Основная идея системно - деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Основные задачи образования сегодня - не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной деятельности. Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться. Для моделирования учебных занятий в рамках ФГОС необходимо знать принципы построения урока, его структуру и особенности некоторых его этапов. Итак, особенности некоторых этапов.

1. Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.«Хочу, потому что могу». У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. С малой удачи начинается большой успех.

2. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

3. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

4. «Открытие нового знания»

Цель: решение устных задач и обсуждение проекта их решения. Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила, они пытаются выразить своими словами.

5. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие. При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.

8. Рефлексия деятельности.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

В качестве примера приведем фрагменты нескольких уроков. Изучение теории - один из наиболее трудных вопросов преподавания математики.

Теорема Виета. (8 класс) В начале урока учащимся предлагается рассмотреть приведенное квадратное уравнение x2 + px + q = 0 и найти сумму и произведение его корней. В результате выполнения нескольких уравнений приходим к формулировке данной теоремы.

При изучении темы «Взаимно обратные числа» (6 класс) ученики находят произведение взаимно обратных чисел. В ходе выполнения нескольких заданий ученики сами делают вывод и формулируют определение данных чисел.

На уроке геометрии(7 класс) ученики рассматривают несколько видов треугольников, при помощи транспортира измеряют углы и в результате работы делают вывод о сумме углов треугольника

В результате выполнения подобных заданий у учащихся возникает чувство уверенности в собственных силах, появляется интерес к самостоятельной теоретической работе.

В известной японской пословице сказано: «Налови мне рыбы - и я буду сыт сегодня; научи меня ловить рыбу - так я буду сыт до конца жизни».

Стандарт ориентирован также на становление личностных характеристик выпускника: любящий свой край и свое Отечество, уважающий свой народ, его культуру, духовные традиции.

На этапе первичного закрепления с проговариванием во внешней речи учащиеся составляют опорные схемы, алгоритмы решения. При изучении темы «Нахождение наибольшего и наименьшего значения функции при помощи производной» в 11 классе составляем алгоритм:

1. Найти производную.

2.Определить критические точки.

3. Выбрать те из них, которые принадлежат заданному промежутку.

4. Вычислить значения функции в этих точках и на концах отрезка.

5. Из полученных чисел выбрать наибольшее и наименьшее значение. В соответствии с требованиями ФГОС учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие.

Например, дети самостоятельно решают логарифмическое неравенство, получают различные ответы. В свободном режиме идет обсуждение, кто прав, делаем вывод, что при решении логарифмических неравенств важным шагом является определение вида монотонности функции.

Урок, основанный на принципах системно - деятельностного подхода прививает такие навыки учащимися, которые дают возможность использовать их при последующем обучении и в дальнейшей жизни. Последовательная реализация системно - деятельностного подхода повышает эффективность образования, существенно усиливает мотивацию и интерес к учению, обеспечивает условия для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, но и формирование компетентностей в любой предметной области познания.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность и формирование универсальных учебных действий в начальной школе. Возможности уроков технологии для формирования универсальных учебных действий, а также опыт работы учителей начальных классов по их формированию. Алгоритм оценивания задания.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2013

    Понятие коммуникативных универсальных учебных действий, возможности курса информатики для их формирования. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию у младших школьников; создание условий для общения, сотрудничества.

    курсовая работа , добавлен 20.06.2014

    Пути формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка. Требования к сформированности ценностного и эмоционального компонентов. Виды упражнений, направленных на формирование универсальных действий на начальной ступени обучения.

    курсовая работа , добавлен 25.06.2015

    Изучение опыта работы учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках математики. Разработка основных направлений деятельности учителя по формированию универсальных учебных действий, создание рекомендаций и памяток для педагогов.

    курсовая работа , добавлен 05.02.2015

    Понятие "универсальные учебные действия". Системно-деятельностный подход к обучению школьников, связь с содержанием учебных предметов. Экспериментальная работа по формированию у младших школьников логических универсальных учебных действий на уроках.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2013

    История возникновения метода проектов в образовании. Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Методика организации проектной работы по химии.

    дипломная работа , добавлен 22.01.2018

    Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Выявление уровня сформированности коллективных универсальных учебных действий.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2015

Цель проектного обучения -- создать условия, при которых учащиеся:

самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

  • - теоретически и экспериментально обосновать необходимость внедрения проектного метода в школьное обучение;
  • - определить педагогические условия использования проектной деятельности в образовательной среде школьников;
  • - выявить степень обученности проектной деятельности, уровень сформированности учебно-познавательного интереса;
  • - апробировать методику работы над проектом в условиях среднего профессионального образования.

Сущность проектного обучения

Данный метод предполагает "проживание" учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, а также их приобщение к фрагменту формирования научного представления об окружающем мире, конструирование познавательных моделей. Материализованным продуктом

проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно применяемое учащимися развернутое решение проблемы в виде разработок. Подчеркнем, что дидактической единицей в методе проектов становится взятая из реальной жизни и лично

значимая для учащихся проблема (экономическая, правовая, экологическая и т.д.). Таким образом, проблема и пути ее решения приобретают контуры проектной деятельности. При решении проекта наряду с научно-познавательной стороной содержания всегда присутствуют эмоционально-ценностная (личностная) деятельностная и творческие стороны. Причем именно эмоционально-ценностный и творческие компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и насколько самостоятельно он выполнен.

Проект побуждает учащегося: проявить интеллектуальные способности; нравственные и коммуникативные качества; продемонстрировать уровень владения знаниями и предметными умениями: показать способность к самообразованию и самоорганизации. В процессе разработки проекта: учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска; интегрируют информацию смежных дисциплин; ищут более эффективные пути решения задач проекта; общаются друг с другом. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно - и полипредметного, индивидуального и группового образовательных маршрутов проекта.

Существенными особенностями этого метода являются субъективность школьника, диалогичность, креативность, контекстность, технологичность и самостоятельность учащихся, возникающие в процессе реализации метода проектов. Организация обучения по истории,

обществознанию, праву, культурологии по методу проектов создает оптимальные условия превращения учащихся в "субъектов" деятельности. Каждый школьник становится равноправным членом творческого коллектива, работа в котором способствует развитию социальных ролей,

воспитывает обязательность и ответственность при выполнении заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе. В проектную деятельность вовлечены чувства, отношения, мысли и действия школьников.

Диалогичность позволяет учащимся в процессе выполнения проекта вступить в диалог как с собственным "Я", так с другими. Именно в диалоге осуществляется "свободное самооткровение личности" (М.М. Бахтин). Диалог в методе проектов выполняет функцию специфической социокультурной среды, создающей условия для принятия школьниками нового опыта, переосмысления прежних смыслов, вследствие чего полученная юридическая, социальная, правовая информация становится личностно значимой. Креативность связана с разрешением проблемной ситуации, которая обуславливает начало активной мыслительной деятельности, самостоятельности учащихся, вследствие чего они обнаруживают противоречие между известным им правовым, социальным, экономическим содержанием и невозможностью оперативно применять их на практике. Решение проблемы нередко приводит к оригинальным, нестандартным способам деятельности и результату выполнения. Любой проект - это всегда творчество учащихся. Контекстность в этом методе позволяет создать проекты, приближенные к естественной жизнедеятельности учащихся, осознать место "Право", "Обществознания", "Культурология" в общей системе человеческого бытия.

Интегративность означает оптимальный синтез знаний для реализации учащимися изучаемой проблемы с привлечением содержания из других предметов.

Технологичность связана с организацией познавательной деятельности учащихся по определенным этапам проектной деятельности.

В целях стимулирования познавательной деятельности учащихся на уроках обществознания в 9 классах я провожу практические и лабораторные занятия с решением проблемных задач, обсуждение типичных ситуаций. Учащиеся с интересом знакомятся с Конституцией Р.Ф., Уставом школы. Для реализации умений и компетентностей, связанных с планированием работы, разработкой поэтапной программы действий от замысла до готового продукта, практикую включение девятиклассников в проектную деятельность.

Проекты побуждают учащегося к целеполаганию, овладению общеучебными умениями, проявлению интеллектуальных способностей, проявлению коммуникативных качеств, отработке навыков работы в группе, выстраиванию отношений. Совместная деятельность дает широкие возможности как учителю, так и учащемуся выстраивать субъект-субъектные отношения.

«Изменение роли преподавателя ОБЖ в соответствии с новой парадигмой образования»

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Сегодня в условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена образовательной парадигмы, которая затронет все компоненты системы образования. Для эффективной реализации этих масштабных инновационных изменений каждый педагог должен осуществить концептуальное и практическое осмысление инновационных путей развития образования, определить перспективы и приоритетные направления развития своей профессиональной деятельности, откорректировать цели, начать экспериментальную проверку концептуальных идей, осуществляя рефлексию результатов своей деятельности и деятельности учащихся. Таким образом, стала очевидным применение новых стандартов, которые бы определяли, помимо предметных умений и навыков, самостоятельные виды деятельности, состоящие из практического использования предметных и социальных знаний, накопленных в процессе образования.
Сегодня происходит изменение парадигмы образования - от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход. Пожалуй, впервые школьный стандарт построен на основе фундаментальных наук о ребенке. Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования и к ученику, как это было раньше.
Переход к модели обучения на основе деятельностного подхода предполагает изменение самой методики обучения. Современный процесс обучения ориентирован на управление учителем познавательной деятельностью школьников, и к концу обучения в школе он должен осуществляться по такой схеме: планирование учениками своей деятельности на уроке - выбор ими источников информации - освоение и присвоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками - самоанализ школьниками результатов работы. Таким образом, меняется роль учителя: учитель - организатор деятельности детей. Школьные стандарты второго поколения отменяют "минимум знаний" и вводят понятие социального заказа. Новая система позволит школьникам сбросить груз излишних знаний. Система образования теперь будет ориентирована на воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений. Но самое трудное, на наш взгляд, это перестройка сознания учителя: переход к обучению по новым стандартам потребует от учителя освоения новых профессиональных умений проектирования учебного процесса и его осуществления на основе развивающих технологий. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Нужно заметить, что ребята не просто не хотят учиться. Они не хотят учиться так, как это им предлагают сделать в большинстве общеобразовательных учреждениях. Отсюда вытекают новые цели образования в основе которого лежит системно-деятельностный подход.
Деятельностный подход к жизни вообще и к обучению в частности является значительным достижением психологии. Известный психолог Леонтьев говорил, что человеческая жизнь-это «система сменяющих друг друга деятельностей». Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека - только через собственную деятельность каждый познает мир. Несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и той, которую начинают требовать выполнять в школе, рождает актуальную социальную проблему: неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Л.Н. Толстой
Деятельностный подход - это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом - быть хозяином своей деятельности:
- ставить цели,

Решать задачи,

Отвечать за результаты.
Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Задача учителя- не дать объем знаний, а научить учиться. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.
Своеобразие и значение учебной деятельности в том, что ребенок изменяет сам себя. Это означает, что младший школьник не равнодушен к той деятельности, которой занимается, осознает важность получения знаний, умеет ставить проблемные вопросы и находить пути для их решения, анализирует свою деятельность, оценивает успехи, определяет причины ошибок и неудач. Это возможно, если у школьника формируется учебная деятельность, если процесс обучения делает школьника ее субъектом, то есть его учат учить себя (учить+ся), осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития.

Реализация технологии системно - деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса обучения деятельностной парадигме образования.
При этом такие популярные в последние годы в образовании подходы, как компетентностный, личностно-ориентированный и др., не только не противоречат, но отчасти и "поглощаются", сочетаются с системно-деятельностным подходом к проектированию, организации и оценке результатов образования.
Системно-деятельностный подход предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Каждый раз, составляя проект очередного урока, мы задаем себе одни и те же вопросы:
А) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
Б) какой учебный материал подобрать и какой дидактической обработке его подвергнуть;
В) какие методы и средства обучения выбрать;
Г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;
Д) как сделать, чтобы взаимодействие всех компонентов привело к системе знаний, умений и навыков.
Многое зависит от таланта и мастерства учителя, его умение организовать «поиски» на уроке, умение управлять, и не натаскивать.
Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.

Итак, системно-деятельностный подход в образовании - это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия - таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Любой учитель, а также преподаватель ОБЖ, в своей работе должен учитывать психолого-педагогические особенности развития детей, отличия детей младшего подросткового возраста от подросткового возраста, и вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью его работы должно стать развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря умение учиться. Анализируя содержание новых стандартов образования приходим к выводу, что должность учителя безопасности жизнедеятельности (преподавателя-организатора ОБЖ) в современных новых условиях - это ключевая фигура формирования человека цивилизованного общества. Он должен сформировать у детей систему взглядов на объективный мир, его место в нем, на отношение к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные основные позиции, правила поведения в чрезвычайных ситуациях, навыки само и взаимопомощи, ценностные ориентации. Ключевое место в формировании мировоззрения детей занимает в школе именно предмет основы безопасности жизнедеятельности, призванный стимулировать знания процессов развития личности, формирования и укрепления здоровья, накопление адаптационных ресурсов организма.

Как видно из вышеизложенного, ключевое место в проектировании здоровьесохранного

образовательного пространства занимает предмет ОБЖ, призванный стимулировать знания процессов развития личности, формирования и укрепления здоровья, накопления адаптационных ресурсов организма. Чтобы отвечать требованиям времени, курс ОБЖ должен непрерывно развиваться. Наиболее важным моментом является то, что курс ОБЖ неизбежно должен стать системообразующим в содержании общего образования, поскольку безопасность жизнедеятельности становится главной проблемой стремительно наступающей постиндустриально эпохи. Среди требований, определяющих способность учителя быть преподавателем ОБЖ, основным является педагогический профессионализм. Для преподавателя ОБЖ больше, чем для других учителей-предметников, необходима психологическая подготовка, наличие практических навыков учебно-психологической работы с людьми. Особую значимость это требование приобретает при использовании учителем активных методов обучения, а именно так и должно строится преподавание предмета ОБЖ как практически ориентированной дисциплины. Принципиально важным является воспитание у учащихся оптимистического, активного отношения к жизни. Ведь в процессе освоения про-

граммы учащимся приходится сталкиваться с описанием и примерами преимущественно негативных ситуаций: правонарушений, травм, катастроф, аварий, ЧС природного и техногенного характера. Курс ОБЖ дает подрастающему поколению знания, умения, навыки не только выживания, но и формирует культуру здоровья, здоровый образ жизни. Чтобы выжить сегодня, человеку необходимо знания личной, национальной и глобальной безопасности, основ медицинской само и взаимопомощи, доведенные при необходимости до алгоритма воспроизводства, т.е. до автоматизма действий в чрезвычайных ситуациях. Выпускнику современной школы нужны не сумма знаний и умений, а способности к их получению; не исполнительность, а инициатива и самостоятельность. Значит, педагог может создать условия для «выращивания» этой способности. Преподаватель основ безопасности жизнедеятельности- это уже не транслятор предметных знаний, а организатор учебной работы по решению творческих задач. Он имеет дело с человеком развивающимся, его действия строятся на знании психологии личности, основных подходов к пониманию и объяснению характера, развития личности в определенные периоды жизни. Есть две главные составляющие УЧИТЕЛЯ- мастерство и личность. Понимая это, мы осознаем, что без этого нам не удастся сделать образование мощным фактором социального, экономического и духовного развития общества, фактором его интеллектуального возрождения. Наш

лицей в этом году начал работать по федеральным государственным стандартам нового поколения. Это принципиально меняет место и роль школы в обществе, так она не просто выполняет социальный заказ, но и должна учесть потребности и желания каждого отдельного родителя и ученика, обеспечив индивидуальную траекторию развития. Новый стандарт понимается как общественный договор личности, семьи, государства, всех заинтересованных сторон. Поэтому рассматривается, прежде всего, как совокупность требований к структуре образовательных программ (чему и как учить), требования к результатам образования (чему научить), а также к условиям, которые должны быть школе обеспечены, чтобы она могла добиваться в очерченных рамках необходимых результатов, в которых заинтересована семья и сам ребенок.

Теперь учитель:

Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой своего образовательного учреждения,

Сам разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ, чего он раньше не делал;

Для реализации компетентностного подхода современный учитель простаивает свой урок, используя педагогические технологии системно- деятельностного, развивающего обучения.

Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений но и формирование компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и обучая, обеспечивать развитие личности. Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирования у учащихся качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации. Поэтому в нашем лицее многие педагоги перешли на развивающее обучение. Загляните в наши учебники, здесь нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята с нашей помощью сами формулируют тему урока, его основной вопрос (проблему), сами учатся открывать новые знания. Не меньшую роль в выборе развивающей системы обучения играет предпочтение действовать творчески, а не по шаблону. Конечно, гораздо проще провести урок, когда все дети чинно сидят, сложив руки. Никто не пытается спорить, возражать, предлагать свои «неправильные» решения. Так проще, но только потом много лет спустя, добрым словом бывшие ученики вспомнят того, кто научил их думать и самостоятельно принимать решения. В своей ежедневной работе мы пытаемся найти ответ на вопрос «Как учить?» Как учить детей, чтобы они могли в дальнейшем самостоятельно развиваться, были готовы к решению многих задач, которые приготовит им жизнь. И найти на него ответ помогает технология деятельностного подхода, настоящий инструмент учителя, позволяющий решать важные задачи по формированию у детей деятельностных способностей. - Теперь задача учителя организовать исследовательскую деятельность учащихся, чтобы они сами додумались до решения ключевой проблемы урока, объяснили, как надо действовать в новых условиях! Не получать знания в готовом виде, а самостоятельно находить способы решения сначала учебных, а потом жизненноважных проблем - вот чему необходимо научить своих учеников. Принцип деятельности выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Дети быстро включаются в учебную деятельность, осознают необходимость получения новых знаний и, что немало важно - говорят. При организации учебного процесса с учётом вышесказанного ребёнок постепенно становится исследователем, творцом, деятелем, созидателем под ненавязчивым руководством педагога.

Роль учителя меняется. Он должен быть сам примером для подражания, постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уж о том, что он должен быть - активным пользователем информационно - компьютерных технологий, в т.ч. использовать текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. На сегодня это уже аксиома, как умение читать. -учитель осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). Особенно высоки требования к учителям старшей школы и преподаватель основ безопасности жизнедеятельности не исключение. Учитель, как и университетский профессор, должен заниматься научными исследованиями, обязательно вести методические разработки - осмыслять и описывать свой профессиональный опыт. Все эти требования к педагогам направлены на то, чтобы образовательные учреждения располагали воспроизводимым (необходимым и достаточным) кадровым потенциалом, адекватным развивающей образовательной парадигме федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Школьный курс основ безопасности жизнедеятельности в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием его целей и ценностей, новыми концептуальными подходами, использованием инновационных технологий приобретает все более важное значение. Меняются цели и задачи образования, акцент переносится на личностно-ориентированный подход, формирование компетентности.

Преподавателю основ безопасности жизнедеятельности нельзя представить себя без мультимедиа технологий, интерактивных технологий, технологий моделирования ситуаций и применения коммуникативных технологий. Такое разнообразие приводит к качественному повышению эффективности обучения учащихся, как на уроке, так и во внеурочное время.

В таких условиях выражение «Если на тебя надвигается цунами, лучший способ спастись - прыгнуть в воду и плыть ей на встречу» как нельзя лучше отражает перемены в образовании. Преподавание ОБЖ на современном этапе развития общества с применением ИКТ технологий открывает новые возможности и перспективы развития системы преподавания в целом. Изменяются дидактические средства в системе образования, методы и формы обучения, тем самым преобразуя традиционный образовательный процесс в качественно новую ИКТ - наполненную образовательную среду. Поэтому перед преподавателем основ безопасности жизнедеятельности сейчас стоит задача внедрить наиболее эффективные практико-ориентированные методики и информационные образовательные технологии, формы и методы мониторинга учебного процесса.
Современный урок ОБЖ должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Основные моменты традиционного урока. Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока. Структура урока - объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя. Основная оценка - оценка учителя. Принципиальное отличие современного урока от традиционного. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Поэтому в настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, построенного на компетентностном подходе.

Современный, - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный. Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А еще - действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок - современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Пояснительная записка

Одной из главных целей школьного образования становится формирование у учащихся умения учиться, то есть развитие способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Воспитать такого ученика может учитель, владеющий современными образовательными технологиями, инновационными формами и методами обучения.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение обучающегося в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.

Применение метода проектов в обучении геометрии помогает формированию и развитию устойчивого интереса к предмету, развитию активности учащихся, способствующей формированию навыков самообразования, творчества, инициативы. Деятельность учащихся в рамках проекта опирается на предыдущий жизненный опыт учащихся, доступные для них формы деятельности. Сейчас актуально развитие способности переноса знаний и навыков, полученных в одной области, в любую другую сферу человеческой деятельности.

Метод проектов – мощное дидактическое средство для обучения проектированию – умению находить решения различных проблем, которые возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию.

Метод проектов универсален, поэтому я применяю его и на уроках математики, и во внеурочной деятельности по предмету.

Учащиеся отмечают, что работа над проектом способствует проявлению самостоятельности, независимости, творчества. Их привлекает активная, равноправная позиция в учебном процессе.

Геометрический материал является составляющей содержания курса математики, начиная с 5 класса основной школы. Способ его изложения опирается на предыдущий жизненный и геометрический опыт учащихся, доступные для детей формы деятельности, и особую роль при этом играет принцип наглядности. Считаю целесообразным привлекать учащихся к исследовательской работе, в частности, проектной деятельности.

Настоящая работа – результат моего педагогического опыта, практической реализации метода учебного проекта.

Учебный проект “Геометрические кружева”

Методическое представление.

  1. Введение.
  2. Методический паспорт проекта.
  3. Работа над проектом.

1. Введение.

Идея этого проекта пришла ко мне во время изучения с семиклассниками темы “Деление окружности на равные части”. Они обратили внимание, что в природе, окружающих нас предметах, зданиях много элементов, в основе которых лежит принцип деления окружности на равные части. Мои ученики привели примеры фрагментов ворот, ограды парка, окон в городах Ликино-Дулево и Орехово-Зуево, показали рисунки и фотографии в учебнике истории, попытались воспроизвести эти узоры. Так как геометрические построения сами по себе интересны учащимся, я решила реализовать эту тему для создания орнаментов и узоров в учебном проекте “Геометрические кружева”.

В ходе проекта учащиеся получили новые знания по геометрии, истории математики, познакомились с традициями в архитектуре. Практические навыки пригодятся им на уроках геометрии и технической графики. Проект дал возможность каждому ученику применить свои знания и умения, раскрыть свои способности и возможности.

Общим итогом стали композиции, созданные учащимися на основе приближенных способов построения правильных многоугольников; памятка-чертеж “Деление окружности на равные части”, подборка задач на построение (Приложение 1).

2. Методический паспорт проекта

Предмет : геометрия (факультативный курс “Задачи на построение”)

Тема : Окружность. Деление окружности на равные части.

Класс : 7

Тип проекта: творческий, практико-ориентированный;

Время выполнения проекта: 4 недели

Режим работы: урочно-внеурочный; уроки геометрии (повторение учебного материала и контроль знаний), 4 занятия факультатива “Задачи на построение”; внеурочная деятельность (домашние задания и консультации)

Результат: наглядный (эскизы оконных витражей, решеток и ворот) и дидактический материал (задачи на построение) по геометрии.

Цели:

Образовательные:

  • знать определения окружности и ее элементов, правильного многоугольника и свойства его сторон и углов;
  • уметь выполнять построения с помощью циркуля и линейки середины отрезка, параллельных и перпендикулярных прямых, правильных многоугольников.

Развивающие:

  • развивать фантазию, наблюдательность, умение анализировать и находить практическое применение изученным свойствам геометрических фигур;
  • развивать речевые умения, математическое мышление; расширять кругозор.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к чужому мнению и доброжелательность к работе и усилиям одноклассников; умение работать в группе, давать объективную оценку собственным и чужим результатам;
  • воспитывать аккуратность и эстетический вкус.

Обеспечение:

  • домашние компьютеры и компьютерный класс школы с выходом в Интернет; школьная библиотека; библиотека ДК “Тонар”;
  • учебник геометрии для учащихся 7-9 классов и учебник черчения для учащихся 7-8 классов общеобразовательных школ; мультимедийный проектор, сканер, принтер;

дополнительно привлекаемые специалисты: учителя технологии, информатики, истории.

Для работы над проектом учащиеся должны

Определения окружности, радиуса, хорды, диаметра, дуги, правильного многоугольника;

Теоремы о двух прямых, перпендикулярных третьей; о длине перпендикуляра, проведенного из данной точки к данной прямой;

Решать основные задачи на построение (построение середины отрезка; параллельных и перпендикулярных прямых; угла, равного данному; биссектрисы угла);

Выполнять построения с помощью циркуля и линейки на нелинованной бумаге;

Работать с поисковыми системами Интернет;

Создавать презентации с помощью программы Power Point;

Обрабатывать изображения с помощью программы Picture Manager.

Мотивация к работе:

Возможность представить результаты своего труда;

Самостоятельность в организации своей деятельности;

Самореализация;

Личное участие в ролевой деятельности, коллективной работе;

Применение знаний и умений для решения конкретной практической задачи и получение новых знаний.

Предполагаемые приращения: в результате работы над проектом учащиеся будут

Свойства симметричных фигур;

Правила деления окружности на равные части;

Теорему Фалеса;

познакомятся с историей архитектурных форм и традиций европейских стран и Российского государства в средние века; историей циркуля; фактами из жизни ученых-математиков.

Выполнять геометрические построения с помощью циркуля, угольника, линейки; деление отрезка на равные части и в заданном отношении;

Создавать орнаменты и узоры;

получат развитие навыков самостоятельной работы, коммуникативных и мыслительных навыков, самоанализа и рефлексии.

Проект был представлен на школьном Дне Науки; отмечен дипломом III степени на научно-практической конференции “Шаг в будущее, Орехово-Зуевский район” и дипломом I степени на Всероссийском конкурсе “Первые шаги”.

3. Работа над проектом.

Так как участие в проекте потребует от учащихся большего времени на самостоятельную работу, в том числе и на работу за компьютером, до начала проекта нужно заручиться поддержкой родителей.

Начать проект можно с презентации учителя на актуализацию знаний по геометрии, затем с помощью презентации проходит заочная экскурсия по старинной Москве, в ходе которой учащиеся знакомятся с архитектурными сооружениями и предметами искусства и быта москвичей, содержащие элементы, созданные на основе способов деления окружности на равные части.

Основополагающий вопрос:

  • Как создать орнаменты и узоры из правильных многоугольников?

Проблемные вопросы:

  1. Какой формы снежинки?
  2. Какой предмет ценили древние Вавилоняне наравне с сокровищами?
  3. Зачем реставраторам геометрия?
  4. Какой инструмент применяют скульптор, врач, моряк и инженер?
  5. Зачем нужны витражи?
  6. Какое открытие сделало 19-летнего Карла Гаусса знаменитым на весь мир?

Учебные вопросы:

  1. Как найти центр круга?
  2. Можно ли разделить отрезок длиной 9 см на 7 равных частей?
  3. Как построить квадрат по его стороне?
  4. Как построить прямую, параллельную данной?

Учитель предлагает создать творческую мастерскую по созданию орнаментов и узоров. В совместном обсуждении формулируются

Цель проекта : создать орнаменты и узоры с помощью способов деления окружности на равные части;

Задачи:

  • Знакомство с историей архитектурных форм и традиций в создании орнаментов и узоров с помощью деления окружности на равные части.
  • Изучение правил построений с помощью циркуля и линейки и формирование практических умений в решении простейших задач на построение.
  • Знание определений геометрических фигур, рассматриваемых в работе.
  • Изготовление эскизов и чертежей.
  • Составление и решение задач на построение.

Предлагает разделиться на группы и выбрать темы. Организует обсуждение и создание плана дальнейших действий в группах, возможные варианты представления результатов проекта (статья, презентация, рисунок, мультимедийный продукт и пр.).

Рабочая группа Содержание деятельности
1 Искусствоведы Подготовить сообщения по темам: “История циркуля”, “Геометрические кружева в архитектуре и искусстве”, “Карл Гаусс”
2 Художники Создать эскизы и композиции на основе способов построения правильных многоугольников
3 Теоретики Сделать наглядный материал “Геометрическая памятка”
4 Реставраторы Составить и решить задачи на построение “Воссоздай объект”
5 Исследователи Изучить исторический и теоретический материал по теме “Теорема Фалеса”. Решить проблему построения правильного семнадцатиугольника

Вместе с учителем участники проекта разрабатывают критерии оценки работы над проектом и его результатов.

Желательно оформить информационный стенд со сроками выполнения проекта, графиком консультаций, режимом работы в компьютерном классе и т.д.

Далее идет самостоятельная работа учащихся со справочными материалами, интернет ресурсами. Создаются чертежи и рисунки. Оформляются статьи. Корректируются результаты. Вносятся поправки и дополнения. По мере необходимости учащиеся обращаются за консультацией к учителям-предметникам.

Наступает этап оформления результатов работы, подготовки сообщений, докладов, презентаций, макетов для защиты.

Участники проекта оценивают результаты работы группы, делают выводы.

Заключительный этап – представление результатов проекта на обсуждение (конференция, презентация и т.д.). Участники проекта обмениваются мнениями, отвечают на поставленные вопросы. Руководитель проекта (компетентное независимое жюри) оценивает качество выполненной работы и представленного отчета.

По итогам работы над проектом учащиеся сформулировали следующие

Выводы:

  • Приближенные способы построения правильных многоугольников просты и удобны в исполнении, красивы и легко применимы на практике. С их помощью можно создавать рисунки и орнаменты. Они применяются в архитектуре и живописи, народном творчестве и декоре, промышленности и быту.
  • Проект носит прикладную направленность. Результат проекта можно использовать как наглядное пособие и дидактический материал на уроках, факультативных и кружковых занятиях по геометрии, технической графике и технологии.
  • Полученные в ходе реализации проекта знания и умения необходимы при изучении геометрии и на уроках черчения.

Примерные темы и проблемные вопросы проекта “Геометрия вокруг нас”

В этой главе я хочу представить темы проектов “Геометрия вокруг нас”, которые разработали и реализовали на практике мои ученики.

5 класс

Тема: “Дом моей мечты”

Основополагающий вопрос:

  • Какая форма дома самая безопасная и удобная?

Проблемные вопросы:

  • Почему кирпичи делают в форме параллелепипеда?
  • Почему у посуды много деталей круглой формы, а у мебели прямоугольной?
  • Почему в северных странах, например, в Ирландии городские дома выкрашивают в яркие теплые тона?
  • Почему большинство домов имеют не плоские, а “треугольные” крыши?
  • Психология и геометрия: как характер влияет на форму дома
  • Какая форма жилища самая безопасная?

6 класс

Тема: “Старинные русские меры”

Основополагающий вопрос:

  • Как измеряли на Руси в старину?

Проблемные вопросы:

  • Кто выше: Дюймовочка или Мальчик-с-пальчик?
  • Может ли шестиклассник быть ростом в два вершка?
  • Есть ли длина у точки и линии?
  • Почему в русской армии в пушкари отбирали силачей?
  • Почему продавцы тканей выбирали помощников невысокого роста?
  • Опишите внешность конька-горбунка современным языком:
  • “...Да игрушечку-конька ростом только в три вершка,
    На спине с двумя горбами да с аршинными ушами”

8 класс

Тема: “Измерения и построения на местности при ограничениях”

Основополагающий вопрос:

  • Как измерить интересующую величину на местности и сделать это точнее, пользуясь подручными средствами?

Проблемные вопросы:

  • Как Фалес посрамил гарпедонаптов?
  • Какие “измерительные” инструменты всегда под рукой у военных топографов, геологов и строителей?
  • Какой геометрический способ применили командиры пехоты в Битве за Москву в 1941 году?
  • Какую геометрическую задачу решают разведчики и палеонтологи?
  • Как измерить ширину реки, стоя на берегу?
  • Как измерить высоту земляничного дерева в ботаническом саду, если прикасаться к нему нельзя?

10-11 классы

Тема: “Геометрия вокруг нас”

Основополагающий вопрос :

  • Платоновы тела: мифы и реальность

Проблемные вопросы :

  • Почему правильных многогранников только пять?
  • Почему не делают кубические чайники?
  • Как вирусы решили геометрическую задачу?
  • Алхимики и химики о многогранниках
  • Что мы знаем о курносых “родственниках” Платоновых тел?
  • Восьмиугольная звезда: шестое Платоново тело или провокация?
  • Откуда берутся звездчатые “ежики” и “колючки”?
  • Найдите шесть способов практического применения правильных многогранников в жизни человека
  • Додекаэдро-икосаэдровая гипотеза строения Земли: случайные совпадения и любопытные факты

Список литературы

  1. Примерные программы основного общего образования. Математика. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Величко М.В. Математика. 9-11 классы: Проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2005.

Интернет-ресурсы

  1. sites.google.com/site/geometriavokrugnas/
  2. mmogeo.ucoz.ru/publ/sistema_ocenivanija_proektnykh_rabot_uchashhikhsja


Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png