Структура малой группы - это совокупность связей, складываю­щихся в ней между индивидами. Поскольку основными сферами активности индивидов в малой группе являются совместная деятельность и общение, при исследовании малых групп наиболее часто выделяют структуру связей и отношений, порождаемых со­вместной деятельностью (например, функциональных, экономи­ческих, управленческих), и структуру связей, порождаемых обще­нием и психологическими отношениями (например, структуру эмоциональных отношений, ролевую и неформально-статусную структуру).

Наличие в группе функциональной структуры , то есть распределение между ее членами функций, необходимых для до­стижения цели совместной деятельности (в том числе функций руководства и исполнения) является отличительным признаком организованных групп в отличие от стихийно сложившихся групп, взаимодействие в которых между людьми носит стихийный, не­упорядоченный характер.

При исследовании формальных групп и организаций вслед за Э.Мэйо принято выделять формальную и неформальную структу­ру группы Формальная (или официальная) структура группы - это со­вокупность связей и отношений между индивидами, определяемая фор­мальными предписаниями (должностными инструкциями, официаль­ной структурой организации, формальным статусом индивидов). Не­формальная (или неофициальная) структура - это реально сюшдываю-шаяся в организации структура связей, коммуникаций и влияния.

Социометрическая структура малой труппы - это совокупность связей между ее членами, характеризуемых взаим­ными предпочтениями и отвержениями по результатам социомет­рического теста, предложенного Д.Морено (1958). В основе соци­ометрической структуры группы лежат эмоциональные отноше­ния симпатии и антипатии, феномены межличностной привлека­тельности и популярности. Основными характеристиками соци­ометрической структуры малой группы являются характеристики социометрического статуса членов группы, то есть положения, которое они занимают в системе межличностных выборов и от­вержений; характеристики взаимных эмоциональных предпочте­ний и отвержений членов группы; наличие микрогрупп, члены ко­торых связаны отношениями взаимных выборов, и характер отно­шений между ними. Существенной характеристикой группы, по­лучаемой по результатам социометрического опроса, является число взаимных выборов и отвержений по отношению к числу максимально возможных (так называемая социометрическая сплоченность группы). Графическое изображение структуры меж­личностных выборов и отвержений в группе называется группо­вой социограммой.

Коммуникативная структура малой группы - это совокупность связей между ее членами, характерном ых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе. Основными ха­рактеристиками коммуникативной структуры группы являются: положение, которое занимают члены группы в системе коммуни­каций (доступ к получению и передаче информации), частота и устойчивость коммуникативных связей в группе, тип коммуника­тивных связей между членами группы (централизованные или децентрализованные «коммуникативные сети» (см. рис. 4). В экспе­риментах А Бейвелиса и Г.Ливитта (Д Картрайт и А.Зандер, 1968) было показано, что централизованные коммуникативные сети типа «крест» (все коммуникации осуществляются через одного испыту­емого, занимающего центральную позицию), способствуют более быстрому решению задач, а децентрализованные коммуникатив­ные сети типа «круг» способствуют более высокой удовлетворен­ности членов группы Исследования К.Фашо и С Московией (1958) обнаружили, что для решения простых задач, имеющих


А. Централизованные

а) фронтальная б) радиальная в) иерархическая

а) цепная б)круговая в)полная

Рис 4 Типы коммуникативных структур малых Групп

одно верное решение, более преяпочтительны централизованные сети, а для решения сложных задач, требующих творческих уси­лий, - децентрализованные. Наиболее успешными оказались группы, коммуникативные структуры которых соответствовали характеру решаемых задач.

Ролевая структура малой группы - это совокупность связей и от­ношений между индивидами, характеризуемых распределением между ними групповых ролей, т.е типичных способов поведения, предписываемых, ожидаемых и реализуемых участниками груп­пового процесса. Так, при анализе группового решения задач вы­деляются роли «генератора идей*, «эксперта», «критика», «орга­низатора», «мотиватора». При анализе деятельности психокоррек-ционных групп выделяются роли «объединителя», «козла отпуще­ния», «сектанта», «невинной жертвы» и т д. В наиболее общем виде при анализе процесса взаимодействия в грулпе выделяются роли, связанные с решением задач, и роли, связанные с оказани­ем поддержки другим членам группы.

32. Социально-психологические характеристики малых групп. Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и др. всевозможным признакам.

Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личностном общении. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, является семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких друзей, приятелей и т.д.Факторы превращения группы в психологическую общность:

Совместная деятельность и общение - основа возникновения

эмоциональных отношений,

групповых норм и

групповых процессов.

Мера психологической общности определяет сплоченность группы – одну из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития.Малые группы могут быть разными по величине, характеру и структуре отношений, существующих между ее членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным взаимоотношениям, целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы на языке науки называется ее размером, индивидуальный – композицией.

Совокупность относительно устойчивых взаимосвязей между ее членами – структура группы

Структуру межличностного общения или обмена деловой и личностной информацией именуют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений – психологическим климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами.

Также, к социально-психологическим характеристикам малых групп относятся конформизм и референтность.

конформизм – характеристика позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта мнения, свойственного группе, меры подчинения индивида групповому давлению. Конформность регистрируется при наличии конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодолении этого конфликта в пользу группы. Различают внешнюю конформность (мнение группы принимается индивидом лишь внешне); внутреннюю конформность (индивид действительно принимает мнение группы). Степень конформности зависит от уровня сплоченности группы, величины группы (чем больше группа, тем меньше конформность) и от влияния психологических свойств личности. Конформность – склонность к поведению, основанному на пассивном следовании тем образцам, которые задаются малой группой. Среди факторов, способствующих формированию конформного поведения, были выделены следующие: опасение быть признанным некомпетентным, единогласие группы, привлекательность группы, отсутствие личностной позиции в отношении рассматриваемого группой вопроса и т.д.

референтность – приписывание индивидом важности группе или ее членам, связанное с его стремлением принадлежать, реально или виртуально, к данной группе, т.е. с отрефлексированной или неотрефлексированной идентификацией его с данной группой. Чем выше референтность того или иного социального образования, тем в большей степени оно выступает для индивида в качестве образца его собственного поведения, эталона оценок, ценностным нормативом. Референтная группа – это группа, с которой человек отждествляет себя в наибольшей степени

Типы референтных групп:

Референтная группа, к которой личность принадлежит, разделяет ее ценности.

Нормативная – одобряются ценности группы, стремление вступить в нее

Сравнительные группы- индивид не входит в них, не стремится расположить к себе, но использует группу как критерий для оценки своего статуса и поведения

Сплоченность – каждая группа имеет определенную совокупность относительно устойчивых связей между людьми. Эта совокупность говорит о том, что любая группа имеет свой уровень сплоченности. Он зависит от устойчивости и качества связей, которые существуют в данной группе. Устойчивость и качество связи зависит от: наличия тесных групповых целей; автономности данной группы в своем существовании; групповой композиции (пол, возраст, образование, свойства и качества участников группы).

В отечественной социальной психологии новые принципы исследования сплоченности разработаны А.В. Петровским. Они составляют часть единой концепции, названной ранее «стратометрической концепцией групповой активности", а позднее - «теорией деятельностного опосредования межличностных отношений в группе». Основная идея заключается в том, что всю структуру малой группы можно представить себе как состоящую из трех (в последней редакции четырех) основных слоев, или, в иной терминологии, «страт»: внешний уровень групповой структуры, где даны непосредственные эмоциональные межличностные отношения, т.е. то, что традиционно измерялось социометрией; второй слой, представляющий собой более глубокое образование, обозначаемое термином «ценностно-ориентационное единство» (ЦОЕ), которое характеризуется тем, что отношения здесь опосредованы совместной деятельностью, выражением чего является совпадение для членов группы ориентации на основные ценности, касающиеся процесса совместной деятельности. Социометрия, построив свою методику на основе выбора, не показывала, как отмечалось, мотивов этого выбора. Для изучения второго слоя (ЦОЕ) нужна поэтому иная методика, позволяющая вскрыть мотивы выбора. Теория же дает ключ, при помощи которого эти мотивы могут быть обнаружены: это - совпадение ценностных ориентации, касающихся совместной деятельности. Третий слой групповой структуры расположен еще глубже и предполагает еще большее включение индивида в совместную групповую деятельность: на этом уровне члены группы разделяют цели групповой деятельности, и, следовательно, здесь могут быть выявлены наиболее серьезные, значимые мотивы выбора членами группы друг друга. Можно предположить, что мотивы выбора на этом уровне связаны с принятием также общих ценностей, но более абстрактного уровня: ценностей, связанных с более общим отношением к труду, к окружающим, к миру. Этот третий слой отношений был назван «ядром» групповой структуры.

Эта характеристика предстает здесь как определенный процесс развития внутригрупповых связей, соответствующий развитию групповой деятельности. Три слоя групповых структур могут одновременно быть рассмотрены и как три уровня развития группы, в частности, три уровня развития групповой сплоченности (рис. 13). На первом уровне (что соответствует поверхностному слою внутригрупповых отношений) сплоченность действительно выражается развитием эмоциональных контактов (В). На втором уровне (что соответствует второму слою - Ценностно-Ориентационное Единство) происходит дальнейшее сплочение группы, и теперь это выражается в совпадении у членов

группы основной системы ценностей, связанных с процессом совместной деятельности (Б). На третьем уровне (что соответствует «ядерному» слою внутригрупповых отношений) интеграция группы (а значит, и ее сплоченность) проявляется в том, что все члены группы начинают разделять общие цели групповой деятельности (А).

Сплоченность и конформизм тесно связаны с референтностью группы.Классификация малых групп.

Условные (номинальные) – реальные (действительные)

Естественные – лабораторные

Формальные (официальные) – неформальные (неофициальные)Формальные и неформальные малые группы могут быть: 1. слаборазвиты и высокоразвиты; 2. корпорации и коллективы; 3. референтными и нереферентными.

Малая группа - это небольшое по размеру объединение людей, связанных непо­средственным взаимодействием. Ее нижние и верхние границы определяются каче­ственными признаками, основными из которых являются контактность и целост­ность. Контактность - это возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями. Целостность определяется как социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая восприни­мать их как единое целое.

· Малая группа – небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.

За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принима­ет три человека, поскольку в группе из двух человек (диаде) групповые социально-пси­хологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5-12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие, в которых индивиды связаны более тесными контактами. В этой связи принято выделять группы первичные, то есть наименьшие по размеру и далее не делимые общности, и вторичные, формально представля­ющие собой единые общности, но включающие в себя не­сколько первичных групп.

Малые группы являются основным объектом лабораторных экспериментов в социальной психологии. Поэтому необходимо различать группы искусственные (лабо­раторные), специально создаваемые для решения научных задач, и естественные, су­ществующие независимо от воли исследователя (рис. 21-1).

Формальные группы - группы, членство и взаимоотношение в которых носят пре­имущественно формальный характер, то есть определяются формальными предпи­саниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных по­требностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных малых групп является совместная деятельность. Неформальные группы - объединения лю­дей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в об­щении, принадлежности, понимании, симпатии и любви.

В субъективном, психологическом плане группы (и формальные, и неформальные) образуются в процессе реализации индивидами потребностей в общении, однако в рам­ках неформальных групп общение и возникающие на его основе психологические вза­имоотношения являются ведущей сферой активности, и в этом плане центральным феноменом психологии малых групп является психологическая общность.

Значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида называется референтностью малой группы. Основными функциями референтной группы являются сравнительная и нормативная (предоставление индивиду возможности соотносить свои мнения и поведение с принятыми в группе и оценивать их с точки зрения соот­ветствия групповым нормам и ценностям).

По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функциони­рования (семья, трудовые и учебные группы).

В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхожде­нии в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на открытые и закрытые.

С практической точки зрения особый интерес представляют группы социально-психологического тренинга и психокоррекционные - временные группы, специ­ально создаваемые для формирования навыков эффективного общения, взаимо­понимания и решения психологических проблем под руководством психолога-тре­нера (Рудестам К., 1997).

Системный подход в исследовании пси­хологии малых групп и коллективов пред­полагает анализ многообразия связей и от­ношений в малых группах, которые должны рассматриваться одновременно и как субъекты совместной деятельности, и как субъекты общения и межличностных отно­шений («Совместная деятельность», 1988).

Структура малой группы - это совокуп­ность связей, складывающихся в ней меж­ду индивидами. Поскольку основными сферами активности индивидов в малой группе являются совместная деятельность и общение, при исследовании малых групп наиболее часто выделяют структуру связей и отношений, порождаемых совместной де­ятельностью (функциональных, организационных, экономических, управленческих), и структуру связей, порождаемых общением и психологическими отношениями (ком­муникативную структуру, структуру эмоциональных отношений, ролевую и неформально-статусную структуру).

При исследовании формальных групп и организаций вслед за Э. Мэйо принято выделять формальную и неформальную структуру группы. Для изучения неформаль­ной структуры малой группы наиболее часто используют метод социометрии, пред­ложенный Д. Морено. Основными характеристиками неформальной структуры ма­лой группы, выявляемыми с помощью социометрии, являются:

Социометрический статус членов группы, т. е. положение, которое они занима­ют в системе межличностных предпочтений и отклонений;

Характеристики взаимных предпочтений и отклонений;

Наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных предпо­чтений, и характер отношений между ними;

Относительное число взаимных предпочтений (так называемая социометрическая сплоченность группы) (рис. 21-3).

Коммуникативная структура малой группы - это совокупность связей между ин­дивидами. В этой структуре особое значение имеют:

Положение, которое индивиды занимают в системе коммуникаций (доступ к по­лучению и передаче информации, циркулирующей в группе, объем информации, важ­ной для осуществления жизнедеятельности группы);

Направленность и интенсивность коммуникаций в группе.

В группах с централизованными коммуникативными структурами коммуникации осуществляются через одного индивида, занимающего центральную позицию. Это спо­собствует повышению управляемости группы и более быстрому решению простых за­дач. В группах с децентрализованными коммуникативными структурами возможно­сти индивидов участвовать в коммуникациях распределены более равномерно. Такие группы успешнее решают сложные и творческие задачи, в них выше удовлетворенность индивидов членством в группе (рис. 21-4).

Ролевая структура малой группы - это совокупность отношений между индиви­дами. В этой структуре особое значение имеет распределение групповых ролей, т. е. типичных способов поведения, предписываемых, ожидаемых и реализуемых участ­никами группового процесса. Так, при анализе группового решения задач выделяют­ся роли «генератора идей», «критика», «мотиватора» и т. д. При анализе деятельности психокоррекционных групп выделяются роли «объединителя», «козла отпущения», «сектанта» и т. д. В наиболее общем виде при анализе процесса взаимодействия в группе выделяются роли, связанные с решением задач, и роли, связанные с оказани­ем поддержки другим членам группы (табл. 21.1). Анализ ролевой структуры малой группы позволяет определить, какие именно ролевые функции и в какой степени реализуются участниками группового взаимодействия.

Структура социальной власти и влияния в малой группе - это совокупность свя­зей между индивидами, характеризуемая направленностью и интенсивностью их вза­имного влияния. В зависимости от способа осуществления влияния выделяют раз­личные типы социальной власти: вознаграждения, принуждения, легитимной, экспертной и референтной (Д. Френч, Б. Равен). Основными характеристиками структуры социальной власти и влияния являются системы связей, лежащих в осно­ве руководства группой как официально закрепленного социального влияния (если речь идет о формально организованной группе) и как неофициального (неформаль­ного) влияния, в основе которого лежит феномен лидерства.

Таблица 21.1

Роли, связанные с решением задач и оказанием поддержки

(адаптировано из Benne and Sheats , 1948, из книги: Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб.: Питер, 1997)

Решение задач

Оказание поддержки

Инициатор

Предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы. Предлагает способы преодоле­ния трудностей и решения задач.

Вдохновитель

Поддерживает начинания других, выказы­вает понимание чужих идей и мнений.

Разработчик

Детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы.

Гармонизатор

Служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разно­гласия, и таким образом сохраняет в группе гармонию.

Координатор

Комбинирует идеи и предложения и пытается

координировать деятельность других членов группы.

Примиритель

Поступается в чем-то своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других, и таким образом поддерживает в группе гармонию.

Контролер

Направляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло, выявляет отклонения и от намеченного курса.

Диспетчер

Создает возможности для общения, побуждая к нему других членов группы и помогая им, и регулирует процессы общения.

Оценщик

Критически оценивает работу группы и предложе­ния других, сравнивая их с существующими стан­дартами выполнения поставленной задачи

Нормировщик

Формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов.

Погонщик

Стимулирует группу и подталкивает ее членов к действиям, к новым решениям и к тому, чтобы сделать больше уже сделанного.

Ведомый

Пассивно следует за группой. Выступает в роли зрителя и слушателя в групповых дис­куссиях и при принятии решений.

Социальная группа – это некоторая совокупность индивидов, включенных в общую для них активность и связанных системой отношений, которые регулируются общими нормами, правилами и ценностями. Группа представляет собой целостное образование, которое нельзя свести к взаимодействию отдельных индивидов.

По размеру группы классифицируются на большие, малые и средние. Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Особенности малой группы

Малая группа характеризуется ограниченным числом членов группы (от 2 до 20), объединенных реальным взаимодействием, стабильностью состава, наличием общей групповой цели и внутригрупповых отношений, регулируемых либо правилами внутреннего распорядка (в официально группе), либо системой неформальных ролей и статусов, механизмом социального контроля, санкциями, нормами и правилами поведения (в неофициальной). В большинстве малых групп отношения регулируются и тем, и другим.

Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Малая группа характеризуется двусторонней структурной организацией. С одной стороны, она имеет свою собственную структуру, элементами которой выступают ее отдельные члены, находящиеся в определенных взаимоотношениях, что составляет целостную структуру группы; с другой, она выступает в качестве элемента несколько большей структуры – более сложного социального организма, например профессиональной, половозрастной, этнической группы, класса и т.д. При этом один и тот же человек может одновременно входить в несколько малых групп (семью, бригаду, учебную группу, группу по интересам, дружескую группу).

Функции малой группы

  1. Функция сравнения (нормативная функция) заключается в том, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих, т.е. устанавливает нормы и правила поведения в сообществе.
  2. Функция социализации означает возможность индивида вследствие его участия в малой группе восходить к взаимоотношениям с большими социальными группами и через них с макросообществом.
  3. Инструментальная функция малой группы связана с организацией и осуществлением совместной деятельности членов группы.
  4. Экспрессивная и поддерживающая функции связаны с эмоциональными потребностями индивида.

Структура малой группы

Существует вертикальная (иерархическая) и горизонтальная (ролевая) структура малой группы . Вертикальная, или иерархическая, структура малой группы отражает отношения власти и подчинения в данной группе; она фиксирует социальный статус человека в группе. Горизонтальная, или ролевая, структура малой группы фиксирует функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности.

И вертикальная, и горизонтальная структура малой группы разделяются на официальную и неофициальную (формальную и неформальную) структуру . Официальная и неофициальная структура малой группы могут не совпадать.

Кроме того, существует социометрическая структура малой группы , включающая «социометрических звезд», «предпочитаемых», «пренебрегаемых», «отвергаемых» и «изолированных» членов группы.

Классификация видов малых групп

Обилие малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие, и поэтому для целей исследований необходима их классификация. В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификаций малых групп.

По способу возникновения малые группы классифицируются на официальные (формальные) и неофициальные (неформальные) . Формальные группы возникают с целью выполнения определенных функций внутри систем более высокого уровня. Неформальные группы возникают на основе взаимных симпатий, общих интересов.

По составу малые группы делятся на первичные и вторичные . Вторичные группы состоят из более мелких групп, а первичные нельзя далее разложить на отдельные группы.

По характеру взаимодействия группы бывают контактные и неконтактные . В контактных группах взаимодействие между членами группы происходит в виде постоянного межличностного контакта, в неконтактных группах осуществляется опосредованное взаимодействие.

Стадии (динамика) развития малой группы

  1. Фаза первичного восприятия и формирования первого впечатления о партнерах.
  2. Фаза сближения, формирования оценки и самооценки в связи с группой, складывание установок на совместное действие.
  3. Фаза совместного действия, включающая в том числе принятие ролей и определение статуса.
  4. Фаза сцепления – укрепление чувства «мы», формирование групповых норм и т.п.

Диагностика малых групп

Для диагностики малых групп, как правило, применяются методы эксперимента и социометрии.

Эксперимент – это общенаучный метод исследования в контролируемых и управляемых условиях причинно-следственных связей между явлениями и процессами. Эксперимент состоит из следующих стадий: выдвижение гипотез; выбор экспериментального и контрольного объекта (или состояний одного объекта); определение нейтральных, факторных (будем менять) и контрольных (будем отслеживать) характеристик объекта; подтверждение или опровержение гипотез о причинно-следственных связях между явлениями.

Социометрия – это метод исследования малой группы, основанный на допущении, что реальные человеческие предпочтения находятся в соответствии с их воображаемыми представлениями об этом процессе, и заключающийся в том, чтобы поставить человека в ситуацию воображаемого выбора партнера по общению и деятельности из той группы, к которой человек принадлежит. По результатам социометрии выясняется структура взаимоотношений в группе, социометрический статус каждого члена группы и степень сплоченности группы.

Кроме того, к настоящее время разработаны различные методики, при помощи которых можно замерить различные параметры и характеристики групп: уровень сплоченности и организованности, направленность деятельности и степень психологического единства, психологический климат группы, наличие психологического комфорта, его эмоциональную окрашенность и др.

Структура малой группы - это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами. Поскольку основными сферами активности индивидов в малой группе являются совместная деятельность и общение, при исследовании малых групп наиболее часто выделяют структуру связей и отношений, порождаемых совместной деятельностью (например, функциональных, экономических, управленческих), и структуру связей, порождаемых общением и психологическими отношениями (например, структуру эмоциональных отношений, ролевую и неформально-статусную структуру). Наличие в группе функциональной структуры, то есть распределение между ее членами функций, необходимых для достижения цели совместной деятельности (в том числе функций руководства и исполнения) является отличительным признаком организованных групп в отличие от стихийно сложившихся групп, взаимодействие в которых между людьми носит стихийный, неупорядоченный характер.

При исследовании формальных групп и организаций вслед за Э.Мэио принято выделять формальную и неформальную структуру группы. Формальная (или официальная) структура группы - это совокупность связей и отношении между индивидами, определяемая формальными предписаниями (должностными инструкциями, официальной структурой организации, формальным статусом индивидов). Неформальная (или неофициальная) структура - это реально складывающаяся в организации структура связей, коммуникаций и влияния.

В социально-психологических исследованиях малых групп наиболее часто выделяют и анализируют социометрическую, коммуникативную и ролевую структуру группы, а также структуру власти и влияния. Социометрическая структура малой труппы - это совокупность связей между ее членами, характеризуемых взаимными предпочтениями и отвержениями по результатам социометрического теста, предложенного Д. Морено (1958). В основе социометрической структуры группы лежат эмоциональные отношения симпатии и антипатии, феномены межличностной привлекательности и популярности. Основными характеристиками социометрической структуры малой группы являются характеристики социометрического статуса членов группы, то есть положения, которое они занимают в системе межличностных выборов и отвержений; характеристики взаимных эмоциональных предпочтений и отвержений членов группы; наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных выборов, и характер отношений между ними. Существенной характеристикой группы, получаемой по результатам социометрического опроса, является число взаимных выборов и отвержений по отношению к числу максимально возможных (так называемая социометрическая сплоченность группы). Графическое изображение структуры межличностных выборов и отвержений в группе называется групповой социограммой (см. рис. 3).



Рис 3. Социограмма-мишень, представляющая взаимоотношения в группе, состоящей из 11 человек

Коммуникативная структура малой группы - это совокупность связей между ее членами, характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе. Основными характеристиками коммуникативной структуры группы являются: положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации), частота и устойчивость коммуникативных связей в группе, тип коммуникативных связей между членами группы (централизованные или децентрализованные «коммуникативные сети» (см. рис. 4). В экспериментах А Бейвелиса и Г.Ливитта (Д Картрайт и А.Зандер, 1968) было показано, что централизованные коммуникативные сети типа «крест» (все коммуникации осуществляются через одного испытуемого, занимающего центральную позицию), способствуют более быстрому решению задач, а децентрализованные коммуникативные сети типа «круг» способствуют более высокой удовлетворенности членов группы. Исследования К.Фашо и С. Московичи (1958) обнаружили, что для решения простых задач, имеющих одно верное решение, более предпочтительны централизованные сети, а для решения сложных задач, требующих творческих усилий, - децентрализованные. Наиболее успешными оказались группы, коммуникативные структуры которых соответствовали характеру решаемых задач.

Рис. 4. Типы коммуникативных структур малых групп

Ролевая структура малой группы - это совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемых распределением между ними групповых ролей, т.е. типичных способов поведения, предписываемых, ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса. Так, при анализе группового решения задач выделяются роли «генератора идей», «эксперта», «критика», «организатора», «мотиватора». При анализе деятельности психокоррекционных групп выделяются роли «объединителя», «козла отпущения», «сектанта», «невинной жертвы» и т д. В наиболее общем виде при анализе процесса взаимодействия в группе выделяются роли, связанные с решением задач, и роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы (см. таблицу 1).

Анализ ролевой структуры малой группы позволяет определить, какие именно ролевые функции и в какой степени реализуются участниками группового взаимодействия.

Структура социальной власти и влияния в малой группе - это совокупность связей между индивидами, характеризуемая направленностью и интенсивностью их взаимного влияния . В зависимости от способа осуществления влияния выделяют различные типы социальной власти: вознаграждения, принуждения, легитимной, экспертной и референтной (Д,Френч, Б,Равен). Основными характеристиками структуры социальной власти и влияния являются системы связей, лежащих в основе руководства группой как официально закрепленного социального влияния (если речь идет о формальной организованной группе) и неофициального (неформального) влияния, в основе которого лежит феномен лидерства.

Решение задач Оказание поддержки
Инициатор Предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы. Предлагает способы преодоления трудностей и решения задач. Разработчик Детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы. Координатор Комбинирует идеи и предложения и пытается координировать деятельность других членов группы. Контролер Направляет группу к. ее целям, подводит итог то го, что в ней уже произошло, выявляет отклонения от намеченного курса. Оценщик Критически оценивает работу группы и предложения других, сравнивая их с существующими стандартами выполнения поставленной задачи. Погонщик Стимулирует группу и подталкивает ее членов к действиям, к новым решениям и к тому, чтобы сделать уже больше сделанного. Вдохновитель Поддерживает начинания других, высказывает понимание чужих идей и мнений. Гармонизатор Служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия и, таким образом, сохраняет в группе гармонию. Примиритель Поступается в чем-то своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других, и, таким образом, поддерживает в группе гармонию. Диспетчер Создает возможности для общения, побуждая к нему других членов группы и помогая им, и регулирует процессы общения. Нормировщик Формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов. Ведомый Пассивно следует за группой. Выступает в роли зрителя и слушателя в групповых дискуссиях и при принятия решений.

Таблица 1. Роли, связанные с решением задач и оказанием поддержки (Адаптировано из Benne and Sheets, 1948, из книги Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб: Питер, 1997).

Развитие малой группы

Формирование малой группы. Психологические проблемы формирования и особенно развития малых групп исследованы в меньшей степени, чем их структурные характеристики. Это связано с тем, что изучение динамики протекания социально-психологических явлений в естественных группах представляет собой сложную исследовательскую задачу. Кроме того, динамические процессы в малых группах, относящихся к различным классам, имеют существенные различия (например, в трудовых коллективах, семьях или дружеских компаниях). Наконец, в отечественной психологии все советский период проблема развития группы ставилась и решалась в излишне идеологизированной форме, исходя из представлений о некоем эталоне развития группы (коллективе высокого уровня развития), поступательное продвижение к которому представлялось отличительной особенностью развития коллективов в условиях социалистического общества. Поэтому изучение реальной динамики жизнедеятельности естественных групп в современном обществе остается актуальной проблемой социальной психологии.

Психологические механизмы формирования (возникновения, образования) малых групп могут существенно различаться в зависимости оттого, о каком классе групп идет речь. Образование формальных групп, выступающих структурными элементами социальных организаций и институтов, происходит, как правило, вне прямой связи с потребностями и желаниями людей объединиться именно в рамках данной конкретной группы. В этом случае более правильно говорить о механизмах вхождения или включения индивидов в формирующуюся или уже существующую группу. К числу таких механизмов относится, в первую очередь, привлекательность данной конкретной группы для индивида. Однако вхождение индивида в ту или иную формальную группу, как правило, определяется интересами и потребностями, не связанными непосредственно с потребностью в общении и объединении именно с данными людьми. Именно этим объясняется известный феномен расхождения между группой членства и референтной группой (или значимым кругом общения), исследованный американским психологом Д.Хайменом (1942), и существование неформальных групп внутри формальных организаций.

Неформальные группы, напротив, образуются преимущественно на основе потребностей индивидов в общении, участии, принадлежности и т.д. Поэтому в их возникновении большую роль играют психологические механизмы эмоциональной привлекательности, психологической совместимости индивидов. К числу более универсальных психологических механизмов, способствующих объединению людей в малые группы и формированию психологической общности, относятся механизмы взаимного влияния в процессе общения: подражание, внушение, эмпатия, идентификация.

Учет социально-психологических факторов при формировании первичных коллективов является важной практической задачей. Результаты исследования В.П.Познякова (1991) показали, что в условиях изменения формы собственности на предприятиях взаимоотношения в малых группах, выступающих структурными подразделениями производственных организаций, могут складываться принципиально по-разному в зависимости оттого, формировались ли эти группы добровольно, с учетом желания работников вместе работать и хозяйствовать, или по формальному признаку. Если в первом случае совместная хозяйственная деятельность сопровождалась усилением групповой сплоченности и приверженности к своей группе, то во втором - наблюдалось усиление дезинтегративных тенденций вплоть до распада группы.

Этапы развития малой группы. Образование группы (формальной или неформальной) является чрезвычайно важным этапом ее жизнедеятельности, однако лишь началом этого процесса, который предстает перед исследователем как процесс непрерывного изменения состояний и свойств группы, получившего название развития группы. В современной социальной психологиипроцесс развития малой группы понимается как закономерная смена этапов (или стадий), различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отношениях: дифференциации и интеграции. Так, начиная с работ А.С.Макаренко (1951), в отечественных исследованиях психологии трудовых коллективов выделяются стадии первичного синтеза, дифференциации и вторичного синтеза или интегрирования.

В концепции Л.И.Уманского (1980) поэтапное развитие группы характеризуется как последовательная смена стадий, различающихся степенью психологической интегрированностисти в деловой и эмоциональной сферах. Отличительными признаками (параметрами) развития группы выступают: направленность (содержание групповых целей, мотивов и ценностей), организованность, подготовленность к выполнению совместной деятельности, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность, стрессоустойчивость. Целостными характеристиками группы выступают также сплоченность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность.

Развитие группы происходит в континууме, высшую точку которого занимает коллектив - реальная контактная группа, отличающаяся интегративным единством направленности, организованности, подготовленности и психологической коммуникативности, а крайнюю низшую точку этого развития представляет группа-конгломерат, только что сформированная или собравшаяся группа людей, у которых отсутствуют все эти параметры,

В предложенном континууме автор выделяет следующие основные этапы развития группы как коллектива. Номинальная группа характеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач. Группа-ассоциация отличается начальной межличностной интеграцией в сфере эмоциональных отношений. Группа-кооперация характеризуется преобладанием интегративных тенденций в сфере деловых отношений. Группа-автономия обладает высоким внутренним единством как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений. Изоляция группы и концентрация активности ее членов на узкогрупповых целях приводит к формированию группы-корпорации. Отличительной особенностью коллектива является его интеграция с другими группами на основе направленности на более широкие социально значимые цели. Динамика коллективообразова-ния представляет собой сложный процесс, включающий как этапы быстрого продвижения по уровням, так и периоды длительного пребывания на одном и том же уровне и даже его снижения. В этом случае группы могут характеризоваться внутренней антипатией, эгоизмом в межличностных отношениях ( «интраэгоизм» по Л.И.Уманскому), конфликтностью, агрессивностью как формами проявления дезинтеграции.

В психологической теории коллектива, разработанной А.В.Петровским (1979), развитие группы характеризуется по двум основным критериям: степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности и ее общественная значимость. По первому критерию уровень развития группы можно определить в континууме от диффузной группы (случайного собрания людей, не связанных совместной деятельностью) до высокоорганизованных групп, межличностные отношения в которых максимально подчинены целям совместной деятельности и опосредствованы ею. По второму критерию можно выделить группы с положительной и отрицательной социальной направленностью. Развитие группы характеризуется динамикой изменения ее свойств по обоим параметрам, что предусматривает возможность регрессивного изменения отношений (изменение социальной направленности с позитивной на негативную или узкогрупповую) и дает возможность четкой типологизации многочисленных реально существующих групп по предложенным параметрам.

В западной социальной психологии существует большое количество моделей развития группы. Для большинства из них характерно выделение трех основных этапов или стадий: ориентировки в ситуации, конфликта и достижения согласия или равновесия. Модель развития малой группы, предложенная американским психологом Б.Такменом, основана на выделении двух основных сфер или измерений групповой жизнедеятельности: деловой, связанной с решением групповой задачи, и межличностной, связанной с развитием групповой структуры. В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет следующие стадии:

  • ориентировка в задаче и поиск оптимального способа ее решения,
  • эмоциональные реакции на требования задачи, противодействие членов группы требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением задачи и противоречащим их собственным намерениям,
  • открытый обмен информацией с целью достижения более глубокого понимания намерений друг друга и поиска альтернатив,
  • принятие решения и активные совместные действия по его реализации.

В сфере межличностной активности Б.Такмен выделяет стадии:

  • «проверка и зависимость», ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения,
  • «внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимодействия и отсутствием единства в группе,
  • «развитие групповой сплоченности», преодоление разногласий и разрешение конфликтов,
  • «функционально-ролевая согласованность», связанная с образованием ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи (Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., 1991, с.52-53).

Изменения в выделенных сферах протекают взаимосвязанно, а противоречия между ними могут рассматриваться как механизмы группового развития.

Психологические механизмы развития малой группы. К числу основных психологических механизмов развития малой группы относятся.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png