Российско-американские отношения, являющиеся системообразующим фактором обеспечения глобальной безопасности и стабильности, в последние годы переживают непростой период. Под предлогом внутриукраинского кризиса, во многом спровоцированного Администрацией Б.Обамы, в Вашингтоне с марта 2014 г. взяли курс на «системное сдерживание» России, предприняли шаги по разрушению фундамента взаимодействия.

Победивший на выборах Президента США 8 ноября 2016 г. Д.Трамп неоднократно заявлял о стремлении вернуть диалог в более устойчивое состояние. Однако на практике Вашингтон продолжил конфронтационную линию, используя против нашей страны экономические, военно-политические, пропагандистские и иные инструменты. По состоянию на конец июня 2019 г. под разнообразные американские ограничения подведены 288 российских граждан и 485 юридических лиц.

На атмосфере отношений негативно сказывается внутриполитическая конъюнктура в США. Ее составляющей стало использование русофобии в межпартийной борьбе и распространение безосновательных инсинуаций о «российском вмешательстве в американские выборы».

С нашей стороны принимаются необходимые меры – как зеркальные, так и асимметричные – по защите национальных интересов в связи с недружественными действиями Вашингтона. При этом не закрываем возможности для нормализации отношений, если США на деле проявят готовность к равноправному и взаимовыгодному сотрудничеству.

В рамках политических контактов на высшем уровне с начала 2017 г. состоялось шесть личных встреч В.В.Путина и Д.Трампа, включая полноформатный двусторонний саммит в Хельсинки 16 июля 2018 г., а также девять их телефонных разговоров. Регулярный диалог поддерживают руководители внешнеполитических ведомств – помимо общения по телефону С.В.Лавров и М.Помпео провели обстоятельные переговоры в рамках визита Госсекретаря в Сочи 14 мая 2019 г., а также встречаются на мероприятиях в третьих странах.

В ходе беседы глав государств «на полях» саммита «Группы двадцати» в Осаке 28 июня 2019 г. с обеих сторон был выражен настрой на улучшение качества отношений и восстановление каналов общения. Условлено возобновить диалог по стратегической стабильности, рассмотреть возможности придания дополнительных импульсов двустороннему экономическому сотрудничеству. В.В.Путин пригласил Д.Трампа в Москву на празднование 75-летия Победы 9 мая 2020 г.

В сфере контроля над вооружениями из-за действий США накопился целый ряд серьезных проблем. Развал Вашингтоном Договора о РСМД, окончательно оформленный нотой Госдепартамента США от 2 февраля 2019 г., нанес удар по всей архитектуре международной безопасности. Россия не сможет игнорировать появившиеся в этой связи угрозы, так же как ранее была вынуждена приступить к разработке новых наступательных вооружений в ответ на создание американской системы ПРО, являющейся составной частью наступательного потенциала.

Кроме того, в Вашингтоне сохраняют неопределённость вокруг судьбы истекающего в феврале 2021 г. Договора о СНВ, игнорируют наши обоснованные вопросы к его выполнению американской стороной. Продуктивность дальнейшего диалога по тематике стратегической стабильности будет напрямую зависеть от готовности США учитывать российские интересы и озабоченности.

Одновременно интенсивный характер в последнее время носят двусторонние контакты по ряду международных и региональных проблем. С декабря 2018 г. возобновился российско-американский контртеррористический диалог, прерванный Б.Обамой. В 2018-1019 гг. состоялись четыре встречи Секретаря Совета Безопасности России Н.П.Патрушева и Помощника Президента США по национальной безопасности Дж.Болтона. Выросла степень координации наших усилий в целях урегулирования положения в Афганистане и на Корейском полуострове, активизировался обмен мнениями по ситуации вокруг Сирии.

Тем не менее, возможности для сотрудничества остаются ограниченными из-за общей неблагоприятной ситуации в отношениях. Сказывается также агрессивность поведения США на мировой арене в погоне за глобальным доминированием.

Мы давно ставим вопрос о снятии многочисленных «раздражителей», созданных Вашингтоном в двустороннем сегменте отношений. Требуем прекращения «охоты» американских спецслужб на граждан России в третьих странах, скорейшего возвращения пострадавших от нее, в том числе В.А.Бута и К.В.Ярошенко. Настаиваем на освобождении М.В.Бутиной, арестованной в Вашингтоне летом 2018 г. и осужденной по сфабрикованному обвинению только за свое российское гражданство.

Одной из острых проблем остается ситуация вокруг нашей дипломатической недвижимости в США. Сначала Администрация Б.Обамы в последние дни своей деятельности 30 декабря 2016 г. блокировала загородные комплексы Посольства в Вашингтоне и Постпредства при ООН в Нью-Йорке. Уже при Д.Трампе были принудительно закрыты российские генеральные консульства в Сан-Франциско и Сиэтле, захвачены их помещения, а также здание нашего Торгпредства. В итоге американскими властями в нарушение международного права фактически конфискованы шесть объектов, являющихся собственностью России.

Несмотря на сложности в межгосударственных отношениях, фиксируется положительная динамика российско-американской торговли. В 2017 - 2018 гг. она увеличилась с 20 млрд. долларов до 25 млрд. Реализации потенциала экономической кооперации могла бы способствовать деятельность Делового консультативного совета из «капитанов» частного бизнеса, о создании которого президенты договаривались еще на саммите в Хельсинки. Однако в последующем Вашингтон стал затягивать с осуществлением данной инициативы.

Со своей стороны считаем важным развивать самый широкий спектр двусторонних общественных и гуманитарных контактов, способствующих укреплению взаимопонимания между народами. Одна из наиболее перспективных тем в этом контексте, вызывающая заинтересованный отклик у россиян и американцев, – это общая история и культурно-историческое наследие, в том числе сохранение памяти о Русской Америке и наших союзнических отношениях в годы Второй мировой войны.

Раскол в отношениях Соединенных Штатов и России если не достиг своего пика, то точно уже где-то рядом. На прошлой неделе Соединенные Штаты объявили о закрытии Генерального консульства России в Сан-Франциско, а также двух российских торговых представительств – в Вашингтоне и Нью-Йорке. В государственном департаменте США заявили, что решение принято «на принципах паритета» в ответ на . После этого, в торговом представительстве в Вашингтоне успели , а над консульством России в Сан-Франциско из трубы — журналисты заподозрили, что там что-то сжигают.

Реакция российской стороны на закрытие своих консульских учреждений в Америке была довольно резкой.

Так, официальный представитель МИД России Мария Захарова в своем комментарии от 1 сентября назвала решение американских властей « беспрецедентными мерами по ограничению деятельности российских дипломатических и консульских представительств в США ».

« Данный шаг представляет собой новое грубейшее нарушение международного права, включая обязательства США по венским конвенциям о дипломатических и консульских сношениях », – говорится в официальном заявлении Захаровой на странице российского МИДа.

« Помимо очередного рейдерского захвата дорогостоящих объектов российской государственной собственности, которые нам после их блокирования настойчиво предлагают продать, на этот раз требования властей США создают прямую угрозу для безопасности граждан России », – отметила Захарова.

Российское консульство в Сан-Франциско в заявлении, опубликованном на официальной странице ведомства в соцсетях , также назвало решение американских властей « недружественным шагом, который, прежде всего, больно ударит по российским гражданам, проживающим в консульском округе, а также по американским гражданам, так как значительная часть россиян имеет и американское гражданство ».

Тем временем реакция американских экспертов на принятое решение разнится.

Известный американский комментатор, писатель, бывший дипломат и аналитик разведки Джеймс Бруно предполагает, что эстафета взаимных “сокращений” и “ограничений” в отношении консульских учреждений на этом не остановится и стоит ожидать еще большего охлаждения дипломатических связей. При этом закрытие консульства России в Сан-Франциско он называет “важным и необходимым ответом”.

« С момента распада Советского Союза в 1991 году, когда наша дипломатическая миссия в Киеве превратилась в посольство США в Украине, у наших стран сохранялось неравное количество консульств. Принятое в четверг решение [о закрытии консульства России в Сан-Франциско и двух российских торговых представительств в США. — Авт. ] исправило этот дисбаланс. После закрытия российского консульства в Сан-Франциско у США и России остаются по три консульства соответственно на основе паритета. Тем не менее, сохраняется риск, что Владимир Путин может приказать закрыть Генеральное консульство США в Санкт-Петербурге, поскольку с 1972 оно было связано с российской миссией в Сан-Франциско году на основе принципа взаимности, в соответствии с Консульским соглашением между Соединенными Штатами и СССР. Таким образом, действия Вашингтона могут фактически привести к усилению «нисходящей спирали» в русско-американских отношениях », – поделился своим мнением с ForumDaily Джеймс Бруно .

Проработавший 27 лет в ФБР Эндрю Брингюэль предупреждает: для самих Соединенных Штатов ответные действия в логике «дипломатической школы Холодной войны» могут быть чреваты опасными дипломатическими последствиями.

« Если ситуация выйдет из-под контроля, она может легко перерасти в «нисходящую спираль». США вводят экономические санкции, Россия отвечает, выгоняя американских дипломатов, Америка отвечает закрытием консульства и нескольких учреждений, но при этом подчеркивает свою надежду на завершение конфликта. Очевидно, что США не хотят дальнейшей эскалации, но вы же понимаете, что Россия должна будет как-то ответить. Возможно, бомбардировщики, летающие в поддержку Северной Кореи, и станут их ответом », – опасается Брингюэль.

При этом бывший сотрудник ФБР в комментарии ForumDaily подчеркнул: « Российский шпионаж никогда не уменьшится до такой степени, чтобы перестать быть угрозой для нас. Их тактика и операторы могут измениться, но их стратегические цели всегда останутся такими же, как во времена Холодной войны, а значит, мы должны оставаться бдительными ».

Справа на фото — здание российского консульства в Сан-Франциско. Фото: Depositphotos

Неравный бой

Бывший старший сотрудник ЦРУ с почти 30-летним опытом работы в разведке Джон Сайфер придерживается иной точки зрения. По его мнению, ответ Вашингтона несоразмерно мал в сравнении с действиями Москвы и не может нивелировать ущерба, наносимого американской разведке.

« Я считаю, что это несерьезный ответ, а предыдущие комментарии президента и его подобострастное отношение к Путину тревожат еще больше. На самом деле, это позор. Люди, работающие в нашем посольстве в Москве, – это наши лучшие люди. Они тратят годы на подготовку и изучение языка, они берут с собой семьи в сложную среду, где их, вероятно, будут преследовать. Плохое отношение со стороны российского правительства для них – вполне ожидаемая вещь. И они не заслуживают такого отношения от своего собственного президента », – отмечает он.

По поводу вопроса об изгнании американских дипломатов из России, Джон Сайфер уверен: в этой области Вашингтон традиционно проигрывает Москве.

« Русские сильнее нас в этом, и гораздо более безжалостны. Раньше, когда мы ловили русских шпионов или пытались выслать их, Россия отвечала немедленно. Они одержимы тем, чтобы к ним относились на равных. Однако проблема в том, что у них в четыре или пять раз больше офицеров разведки в США, чем у нас в Москве. Когда обе стороны отбрасывают то же самое количество человек, у нас остается гораздо меньше возможностей в России, чем у них в Америке. Кроме того, ФСБ намного жестче и невыносимее для наших дипломатов в Москве, чем ФБР здесь », – добавляет он.

Ветеран ЦРУ подчеркивает: главная суть введенных Вашингтоном санкций и имевшей место в конце декабря высылки российских дипломатов состоит в наказании России. Однако при принятии «паритетного» подхода достигнуть этой цели невозможно.

« Суть в том, что русские напали на нас вопиющим и ничем не оправданным образом. Они пытаются навредить нам и ослабить нас и наших союзников по всему миру. Их деятельность в Украине, Сирии, Афганистане и других странах выходит за допустимые рамки международных норм. Поэтому позволять им настаивать на паритете и лидировать в изгнании дипломатов просто неприемлемо. Мы не должны забывать, что именно они создали эти проблемы, и потому они, а не мы, должны страдать от их последствий. Получается, что они относятся к нам как к врагам, и мы относимся к ним как к друзьям и равным? Это не имеет смысла », – возмущается Сайфер.

« Россия напала на нас. Мы пытались дать понять им это и наказать их, но в итоге потеряли гораздо больше людей. Мы изгнали 35 шпионов, а Россия, в свою очередь, выслала 755 человек. Мы закрыли пару зданий, но позволили остаться в стране их сотрудникам, а затем приняли требование России о «паритете». Для нас это серьезное поражение », – уверен бывший разведчик.

Также Джон Сайфер отмечает, что закрытие консульства конкретно в Сан-Франциско имеет смысл только в том случае, если россияне действительно покинут занимаемое здание.

« Если они останутся там, и ФБР не сможет войти, для нас это станет очередной потерей. Похоже, россияне смогут остаться в здании. Если так, они могут продолжать использовать техническое шпионское снаряжение на крыше бывшего консульства и управлять шпионскими операциями внутри его. Единственное, что они сделают, это перестанут принимать заявления на визы. Опять же, мы проигрываем », – заключил он.

Напомним, что 28 июля Россия до 1 сентября сократить число сотрудников своих дипмиссий на российской территории более чем в два раза – до 455 человек, выслав из страны 755 дипломатов. Кроме того, американцам запретили пользоваться посольской дачей в Серебряном Бору и складом на Дорожной улице. Требования к американским дипломатам были предъявлены в ответ на закон, предусматривающий в отношении России и подписанный президентом Трампом 2 августа.

Ранее, 29 декабря 2016 года, уходящий президент США Барак Обама подписал указ о введении новых антироссийских санкций в связи с «вмешательством Москвы в американские выборы и давлением на американских дипломатов», работающих в России. Госдепартамент США в тот же день

stdClass Object ( => 20214 => Выбор редакции => category => vibor-redakcii)

«Разочарование — исключительное разочарование — вот чем оказался 2017 год для российско-американских отношений. Взаимоотношения в тупике, глубоком и темном — и темнота только сгущается.

Обе стороны надеялись на лучшее. Москва, отказавшись от развития отношений с администрацией Барака Обамы, сразу же ударилась в самообман, поверив в то, что сумбурные предвыборные заявления Дональда — это свежий подход США к российскому направлению.

Люди из новой администрации, включая самого Трампа, с некоторой горячностью предполагали, что они смогут заключить сделки с путинским руководством, снять санкции, провести четкую разграничительную линию между Россией и проблемными странами типа Сирии и Ирана и таким образом направить двусторонние отношения в более конструктивное русло.

Наиболее здравый из этих политиков, госсекретарь США , заявлял по этому поводу:

«Наши взаимоотношениях находятся в самой низшей точке со времен «холодной войны», и эта спираль продолжает закручиваться вниз. Мы должны стабилизировать ее и начать поиски путей к восстановлению».

Но эти попытки провалились, и зерна этого провала проросли практически сразу же. Всего лишь спустя три недели после начала работы новой высокопоставленные представители кабинета начали выступать с заявлениями, в том числе с критикой в адрес России, которые мало чем отличались от слов их предшественников.

Когда же возникла токсичная проблема российского вмешательства в американские выборы 2016 года, она отравила все остальные направления двусторонних взаимоотношений.

Ущерб увеличился еще и потому, что российская сторона отказалась признать серьезность этой темы и восприняла ее исключительно как махинацию внутри американского политического процесса, — а конгресс США оказался полностью поглощен этим вопросом, но решил разобраться с ним самым непродуктивным — и даже контрпродуктивным — способом.

Проблему проигнорировали, и она сковала администрацию Трампа и парализовала любые мысли о поиске точек сближения с Россией. В свою очередь, российскую сторону ситуация еще сильнее убедила в том, что американцы неисправимы и менять что-либо в российской политике просто не имеет смысла.

В результате взаимоотношения спотыкаются от одной проблемы к другой — Украина, Сирия, договор об РСМД, Иран, санкции, Северная Корея, — и ни по одному направлению не удается достичь прогресса, обе страны все чаще обращаются к тенденциозной риторике прошлого.

Сложно представить, что 2018 год сильно изменит ситуацию и изменит ее вообще. Ни одна из двух стран не готова и не способна переступить через нынешнюю узкую повестку и взвесить последствия ситуации, в которой они не смогут сообща решить проблемы ядерного мира, грозящего выйти из-под контроля.

В этом мире система европейской безопасности вновь скатывается к опасной военной конфронтации, изменения климата грозят чередой конфликтов за ресурсы, а США и Россия трагичным образом предпочитают воспринимать появление новых великих держав, в частности, Китая, не как повод к стратегическому сотрудничеству, а как призыв к соперничеству.»

«В ушедшем году, по крайней мере, в России были надежды, что новой американской администрации во главе с Дональдом Трампом удастся переломить негативную тенденцию в двухсторонних отношениях. Что мы начнем потихоньку возвращаться к нормальному сотрудничеству, уйдет негативная риторика и, может быть, удастся продвинуться вперед по целому ряду направлений — от Сирии до Северной Кореи.

Этого не получилось. Более того, 2017 год стал годом нового пакета антироссийских санкций, очень серьезного, отменить который вряд ли удастся в ближайшее время.

Самое печальное в том, что Россия стала фактором внутриамериканской политики.

То есть у разных политических классов и сил могут быть расхождения по целому ряду вопросов актуальной повестки, но антироссийский консенсус становится частью американской идентичности. А если это стало идентичностью, то с этим мало что можно поделать.

Задача 2018 года — добиться стабилизации российско-американских отношений, прекратить раскручивание санкционной спирали и снизить накал враждебной риторики. Необходимо договориться о восстановлении контактов, по возможности, на разных уровнях и сферах.

Очень важно не допустить развала режима российско-американского контроля над стратегическими вооружениями.

Эта задача распадается надвое. Во-первых, под угрозой договор об РСМД. Хотелось бы его сохранить: чтобы ни США, ни Россия не вышли из него. Во-вторых, надо договориться о продлении СНВ-3. Если это удастся, ты мы сохраним ту базу, на которой могут строиться дальнейшие соглашения, в том числе многосторонние.

Ну и, конечно, нужно сохранить сферы нашего позитивного взаимодействия. Например, российско-американское сотрудничество в Арктике. Оно существует и развивается по своей логике, и здесь главное не мешать, не превратить это взаимодействие в разменную карту политического торга.»

, председатель Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай»

«Мировая пресса, включая, кстати, российскую, переполнена мрачными прогнозами о том, что никакого общего будущего, никакого плодотворного сотрудничества между нашими странами ожидать не стоит. Однако эта мизантропическая картина противоречит не только заявлениям лидеров и России, и США, но и некоторым обстоятельствам, на которые стоило бы обратить внимание.

Российский лидер, невысоко оценив нынешнее состояние отношений между странами, тем не менее, сказал, что надеется на возможное улучшение отношений в перспективе.

Президент США, хоть и назвал Россию стратегическим соперником наряду с Китаем, но, если так можно выразиться, не вышел за рамки спортивно-политической терминологии.

Еще интереснее то, что практические отношения между США и Россией продолжаются весьма успешно. В сфере космических исследований, например, и даже в деле борьбы с запрещенным в России ИГ. Сказанное совершенно не означает отсутствие трений, публичной полемики, колких взаимных обвинений, но, обратите внимание, это не мешает американским спецслужбам предупредить российских коллег об опаснейшем теракте и предотвратить его.

Характерно, что лидеры двух стран с откровенным одобрением высказываются об этом акте взаимопомощи.

Проблема, как мне кажется, в том, что обе страны, как это ни покажется странным, переживают в чем-то сходный момент своего развития. И российское, и американское общество переживает острейший момент самоопределения, момент выбора пути.

Так вышло, что для американского общества основным образом Другого, на противостоянии которому основывается самоидентификация, стало российское общество, а для российского - американское. Вопросом, насколько воображаемые образы совпадают с реальным положением дел, похоже, мало кто задается.

Это — следствие невиданного мирового прогресса: общества переосмысливают себя, выбирают свой образ будущего. Если этот образ появится, он станет великой интеллектуальной инвестицией.

Получается, что в мучительном размышлении о будущем и Россия, и США могут выбрать в том числе и новые отношения друг с другом, — иные, чем сейчас.

Очевидно, что элиты обеих стран не мыслят мир друг без друга. Осталось ответить на вопрос, какую роль они отведут другой стороне?»

Дипломатические отношения между Россией и США были установлены 5 ноября (24 октября по старому стилю) 1809 года. После революции 1917 года Соединенные Штаты отказались признавать Советское правительство. Дипломатические отношения между СССР и США были установлены 16 ноября 1933 года.

Российско-американские отношения за сравнительно короткий срок прошли сложную эволюцию — от готовности России и США к сотрудничеству до взаимных разочарований и постепенного дистанцирования стран друг от друга.

Первый президент России Борис Ельцин впервые посетил США 31 января — 1 февраля 1992 года. В Кэмп-Дэвиде прошел саммит с участием российского лидера и американского президента Джорджа Буша-старшего. Стороны договорились продолжать процесс сокращения стратегических ядерных вооружений, сотрудничать в области торговли оружием, сфере нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и пр. По итогам встречи принята Кэмп-Дэвидская декларация, зафиксировавшая новую формулу российско-американских отношений, впервые было официально провозглашено окончание холодной войны .

7-16 ноября 2001 года президент России Владимир Путин совершил первый государственный визит в США . Главной темой российско-американских консультаций стала координация совместных усилий в борьбе с терроризмом. Обсуждалась общая международная обстановка и ситуация в отдельных регионах мира — в Центральной Азии, в Ираке, в зоне арабо-израильского конфликта и на Балканах. По итогам переговоров Владимир Путин и Джордж Буш-младший приняли совместные заявления по положению в Афганистане и ситуации на Ближнем Востоке, борьбе с биотерроризмом, противодействию незаконному обороту наркотиков, новым отношениям между США и Россией, экономическим вопросам.

В настоящее время отношения России и США переживают непростой период из-за различных подходов к урегулированию ряда важных международных проблем. В контексте внутриукраинского кризиса, во многом спровоцированного Вашингтоном, с марта 2014 года администрация Барака Обамы пошла по пути сворачивания связей с Россией, в том числе прекратила взаимодействие по линии всех рабочих групп совместной Президентской комиссии и в несколько этапов ввела санкции против российских физических и юридических лиц. С российской стороны предприняты ответные шаги, как зеркальные, так и асимметричные.

В этих условиях особую значимость имеет продолжающийся политический диалог на высшем и высоком уровне.

29 сентября 2015 года президент России Владимир Путин и президент Соединенных Штатов Америки Барак Обама провели двустороннюю встречу "на полях" сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке.

30 ноября 2015 года Владимир Путин встретился с президентом США Бараком Обамой "на полях" конференции ООН по вопросам изменения климата в Париже. Состоялся подробный обмен мнениями по сирийской проблематике, обсуждалась также ситуация на Украине.

5 сентября 2016 года лидеры России и США встретились "на полях" саммита "Группы двадцати" в Ханчжоу (Китай). Также обсуждались актуальные вопросы международной повестки дня, в частности, ситуация в Сирии и на Украине.

Владимир Путин и Барак Обама также неоднократно общались по телефону.

28 января 2017 года состоялся телефонный разговор Владимира Путина с президентом США Дональдом Трампом. Владимир Путин поздравил Дональда Трампа с официальным вступлением в должность, пожелал успехов в предстоящей деятельности. В ходе беседы с обеих сторон был продемонстрирован настрой на активную совместную работу по стабилизации и развитию российско-американского взаимодействия на конструктивной, равноправной и взаимовыгодной основе.

4 апреля 2017 года лидеры России и США вновь пообщались по телефону .

Регулярный контакт поддерживали руководители внешнеполитических ведомств Сергей Лавров и Джон Керри, проведшие в 2015-2016 годах более 20 встреч и десятки телефонных разговоров.

В 2015-2016 годах Джон Керри четыре раза посещал Россию с рабочими визитами (12 мая и 15 декабря 2015 года, 23-24 марта и 14-15 июля 2016 года).

16 февраля 2017 года состоялась министра иностранных дел России Сергея Лаврова и госсекретаря США Рекса Тиллерсона. Переговоры Лаврова и Тиллерсона прошли в Бонне в преддверии министерского заседания G20.

Продолжается интенсивный обмен мнениями по актуальным международным и региональным проблемам, включая ситуацию на Ближнем Востоке, в Афганистане и на Корейском полуострове, противодействие международному терроризму и другим вызовам. При ведущей роли России и США выработана договоренность по урегулированию иранской ядерной проблемы, запущена работа Международной группы поддержки Сирии и введен в действие режим прекращения огня в этой стране.

Интенсивность обсуждения тематики контроля над вооружениями и нераспространения была резко снижена Вашингтоном в 2014 году наряду со свертыванием им контактов между военными. Вместе с тем, продолжается реализация Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, подписанного 8 апреля 2010 года в Праге (вступил в силу 5 февраля 2011 года, срок действия — 10 лет с возможностью продления). Одним из наиболее проблемных в военно-политической сфере остается вопрос развертывания ПРО США. Диалог по нему приостановлен американцами, не желающими учитывать российские озабоченности, еще до событий на Украине.

В последние несколько лет динамика межпарламентских связей существенно снизилась из-за негативного отношения к сотрудничеству с российскими парламентариями со стороны членов Конгресса. После введения американцами санкций против целого ряда представителей Федерального Собрания имеют место только отдельные эпизодические контакты.

В условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры и санкций отмечается снижение двустороннего товарооборота. По данным Федеральной таможенной службы РФ, внешнеторговый оборот России и США по итогам 2016 года составил 20276,8 миллиона долларов (в 2015 году — 20909,9 миллиона долларов), в том числе российский экспорт — 9353,6 миллиона долларов (в 2015 году — 9456,4 миллиона долларов) и импорт — 10923,2 миллиона долларов (в 2015 году — 11453,5 миллиона долларов).

По доле в российском товарообороте в 2016 году США заняли пятое место, по доле в российском экспорте — 10-е место, по доле в российском импорте — третье место.

В структуре экспорта России в США в 2016 году основная доля поставок пришлась на следующие виды товаров: минеральные продукты (35,60% от всего объема экспорта России в США); металлы и изделия из них (29,24%); продукция химической промышленности (17,31%); драгоценные металлы и камни (6,32%); машины, оборудование и транспортные средства (5,08%); древесина и целлюлозно-бумажные изделия (1,63%).

Российский импорт из США в 2016 году был представлен следующими группами товаров: машины, оборудование и транспортные средства (43,38% от всего объема импорта России из США); продукция химической промышленности (16,31%); продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (4,34%); металлы и изделия из них (4,18%); текстиль и обувь (1,09%).

В сфере двусторонних отношений действует несколько десятков межправительственных и межведомственных договоренностей по различным вопросам, включая транспорт, реагирование на чрезвычайные ситуации и т.п. В сентябре 2012 года вступило в силу соглашение об упрощении визовых формальностей. Россия ставит вопрос о дальнейшей либерализации режима взаимных поездок.

В области культурных связей с большим успехом в США проходят гастроли российских исполнителей классической музыки, театра и балета. Значительные усилия предпринимаются для сохранения и популяризации российского культурно-исторического наследия в США, включая музей на месте крепости Форт-Росс в Калифорнии.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Российско-американские отношения исторически развиваются по спирали. С момента первых контактов представителей Российской Империи с американскими поселенцами до времен «холодной войны» и начала XXI века страны взаимодействовали преимущественно в периоды глобальных или региональных вызовов и угроз. В моменты условного затишья государства поддерживали оптимальные друг для друга рабочие отношения, но никогда не стремились к максимально активному вовлечению в бизнес, культурные и уж тем более военные сферы.

Данная система взаимодействия объясняется несколькими факторами. Дело в том, что политическая мысль в США исторически отличается идеями мессианства и глобального превосходства. Более того, Вашингтон в своем стратегическом планировании до сих пор опирается на принципы классической геополитики. Она предполагает разделение мира на два вида держав: морские и сухопутные. Это географическое распределение приводит к тому, что государства автоматически лишаются возможности выстраивать свою внешнюю политику таким образом, чтобы полноценно охватывать обе сферы. Но данная концепция подвергалась переосмыслению американской политической элитой и стала представлять собой систему баланса сил, то есть, распределение мирового влияния между центрами силы, но под обязательным контролем Вашингтона.

Все это нашло отражение в так называемой Доктрине Монро, провозглашенной пятым президентом США во время ежегодного послания Конгрессу 2 декабря 1823 года. Главный тезис Монро заключался в том, что Западное полушарие является исключительной зоной национальных интересов Соединенных Штатов, в которую не должны вмешиваться европейские страны, а Вашингтон в свою очередь не будет претендовать на влияние в Европе. Ввиду изначальной основы на мессианских и гегемонистских идеях и активном развитии и расширении американского государства, «доктрина Монро» довольно быстро вышла за рамки лишь Западного полушария, и будущие президенты США, в частности Т. Рузвельт, В. Вильсон и Г. Труман, по сути, распространили её действие на весь мир.

Фактор восприятия России через призму глобального лидерства не предоставляет Вашингтону пространства для маневра по выстраиванию своей внешней политики. Загнав тем самым себя в жесткие рамки детерминированного политического мышления, американский истеблишмент односторонне трактует любые шаги Москвы как априори попирающие национальные интересы США, даже если нет никаких оснований для подобных заключений.

Несмотря на это, нынешний кризис в российско-американских отношениях нельзя назвать «холодной войной», так как сейчас нет противостояния двух политических и мировоззренческих систем, а есть столкновение национальных интересов. Проблема в том, что после распада СССР в Вашингтоне слишком много внимания уделили реализации Pax Americana на практике, они не смогли вовремя осознать, что мировое устройство стремительно менялось: Россия вернула себе статус великой державы и вновь стала активно участвовать в международных процессах, а Китай смог стать второй экономикой мира, что явно тревожит Вашингтон. Такие участники мировой системы, как межправительственные организации, стали еще более вовлечены в мирополитические процессы, выходящие из-под контроля государств.

В 2009 году начался новый виток российско-американских отношений, которые значительно ухудшились ещё к концу первого срока президентства Дж. Буша-младшего (и одновременно В.В. Путина). Поначалу прагматичное предложение о взаимодействии привело к успеху. Так, в 2010 году был подписан договор СНВ-3, Москва дала согласие на использование своей территории для передислокации американского военного контингента в Афганистане, Белый дом и Кремль даже смогли договориться о том, что ядерная программа Ирана должна быть пересмотрена Тегераном. Тогда же вопрос о расширении НАТО на Восток сместился на второй план, а в 2011 году Россия, по сути, поддержала США и их союзников, воздержавшись во время голосования в Совете Безопасности ООН о принятии резолюции, вводившей бесполётную зону над Ливией.

Однако в дальнейшем отношения стали ухудшаться. Сначала резкой критике со стороны Белого дома подверглись действия Кремля в отношении несогласных с итогами парламентских выборов в России, когда массовые протесты, проходившие в основном в Москве, привели к задержаниям и арестам лиц, названных в Вашингтоне «активными оппозиционерами» или «политическими заключенными». Следующим шагом стал так называемый «закон Магнитского», заменивший собой в 2012 году поправку Джексона-Веника, и также направленный на «соблюдение прав человека и принципа верховенства права». В рамках данного законодательного акта, Соединённые Штаты ввели санкции в отношении отдельных государственных и частных лиц России, якобы причастных к смерти аудитора Сергея Магнитского и нарушению прав и свобод человека в целом.

Но главным камнем преткновения в российско-американских отношениях стала Украина, а отправной точкой нынешнего российско-американского кризиса – присоединение Крымского полуострова в 2014 году («аннексия», как это официально называет Вашингтон). С этого момента Соединенные Штаты наложили на Россию самые жесткие санкции, что привело к ответным санкциям с российской стороны и так далее. В свою очередь, Сирию можно назвать некой площадкой, где две сверхдержавы в лучших традициях «холодной войны» продвигают свою региональную политику через поддержку «своих», при этом не приводя к открытой военной конфронтации непосредственно между Кремлем и Белым домом.

Вместе с тем, история российско-американских отношений имеет много положительных моментов, показывающих, что страны способны к диалогу и культурному обмену. Например, Российская империя поддержала Север в американской Гражданской войне, направив летом 1863 года две военные эскадры под командованием контр-адмиралов Попова и Лесовского. Говоря о культурном взаимодействии нельзя не упомянуть и о проходивших в начале XX века театральных гастролях российского балета, знаменитых «Русских сезонах», которые в значительной степени повлияли на становление и развитие американской балетной школы.

Более того, у Москвы и Вашингтона есть общая заинтересованность в противодействии международному терроризму, борьбе с межрегиональными криминальными группировками, решении проблем экологии и климата и многом другом. Иными словами, при фактическом отсутствии у России и США по-настоящему общих интересов, Кремль и Белый дом взаимодействуют на основе общих угроз.

Несмотря на крайне сложную координацию действий по борьбе с терроризмом непосредственно в очагах его распространения и формирования, сотрудничество по противодействию терроризму на территориях самих России и США продолжает сохраняться. Так, в ФСБ и ЦРУ обменивались информацией о Тамералане Царнаеве, в рамках которой российская сторона предоставила все необходимые данные на будущего террориста, к сожалению, не принятые американцами к сведению и повлекшие к гибели людей во время теракта в Бостоне в 2012 году. В свою очередь Вашингтон оказал Москве содействие по предотвращению терактов в Санкт-Петербурге в декабре 2017 года, за что Владимир Путин лично поблагодарил американского президента по телефону.

Несмотря на постоянные обвинения в «сговоре с русскими», Дональд Трамп всё же ищет способы найти контакт с Москвой, что систематически проявляется в личных инициативах американского президента, как было, например, с поздравлением Владимира Путина с победой на выборах вопреки рекомендациям советников Трампа.

Прошедший саммит президентов России и США в Хельсинки стал подтверждением того, что потребность в стабильной коммуникации на личностном уровне между Кремлём и Белым домом имеется. Важным аспектом здесь является то, что инициатива по организации встречи исходила от американской стороны. Это выглядит логичным, если учесть, что Москва всегда была открыта к диалогу, несмотря на жесткую риторику, звучавшую из Вашингтона.

И все же главное, чего удалось достичь во время встречи Путина и Трампа – возобновления диалога на высшем уровне. Произошло обозначение позиций непосредственно лидерами двух стран. Крайне важно не упустить этот момент, особенно для администрации Трампа, с самого начала подвергающегося небывалому давлению со стороны американского истеблишмента, так и не попытавшегося вырваться из плена им же сформированной логики российско-американских отношений.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png