Впервые идею конверсии Фрейд изложил в работах «Психоневрозы защиты» и «Исследования истерии». Под конверсией он понимал превращение психического конфликта в соматический посредством вытеснения из сознания угрожающих или нежелательных содержательных элементов. «Эмоция, которая не могла быть выражена, оказывалась превращенной в физический симптом, представлявший собой компромисс между неосознаваемым желанием выразить мысль или чувство и страхом возможных последствий. Симптомы, как выяснилось, позволяли не только маскировать нежелательные эмоции, но и представляли собой своеобразное налагаемое на себя индивидуумом наказание за запрещенное желание или удаление себя из устрашающей ситуации. Эти же симптомы обуславливали получение вторичных выгод от принятия роли больного» . Конверсионная модель хорошо объясняет нарушения произвольной моторики - невротически обусловленные параличи и речевые нарушения. Она может быть полезна для понимания психогенных расстройств чувствительности, нарушений походки, ощущения кома в пищеводе при истерии (globus hystericus), определенных болевых состояний, мнимой беременности.

Одновременно с моделью конверсии при рассмотрении так называемого невроза тревоги Фрейд сформулировал вторую концепцию психосоматического возникновения симптомов, радикально отличающихся от конверсии. Он обнаружил, что такие органические симптомы как расстройства сердечной деятельности, дыхания, внезапные потливость, дрожь, голод, понос, головокружение, сужение сосудов и парестезия, сопровождают тревогу в качестве «эквивалентов приступа тревоги». Психосоматический симптом как эквивалент приступа был отнесен Фрейдом к защитному механизму проекции.

Конверсионная модель Фрейда отражает взаимосвязь сознательных и бессознательных процессов в процессе формирования личности и позволяет предотвратить интраперсональный конфликт с помощью психоаналитической работы.

Модель вегетативного невроза Александера

Если бессознательный конфликт не имеет выхода в соответствующем внешнем проявлении, то возникает эмоциональное напряжение, сопровождающееся устойчивыми изменениями в вегетативной нервной системе, которая реагирует на различные эмоциональные переживания примерно однотипно.

Опираясь на исследования Кэннона, Апександер предположил, что подавленная агрессивность, сдержанный гнев, враждебность через активацию симпатической системы приводят к развитию гипертензии, сердечно-сосудистых нарушений, мигрени, артритов (хроническое мышечное напряжение), тиреотоксикозу, диабету.

Неудовлетворенные потребности в уверенности, защищенности, принятии окружающими, нереализованные сексуальные побуждения через парасимпатическую активацию (холинергические структуры) приводят к развитию язвенной болезни двенадцатиперстной кишки, язвенного колита, бронхиальной астмы, нейродермита. Чувство вины как центральная эмоциональная проблема приводит к различным формам нарушения питания.

По Апександеру, «специфичность следует искать в конфликтной ситуации», которая может быть вскрыта в ходе длительной аналитической работы. Однако влияние вегетативной нервной системы не может объяснить специфичности симптомов. Выбор поражаемого органа скорее детерминирован генетически.

Универсология предлагает выявлять предрасположенность к тем или иным заболеваниям с помощью матричного прогнозирования, которое позволяет обратить внимание на «слабые места» в организме, а главное, указывает на несовершенные способы реагирования, которые приводят к болезни, и предлагает наиболее эффективные модели развития. Метод матричного прогнозирования основан на цифровом отражении потенциалов развития человека в момент его входа в общественную систему (дата рождения).

Модель вегетативного невроза можно связать с проявлением закона поляризации и свободы выбора в организме. Человек, вступая во взаимоотношения с окружающим миром, может занять как минимум две позиции: пассивную и активную. При этом каждая из них может быть как добровольной (выбранной в соответствии с индивидуальными особенностями темперамента и характера), так и вынужденной (вызванной внешним давлением, вступающей в конфликт с индивидуальными особенностями). Вынужденная (как активная, так и пассивная) позиция рождает максимальное число соматических заболеваний. Главным лечебным фактором в этих ситуациях может стать сознательная работа по превращению вынужденной позиции в добровольную и выбор срединного пути развития (гармоничное чередование фаз активности и пассивности).

Конверсия

Нем.: Konversion. — Франц.: conversion. — Англ.: conversion. — Исп.: conversion. — Итал.: conversione. — Португ.: conversao.

. Механизм образования симптомов при истерии, особенно при конверсионной истерии (см. этот термин).

Смещение психического конфликта и попытка разрешить его через различные симптомы — соматические, моторные (например, различного рода параличи) или чувственные (например, утрата чувствительности или локализованные боли).

Термин "конверсия" у Фрейда соотносится прежде всего с его экономической концепцией: либидо, отделенное от вытесненного представления, преобразуется в нервную энергию — энергию иннервации. Но для симптомов конверсии характерно как раз символическое значение, или, иначе, телесное выражение вытесненных представлений.

. Понятие конверсии было введено Фрейдом в психопатологию для учета трудно доступного осмыслению "прыжка из психики в соматическую иннервацию" (1). Эта мысль, которая отличалась новизной в конце XIX в., получила в дальнейшем, как известно, широкое распространение, особенно в связи с развитием психосоматических исследований. Тем более следует выделить в этом расширившемся поле то, что относится к собственно конверсии. К этому стремился и сам Фрейд, разграничивая истерические и соматические симптомы актуальных неврозов.

Понятие конверсии возникло уже в самых ранних исследованиях истерии у Фрейда (см. случай Эмми фон Н. в "Исследованиях истерии" (Studien uber Hysterie , 1895) и в "Психоневрозах защиты" (Die Abwehr -Neuropsychosen , 1894)). Это понятие имеет, прежде всего, экономический смысл; речь идет о преобразовании либидинальной энергии в соматическую иннервацию. Конверсия предполагает отделение либидо от представления в процессе вытеснения, а затем "перенос" этой либидинальной энергии в область телесного (2а).

Такое экономическое истолкование конверсии неразрывно связано у Фрейда с ее символическим истолкованием: вытесненные представления, искаженные механизмами сгущения и смещения, "говорят" через телесные симптомы. По Фрейду, символическое отношение симптома к его значению таково, что один и тот же симптом может выражать множество значений не только одновременно, но и последовательно: "Со временем одно из значений симптома или даже его основное значение может измениться [...]. Процесс возникновения подобного симптома столь запутан, перенос чисто психического возбуждения в область тела (его я и называю конверсией) настолько зависит от благоприятного стечения множества обстоятельств, соматическое укоренение, необходимое для конверсии, происходит столь не просто, что натиск бессознательного, подталкивающий возбуждения к разрядке, подчас заставляет удовлетвориться прежним способом такой разрядки" (4).

Что же касается причин, по которым образуются скорее конверсионные симптомы, нежели, скажем, симптомы фобии или навязчивости, то Фрейд здесь ссылается, прежде всего, на саму "способность к конверсии" (2b ) — эта же мысль содержится и в выражении "соматическое укоренение"*: речь идет о врожденной или приобретенной предрасположенности данного субъекта к конверсии, а более конкретно — об использовании для этого определенного органа или аппарата. Этот вопрос заставляет также обратиться к проблемам "выбора невроза" и своеобразия невротических структур.

Каково место конверсии с точки зрения нозографической?

1) В области истерии. Поначалу Фрейд считал конверсию механизмом, постоянно (хотя и в различной степени) присутствующим в истерии. Дальнейшее изучение истерии привело к тому, что Фрейд включил в понятие истерии такие разновидности невроза, при которых конверсии не наблюдается (это, прежде всего, фобический синдром, или, иначе, истерия страха), что, в свою очередь, позволило вычленить конверсионную истерию как таковую.

2) В более широкой области неврозов. Телесные симптомы, символически связанные с бессознательными фантазиями субъекта, были обнаружены не только при истерии, но и при других разновидностях невроза (ср. кишечные расстройства у Человека с волками). Нужно ли тогда считать конверсию главным механизмом образования симптомов, действующим, хотя и в разной степени, в различных видах невроза, или же следует по-прежнему видеть в ней особенность истерии, отыскивая в других видах расстройств "истерическое ядро" или же констатируя "смешанный невроз"? И ведь дело здесь не только в названиях: речь идет о структурной дифференциации неврозов, а не только о различиях в их симптоматике.

3) В области, называемой ныне психосоматикой. Не желая предвосхищать решение и поныне нерешенных вопросов, отметим современную тенденцию к отличению истерической конверсии от других процессов симптомообразования; слово "соматизация", к примеру, было подсказано именно этими процессами. Согласно этому подходу, симптом истерической конверсии имеет более тесную символическую связь с историей субъекта и хуже поддается вычленению в виде отдельной классификационной единицы (подобно раку желудка или гипертонии), к тому же он менее устойчив и пр. Хотя разграничить все эти явления на уровне клинического опыта во многих случаях вполне возможно, сделать это в теории по-прежнему очень нелегко.

(1) Freud (S.). Bemerkungen uber einen Fall von Zwansneurose, 1909. G .W ., VII, 382; S .E .,X, 157; франц., 200.

(2) Cf. Freud (S.). Die Abwehr-Neuropsychosen, 1894. — a) G.W., I, 63; S.E., III, 49. — b) G.W., I, 65; S.E., III, 50.

(3) Ср., например: Freud (S .). Studien uber Hysterie, 1895. G.W., I, 212; S.E., II, 148; франц., 117.

(4) Freud (S.). Bruchstuck einer Hysterie-Analyse, 1905. G .W ., V , 213; S .E ., VII, 53; франц., 38.

Страница 1

Впервые идею конверсии З. Фрейд изложил в работах «Психоневрозы защиты» и «Исследования истерии». Под конверсией он понимает смещение психического конфликта и попытку разрешить его через различные симптомы в области тела – соматические, моторные или чувственные. Благодаря такому «переносу» либидонозного заполнения из области психической в область телесного, патогенный конфликт удаляется из сознания. В соматическом симптоме символически представлено то, что должно было содержаться в бессознательной фантазии.

Конверсионная модель особенно хорошо объясняет нарушения произвольной моторики (невротически обусловленные параличи и речевые нарушения). Она может быть также полезна для понимания психогенных расстройств чувствительности, нарушений походки, ощущение кома в пищеводе при истерии, определенных болевых состояний, мнимой беременности.

В соответствии с конверсионной моделью, с появлением соматического симптома пациент испытывает эмоциональное облегчение благодаря смягчению гнета бессознательного конфликта. Это происходило в большинстве описанных Фрейдом случаев. Однако некоторые психосоматические заболевания не несут с собой облегчения душевных состояний. Можно считать, что здесь задействованы другие механизмы.

Крайне важным было обнаружение Фрейдом основы механизма диссоциации – активного процесса психологической защиты, феномена вытеснения из сознания угрожающих или нежелательных содержательных элементов. Эмоция, которая не могла быть выражена, оказывалась превращенной в физический симптом, представляющий собой компромисс между неосознаваемым желанием выразить мысль или чувство и страхом возможных последствий. Симптомы, как выяснилось, позволяли не только маскировать нежелательные эмоции, но и представляли собой своеобразное налагаемое на себя индивидуумом наказание на запрещенное желание или удаление себя из устрашающей ситуации. Эти же симптомы обуславливали и получение вторичных выгод от принятия роли больного. «Соматический язык» симптомов может также использоваться как средство коммуникации, когда последняя затруднена бессознательными, сознательными или социокультурными факторами. Таким образом, органическая симптоматика рассматривается Фрейдом, не как простое нарушение физиологических функциональных связей, а как следствие переживаний поведения.

Теория Морено

Морено рассматривал психосоматический симптом как результат ролевого конфликта. Он считал, что особенности нашего реагирования на людей «формируются прошлыми переживаниями и культурными патернами общества, в котором личность живет; им могут соответствовать особые виды продуктивного поведения. Каждая роль – это слияние частных и коллективных элементов». По мнению Морено, понятие роли – это мост между психиатрией и социологией.

Для Морено роли, которые мы принимаем в жизни (и которые определяют наше поведение), принадлежат к трем измерениям: социальные роли, психосоматические роли, психодраматические роли.

Психические и психосоматические расстройства, вызываются нарушением ролевого развития и выражаются также в нарушениях ролевого развития и поведения. В тоже время ролевое развитие и ролевое поведения тесно связаны с акциональным голодом и психосоциальным развитием человека.

С точки зрения Морено болезнь возникает в результате нарушений наследственности, внешних патогенных влияний или нарушений межчеловеческой среды. Согласно Морено, здоровье представляет собой направленное бытие или прогрессию, болезнь же – застой или регрессию.

Человеческое развитие – это постоянная прогрессия от соматических ролей, имеющихся уже в конце эмбрионального развития. В ходе нормального развития к каждой стадии добавляются новые роли, тогда как отдельные, уже существующие теряют свое значение или же исчезают вовсе. Как следствие нарушения ролевого развития, психопаталогические синдромы проявляются различными способами: перескакивая на другие ролевые уровни, минуя промежуточные; при неизменно поступательном направлении развития; в застое развития; в регрессии, т.е. в частичном или полном отходе с уже достигнутых ролевых уровней.

Ролевые конфликты являются одним из основных причин психических расстройств и недугов. Поэтому они занимают в теории и практике психодрамы центральное место. Ролевой конфликт может переживаться в форме конфликта в рамках одной роли, существовать в виде конфликта между различными ролями, зафиксироваться в виде интраперсонального конфликта, возникшего внутри одного человека, или разыгрываться в виде интерперсонального ролевого конфликта между разными людьми. (Лейтц, 1994).

История проникновения человеческого сознания в тайны взаимоотношения мозга и тела исчисляются тысячелетиями.

Первобытная медицина использовала «заговоры» и заклинания, приемы задабривания, запугивания и изгнания духов в качестве примитивных способов лечения. Вряд ли вне отношений мозга и тела можно понять индийское учение йога. Прекрасно иллюстрируют понимание человека как целого взгляды знаменитого древнегреческого врача Гиппократа, который считал, что важнее знать, какой человек болен, чем знать, какой болезнью болен человек.

Сложность психосоматических взаимоотношений разделила научные дисциплины, изучающие психику и соматику. Деятельность мозга, психику начинают исследовать психологи, к которым позднее присоединяются их коллеги - патопсихологи и нейрофизиологи.

В ходе исследований менялось содержание понятий. В ХІХ столетии психологические методы и приемы исследования психической деятельности широко проникают в медицину, особенно в психиатрию. Термин «психосоматика» был введен в 1818 году немецким ученым Хайнтором, и десятью годами позже, Якоби предложил похожий термин «соматопсихика», который, однако, не стал популярным.

Трактовка результатов изучения психической деятельности и ее нарушений всегда соответствовала уровню развития дисциплины - психологии, нейрофизиологии и др. Возможность исследовать и объяснять существующими способами подсознательные явления психической деятельности привела к рождению психоанализа.

Представляется бесспорным, что современная психосоматическая медицина, получившая развитие в последние полвека, немыслима без психоанализа. Вместе с тем, существует и ряд других оригинальных связанных и не связанных с психоанализом концепций. Остановимся на более известных из них.

Конверсионная модель Фрейда

Впервые идею конверсии З. Фрейд изложил в работах «Психоневрозы защиты» и «Исследования истерии». Под конверсией он понимает смещение психического конфликта и попытку разрешить его через различные симптомы в области тела - соматические, моторные или чувственные. Благодаря такому «переносу» либидонозного заполнения из области психической в область телесного, патогенный конфликт удаляется из сознания. В соматическом симптоме символически представлено то, что должно было содержаться в бессознательной фантазии.

Конверсионная модель особенно хорошо объясняет нарушения произвольной моторики (невротически обусловленные параличи и речевые нарушения). Она может быть также полезна для понимания психогенных расстройств чувствительности, нарушений походки, ощущение кома в пищеводе при истерии, определенных болевых состояний, мнимой беременности.

В соответствии с конверсионной моделью, с появлением соматического симптома пациент испытывает эмоциональное облегчение благодаря смягчению гнета бессознательного конфликта. Это происходило в большинстве описанных Фрейдом случаев. Однако некоторые психосоматические заболевания не несут с собой облегчения душевных состояний. Можно считать, что здесь задействованы другие механизмы.

Крайне важным было обнаружение Фрейдом основы механизма диссоциации - активного процесса психологической защиты, феномена вытеснения из сознания угрожающих или нежелательных содержательных элементов. Эмоция, которая не могла быть выражена, оказывалась превращенной в физический симптом, представляющий собой компромисс между неосознаваемым желанием выразить мысль или чувство и страхом возможных последствий. Симптомы, как выяснилось, позволяли не только маскировать нежелательные эмоции, но и представляли собой своеобразное налагаемое на себя индивидуумом наказание на запрещенное желание или удаление себя из устрашающей ситуации. Эти же симптомы обуславливали и получение вторичных выгод от принятия роли больного. «Соматический язык» симптомов может также использоваться как средство коммуникации, когда последняя затруднена бессознательными, сознательными или социокультурными факторами. Таким образом, органическая симптоматика рассматривается Фрейдом, не как простое нарушение физиологических функциональных связей, а как следствие переживаний поведения.

Истерическая конверсия

Отправным пунктом психоанализа и современной психосоматической медицины является открытие психической этиологии истерических заболева­ний. Фрейд (1983, 1895b) и Брейер нашли, что психические и органические симптомы их пациентов, которые не удавалось обосновать органическими поражениями, теряли свою иррациональность и непонятность в тот момент, когда удавалось связать их функцию с биографией и жизненной ситуацией пациента. Они предполагали «существование скрытых, бессознательных» или «тайных» мотивов везде, где распознавался «прыжок», переход к морбидному поведению.

Так Фрейд (1894) писал: «У анализированных мной больных психи­ческое здоровье сохранялось до момента наступления непереносимости в мире их представлений, то есть пока какое-то переживание, представление или ощущение не вызывало такой болезненный аффект в их Я, что личность предпочитала забыть о нем, потому что не находила сил разрешить противо­речие этого непереносимого представления со своим Я и его мыслительной работой».

Этот «прыжок» в психическом поведении он назвал конверсией, предпо­лагая при этом прыжок «из психики в соматическую иннервацию». Он утвер­ждал: «При истерии происходит обезвреживание непереносимого для боль­ного представления путем перевода нарастающего возбуждения в соматичес­кие процессы, для чего я хотел бы предложить термин конверсия» (Freud, 1894).

Фрейд не рассчитывал объяснить своей концепцией конверсии прыжок из психики в соматику. Он обозначил его как «таинственный», считая, что «наше понимание никогда не будет в состоянии последовать за этим прыжком» (Freud, 1909). Для него было важнее сделать конверсию распознаваемой в качестве специфической формы поведения. Он понимал соматический симптом, напри­мер, истерический паралич, как представительство одного или нескольких «несовместимых представлений». Их движущим мотивом являлись открытые им позднее, ставшие бессознательными инстинктивные желания инфантиль­ной сексуальности (Freud, 1905а). «Обезвреживание» представлений, осуще­ствлявшееся за счет превращения суммы их возбуждения в соматические про­цессы, представлялось как частный случай невротического, то есть неполного вытеснения.

Фрейд (1894) предполагал, что эту особую форму защиты от бессозна­тельных инстинктивных побуждений делает возможной особая предрасполо­женность, «способность к конверсии». Это представление он позже развил в концепциях «соматической реакции» (Freud, 1905b) и «дополнительного ряда» (Freud, 1905а). Конверсию осуществляет Я, благодаря ей становясь свободным от противоречий, то есть освобождаясь от конфликта с бессознательными ин­стинктивными импульсами. Можно сказать, что концепция конверсии Фрейда в известном смысле стала прототипом концепции невротического вытеснения вообще, и мы увидим, что направление в психоаналитической психосоматике, вышедшее из разработки модели конверсии, в существенной мере развивается в рамках классического психоаналитического учения о неврозах.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png