позднее, к XIV-XV вв., лезвие нагинаты несколько укоротилось и обрело современную форму. Сейчас классическая нагината имеет древко длиной 180 см, на которое крепится лезвие длиной 30-70 см (стандартным считается 60 см). Лезвие отделяется от древка кольцеобразной гардой, а иногда еще и металлическими поперечинами - прямыми или загнутыми кверху. Такие поперечины (яп. хадомэ) использовались и на копьях для парирования вражеских ударов. Лезвие нагинаты напоминает лезвие обыкновенного самурайского меча, иногда на такое древко насаживалось именно оно, но обычно лезвие нагинаты более тяжелое и более изогнутое.

Катар

Индийское оружие давало его владельцу когти росомахи, клинку не хватало только силы и режущей способности адаманта. На первый взгляд катар – это один клинок, но когда нажимается рычаг на рукоятке, этот клинок разделяется на три – один посередине и два по бокам.

Три клинка не только придают оружию эффективности, но и запугивают противника. Форма рукоятки позволяет легко блокировать удары. Но также немаловажно то, что тройной клинок может разрезать любую азиатскую броню.

Уруми

Длинная (обычно около 1,5 м) полоса чрезвычайно гибкой стали, прикреплённую к деревянной рукояти.

Отличная гибкость лезвия позволяла носить уруми скрытно под одеждой, обматывая его вокруг тела.

Тэккокаги

Приспособление в виде когтей, крепившихся на внешней стороне (тэккокаги) или внутренней стороне (тэкаги, сюко) ладони руки. Были одним из излюбленных инструментов, но, в большей степени, оружия в арсенале ниндзя.

Обычно эти «когти» использовались парами, в обеих руках. С их помощью можно было не только быстро взобраться на дерево или стену, повиснуть на потолочной балке или разворотить глиняную стену, но и с высокой эффективностью противостоять воину с мечом или другим длинным оружием.

Чакрам

Индийское метательное оружие «чакра» вполне может служить наглядной иллюстрацией к высказыванию «все гениальное - просто». Чакра представляет собой плоское металлическое кольцо, отточенное по внешней кромке. Диаметр кольца на сохранившихся экземплярах варьируется в пределах от 120 до 300 мм и более, ширина от 10 до 40 мм, толщина - от 1 до 3,5 мм.

Одним из способов метания чакрама было раскручивание кольца на указательном пальце, а затем резким движением запястья бросок оружия во врага.

Скиссор

оружие использовалось в гладиаторских боях в Римской империи. Металлическая полость на основании скиссора закрывала руку гладиатора, что давало возможность легко блокировать удары, а также наносить свои. Скиссор делался из твердой стали и был в длину 45 см. Он был на удивление легкий, что позволяло быстро наносить удары.

Кпинга

Метательный нож, который использовали опытные воины племени Азанда. Они жили в Нубии, регионе Африки, в который входят север Судана и юг Египта. Этот нож был длиной до 55.88 см и имел 3 клинка с основанием в центре. Самый близкий к рукоятке клинок имел форму мужских гениталий и представлял мужскую мощь его владельца.

Сам дизайн клинков кпинги увеличивал шансы как можно сильнее задеть врага при контакте. Когда владелец ножа женился, он преподносил кпингу как дар семье своей будущей жены.


Подарочный миниатюрный револьвер Кольт под патрон центрального боя в оригинальном футляре с принадлежностями(по образцу револьвера Кольт морского обр.1851 года для офицеров русского флота, 44 калибра). Сталь, бронза, дерево, кость, ковка, литье, штамп, золочение, ручная гравировка, воронение. Длина общая - 11,6см; длина ствола - 6,6см; калибр - 0,25см. Ствол стальной восьмигранный, с нерегулируемой куполообразной мушкой. Вся поверхность ствола украшена растительным орнаментом, выполненным ручной гравировкой. На стволе в казеной части с внутренней стороны выгравировано клеймо COLT PAT . Под стволом расположен рычаг, поворачивающийся на шарнире, предназначенный для плотного вжимания пуль в каморы барабана. На рычаге гравированное клеймо COLT . Барабан бронзовый, имеет шесть камор и канал в центре, сквозь который движется ось. Поверхность барабана украшена гравированным растительным орнаментом, имеет зубцы, которые обеспечивают фиксацию барабана при его поворотах. Боек отсутствует, но легко восстанавливается. Курок со спицей, кончик которой покрыт насечкой. Рукоять револьвера образована двумя деревянными щечками, стянута бронзовой рамкой. Внизу рукояти бронзовое страховочное кольцо. Спусковая скоба выполнена из бронзы, спусковой крючок С-образной формы. Ударно-спусковой механизм одинарного действия, нуждается в незначительном ремонте. Оригинальный футляр деревянный с бронзовой защелкой, внутри покрыт зеленым бархатом и имеет ложементы для револьвера и принадлежностей. Размер футляра 19,7х11,6х3,3 см. В комплект входят отвертка, щипчики для заряжания и извлечения стрелянных гильз, шомпол, 7 патронов. Все инструменты имеют резные костяные рукоятки и вороненые стальные части. Внутри футляра закреплена табличка с гравированной надписью 1851 Navy Colt fircarms Russland. На нижней стороне футляра наклеен оригинальный ярлык торговой фирмы Кольт с номером №35. Это был первый образец оружия, выпускаемого Кольтом не для армии и гражданского пользования, а для коллекционирования. В России Кольт появился в середине XIX века. Начиналось производство револьверов Кольта в Туле. Еще в 1851 г. мастера Петр, Николай и Иван Гольтяковы производили отдельные копии морских револьверов Кольта (модель 1815 г.), а 6 апреля 1854 года револьвер производства тульских оружейников был преподнесен в дар Николаю I. Император, по достоинству оценив оружие, велел изготовить 400 таких экземпляров стоимостью 30 рублей серебром для солдат гвардейского флотского экипажа и 70 револьверов для офицеров стрелкового полка императорской фамилии. В собраниях российских музеев данная модель не представлена, что повышает антикварную ценность подарочного револьвера. Чрезвычайная редкость. США, 1850 - 1860-е годы. Является антикварным оружием, представляющим историко - культурную ценность. На данное оружие, как имеющее культурную ценность, не распространяются Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 №814 О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов нему на территории РФ.


Ружье охотничье, двухствольное с капсюльными замками, мастера Артари - Коломбо в Москве, 1855 года. Сталь, белый металл, орех, рог, ковка, гравировка, инкрустация золотом и серебром, резьба, оксидирование. Длина общая - 113,6 см; длина стволов - 61,3 см; калибр нарезного ствола - 2,1см; калибр гладкого ствола - 2,2 см. Стволы стальные, круглые, покрыты воронением серого цвета. Один канал ствола нарезной, другой канал ствола - гладкий. Дульные срезы и казеные части стволов украшены инкрустацией серебра в виде стилизованного геометрического орнамента. На казеной части нарезного ствола инкрустацией золотом нанесена голова медведя, на гладком стволе изображение головы тигра. Стволы соединены межствольной планкой. На ствольной планке серебром инкрустировано имя мастера: " АРТАРИ ВЪ МОСКВЕ ". Прицельные приспособления состоят из круглой мушки и высокого целика с треугольной прорезью. Стволы крепятся к ложе с помощью крюков и задвижки. Под задвижку подложена роговая пластина. Под казенной частью стволов прилив с пазом для крепления цевья. На стволах изнутри выбиты: дата "1855", дважды именное клеймо мастера в виде буквы "А". Штуцер имеет капсюльные замки с двух сторон и по две брандтрубки на каждом стволе. В каждый ствол помещалось по два заряда, что делало его четырехзарядным оружием. На правой стороне замочной доски гравированное изображение бегущего волка и гравирована надпись "Artari", на левой помещено изображение бегущей собаки и гравирована надпись: "a Moscоu". Шейка приклада украшена резной сеткой в виде ромбиков. Цевье доходит до середины стволов и отделано роговой накладкой. Приклад без щеки. Шейка приклада украшена резной сеткой в виде ромбиков. Прибор состоит из двух спусковых крючков, спусковой скобы с короткой передней пожилиной и задней длинной пожилиной, рогового затыльника и деревянного шомпола. На нижнем гребне приклада закреплена круглая антабка. Пожилины украшены гравировкой. Состояние сохранности хорошее, незначительные потертости оксидирования на стволах, мелкие царапины на ложе, металлическая накладка под задвижку более позднего времени. Представленное ружье предназначалось для охоты на крупного зверя и выполнено по индивидуальному заказу московским мастером Артари, который работал в Москве, в оружейной мастерской, располагавшейся на Спасско - Садовой улице, в доме 8, с 1835 по 1871 годы. Артари прославился штуцерами для охоты на крупного зверя и оригинальными ружьями и пистолетами, украшенными в псевдорусском стиле. За год выпускалось не более 15 - 20 ружей. Мастер изготавливал оружие только ручной работы, поэтому каждая его вещь отличается высоким качеством исполнения, красотой отделки и оригинальностью конструкции. Работы мастера на выставах в Москве 1853 года и в Петербурге 1861 года были награждены малыми золотыми медалями, а на выставке 1865 года - большой золотой медалью за высокое качество оружия и за изготовление его из отечественных материалов. Есть версия, что работали два оружейника Артари Иван и Артари - Коломбо Петр. Россия, Москва, мастер Артари - Коломба, 1855 год. Является антикварным оружием, представляющим значительную историко-культурную ценность, имеет музейное значение. Может стать достойным пополнением любой коллекции. Для антикварного рынка чрезвычайная редкость. На данное оружие, как имеющего культурную ценность, не распространяются «Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ» и утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 №814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ». Имеется заключение Государственного исторического музея, зарегестрированное в Росохранкультуре.




Пара дуэльных пистолетов в оригинальном футляре с принадлежностями. Сталь, дерево, ковка, воронение, гравировка. Длина пистолета - 42,5 см; длина ствола с хвостиком - 32,5 см; длина ствола без хвостика - 25,6 см; калибр - 1,3 см; нарезов - 10. Стволы стальные, нарезные, с дамассковым рисунком, восьмигранные, с регилируемыми мушками и целиками на хвостовике. Казённые части стволов и хвостики украшены гравированным растительным орнаментом. Брандтрубки расположены с правой стороны на фигурных приливах. Замки капсюльные, с гладкими досками, украшенными легкой гравировкой из стилизованных завитков. На щечках замков проставлено клеймо мастера:"HENRY PERON A S-t OMER". Рукояти из ореха, изогнутые, в нижних частях расширенные, капелированные. Прибор рукоятей состоит из: спусковой скобы с поднапальцевым выгибом, украшенные в том же стиле, что и замочная доска, фигурных гравированных личинок и винтов крепежа и шпилек. Ложе украшено резным красивым орнаментом из завитков. Стволы фиксируются к цевью ложи шпильками с овальными шляпками. Затыльники рукоятей стальные фигурные, украшены легкой гравировкой, со ступенчатыми хвостиками. Футляр (46,2х26,9х8,1 см.) деревянный, гладкий, полированный, с латунными уголками и ручкой, внутри выложен коричневым бархатом с гнёздами для пистолетов и инструмента. В комплект входят: деревянный шомпол с латунным наконечником для накручивания ветоши и чистки стволов, стальной шомпол, стальная пулелейка, торцевой ключ, черпачек для свинца, киянка, стальные тиски, пороховница, два шомпольных наконечника, свинцовые пули в количестве 7шт., масленка. Франция, Сент-Омер, оружейный мастер Генри Перон, вторая половина XIX века. Является антикварным оружием, представляющим историко-культурную ценность.


Револьвер "Смит-Вессон" №3 "Русская третья модель" обр. 1874г. Сталь, дерево, ковка. Длина общая - 32,6см; длина ствола - 16,5см; калибр - 1,056см (44 "Русский"); нарезов 5. Ствол стальной, округлый, с нерегулируемой мушкой и целиком. Снаружи имеет Т-образный гребень для усиления ствола и уменьшения высоты мушки, который переходит в верхнюю стенку рамки с гнездом для застежки рамки; прилив с каналом для стержня экстрактора, имеющего нарезку для оси барабана, и проушиной с отверстием для оси, соединяющей ствольную часть рамки с основанием рамки. На гребне выбито название фирмы производителя на русском языке: "Смит и Вессон оружейная фабрика Г.Спрингфилъдъ Америка". Количество изделий, поставленных по контракту в Россию около 41 тысячи; производился с 1874 по 1878 годы. Ствол переломный с одновременной экстракцией гильз. Барабан вращается против часовой стрелки и имеет емкость 6 патронов. Рукоять образована двумя деревянными пластинами, закрепленными одним винтом. На нижней части рукояти присутствует номер 9897 и кольцо для темляка или ремня. Но боковой поверхности рамки пробито: "обр. 1874". В рабочем состоянии. Америка для России, 1870-е годы. Является антикварным оружием, представляющим историко-культурную ценность.


Пара дорожных капсюльных пистолетов в оригинальном футляре, с принадлежностями. Сталь, дерево, ткань, гравировка. Длина пистолета общая - 15,8см; длина ствола - 7,6см; калибр - 1,25см. Ствол стальной, нарезной, в сечении круглый. На нижней части ствола пробито клеймо "М". Замок капсюльный, с правым расположением брандтрубки. Скоба спускового крючка стальная овальная с гравированным растительным орнаментом. Рукоять стальная, каплевидной формы, опущенная вниз. Рукоять украшена цветочным орнаментом. На внешней стороне рукояти пробито клемо оружейного мастера:" Vincent Brevete S.G.D.G."(работал в Сант-Этьене в 1854-1870 годах). Гарнитура состоит из отвертки, пулелейки, масленки, баночки для капсюлей. Все предметы размещены в деревянном футляре, покрытым черной кожей. На лицевой крышке латунная ручка. Размер футляра 22,2х23,2х:,3см. Франция, Сант-Этьен, 1854-1870 годы. Является антикварным оружием, имеет историческую и культурную ценность.



Пара дуэльных кремневых пистолетов в коробке с прибором. Дамасская сталь, металл, дерево, ковка, гравировка. Длина общая пистолета - 28,3 см.; длина ствола с хвостовиком - 19,0 см.; длина ствола без хвостовика 14,5 см.; калибр - 1,3 см. Ствол из кованной витой дамасской стали, круглый в передней части и восьмигранный в казенной. Оборудован нерегулируемой латунной мушкой. Кремневый замок батарейного типа. На правой щеке гравированная надпись производителя: “Dumarest S-t Ettiene”. Левая щечка замка также стальная, фигурная. Ложа с рукоятью ореховая, резная, у хвостовика декорирована растительным орнаментом, выполненным серебряной всечкой. Скоба спускового крючка, шомпольный вход, втулка и яблоко - стальные, литые, фигурные. Шомпол деревянный с роговым наконечником, у второго пистолета имеется стальной штопорок для протирки. В прибор входят: мерка для пороха, калиберная пулелейка, пороховница с порохом, отвертка, киянка, 5 пуль. Коробка деревянная, резная, отфанерована капом ореха. Размер коробки - 35,5X26X10см. Отделана внутри зеленым бархатом, оборудована замком с ключом для запирания. Франция, Сент-Этьен, конец XVIII – начало XIX века. Является антикварным оружием, представляющим историко-культурную ценность.




Пара дуэльных пистолетов в оригинальном футляре с принадлежностями. Сталь, дерево, ковка, гравировка, резьба. Длина пистолета - 42,6 см; длина ствола с хвостиком - 32,3 см; длина ствола без хвостика - 23,9 см; калибр - 1,16 см; нарезов - 27. Стволы стальные, нарезные, шестигранные, с регилируемыми мушками и целиками на хвостовике. Казённые части стволов, дульный срез и хвостики украшены гравированным растительным орнаментом. На стволах и казеннике пробиты ряд клейм: номер 22056, "cal.44", буквы "RS", цифра 700 и др.. Брандтрубки расположены с правой стороны на фигурных приливах. Замки капсюльные, с гладкими досками, украшенными легкой гравировкой из стилизованных завитков. Рукояти из дуба, изогнутые, в нижних частях расширенные, капелированные. Прибор рукоятей состоит из: спусковой скобы с поднапальцевым выгибом, украшенные в том же стиле, что и замочная доска. Стволы фиксируются к цевью ложи шпильками с овальными шляпками. Затыльники рукоятей стальные фигурные, со ступенчатыми хвостиками. Футляр (49,8х29,9х7,2 см.) деревянный, гладкий, полированный, с латунным картушем в центре, внутри выложен малиновым бархатом с гнёздами для пистолетов и инструмента. В комплект входят: деревянный шомпол с латунным наконечником для накручивания ветоши и чистки стволов, стальной шомпол, стальная пулелейка, торцевой ключ, киянка, пороховница, шомпольный наконечник, деревянная баночка для капсюлей, свинцовая пуля. Западная Европа, конец XIX века. Является антикварным оружием, представляющим историко-культурную ценнос


Бельгийский револьвер Смит – Вессона «.44 Дабл Экшн 1-ый выпуск», (.44 русский). Сталь, дерево, ковка, литье, резьба. Длина общая – 28,9 см; длина ствола – 15,0см; калибр – 1,1см (.44) русский; нарезов – 5. Ствол стальной, округлый, с Т – образной поднятой прицельной планкой, с нерегулируемой мушкой и целиком. Оборудован пружинным замком запирания. Ствол стальной переломный с одновременной экстракцией гильз. На верхней части ствола надпись: «РУССКИ МОДЕЛЪ. «СМИТЪ & ВЕСОНЪ»» Ударно – спусковой механизм двойного действия. На барабане присутствуют поверочные клейма в виде букв «LEG» со звёздочкой в овале и буквы «Е» под звездой. На щечке под барабаном с одной стороны пробито клеймо: «S&B», с другой «Е» со звездой, на раме под барабаном пробито клеймо "ЛН". Рукоять образована двумя деревянными рифлёными щёчками скреплёнными одним винтом. В нижней части рукояти кольцо для страховочного шнура. Револьвер в очень хорошем состоянии. Эти револьверы в конце XIX века были популярны среди русских офицеров, так как они были легче и компактнее, чем служебное оружие и имели ударно спусковой механизм двойного действия. Бельгия для России, конец XIX века. Является антикварным оружием представляющим историко-культурную ценность.


Револьвер капсюльный пятизарядный оружейного мастера Райнхарда Шталя в Хассфурте. Сталь, дерево, гравировка. Длина общая - 30,1см; длина ствола - 14,1см, калибр - 0,9см; нарезов - 5. Ствол стальной, восьмигранный, нарезной, с регулируемой стальной мушкой и целиком на ствольной коробке. Внизу ствола расположен механизм для заряжания. На стволе с правой стороны у ствольной коробки пробит номер:"НЕ 1253". Барабан имеет пять камор. На барабан по кругу нанесено имя оружейного мастера: "REINHARD STAHL in HASSFURT", на боковой поверхности барабана пробита цифра "2". Ударно-спусковой механизм одинарного действия. Скоба спускового крючка стальная. Рукоять из полосатого клена, полированная, скреплена с рамкой одним винтом. Все стальные детали украшены легкой гравировкой в виде виноградной лозы. Оружейный мастер Райнхард Шталь работал в Хассфурте на Майне в 1865 - 1873 годах и предлагал представленную модель револьвера правительству для вооружения офицеров, но получил отказ. Револьвер в хорошем рабочем состоянии. Чрезвычайная редкость на антикварном рынке. Германия, Хассфурт, мастер Райнхард Шталь, 60-е годы XIX века. Является антикварным оружием, представляющим историко-культурную ценность.

Старинное русское оружие

Ранней осенью 1808 г. в окрестностях старинного русского города Юрьева-Польского местная крестьянка собирала лесные орехи. Случайно ее взгляд привлек лежавший под гнилой корягой блестящий предмет. Им оказались металлический шлем и остатки кольчуги, превратившейся в бесформенный комок ржавого железа. Па шлеме хорошо сохранилась серебряная накладка с надписью. По ней специалистам удалось определить, что доспехи принадлежали переславскому князю Ярославу Всеволодовичу, -отцу Александра Невского. Но как княжеский шлем оказался под корягой?

В 1216 г. на реке Липице близ Юрьева-Польского произошла битва между русскими князьями, в которой участвовал и Ярослав Всеволодович. Он потерпел поражение и, видимо, спасаясь бегством, бросил тяжелую кольчугу и шлем. Ныне шлем этот украшает экспозицию Оружейной палаты Московского Кремля – богатейшего собрания древнерусского оружия.

Средневековая история Руси изобилует войнами и военными конфликтами. Выдающийся историк XIX в. Сергей Михайлович Соловьев подсчитал, что с 1228 по 1462 г. на Руси произошло 302 войны и военных похода, 85 крупных сражений. Совершенствовалось и оружейное дело.

Но не только боевое оружие изготавливали русские оружейники. Для придворных церемоний – торжественных выходов и выездов царя, приемов иностранных послов, на смотрах войск – требовалось парадное оружие.

На коронационных торжествах в XVII в. непременным атрибутом царских регалий, кроме венца, державы и скипетра, были государственный меч и государственный щит. "Большой воинский наряд" царя непременно включал в себя саадачный прибор (налуч, футляр для лука, и колчан для стрел), булатный шлем, зерцальный доспех, щит и саблю.

В древности оружие принято было дарить. Особую ценность представляют посольские дары русским царям – прекрасные образцы парадного западноевропейского и восточного оружия.

Доспехи Алеши Поповича

Помните картину Васнецова "Богатыри"? Былинные герои в доспехах – боевом обмундировании средневекового воина – на конях. А можете ли вы описать, из чего состоят доспехи Алеши Поповича, и объяснить, что такое мисюрка, юшман, бармица?

Русские доспехи позднего средневековья были непохожи на западноевропейские, пластинчатые. Около двухсот металлических пластин общим весом до 50 кг, соединенных ремнями и шарнирами, полностью покрывали тело рыцаря. Доспехи подгоняли под его рост. Но неудобство состояло в том, что облачиться в них и взобраться на коня без помощи оруженосца рыцарь не мог. Выбитый из седла, он был не в состоянии самостоятельно подняться с земли. Сплошная металлическая броня хорошо защищала тело, но сковывала движения и ограничивала маневренность в бою. Закован в броню был и рыцарский конь.

В Оружейной палате выставлен полный комплект парадных доспехов всадника и коня, изготовленный знаменитыми нюрнбергскими кузнецами и подаренный польским королем Стефаном Баторием царю Федору Ивановичу в 1584 г.

Русские воины чаще всего сражались с половцами, татарами – легковооруженными всадниками-степняками. Тактика их боя заключалась в стремительном нападении и столь же быстром отступлении, поэтому русским ратникам нужны были легкие доспехи, не мешающие вести быстрый и маневренный бой.

Самым распространенным на Руси доспехом была кольчуга – длинная, почти до колен рубаха, сплетенная из металлических колец. Изготовить кольчугу и другие виды кольчатых доспехов было нелегко. Сначала кузнец вытягивал металлическую проволоку – около 600 м для одной кольчуги. Затем нарезал ее на кусочки длиной по 3 см и скручивал их в кольца. Половину из них сваривал, а у остальных сплющивал концы и пробивал в них отверстия. В каждое разомкнутое кольцо вставляли четыре сплошных и закрепляли заклепкой. На одну кольчугу шло около 20 тыс. колец. Весила она до 17 кг.

Кольчуга стоила немалых денег. Ее берегли, передавали по наследству, считали дорогим подарком. Броня врага была лучшей военной добычей.

Интересна история одной из кольчуг, хранящейся в Оружейной палате. Она принадлежала Петру Шуйскому, известному русскому полководцу XVI в., участнику Казанского похода и Ливонской войны. После его гибели кольчуга перешла в казну Ивана Грозного. Получив известие о завоевании Западной Сибири, царь послал ее в подарок атаману Ермаку Тимофеевичу. Спустя полстолетия доспех этот был обнаружен у одного из сибирских князьков и возвращен в казну. Видимо, после гибели Ермака кольчуга попала в руки врага.

Более мелкие, чуть расплющенные кольца были у панциря – разновидности кольчатого доспеха. Над одним панцирем, состоящим примерно из 50 тыс. колец и весившим 6-10 кг, оружейник работал почти два года – шесть тысяч часов кропотливого труда! Помните находку в окрестностях Юрьева-Польского, о которой упоминалось в начале главы? Именно панцирный доспех принадлежал князю Ярославу Всеволодовичу.

Есть в коллекции Оружейной палаты и доспех из крупных плоских колец. Это байдана. Принадлежала она царю Борису Годунову. На каждом из многочисленных ее колец выбита надпись: "С нами бог никто же на ны", т. е. "никто нас не одолеет".

Были у русских воинов помимо кольчатых и смешанные, кольчато-пластинчатые доспехи. В XVI в. появился очень эффективный вид доспеха – бахтерец: кольчуга, в которую спереди и сзади вплетали сотни металлических пластин. Одна заходила на другую, делая доспех многослойным, защищающим даже от пули. Количество пластин бахтерца доходило до 1,5 тыс., а юшман состоял всего из ста пластин, но крупных, не перекрывающих друг друга. Именно в юшмане изобразил Васнецов Алешу Поповича.

Царское зерцало

Доспехи не только защищали, но и украшали воина. Начищенные, а то и посеребренные, они блестели на солнце, как рыбья чешуя. Особенной красотой отличался "зерцальный доспех", который надевали поверх обыкновенной кольчуги. Он состоял из больших, отполированных до блеска металлических пластин (отсюда появилось слово "зерцало" – зеркало), прикрывавших грудь, бока и спину.

В 1616 г. мастера Оружейной палаты изготовили для царя Михаила Федоровича роскошный зерцальный доспех, украшенный чеканкой, резьбой и позолотой. На груди, в центре доспеха, был изображен двуглавый орел, а вокруг него, кольцом, сделана надпись, содержащая полный титул царя. В нарядном зерцале царь обычно являлся войску во время смотров. В XVII в. этот доспех был оценен в огромную по тем временам сумму – 1500 руб.

Голову воина в бою защищал шлем. На Руси их было несколько видов. На васнецовском Илье Муромце надет шишак – шлем с высоким остроконечным верхом, предохраняющим от смертельного вертикального удара меча или сабли. Боковой удар мог лишь контузить, "ошеломить" воина. Иногда такой шлем венчался шпилем с цветным флажком или пучком перьев – отличительным знаком военачальника. Изображение шишаков часто встречается на старинных иконах и в книжных миниатюрах.

И снова обратимся к нашему "учебному пособию" – картине Васнецова. На голове у Алеши Поповича, по всей видимости, мисюрка – шлем с плоским верхом. Для защиты шеи и щек к нему подвешена кольчужная сетка– бармица.

Царь представал перед войском в парадном шлеме – "шапке ерихонской". В 1621 г. мастера Оружейной палаты изготовили для Михаила Федоровича удивительной красоты булатный шлем. Его основу, шишак, выковали на Востоке, а русские мастера дополнили наушами, назатыльником и наносником, богато украшенными золотой насечкой (в бороздки процарапанного рисунка забивалась золотая проволока), драгоценными камнями и жемчугом. Изображение архангела Михаила, покровителя царя, выполненное эмалью, мастер расположил на наноснике.

"Шапку ерихонскую" на голове Добрыни Никитича Васнецов добросовестно скопировал с хранящегося в Оружейной палате уникального византийского шлема XIII в. Похожего нет ни в одном собрании мира. Шлем этот – не просто художественная ценность, но и факт истории: его привезла в Россию византийская принцесса Софья Палеолог, выйдя замуж за Ивана III. Именно поэтому он так непохож на русские шлемы.

Что такое щит, современному человеку объяснять не надо. Древние русские воины пользовались большими миндалевидными щитами. Можно предположить, что именно такой щит князь Олег повесил на стенах Царьграда.

По свидетельству византийского историка Льва Дьякона, русские, сдерживая натиск врага, "плотно смыкали щиты и копья, придавая своим рядам вид стены". Именно такую стену не смогли сокрушить опытные воины императора Цимисхия под болгарским городом Доростолом, который защищал киевский князь Святослав.

Позже русские взяли на вооружение татарские круглые щиты. До конца XVII в. были они в ходу у царского войска. В Оружейной палате, в витрине с царскими регалиями – венцами, бармами, крестами – выставлен круглый щит, обтянутый полуистлевшим вишневым бархатом и украшенный фигурными драгоценными запонами. Это и есть государственный щит, который вместе с государственным мечом участвовал с конца XVII в. в придворных церемониях. В последующие столетия монарший регалии почти полностью обновились, но старинный государственный щит и меч продолжали использовать в погребальных обрядах императоров.

Не лезь на рожон

Арабский путешественник Ибн-Фадлан в X в. делился своими наблюдениями о том, что оружие русских – меч, секира и нож. В "Повести временных лет" приводится полулегендарное свидетельство. Потребовали как-то хазары дани с полян. А те взяли да и послали вместо дани мечи. Увидели хазарские старейшины это оружие и решили: "Мы будем данниками этих людей, ибо мечи их острые с обеих сторон, а наши сабли имеют одно лезвие". Действительно, русские мечи имели обоюдоострый, прямой, широкий клинок. Между клинком и рукоятью находилась крестовина, защищавшая руку от встречного удара. Меч носили в кожаных ножнах на поясе. Он был для русского воина священен. В языческие времена на мече клялись, как позже на кресте.

Меч считался символом княжеской власти. Может быть, не случайно именно Добрыне Никитичу Васнецов вложил в руки меч? Ведь молва связывала этого былинного богатыря с Добрыней Новгородским, дядей князя Владимира Крестителя.

Надежным оружием средневековых воинов, пеших и конных, было копье. Сражались копьем и князья. Известно, что в Невской битве в 1240 г. великий полководец Древней Руси Александр Невский в поединке ранил копьем предводителя шведского войска Биргера. И Дмитрий Донской выезжал на Куликово поле с копьем в руках.

Служила рогатина не только боевым оружием, но и охотничьим. С ней храбрецы в одиночку ходили на медведя. Была рогатина и в составе парадного вооружения царя. В письменных источниках XVI в. ее называли первой среди оружия "Большого царского наряда". В Оружейной палате хранится древняя русская рогатина, изготовленная для одного из тверских князей. Основание ее "рожна" оковано листовым серебром с резными изображениями сцен гибели в Орде тверского князя Михаила.

Дополняли вооружение древнерусских воинов ножи: поясные – носили за поясом; засапожные – затыкали за голенище сапога; подсаадачные – входили в комплект с луком и стрелами. В поединках ножи использовали как оружие рукопашного боя.

В "Повести временных лет" читаем, что в 1022 г. сошлись на поле битвы два войска – русское и касожское. По древнему обычаю касожский князь, богатырь Редедя, вызвал на поединок своего противника – тмутараканского князя Мстислава. Схватились два могучих витязя, да только Мстислав оказался сильнее. Поверг он наземь Редедю и зарезал его ножом.

Орудия убийства или украшения?

Древнейшим оружием был и боевой топор, только называли его в те времена секирой. Считался топор оружием бедняков. Крестьянин или ремесленник, становясь по необходимости ратником, вооружался домашним плотницким топором. Настоящая же боевая секира имела лезвие в виде полумесяца, а на тыльной стороне топорища, т. е. обухе, – крюк для стаскивания всадников с седла.

Служили топоры и как парадное оружие. Личные телохранители Ивана Грозного – рынды – носили на плече серебряные топорики, украшенные золотой насечкой.

Разновидность топора – бердыш. В отличие от секиры он имел длинное, почти в рост человека, древко и большое лезвие с острием на верхнем конце. Бердыш мог служить и рубящим и колющим оружием. В XVI-XVII вв. бердыш входил в состав обязательного вооружения стрельцов. Они использовали его и как подставку для стрельбы из тяжелой пищали: на нижнем конце древка бердыша имелось железное острие, которое при стрельбе втыкали в землю.

После нашествия татар русские воины быстро освоили саблю, хотя знали ее издавна. В отличие от меча сабля имеет кривой клинок, заостренный с одной стороны. Эта кривизна позволяла наносить скользящий удар, оставляющий более длинные и глубокие раны. В XV в. сабля окончательно вытеснила на Руси меч. Лучшие сабли выковывали из булата – чистой углеродистой стали, обладавшей большой прочностью и упругостью. Хорошо отточенным булатным клинком можно на лету рассечь газовый платок.

Богато украшенные сабли русской и восточной работы также входили в состав "Большого царского наряда". Ножны таких сабель изготавливали из золота и серебра, украшали алмазами, изумрудами, рубинами. В 1618 г. русский мастер Илья Просвит выковал для Михаила Федоровича уникальную саблю. Ее булатный клинок прорезан насквозь орнаментом из позолоченных лилий. По лезвию золотой насечкой сделана надпись, повествующая о владельце сабли и о ее создателе.

Но особой гордостью Оружейной палаты стали не эти парадные сабли, а две простые, боевые, с зазубринами на клинке и без особых украшений. Когда-то они принадлежали освободителям Москвы от поляков – Минину и Пожарскому.

А начиналось всякое сражение в средние века обстрелом противника из луков. Обычно стреляли с 200-300 шагов, а из хорошего лука и с 500. При стрельбе с коня дальность полета стрелы значительно увеличивалась.

Изготовление качественного лука требовало большого мастерства. Его склеивали послойно из твердого дерева, роговых пластин и сухожилий животных. Чтобы лук не отсыревал, его оклеивали берестой или тонкой кожей и покрывали лаком. Такой лук при небольших размерах обладал удивительной упругостью и без натянутой тетивы выгибался в обратную сторону. Тетива же делалась из воловьих жил или скрученной шелковой нити.

Нелегко было изготовить и хорошие стрелы. Четырехгранную деревянную заготовку длиной около 1 м расщепляли на четыре части и склеивали наружными сторонами внутрь. Такое древко не сгибалось и не коробилось. На один его конец надевали металлическое острие. Стальной, каленый наконечник мог пробить металлические доспехи. Иногда наконечники делали с шипами, затруднявшими извлечение стрелы из раны. К другому концу древка приклеивали или приматывали нитью разрезанное вдоль перо, чтобы обеспечить стреле устойчивое положение в полете.

Лук был очень эффективным оружием. Хороший стрелок, делая 8-12 выстрелов в минуту, мог на расстоянии в 130 шагов поразить все цели. Благодаря своим высоким боевым качествам лук находился на вооружении русских воинов вплоть до широкого распространения огнестрельного оружия.

Хранили луки в особых кожаных футлярах – налучах, а стрелы – в колчанах. Вместе и то и другое называли саадачным прибором. Стрелок носил налуч с луком на левом боку, а колчан со стрелами – на правом (для удобства при стрельбе).

В 1628 г. группа мастеров Оружейной палаты изготовила редкий по красоте и богатству саадачный прибор, вошедший в состав "Большого наряда" царя Михаила Федоровича. Кожаные футляры обоих предметов покрыты ажурным сквозным орнаментом из золота, украшенным эмалями и самоцветами. На эти цели пошло 3,5 кг драгоценного металла. Саадак этот предназначался для государственных церемоний, поэтому ювелиры расположили на налуче и колчане изображения государственных символов России – двуглавого орла и всадника на коне.

Издавна был известен на Руси самострел, или арбалет. В отличие от лука он имел специальный механизм для натягивания тетивы, что значительно увеличивало силу выстрела. Часто стрелы арбалета делались цельнометаллическими. При осаде Москвы татарами в 1382 г. стрелой, пущенной из самострела, был убит знатный татарский мурза, любимец хана Тохтамыша.

В древности каждый мужчина в случае необходимости брал в руки оружие и становился воином. Воинская доблесть, умение владеть оружием – эти качества высоко ценились и были воспеты в древнерусской литературе. В "Слове о полку Игореве" курский князь Всеволод так говорил о своих воинах: "...под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены... луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли навострены, сами скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю – славы".

Многие сотни лет европейцы считали главными ценностями Индии драгоценные камни. Но на самом деле ее главным богатством всегда было железо. Индийскую сталь высоко ценили еще во времена Александра Македонского и использовали для производства самого высококачественного и дорогого оружия.

Знаменитыми центрами оружейного производства на средневековом Востоке были Бухара и Дамаск, но... металл для него они получали из Индии. Именно древние индусы овладели секретом производства булатной стали, известной в Европе под названием дамасской. А еще они сумели приручить и использовать в битвах слонов, причем точно так же, как и своих коней, обряжали их в доспехи из кольчуги и металлических пластин!

В Индии вырабатывалось нескольких сортов стали различного качества. Сталь шла на производство разнообразных видов вооружения, которое затем вывозилось не только на рынки Востока, но и в Европу. Многие виды оружия были присущи только этой стране и кроме нее нигде больше не применялись. Если же их и покупали, то рассматривали как диковинку.

Весьма опасной в умелых руках была чакра – плоский метательный диск, применявшийся в Индии вплоть до середины XIX века. Наружный край диска был острый как бритва, а края его внутреннего отверстия – тупые. При метании чакру усиленно раскручивали вокруг указательного пальца и со всего размаха бросали в цель. После этого чакра летела с такой силой, что на расстоянии 20–30 м могла перерубить ствол зеленого бамбука толщиной в 2 см. Воины-сикхи носили чакры на своих тюрбанах сразу по несколько штук, что ко всему прочему защищало их сверху от сабельного удара. Булатные чакры нередко украшали золотой насечкой и делали на них надписи религиозного содержания.

Помимо обычных кинжалов индусы очень широко применяли катар – кинжал с рукояткой, перпендикулярной его продольной оси. Сверху и снизу у нее располагались две параллельные пластины, обеспечивающие правильное положение оружия и одновременно защищающие руку от чужого удара. Иногда применяли и третью широкую пластину, которая прикрывала тыл кисти. Рукоятку держали в кулаке, и клинок был как бы продолжением руки, так что удар здесь направлялся более крепкими мышцами предплечья, а не запястья. Получалось, что клинок являлся продолжением самой руки, благодаря чему им можно было наносить удары из различных положений, не только стоя, но даже лежа ничком. Катары имели и два, и три клинка (последние могли торчать в разные стороны!), иметь клинки раздвижные и кривые – на любой вкус!

Маду. Весьма оригинальным оружием была пара рогов антилопы, имевших стальные наконечники и соединенных на одной рукоятке вместе с гардой для защиты руки, остриями в разные стороны.

Непал являлся родиной специфического по форме ножа кукри. Первоначально он использовался, чтобы прорубать себе дорогу в джунглях, но затем попал в арсенал непальских воинов-гуркхов.

Неподалеку от Индии, на острове Ява родился другой оригинальный клинок – крис. Полагают, что первые крисы были сделаны на Яве легендарным воином по имени Хуан Туаха еще в XIV веке. Позднее, когда на Яву вторглись мусульмане и начали упорно насаждать там ислам, они также познакомились с этим оружием. Оценив по достоинству эти необычные кинжалы, захватчики начали сами использовать их.

Клинки первых крисов были короткими (15–25 см), прямыми и тонкими, и целиком изготовлялись из метеоритного железа. В дальнейшем их несколько удлинили и сделали волнистыми (пламевидными), что облегчало проникновение оружия между костями и сухожилиями. Количество волн варьировалось (от 3 до 25), но всегда было нечетным. Каждый набор извилин имел свое значение, например, три волны подразумевали огонь, пять ассоциировались с пятью стихиями, а отсутствие изгибов выражало идею единства и концентрации духовной энергии.

Клинок, изготовленный из сплава железа и метеоритного никеля, состоял из нескольких многократно прокованных слоев стали. Особую ценность оружию придавал муароподобный узор на его поверхности (памор), образованный при обработке изделия растительными кислотами, так что зерна устойчивого никеля четко выделялись на фоне глубоко протравленного железа.

Обоюдоострый клинок имел возле гарды (ганджа) резкое ассиметричное расширение, часто украшаемое прорезным орнаментом или же узорной насечкой. Рукоять криса делалась из дерева, рога, слоновой кости, серебра или золота и была резной, с более или менее резким изгибом у торца. Характерной особенностью криса было то, что рукоять у него не фиксировалась и легко поворачивалась на хвостовике.

При захвате оружия изгиб рукояти размещался на мизинечной стороне ладони, а верхняя часть гарды закрывала корень указательного пальца, кончик которого вместе с кончиком большого пальца сжимал основание клинка возле нижней части ганджы. Тактика применения криса подразумевала быстрый укол и вытягивание. Что касается «отравленных» крисов, то их подготавливали весьма просто. Брали сушеные семена дурмана, опиум, ртуть и белый мышьяк, тщательно все перемешивали и толкли в ступке, после чего лезвие покрывали этим составом.

Постепенно длина криса стала достигать 100 см, так что по сути дела это уже был не кинжал, а меч. Всего же в Юго-Восточной Азии вплоть до настоящего времени насчитывается более 100 разновидностей этого вида оружия.

Кора, Кхора или Хора - тяжелый ударный меч из Непала и северной Индии, используемый как в боевых, так и в ритуальных целях.Боевые и ритуальные кора очень похожи, только жертвенный меч шире и тяжелее. Он имеет очень тяжёлое расширенное навершие, так как должен добавлять вес лезвию и обезглавливать приносимого в жертву животного одним ударом. Клинок кора имеет характерный профиль «утиной лапки», тонкий возле рукояти, с расширяющимся к острию клинком со слегка изогнутым лезвием. Массивный клинок имеет изогнутую форму, заточенную на внутренней стороне. Иногда применяется дол в виде широкого желоба, расположенного по всей длине клинка и заменяющий ребро. Наличие нескольких граней позволяет наносить удары разными частями меча. Общая длина меча 60-65 см, длина клинка 50 см. Гарда кольцеобразная, делается из металла и имеет форму диска. Часто гарда ставится как со стороны клинка, так и со стороны навершия, и защищает руку с обеих сторон.
Кора обычно украшены символом глаза или другой буддийской символикой, которая размещается на каждой стороне лезвия. Ножны из натуральной кожи. Существуют два типа ножен для кора: ножны, приспособленные к форме меча, расстёгивающиеся посредством пуговиц, расположенных по всей длине ножен. В другом варианте ножны большого размера выглядят как футляр для переноски. Существует модель кора с более длинным и лёгким лезвием.

Меч путтах бемох
Двуручный меч или шпага с длинным узким прямым клинком и двумя рукоятями, разделенными гардами в форме крестовин или чашек. Впервые упоминается в трактатак XVI века «Ниханг-нама» и «Нуджум ал-Улум». Сохранилось несколько экземпляров подобных мечей. Один из них имеет общую длину 165 см и длину клинка - 118 см. Рукоять разделена на две части, каждая из которых снабжена чашевидной гардой. Клинок достаточно узкий, схож с клинком шпаги.
Есть мнение, что эти мечи возникли в XVI веке, возможно, под влиянием немецких цвайхандеров, а позднее были вытеснены оружием кханда. Однако,мел путтах бемох имеет важное отличие от европейских двуручников - узкий и сравнительно лёгкий клинок, что было не столь эффективно для нанесения рубящих ударов.



В целом холодное оружие Индии и близко расположенных к ней земель было исключительно разнообразным. Как и у многих других народов Евразии, национальным оружием индусов являлся прямой меч – ханда. Но они же использовали и свои собственные типы сабель, отличавшиеся относительно небольшой кривизной широкого лезвия, начинавшейся от самого основания клинка. Прекрасные мастера ковки, индусы могли делать клинки, у которых на лезвии была прорезь, причем в нее вставлялись жемчужины, которые свободно в ней перекатывались и при этом не выпадали! Можно представить себе то впечатление, которое производили они, перекатываясь в прорези, на практически черном клинке из индийского булата. Не менее богаты и вычурны были рукоятки индийских сабель. Причем в отличие от турецких и персидских они имели чашеподобную гарду для защиты руки. Интересно, что наличие гарды было характерно и для других видов индийского оружия, включая даже такие традиционные, как булава и шестопер.

Тальвар – индийская сабля. Внешний вид тальвара типичен для сабель – клинок средней ширины, несколько изогнут, заточка может быть полуторной, но это не обязательно. Встречаются варианты тальвара как с елманью, так и без нее. На клинке тальвара может находиться дол, но чаще всего его там нет. В некоторых случаях дол может быть вообще сквозным, в него иногда вставляют подвижные шарики из различных материалов.
Основным отличием тальвара от других сабель является, в первую очередь, его дискообразное навершие эфеса. Также, эта сабля обязательно имеет «рикассо» (пяту), пусть даже и небольшого размера. Длина клинка может быть от 60 до 100 см, ширина – от 3 до 5 см. Рукоятка у тальвара прямая, с утолщением в середине, и рассчитана исключительно для одной руки. Дискообразное навершие предотвращает потерю оружия и придает этой сабле неповторимый вид. Оно нередко богато украшено, так же как и рукоять и гарда. Последняя же может обладать как прямой формой, так и S-образной или D-образной.
Орнаменты, украшающие тальвар, обычно содержат в себе геометрические фигуры, изображения зверей и птиц. На оружии богачей можно увидеть инкрустацию драгоценными камнями или эмалью.

Тальвар известен еще с 13-го века и был весьма популярным оружием на севере Индии. Особенно, среди раджпутов, представителей касты кшатриев, которые использовали это оружие аж до 19-го столетия.
Кроме военного, у тальвара есть и определенное сакральное назначение. Согласно мифологии, он является одним из десяти орудий богов, с помощью которых силы добра воевали с демонами и прочим злом.

Пата или пуддха - индийский меч с длинным прямым обоюдоострым лезвием, которое соединяется с латной рукавицей - стальной гардой, которая защищает руку до локтя.

Пата - это комбинация прямого обоюдоострого меча и доспешной защиты предплечья и кисти. Клинок стыкуется с защитной чашкой с рукоятью внутри. У пата рукоять перпендикулярна клинку, точно как у катара, но на доспехе расположено несколько поясков для фиксации руки.
Клинки пата были от 60 до 100 см с шириной у рукояти в 35-50 мм. Вес достигал 1.5 - 2.2 кг. Клинок пата крепился заклёпками к пластинам, отходящим от защитной чашки.
Чашка пата, закрывающая кисть, часто делалась в виде головы слона, змеи, рыбы или дракона. В этом случае клинок выдвигался из открытой пасти подобно огромному языку. Ещё один популярный мотив формы чашки - мифический лев Яли, заглатывающий слона.

По всей видимости, пата развилась в свое время из катара (индийский кинжал), пройдя несколько видоизменений гарды и гипертрофировавшись. Сначала к катару добавилась защитная пластина, закрывающая запястье, затем она соединилась с боковыми металлическими полосами. Эта конструкция постепенно трансформировалась в «латную перчатку», закрывающую руку по локоть. «Перчатка-рукоять» могла быть скелетного типа - из металлических перекрещенных полос (вероятно, более ранние формы) или изготовлена в виде голов мифических животных.
По другой версии наоборот - вначале был пата, от которого упрощением конструкции и произошли катары. Но истина такова, что и катар и пата были на вооружении в один и тот же период истории.

Бхудж (также кутти, гандаса) - индийское оружие типа глефы. Состоит из недлинной рукояти (около 50 см), соединённой с массивным клинком в виде ножа или тесака. Таким образом, это оружие схоже с короткими вариантами пальмы или дадао.
В классическом варианте клинок бхуджа был довольно широким и имел полуторную заточку, при этом отличался двойным изгибом: ближе к рукояти был вогнутым, а к острию - выгнутым, так что остриё было направлено вверх относительно рукояти. По центру клинка от острия до уровня, на котором начинался обух, шло ребро жёсткости. Рукоять изготавливалась чаще из металла (стали, бронзы, меди), реже из дерева. В некоторых случаях к бхуджу полагались ножны, сделанные, как правило, из дерева и обтянутые бархатом.
Благодаря массивному клинку, этим оружием можно было наносить мощные рубящие удары, поэтому одно из его названий означало «нож-топор». Кроме этого, место соединения клинка с рукоятью иногда выполнялось в виде декоративной головы слона, откуда происходит другое название - «слоновий нож».

Название «бхудж» производится от одноимённого города в Гуджарате, откуда это оружие и происходит. Оно имело широкое распространение по всей Индии, особенно на севере. Встречались также более редкие варианты, например, имевшие рукоять с гардой, или отличавшиеся другой формой клинка. Известен также бхудж, комбинированный с капсюльным пистолетом, ствол которого расположен над обухом клинка; в противоположный клинку конец рукояти вставляется стилет. В южной Индии применялся аналог бхуджа - верчеворал, который отличался вогнутым клинком и использовался для прорубания зарослей.

Загнал - клевец, применявшийся в Индии в XVI - XIX веках.
Его название происходит от персидского слова, означающего "вороний клюв", поскольку такую форму имела боевая часть загнала. Клюв был выполнен из стали в виде довольно тонкого кинжального клинка, как правило, с ребром жёсткости или долами. Остриё иногда загибалось вниз, к рукояти, в других случаях клинок был прямым. На обухе иногда располагалась декоративная бронзовая фигурка, изображающая, например, слона. Реже вместо неё делался небольшой топор - такое оружие называлось табар-загнал.

Реже встречались чеканы других типов. В частности, имели хождение клевцы с круглым в сечении или гранёным клювом. Сохранились и довольно экзотические артефакты, один из которых имеет сразу 8 клювов, закреплённых так, что в каждую из четырёх сторон было направлено по 2, а между ними крепятся полотна топоров. Другой экземпляр схож с топором тонги с двойным направленным вперёд остриём.
Рукоять чеканов загнал изготовлялась из дерева из металла. Иногда в полую металлическую рукоять с противоположной боевой части стороны мог вставляться стилет. Эти чеканы были одноручным оружием. Их общая длина составляла от 40 до 100 см.

Кинжал халади.
У халади было два обоюдоострых лезвия, соединённых рукояткой. Это было оружием атаки, хотя немного изогнутое лезвие могло было легко использовать для парирования. Некоторые типы халади были сделаны из металла, и носились подобно кастетам, где мог быть расположен ещё один шип или лезвие. Такие типы халади были, возможно, первыми в мире кинжалами с тремя лезвиями.

Уруми (букв. - скрученное лезвие) - традиционный меч, распространённый в Индии в северной части Малабара Представляет собой длинную (обычно около 1,5 м) полосу чрезвычайно гибкой стали, прикреплённую к деревянной рукояти. Отличная гибкость лезвия позволяла носить уруми скрытно под одеждой, обматывая его вокруг тела.

В некоторых случаях длина такого меча могла достигать шести метров, хотя стандартом можно считать полтора метра. Ранее такие гибкие мечи носили ассасины, оставаясь незамеченными на предмет вооруженности. Ведь меч этот, как уже говорилось, очень гибкий, и его можно обматывать вокруг пояса.
Гибкий меч - довольно опасное оружие, которое требует воинского искусства. Он может работать и как обычная плеть, и как меч. Интересно, что уруми может иметь не одну полосу, а несколько, что делает его мощным и очень опасным оружием в руках настоящего мастера.
Владение этим мечом требовало хороших навыков. Ввиду того, что уруми был очень гибким, для владельца существовал серьёзный риск самоповреждения. Поэтому новички начинали тренировки с длинными кусками ткани. Владение уруми входит в комплекс традиционного южноиндийского боевого искусства каларипаятту.

Каларипаятту, как боевое искусство, получило свое развитие во второй половине 16-го века, несмотря на запреты колонизаторов-англичан, опасающихся появления неконтролируемой боевой структуры. Но, несмотря на запреты, школы продолжали готовить бойцов каларипаятту. Первостепенным правилом боевого искусства для воина было совершенное владение своим телом. Сражение проходило в условиях непрекращающегося движения, мгновенных выпадов и уклонов, прыжков, переворотов и кульбитов в воздухе.
Вооружался боец каларипаятту саблей или кинжалом, трезубцем или пикой со стальным наконечником. Некоторые виртуозно владели длинным обоюдоострым мечом. Но самым страшным оружием был меч уруми. От рукояти отходили несколько гибких лезвий, острых как бритва, длиной около двух метров. Поединок мог закончиться на первой же секунде, поскольку движение уруми было совершенно непредсказуемым. Один взмах меча разносил лезвия в стороны и их дальнейшее движение было непредсказуемо, особенно для противника.

Сложный восточный лук был также хорошо известен в Индии. Но из-за особенностей индийского климата – очень влажного и жаркого – такой лук не получил широкого распространения. Имея прекрасную булатную сталь, индусы делали из нее небольшие луки, пригодные для всадников, а луки для пехотинцев были бамбуковыми на манер цельнодеревянных луков английских стрелков. Индийская пехота XVI–XVII вв. уже довольно широко применяла длинноствольные фитильные мушкеты, оборудованные сошками для удобства стрельбы, но их постоянно не хватало, так как при ремесленном производстве выпускать их в большом количестве было крайне затруднительно.

Особенностью индийского ударного оружия являлось наличие гарды даже на шестоперах и булавах.

Весьма любопытными были индийские кольчуги с набором из стальных пластинок спереди и сзади, а также шлемы, которые в Индии в XVI–XVIII вв. нередко выделывались из отдельных сегментных пластин, соединенных кольчужным плетением. Кольчуги, судя по дошедшим до нас миниатюрам, были как с длинными, так и с короткими до локтя рукавами. В этом случае они очень часто дополнялись наручами и налокотниками, нередко закрывавшими всю кисть.



Поверх кольчуг конные воины часто надевали нарядные яркие халаты, многие из которых имели на груди в качестве дополнительной защиты стальные позолоченные диски. Наколенники, набедренники и поножи (кольчужные либо в виде цельнокованых металлических пластин) использовались для защиты ног. Однако в Индии металлическая защитная обувь (как и в других странах Востока) в отличие от защитной обуви рыцарей-европейцев распространения так и не получила.



Индийский щит (дхал) из Раджастана, XVIII в. Сделан из кожи носорога и украшен умбонами из горного хрусталя.

Получается, что и в Индии, также как и во всех других местах, вплоть до самого XVIII века вооружение тяжеловооруженной конницы являлось чисто рыцарским, хотя опять-таки не настолько тяжелым, каким оно было в Европе вплоть до XVI века. Здесь также широко применялась конская броня, или, по крайней мере, попоны из ткани, которые в этом случае дополнялись металлической маской.

Лошадиные панцири кичин обычно выделывались из кожи и покрывались тканью, или же это были ламеллярные либо ламенарные панцири, набиравшиеся из металлических пластин. Что же касается конских доспехов, то в Индии, несмотря на жару, они были популярны вплоть до XVII века. Во всяком случае, из воспоминаний Афанасия Никитина и некоторых других путешественников можно понять, что они видели там конницу «целиком облаченную в доспехи», причем конские маски на лошадях были отделаны серебром, а «у большинства позолочены», а попоны сшиты из разноцветного шелка, вельвета, сатина и «ткани из Дамаска».


Бахтерцовый доспех для боевого слона, Индия, 1600 г.

Это самый знаменитый доспех для боевого слона. Он выставлен в Королевской оружейной в английском городе Лидс. Изготовили его примерно в 1600 году, а на берега Туманного Альбиона он попал 200 лет спустя.
Слоны сражались в этом доспехе на территории Северной Индии, Пакистана и Афганистана. На сегодня это крупнейший слоновий доспех в мире, что официально зарегистрировано в Книге рекордов Гиннеса.


Чешуйчатый доспех для боевого слона, Индия, 17-18 вв

Металлические пластины нашиты на некую основу, например, кожу. Часть пластин сделаны из желтого металла, подобно черепице. Каждая пластина перекрывает собой несколько соседних, что позволяет получать защиту крепче,а пластины делать тоньше. Благодаря более тонким и легким пластинам, вес всей брони так же снижается.


Латный доспех для боевого слона



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png