1. Начальный период развития журналистики Франции.

2. Революционный период французской журналистики - времена Великой Французской революции и Парижской Коммуны.

3. Современные СМИ Франции, их история и сегодняшний день.

Цель занятия - знакомство с историей журналистики Франции, ее становлением и современным состоянием. Журналистика Франции сыграла важную роль в развитии мировой журналистики. Именно ей принадлежит заслуга формирования так называемой революционной прессы, вольнолюбивые принципы деятельности которой оказали существенное влияние на общий процесс демократизации общества и, в частности, журналистики.

Первая типография появилась в Париже в 1470 г., а первая газета была издана в 1604 г. - «Газетт франсуаз» («Французская газета»), но она не имела постоянной периодичности. В 1611 г. был основан первый ежегодник «Меркюр франсуа» («Французский вестник»). В 1631 г. Теофраст Ренодо основал еженедельную газету «Газетт», и ее считают лучшим изданием того времени, благодаря разнообразию тематики, литературному уровню, регулярности и длительности издания. «Журналь де саван» («Журнал ученых», 1665) - первое в мире издание журнального типа. Основные его черты - энциклопедичность содержания, многообразие форм и жанров уже обнаружились в появившемся в 1672 г. журнале «Меркюр галан» («Галантный вестник»). Первым периодическим частным изданием стал ежемесячный журнал «Спектатэр франсэ» («Французский зритель», 1722). Когда появилась первая ежедневная газета «Журналь де Пари» («Парижская газета», 1777) в Париже уже издавалось 27 газет. Газеты подвергались официальной предварительной цензуре, введенной в 1 629 г. Людовиком Х111. В соответствии с ее требованиями, ничто не могло быть напечатано без санкции полиции и цензора, а также запрещалось распространять издания, враждебные религии, королю, государству, чистоте нравов, чести и репутации частных лиц. За совершение «преступлений печати» в 1660-1765 гг. было заключено в Бастилию 869 авторов, типографов, книготорговцев и газетчиков.

Однако «подлинная» история французской прессы началась со времени Великой французской революции (1789-1794), которая стала колыбелью политической и революционно-демократической журналистики. В 1789 г. была принята «Декларация прав человека и гражданина», в 1791 г. - первая французская конституция. Они провозгласили свободу слова и печати, отменили цензуру. Резко возросло число газет и других изданий. Уже в 1 789 г. их стало 250, в 1 790 - 350. Причем за каждым изданием стояли видные политические деятели: Мирабо - «Эта женеро» («Генеральные штаты»), «Курьер де прованс» («Почта Прованса»), Бриссо - «Патриот франсе», Демулен - «Революсьон де Франсе» и «Вьен Корделье» («Старый

Кордельер»). Газета Жана Поля Марата «Ами дю пепль» («Друг народа», выходила 4 года) была боевым органом революционной демократии, в ней отстаивались интересы революции, необходимость консолидации всех революционных сил для ее победы над интервентами. В 1790 г. он издавал газету подпольно. Позднее переименовал ее в «Газету Французской республики» и направлял ее усилия на пропаганду объединения всех революционных сил для спасения республики. Робеспьер издавал с 1792 г.

еженедельник «Defenseur de la constitution», в котором высказывался за всеобщее избирательное право, роспуск Законодательного собрания и созыв Конвента.

С падением республики в 1794 г. фактически ликвидировались гражданские свободы. В 1796 г. была введена смертная казнь за выступления против режима Директории, против частной собственности, за высказывания за восстановление старого режима или якобинской конституции.

Во времена Консульства и Первой империи не допускалось существование газет, не соответствующих добрым нравам и принципам правительства, не проявлявшим уважение к дружественным Франции странам, а также к народному суверенитету, славе французского оружия. Несколько свободней стала печать при Реставрации (1815-1848)

Было разрешено высказывать мнения в рамках существовавшего закона. В 1831-32 гг. было возбуждено более 400 судебных дел против прессы. За всякие провинности журналистов и редакторов сажали в тюрьму, подвергали штрафам и прочее. Так, газета «Трибюн» была по совокупности приговорена к 49 годам тюрьмы и 160 тыс.франков штрафа).

В 1824 г. в Париже выходило 12 ежедневных газет, разрешенных властями, их разовый тираж составлял 54 тыс.экз. Крупнейшие из них - «Конститюсьонель»

(«Конституционалист») и «Журналь де деба» («Газета дебатов»), которые имели тираж 16 и 13 тыс.экз.

Печать сыграла важную роль в подготовке революций 1 830 и 1 848 г. Широко развивалась демократическая пресса. Наиболее заметными изданиями были газеты «Реформ», «Ревю репюбликен» («Республиканское обозрение»), «Трибюн»,

«Насьональ», «Тан» («Время»); выделялись еженедельник «Карикатюр» и ежедневная газета «Шаривари» («Кавардак»), «Ювенала карикатуры», «Наполеона сатиры». В 1848 г. журналистика Франции пользовалась почти полной свободой - за несколько недель в Париже появилось около 200 газет.

В 1 835 г. под влиянием общественного и технического прогресса появилось первое в мире информационное агентство «Гавас». Уже в начале века в стране существовала действующая линия механического телеграфа. По ней передавались важнейшие правительственные сообщения, которые также попадали и в газеты. В газете «Пресс» в середине 19 в. впервые была применена и сформулирована концепция массовой, «информационной» прессы - сращение собственно журналистики и коммерческой рекламы. Впервые полная полоса рекламы, первая рекламная иллюстрация вышла в газете «Конститюсьонель» в 1851 г. В это же время возник жанр газетного «романа-фельетона». В 1850 г. Луи Ашетт создал первую в истории Франции монополию на распространение и транспортировку периодической печати. С 1 856 г. агентство «Гавас» стало использовать азбуку Морзе для передачи новостей, а с 1866 г. стала возможной надежная постоянная связь между Европой и Америкой с помощью подводного трансатлантического кабеля. Важный след в истории журналистики Франции оставила Парижская Коммуна (1870-1871). В этот период издавалось несколько сот газет, листовок, политических афиш. Они носили ярко выраженные агитационнопропагандистский характер, писались и издавались преимущественно деятельными участниками революционных событий. В это время появилась традиция публиковать

целые полосы читательских писем, как отражения связи издания с читателями, как способ привлечения их к взаимному общению.

«Золотой век» французской журналистики - 1870-1914 гг. - вызвал бурный рост печати. Это время, когда газеты и журналы становятся торгово-промышленными предприятиями. С 1870 г. по 1880 г. количество газет выросло с 900 до 2500 названий. Пресса становится коммерческой, формируется тип массовой газеты, где на первой полосе всегда должна быть «кровь». В 1903 г. газета «Пти паризьен» («Маленький парижанин») достигает рекордного тиража в 1 ,3 млн. экз. и начинает выходить с подзаголовком - «самая крупная газета мира». В 1918 г. тираж вырастает до 3 млн.экз.

Важной вехой развития печати Франции стал закон о печати 1881 г., который отменял предварительную цензуру, штемпельные сборы, залоги, предостережения и прочие административные взыскания с прессы, а рассмотрение серьезных нарушений в печати существующих законов в области распространения информации передавались судам присяжных.

Революционные тенденции, характерные для Франции, вызвали к жизни ряд газет социалистического и коммунистического блока. Одна из них «Юманите» («Человечество», издается с 1904 г.) сыграла важную роль в антивоенном движении, затем стала главным печатным органом французской компартии (1921). Авторитет газеты был значителен в период действия во Франции антифашистского Народного фронта (1934-1938), объединения левых партий. Он издавал большое количество разнообразных газет и журналов (еженедельники «Вандреди», «Регар», ежемесячники «Коммюн», «Эзоп» и др.).

Важной вехой было появление в 1931 г. ежедневной вечерней газеты «Пари суар» («Парижский вечер») - крупной иллюстрированной газеты, которая использовала новейшие достижения полиграфической техники и по-особому притягательно подавала свои материалы. Ее тираж в 1939 г. составлял 1,6 млн. экз.

В годы оккупации Франции фашистской Германией пресса страны была расколота на два лагеря: подавляющее большинство изданий большой прессы (ежедневные «Тан», «Экю де Пари», «Пети паризьен», «Матен») пошло на сотрудничество с захватчиками («оккупационная пресса»); другая возникла в ходе антифашисткой деятельности Сопротивления и выходила нелегально. Среди них газета коммунистов «Юманите» (400 номеров за годы оккупации). Период Освобождения (1944-1946) ознаменован ростом количества левых изданий, что соответствовало политике левого коалиционного правительства, состоящего из представителей

Коммунистической, социалистической и католической партий. Издания, сотрудничавшие с фашистами, были запрещены.

Однако с началом «холодной войны» (1946) роль прессы левого толка снижается. Идет процесс концентрации прессы и реставрации власти монополий, в частности, и на информационном рынке. Монополизация охватила не только систему информации, но и производство бумаги и типографского оборудования, систему распространения печати. Перестали выходить ряд газет («Франс либр», «Резистанс» и «Пэи-Матен»), упали тиражи столичных и провинциальных газет. Из новых газет послевоенного времени выжила лишь одна - созданная в 1960 г. «Котидьен де Пари»

(«Парижская ежедневная газета»). В эти годы главных духовно-идеологических и политических изданий было несколько: «Фигаро», «Франс суар» («Вечерняя Франция»), «Паризьен либере» («Освобожденный парижанин»), «Орор» («Утренняя заря»), «Пари жур» («Парижский день») - правые газеты, право- и левоцентристские «Монд» («Мир»), «Комба» («Бой), «Круа» («Крест»); левые - «Юманите», «Попилер» («Народная»), «Либерасьон» («Освобождение», выходила до 1964 г.). До 1953 г. коммунисты издавали даже свою вечернюю парижскую газету «Се суар» («Сегодня вечером») и ряд еженедельников.

Во времена IV Республики (1946-1958) издавалось также немало журналов: правые еженедельники «Аспэ де ля Франс» («Аспекты Франции», «Ривароль», «Каррефур» («Перекресток»); левые издания: «Тан модерн» («Нынешние времена»), «Франс обсерватэр» («Французский обозреватель»), еженедельник «Экспресс».

Возникла так называемая «пресса сердца». Были популярны литературные периодические издания «Эспри» («Дух»), «Летр франсез» («Французская

Литература»), «Ревю де Пари» («Французское обозрение») и другие.

В 1970-е гг. возникли несколько новых газет - новая «Либерасьон», «Матен де Пари» (1977-1988). В 1976 г. впервые на первое место по распространению вышла провинциальная пресса. В 1980 г. в десятку наиболее читаемых газет вошли 4 парижских и 6 провинциальных. С этого времени наблюдается постоянное сокращение тиражей столичных газет. Серьезную конкуренцию многим изданиям составили появившиеся в последние десятилетия бесплатные газеты, содержащие как журналистские материалы, информацию агентств, так и рекламу, особенно в области трудоустройства.

Ныне парижские газеты издаются и распространяются преимущественно в Париже и его окрестностях. Провинция же отдает предпочтение региональным и местным изданиям. Процесс концентрации в газетно-издательской сфере осложнил выживание малых и средних газет. Поэтому с 1982 г. французское правительство оказывает помощь газетам общей и политической информации на французском языке, тираж которых меньше 250 тыс.экз., распространение - 150 тыс.экз., а доход от рекламы не превышает 25 % общего дохода. Кроме того, субсидирует расходы всех газет на почту, телефонную связь, распространение за границей. В 1985 г. во Франции было зарегистрировано 1 5 тыс. периодических изданий широкого тематического диапазона - от ежедневных газет общей информации до ежегодника ассоциаций и научных обществ. Выделяют следующие крупные категории периодической печати во Франции:

Пресса общей или политической направленности (82 наименования, включая 11 пари-жских газет);

Специализированная периодика (118 названий женской прессы, 343 - молодежной; 7889 - технической и профессиональной периодики; спортивная, научная, «эротическая» и прочая периодика;

Экономическая пресса;

Пресса злобы дня и бегства от действительности (иллюстрированные еженедельники, например, «Пари матч»);

Печать документа и статистики.
Франция занимает лидирующее место по уровню развития журнальной периодики (1 350 экз. на 1 тыс. человек).

Французская печать находится под контролем монополистических групп.

Группа АШЕТТ. Основана в 1826 г. Луи Ашеттом, занимает 5-е место среди картелей СМИ западного мира. Кроме журналов, является лидером в издании книг, имеет связи с корпорациями Великобритании, Испании, США.

Группа Р. ЭРСАНА владеет большим числом ежедневных газет («Франс суар», «Фигаро») и другой периодики - 30% ежедневного национального тиража газет и 20% -провинциального. Это противоречит французскому законодательству (один человек может контролировать не более 30% распространяемых на территории Франции ежедневных газет общей и политической направленности). Издает три газеты в Бельгии, имеет типографии в ряде крупных городов Франции.

ПРЭСС ДЕ ЛА СИТЭ издает 9 иллюстрированных журналов, детские периодические издания, занимается книгоизданием.

СЭП-Коммюникасьон выпускает 60 периодических изданий, в том числе экономического и профессионального направления, а также прессу по информатике и для досуга.

Группа ЭКСПАНСЬОН издает 50 изданий экономического профиля. Имеет связи с американским капиталом.

БАЙАР-ПРЕСС (основана в 1873 г.) занимается выпуском католической прессы.

ПЛЮРИКОММЮНИКАСЬОН - общество, объединившее пять предприятий по выпуску ежедневной прессы - парижской и провинциальной, в частности столичной «Монд».

СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ ДЕ ЛА ПРЕСС занимается изданием экономической документации.

Есть и другие - ПРУВО, АМОРИ, ФИЛИППАЧИ, ДЮПЭЙ.

Над частью прессы держит контроль крупнейшее агентство рекламы ГАВАС.

Распространением парижской прессы во Франции ведает НУВЕЛЬ МЕССАЖЕРИ ДЕ ЛА ПРЕСС ПАРИЗЬЕН. Провинциальную прессу распространяют небольшие кооперативы.

Французская пресса активно сотрудничает с корпорациями других стран в области СМИ. Это и совместные издание, и взаимопроникновение капиталов в информационные компании.

Радиовещание, существовавшее до Второй мировой войны на частной основе, в 1944 г. было национализировано. Его работу, а также деятельность ТВ (ОРТФ) регламентируется законодательством. Будучи государственной собственностью, французское телевидение и радио до 1 974 г. было подчинено Управлению по радиовещанию и телевидению Франции, находящемуся в подчинении министерства информации и финансов. В 1974 г. была проведена реформа в сфере аудиовизуальных СМИ. ОРТФ было распущено. На смену созданы 7 самостоятельных организации - три канала ТВ, радиокомпания, общество ТВ-производства, государственное предприятие по распространению телепродукции и Институт аудиовизуальных средств.

В 1982 г. была предпринята новая реформа и принят новый закон о радио и телевидении, который гарантировал свободу аудиовизуальной коммуникации, подтвердил право граждан на свободную плюралистскую коммуникацию, что обеспечивается условиями функционирования радиовещания и телевидения как общественных служб. Высшим контролирующим органом стал высший орган аудиовизуальной коммуникации.

Законодательство о свободе коммуникаций и о концентрации СМИ 1986 г. ограничило выдачу разрешений на вещание одному человеку, если тот сможет охватить принадлежащим ему кабельным ТВ более 30 млн. человек или эфирным 4 млн. человек Одному человеку запрещалось контролировать более 25% капитала группы, имеющей разрешение на национальную программу эфирного телевидения. Вводил и другие ограничения прав собственности в этой сфере.

Французское радиовещание имеет государственные программы, периферические радиостанции (50) и сложившуюся в 80-е г. систему частных местных радиостанций. Есть государственное французское международное радио, ведущее передачи на 17 языках.

Помимо государственного ТВ создаются частные телестанции. В 1983 г. в стране было выдано 1 268 разрешений на создание частных радиостанций, с 1 984 г. им было разрешено передавать рекламу. Почти все крупные региональные газеты имеют свои радиостанции.

Регулярное телевещание было начато во Франции в 1 935 г. Развивалось как государственное. В 1964 г. появилась 2-я программа, в 1972 - третья. С 1967 г. передачи идут в цвете. С 1968 г. на ТВ была разрешена реклама (с 18 мин. в день разрешенное время выросло до 12 мин. в час).

В 1 984 г. была создана 4-я программа и первая частная программа, что нарушило монополию государства на ТВ.

В 1 986 г. были созданы две бесплатные частные национальные программы французского телевидения - «5» (информационные передачи) и М-6 (молодежные). Началась частичная приватизация третьей программы, затем разгосударствление первой программы ТФ1. Были организованы 27 региональных телестанций. Сегодня из 6 каналов французского ТВ, лишь два Антенн-2 и Франс-3 являются собственностью государства, так называемые общественные (подробнее о принципах работы общественного телевидения см. статью о ТВ скандинавских стран).

Французская журналистика

первой половины XIX века в системе оппозиции "власть-пресса"

XIX век стал веком ускоренного развития цивилизационных процессов - как в экономическом плане, так и в плане социальном. Бурные изменения, происходившие в европейской культуре, не могли не сказаться на ментальной истории отдельной нации, которая в свою очередь находила отражение на страницах прессы, хроникально фиксировавшей процесс этих изменений и преобразований.

Если сделать краткий перечень технологических инноваций первой половины рассматриваемого века, то этот список будет более чем впечатляющим. Особенно - в динамике роста данных инноваций.

Одним из основных требований развития коммуникационных технологий было ускорение передачи информации, то есть налаживание удобных и надежных каналов поступления информации. Таким "информационным каналом" стала железная дорога, которая из диковинки в 1820-х годах превратилась в естественную составляющую европейской жизни к середине девятнадцатого столетия, значительно сократив время доставки почты и прессы адресату. То, на что ранее требовались недели, стало делом одного двух дней.

В конце 1830-х годов целая серия изобретений и инноваций подготавливают почву для лавинообразного развития коммуникационных технологий. В 1837 году англичане Чарлз Уитстоун и Уильям Кук запатентовали новое изобретение – кабельный телеграф. В 1840 году появилась телеграфная азбука, предложенная американцем Сэмюэлем Морзе. С 1844 года электрический телеграф активно вошел в повседневную журналистскую деятельность, существенно уменьшив время от получения информации до ее донесения до читателя.

В 1838 году было налажено регулярное пароходное сообщение через Атлантический океан, сократившее путешествие от Европы до Америки до 30 дней, и западный мир стал осознавать себя единым информационным пространством.

В 1840 году в Англии были введены почтовые марки (до этого письма оплачивались адресатом), и это новшество сказалось на росте корреспонденции.

В 1838 году Луи Даггер изобрел дагерротип (раннюю разновидность фотографии), что привело к сущностным изменениям в построении иллюстративного ряда в периодических изданиях.

Еще одно требование к развитию коммуникационных технологий - оперативность и скорость тиражирования необходимой информации. Ручной печатный станок ограничивал возможности прессы в плане увеличения тиражности за определенный промежуток времени.

Технократическая мысль Европы нашла выход из создавшейся ситуации, использовав "возможности парового печатного станка, изобретенного в 1810 г. саксонским печатником Фредериком Кенигом. Новшество Кенига долгое время не находило промышленного применения, пока "The Times" не задействовала машину Кенига в издательском процессе в 1814 году. И это позволило лондонской газете перейти с выпуска 300 экземпляров газеты в час на печатном станке на выпуск 1100 экземпляров газеты в час при помощи новой системы.

Дальнейшим прорывом в области типографского дела стало изобретение ротационной печатной машины, <…> которая с применением рулонной бумаги одновременно печатала и лицевую, и оборотную сторону с производительностью почти восемь тысяч экземпляров в час. Этот рывок сразу имел большие последствия. Цены на печать упали на 25 процентов" (90. С.45).

Следующей коммуникационной инновацией стало появление информационных агентств. Первое в мире информационное агентство появилось в 1835 году именно во Франции. Его основателем стал Шарль Луи Гавас, начавший свою деятельность в Париже с "бюро переводов Гаваса", в задачу которого входило оперативное обеспечение переводов иностранной прессы для нужд местной периодики.

В дальнейшем информационное агентство Гаваса наладило получение новостей из зарубежных газет, а также создало широкую сеть собственных корреспондентов и стало продавать полученную информацию в парижские и провинциальные газеты.

Когда железные дороги были еще медленным средством сообщения, а телеграф только стал входить в газетно-информационную практику, агентство Гаваса с успехом применяло голубиную почту для быстрого получения информации.

"Появивишиеся у Гаваса два способных ученика и подражателя Б.Вольф и П.Ю.Рейтер вслед за ним создают информационные агентства печати соответственно в Германии (1848) и в Англии (1851)" (122. С.46).

В синхронии с технологическими новшествами менялась и научное мышление. Как точно подметил суть данной эпохи немецкий философ и культуролог В.Виндельбанд, "естественно - научное наблюдение явлений имело необычайное значение для всего миросозерцания и жизнеописания" (36. С.525). Вера в силу научного знания, усвоенное еще от поколения просветителей, подкреплялось все новыми открытиями, и позитивистская доминанта проецировалась на все направления мысли и на самые различные социальные эксперименты, работая во имя своего будущего и постепенно отказываясь от своего прошлого.

Политические же трансформации в начале и середине XIX столетия происходили в несколько замедленном темпе, явно не поспевая за технологическими, идеологическими и культурными инновациями, что приводило к политическим и социальным конфликтам и потрясениям.

Достаточно перечислить смену политических элит на протяжение первой половины рассматриваемого периода, чтобы увидеть серьезные социально-политические аберрации как в политическом, так и в социокультурном аспектах. Все это естественным образом сказывалось на конкретном "маленьком" человеке, становившимся объектом действия всего комплекса происходящих перемен.

Период Империи, период Реставрации (с двумя разновекторными подпериодами), период Июльской монархии (с крушением многих надежд и иллюзий), период Второй республики (с ее утопическими интенциями) - все это вехи сложного развития национальной истории, в которой прессе отводилась роль непосредственного участника этого процесса, выступающего то в качестве "ведомого", то в качестве "ведущего" во взаимоотношениях "власть-пресса".

Развитие французской журналистики определялось не только техническим прогрессом и инновациями в области коммуникации, но также и «цензурной практикой правящих элит» (58. С.5) в сочетании с идеологической борьбой различных политических и культурных направлений.

Весь XIX век в общественной жизни Франции характеризуется активной идеологической борьбой, уходя корнями в "водоворот идей" Великой Французской революции.

Даже в период Империи, с ее жесточайшим диктатом по отношению к прессе, идеологические споры шли подспудно, принимая характер скрытой оппозиции.

Французская периодическая печать, получившая по Конституции 1789 года свободу слова и потерявшая все свои свободы в период якобинской диктатуры, помнила о былых вольностях, сталкиваясь с наступлением властей на права прессы.

Наполеоновский "Консульский указ о газетах", вышедший 17 января 1800 г., привел к закрытию 60 из 73 газет, издававшихся в Париже. На министра полиции была возложена обязанность следить за прессой и за тем, чтобы "редакторы газет были неподкупной нравственности и патриотизма" (115. С.154).

Бонапарт, прекрасно понимавший силу прессы и как-то сказавший, что "четыре враждебно настроенные газеты опаснее ста тысяч штыков" (90. С.37), при создании Конституции империи (1804) одобрил включение в нее четырех статей, призванных гарантировать свободу печати, но которые на самом деле уничтожили эту свободу.

Поэтому, при отсутствии прямой политической оппозиции, эстетическое и идеологическое "инакомыслие" могло выражать себя только «эзоповым языком».

«Идеологи», младшее поколение «энциклопедистов», сохранившее республиканские идеалы, сгруппировались вокруг журнала Пьера Луи Женгере "Decade philosophique, litteraire et politique" («Философские, литературные и политические декады», 1794-1807) и всеми доступными способами отстаивали либеральные идеи в эпоху Империи до тех пор, пока в 1807 г. по приказу раздраженного их независимостью Наполеона этот журнал не был объединен с "Journal de l"Empire" ("Журнал Империи").

Другим очагом скрытой оппозиции режиму Империи стала так называемая "контрреволюция", которая в эстетическом плане устанавливала связь между сентиментализмом конца Века Разума и романтизмом XIX столетия. Отрицая конституционный волюнтаризм Великой Французской революции и мечтая о реставрации, Луи де Бональд, Франсуа Рене Шатобриан и Жозеф де Местр, в чем-то похожие и одновременно чрезвычайно далекие друг от друга, опирались на идеи английского вига Эдмунда Бёрка (1729-1797), этого "первого теоретика контрреволюции" (208).

Виконт де Бональд (1754-1840), ревностный теоретик теократии и бывший мушкетер, был убежден, что Реставрация – это именно тот режим, который должен "установить конституцию общества, то есть вернуться к воле создателя" (208). В таких работах, как "Аналитическое эссе о законах природы" (1800), "Первоначальное законодательство, рассмотренное разумом" (1802), он опровергал "Руссо, Монтескье и других писателей, подготовивших революцию. По его мнению, начиная с Евангелия до "Contrat social", виною всех революций были книги <…> Главную вину загубления века он сваливает на "Gens de lettres", на это сословие, принадлежащее исключительно новой истории, и предлагает чисто драконовские законы против книгопечатания" (147. Т.1.С.175-176).

"Первоначальное законодательство" де Бональда вышло в один год со знаменитой книгой "Гений христианства" Франсуа Рене де Шатобриана (1768-1848). (В это время оба литератора сотрудничали в газете "Mercure de France"). Рассуждая практически об одном и том же - возрождении католицизма в его первоначальном величии - Шатобриан и Бональд разошлись в сущностном понимании природы религии и, как следствие, во взглядах на развитие социума. Не случайно, в эпоху Реставрации бывшие союзники стали политическими оппонентами.

Парадоксально, но печатные выступления "контрреволюционеров" в 1802 году совпали с политическими интересами Империи - в первую очередь, в аспекте примирения с католической церковью.

"18 апреля 1802 г. служили торжественный молебен по случаю заключения конкордата; в тот же день появился на столбцах "Moniteur"a" отзыв Фонтана о книге "Geniene du christianisme", только что вышедшей в свет. Бонапарт и Шатобриан как будто соединились, чтобы поднять авторитет религии. Издали впечатление получается красивое" (79. С.47).

Однако вскоре пути "контрреволюционеров" и императора разошлись, и Наполеон предпочел удалить от себя тех, кто позволял себе мыслить независимо. Шатобриан отправился секретарем посольства в Рим, а Жозеф де Местр (1753-1821), третий и наиболее загадочный представитель этого течения, даже в революции видевший волю Провидения, был вынужден четырнадцать лет (1802-1816) провести в "подобии ссылки, в Петербурге, живя бедно, сохраняя стоицизм и судя с высоты духовного величия о событиях и людях" (79. С.59).

Даже в целом "идеологически нейтральный" Луи Франсуа Бертен, редактор самой популярной в годы Империи газеты "Journal des Debats politiques et litteraires" ("Журнал дебатов политических и литературных"), оказался неугоден наполеоновскому режиму. "За свою независимость и едва скрытые роялистские намеки Бертен попал на 9 месяцев в тюрьму, а затем был выслан в Италию, где подружился с другим изгнанником – Франсуа Рене де Шатобрианом. В 1804 г. Бертен получил разрешение вернуться во Францию, но его газета была переименована в "Journal de l"Empire", и к ней был приставлен специальный цензор (вначале им был Фьеве), которому издатели должны были выплачивать огромный гонорар <…> В год "великой чистки", которому подверглась французская журналистика в 1807 г., цензор Фьеве в бертеновской газете был заменен цензором Этьенном. Но Наполеону и этого показалось мало, и в 1811 г. газета, тираж которой достиг 32 000 экз., была конфискована в пользу государства, а Бертену было заявлено, что "он уже достаточно обогатился" (90. С.38).

Наполеон инициировал принятие декрета о печати 1810 года, что привело к подчинению периодической печати главному управлению делами книгопечатания и книжной торговли, входившему в качестве структурного подразделения в министерство внутренних дел.

В итоге, к 1811 г. в Париже выходили только четыре ежедневные газеты – "Journal de Paris", "Gazette de France", "Moniteur" и "Journal de l"Empire", причем сам император их не очень-то жаловал. В письме к Фуше по поводу последних двух газет Наполеон сетовал: "Эти два издания прикидываются религиозными до ханжества. Вместо того, чтобы укротить невоздержанность односторонней системы некоторых философов, они нападают на философию и человеческие познания. Вместо того, чтобы удержать здравою критикой писателей этого века, они лишают их бодрости, разносят и уничтожают. Все это не должно продолжаться в таком виде" (117. С.146).

Наполеоновская цензура негативно сказалась на культурном развитии Франции. По мнению Огюста Бургоэна, "литература официальная, правоверная, имевшая отношение к правительству … оказывалась весьма посредственной. Члены оппозиции, противники империи, как Шатобриан, г-жа Сталь, Жозеф де Местр, Бенджамен Констан, или просто те писатели, которые держались в стороне, одни только и отличались тогда талантом или даже гениальностью. Ни одна эпоха, думается нам, не показывает с большей очевидностью, что свобода отнюдь не вредит развитию человеческого ума" (117. С.118).

Падение режима Наполеона и начало Реставрации привело к новой ситуации для французской журналистики. Принятие "Конституционной хартии" 1814 года привело к формальному восстановлению свободы слова во Франции. Однако иллюзиям о восстановлении принципов свободы прессы суждено было исчезнуть достаточно быстро.

Закон от 21 октября 1814 года вернул предварительную цензуру для всех периодических изданий. Исключение делалось для сочинений, объем которых превышал 20 печатных листов, что автоматически выводило прессу за пределы данного цензурного послабления.

А бывшие "контрреволюционеры", ставшие с 1814 года "традиционалистами", продолжали отстаивать божественную природу социума и проповедовали возврат к корпоративизму. "Монархия должна быть управляема только божественными законами, иначе говоря христианскими принципами" (208).

Франсуа-Рене Шатобриан даже вошел в правительство, ненадолго став министром иностранных дел Франции, и под впечатлением от "Хартии" в 1816 году издал даже брошюру "Монархия согласно Хартии", которую сам оценивал очень высоко.

"Брошюра эта - одно из главных моих свершений на политическом поприще: она доставила мне место в ряду именитых публицистов; она помогла французам уяснить природу нашего государственного устройства. Английские газеты превознесли это сочинение до небес" (144. С.329).

"Традиционалисты", как идеологически сформировавшееся течение, с трудом находили понимание в среде прагматически мыслящих политиков периода Реставрации, и потому Л.Бональд и Ф.Р.Шатобриан в сотрудничестве с аббатом Фелисите Робером де Ламенне (1782-1854) основали ультра-роялистскую газету "Conservateur".

В этой газете Ф.Р.Шатобриан поместил статью (от 5 декабря 1818 года), посвященную сопоставлению "нравственного" интереса с интересом "материальным" и возвеличивающую долг в противовес корысти, но которая не имела столь широкого резонанса, на который расчитывал сам автор.

Газета не смогла продержаться долго и была закрыта по цензурным соображениям в 1820 году. Стоит отметить и тот факт, что цензурные порядки за период Реставрации менялись минимум семь раз.

К началу 1820-х годов во французской журналистике сложился следующий баланс сил, исходя из проправительственной или антиправительственной ориентации того или иного периодического издания.

На стороне правительства выступали, с совокупным тиражом в 14300 экземпляров: "Le Journal de Paris" ("Газета Парижа") (тираж - 4175 экземпляров), "L’Etoile" ("Звезда") (тираж - 2750), "La Gazette" (тираж - 2370), "Le Moniteur" ("Монитер") (тираж - 2250), "Le Drapeau blanc" ("Белое знамя") (тираж - 1900), "Le Pilote" ("Пилот") (тираж - 900).

В оппозиции оказались: "Le Constitutionnel" ("Конституционалист") (тираж - 16250), "La Quotidienne" ("Повседневная жизнь") (тираж - 5800), "Le Courrier francais" ("Французский вестник") (тираж - 2975), "Le Journal de Commerce" ("Газета коммерции") (тираж - 2380), "L’Aristarque" ("Аристарх") (тираж - 925), общим тиражом 28300 экземпляров.

Количественное преимущество оппозиционной прессы отмечал Стендаль, писавший, что "в каждой деревне корчмарь читает "Le Constitutionnel", в то время как "Le Journal des Debats" читают лишь в замках" (188. С.191).

Роялистскому правительству удалось, благодаря цензурным хитросплетениям, на некоторое время изменить соотношение сил в свою пользу (44000 против 12500), однако ситуация стала иной в связи с новой позицией редактора "Le Journal des Debats".

Бертеновская "Le Journal des Debats", поддерживавшая монархическое правительство до 1824 года, перешла в резкую оппозицию после смещения Ф.Р.Шатобриана с министерского поста, добавив свой тираж в 13000 экземпляров в общее количество недружественных власти изданий.

Ф.Л.Бертен, близкий друг Ф.Р.Шатобриана и монархист по убеждению, счел себя оскорбленным и опубликовал в "Le Journal des Debats" статью, в которой так охарактеризовал взаимоотношение власти и независимой прессы:

"Политика нынешнего правительства оскорбляет чувства французской нации … Конституционная монархия чтит общественные свободы; она видит в них опору монарха, народа и законов.

У нас под представительным правлением разумеют нечто совсем иное. Составляется компания (или даже - конкуренции ради - две соперничающие компании) для подкупа газет. На неподкупных редакторов без зазрения совести подают в суд; их надеются опорочить с помощью скандальных процессов и обвинительных заключений. Так как порядочным людям эта возня претит, для защиты роялистского министерства нанимают пасквилянтов, некогда поливавших грязью королевское семейство. Дело находится всем, кто служил в старой полиции и толпился под дверью императорских покоев; так у наших соседей капитаны вербуют матросов в кабаках и притонах. Каторжники, именуемые свободными литераторами, подвизаются в пяти-шести купленных с потрохами газетах; их-то писания и именуются на языке министров общественным мнением" (144. С.348).

Попытка возврата к абсолютизму и подавлению основных общественных свобод вызвала ответную реакцию из лагеря оппозиции, подвергшей резкой критике правительство.

Власть явно не поспевала за изменявшимися настроениями в обществе, пытаясь привычными методами контролировать ситуацию. Не помог и приход к власти в 1828 году министра Ж.Б.Мартиньяка с его идеей объединить ультрареакционеров и либералов.

Одним из идеологов либерализма стал Бенжамен Констан (1767-1830), постулировавший верховенство свобод индивидуальных и настаивавший на принципе народного суверенитета. В своем главном труде – "Курс конституционной политики" (1818-1820) – под "индивидуальными правами" он подразумевал свободу личности, суд присяжных, свободу совести, неприкосновенность собственности и свободу печати.

Идеологически близкой к концепции Б.Констана оказалась группа "доктринеров", возглавляемая Франсуа Гизо (1787-1874), сторонником английской конституционной монархии, при которой "король устанавливал бы четвертую власть" (150. Т.4.С.80).

1 февраля 1820 года Франсуа Гизо и его группа создали газету "Le Courrier" ("Курьер") для того, чтобы обеспечить трибуну для выступлений тем, кто после исчезновения "L’Archives philosophiques" ("Философский архив") остались без собственного издания. Время для начала издания было выбрано весьма удачно - период максимальных цензурных послаблений. Газета заняла жесткую "доктринерскую" позицию, выступив против направленности газет правых.

К редакторству был приглашен Г.Верморель, но не смог удержать уровень заявленного издания, что привело к падению интреса со стороны читателей. Тогда газета поменяла название на "Le Courrier francais" ("Французский курьер") и при Бенжамине Констане стала восприниматься как защитница либеральных идей.

Политический кризис пришелся на 1830 год с приходом министерства Жюля-Армана Полиньяка, когда Карл X решил полностью подавить свободу слова. Оппозиция стала создавать новые печатные органы. Уже в первые дни января 1830 года Адольф Тьер, Огюст Минье и Арман Каррель, неудовлетворенные неактивной позицией "Le Constitutionnel", основали газету "Le National" ("Националист"), во многом ставшей катализатором происходивших событий.

"Я развернул "Монитёр" и, не веря своим глазам, прочел официальные сообщения. Еще одно правительство в здравом уме и твердой памяти решило спрыгнуть с башни собора Парижской Богоматери! <…>

Пресса - новая стихия, невиданная прежде сила, пришедшая в мир недавно; это слово, ставшее молнией, это социальное электричество. Разве в вашей власти уничтожить ее? Чем сильнее вы будете притеснять ее, тем скорее произойдет взрыв. Следовательно, вам необходимо примириться с прессой, как примирились вы с паровой машиной. <…>

Первый ордонанс упраздняет почти полностью свободу печати; это - квинтэссенция всего, что вынашивалось в течение полутора десятка лет в недрах тайной полиции" (144. С.401-402).

Ордонансы, уничтожавшие свободу прессы, вызвали бурную негативную реакцию как со стороны журналистов, так и всего французского общества. Адольф Тьер, опровергая тезис бывшего министра А.Е.Ришелье о том, что "журналистика - это всеобщее развращение" (188. С.200), опубликовал 26 июля в газете "Le National" статью, ставшую своеобразной декларацией парижских газетчиков о неподчинении власти.

Под текстом статьи-манифеста поставили подписи около 40 редакторов ведущих парижских изданий ("Le Constitutionnel", "Le Globe", "Le Temps" ("Время"), "Figaro", "Le Journal de Paris"), и, не случайно, события 27 июля, завершившиеся вооруженным восстанием, иногда называют "революцией журналистов".

"Карл Х поспешил взять свои указы обратно, снял наиболее одиозных министров, но было поздно. Временное правительство, состоявшее из ведущих журналистов и депутатов, приняло решение передать королевскую власть Людовику-Филиппу Орлеанскому, не претендовавшему на абсолютную власть. Начался период Июльской монархии и была принята новая Конституционая хартия, в которой было записано, что "цензура не может быть никогда восстановлена" (90. С.40-41).

Пришедший к власти Луи Филипп не только внес поправку об отмене цензуры, но объявил амнистию журналистам, обвиненным по политическим мотивам. Поэтому первые годы Июльской монархии были отмечены небывалой активностью французской прессы.

Выборная реформа удвоила число избирателей, что увеличило количество "голосующих граждан", интересующихся как политикой, так и прессой. Для прессы этот факт означал рост тиража, о чем свидетельствует следующая статистика.

Средний тираж парижских газет за 1830 год составил 60 998 экземпляров. В марте 1831 года тираж возрос до 81 493 экземпляров, то есть на одну треть. Особенно этот рост затронул газеты левой ориентации: тираж "Le Constitutionnel" вырос с 18 622 экземпляров до 23 333, "Le Courrier" с 5 491 до 8 750, "Le Temps" с 5 150 до 8 500, "Le National" с 2 321 до 3 283.

В целом тиражи выросли у всех изданий: "Le Journal des Debats" продававшие 11 715 экземпляров, увеличили продажу до 14 700, "La Gazette de France" имела вместо 9 801 экземпляров в 1830 году 12 400 экзепляров в 1831. Следовательно Июльская революция принесла видимую коммерческую пользу как левым, так и правым и центристским изданиям.

Однако вскоре оказалось, что диалога власти и прессы вновь не получилось. Вместо диалога начались судебные преследования журналистов. В период 1831-1832 годов имело место более 400 судебных разбирательств по поводу периодической печати. Журналисты из лагеря оппозиции были приговорены по решению суда в общей сложности к 65 годам тюремного заключения и к уплате 350 000 франков штрафа.

Местом заключения для журналистов в основном была тюрьма Сент-Пелажи, директор которой относился к "своим" политическим заключенным с некоторым почтением. Шарль Филипон, редактор газеты "La Caricature" и король политической карикатуры, попав в эту тюрьму в 1832 году, встретил в ней целую компанию коллег - редактора газеты "La Tribune" А.Марра, рисовальщика О.Домье и других. В тюрьме Сент-Пелажи Ш.Филипон и разработал проект создания знаменитой карикатурной газеты "Le Charivari" ("Кавардак").

Многие журналисты-заключенные хлопотали о переводе из тюрьмы в клинику душевнобольных доктора Пинеля. Об этой эпидемии "безумии" в своих мемуарах вспоминал префект парижской полиции Жиске: "Хотя ожесточенные нападки газет должны были бы внушить мне мстительные чувства, я не раз оказывал услуги журналистам! Большинство из тех, кто был осужден на более или менее длительные сроки, судили обо мне не так, как меня описывали их же газеты, а поэтому обращались ко мне с просьбой о переводе в лечебный корпус. И я старался дать такое разрешение всем, кто о нем просил, а именно: Шефферу – редактору "National", Баскану – редактору "Tribune", Филипону – редактору "Caricature", Нюжану – редактору "Revenant", Бриану – редактору "Quotidienne", Бенару – издателю "Cancan", Шарлю Морису – редактору "Courrier de Spectacle" и многим другим" (112. С.63).

Парижская пресса, несмотря на хорошее знакомство с тюремным заключением, вступила в конфронтацию с правительством, ответом на что стал закон от 16 декабря 1834 года, который обязывал уличных продавцов газет, а также всех распространителей печатной продукции просить специальное разрешение муниципальных властей.

Неудавшееся покушение на короля ("Адская машина Фьески") инициировало ужесточение репрессивных мер по отношению к прессе (сентябрьские законы 1835 года): сумма обязательного залога была увеличена вдвое, ежедневные газеты должны были вносить 100 тыс. фр., выходившие дважды в неделю газеты – 75 тыс. фр., еженедельные издания – 50 тыс. фр., журналы – 25 тыс. фр.

Чтобы затруднить открытие новых газет, закон требовал, чтобы ответственный редактор издания лично владел по меньшей мере третьей частью залога. Если эта сумма уменьшалась и ответственный редактор не мог ее восполнить, то он должен был быть заменен другим лицом, владевшим необходимым капиталом. В случае тюремного заключения ответственного редактора, его должен был заменить и.о. редактора, располагавший искомой суммой залога. Если такового не находилось, газету закрывали на время ареста главного редактора.

Тюремное заключение на срок от 5 до 20 лет и штрафом от 10 тыс. до 50 тыс. фр. применялись за "всякое оскорбление особы короля и нападки против основ государственного строя, совершаемые путем печати" (188. С.205). (Для сравнения аналогичные наказания по закону 1819 г. составляли от 3 месяцев до 5 лет тюрьмы и от 50 до 6000 фр.).

Французам также запрещалось "заявлять себя республиканцами, вмешивать особу короля в обсуждение правительственных действий, выражать пожелание или надежду на низвержение монархического или конституционного строя или на восстановление низложенного правительства, признавать право на трон за членами изгнанной королевской семьи, публиковать имена присяжных заседателей до или после суда, печатать отчеты о тайных заседаниях присяжных заседателей, устраивать подписки в пользу осужденных газет. Кроме того, судебным учреждениям было дано право приостанавливать на срок до четырех месяцев те газеты, которые в течение одного года два раза подвергались осуждению. Наконец, рисунки, эмблемы, гравюры и литографии могли быть выставляемы, издаваемы и продаваемы лишь с предварительного разрешения цензуры, которой, таким образом, снова открывались двери» (120. С.266-267)

В ходе жарких дискуссий мнения комментаторов сводятся к двум, но диметрально противоположным. От "нефиг оскорблять чужие святыни" до "совсем озверели мусульмане, а журналисты - молодцы". На самом деле причина гибели журналистов не связана с исламом, оскорблением пророка и прочим. Журналисты стали жертвой заурядного фанатизма. Цивилизация всегда проверялась на прочность варварством, но когда варварство смешивается с фанатизмом - получается гремучая смесь. Оскорбление чувств верующих - очень неопределенная категория. Вот я, например, сторонник здравого смысла. И меня, соотвественно должен задевать сам факт наличия в современном мире теократических государств. Ну вот, я считаю, что оскорбляет здравый смысл такая форма государственного устройства. Однако я против того, чтобы убивать граждан указанных стран. Но это лишь потому что я не фанатик...


Карикатуры, публиковавшиеся в сатирическом французском журнале, действительно провокационные. Но законов Франции они не нарушали. Есть страны, где за такое авторов казнили бы незамедлительно. Однако журнал издавался в республике с другими законами. Цивилизованные способы отстаивания своих прав - демонстрации, митинги, законодательные инициативы. Вот например, сидит в маршрутке пьяный дурак с налитыми кровью глазами и вдруг говорит очкарику напротив: "Чо уставился? А?" и потом бьет его в морду. Очкарик не нарушил закон. Будем ли оправдывать пьяного урода? Ведь он действительно оскорбился. А нефиг пялиться! У меня автомат, я право имею, а у тебя автомата нет, значит и прав у тебя нет - это даже не средневековье, это гораздо более ранний период человеческого развития.

Почему в "Исламское государство" так легко рекрутировать молодежь? Потому что там многое из такого легализовано. Хочешь секса? Нет проблем, захвати в бою наложницу. Надоела наложница? Нет проблем, продай брату своему "муджахиду". То есть, примитивное понимание ислама приводит к тому, что работорговля оказывается разрешенной, а изнасилование - легальным. А что? Все по шариату же! Но что из себя представляет религия? Это философско-нравственная картина мира. Когда ее ставят на службу политике - получается национал-социализм (использовалась примитивная интерпретация философия Ницше), и исламизм (используется ислам). Представим себе гопника, который решил грабить не просто так, а по идейным соображениям. И он говорит: "Я теперь националист" и буду грабить только нерусских. Но поскольку нерусских мало, все-таки приходиться грабить всех подряд. Но ограбленные русские теперь объявляются неправильными русскими - "сочувствуют чуркам", "не поддерживают освобождение страны от нерусей" и т.д.

Такая же фигня происходит и с гопниками, взявших в качестве идеи "ислам". У них есть "кафиры" и "неправильные мусульмане", которые не поддерживают насилие. Теперь добавим сюда неприемлемость сомнения и мы получим тот самый фанатизм, позволяющий делать во имя идеи все, что душе угодно. Здравый смысл подсказывает, что Бога оскорбить нельзя. А, если бы Бог оскорбился, он бы смог сам наказать обидчика, не прибегая к услугам отморозков. Но фанатизм отвергает здравый смысл. Здравый смысл подсказывает, что, если что-то тебе кажется неприемлемым, то лучше держаться от этого подальше. Но фанатизм немыслим без мазохизма. Представим себе ситуацию, что я обвешал свой дом порнографией. И ко мне приходят в гости люди, придерживающиеся строгих моральных норм. Они резко осуждают меня, но продолжают приходить ко мне, чтобы продолжать страдать от вида "похабных картинок". Абсурд? Не для фанатика.

В России действует закон о защите религиозных чувств верующих. Он мне не нравится, но я буду его соблюдать, ибо моя религия - закон. Во Франции такого закона нет. Исламисты данным террактом как бы говорят: "Мы будем жить по законам другого общества и нам начхать на законы Франции. А если кто-то неправильно смотрит на нас - мы будем бить в морду". Они являются гражданами республики, но отвергают ее законы. Заслужили ли журналисты смерть? Ровно в той же степени, в какой ее заслужил очкарик, посмевший посмотреть на пьяную морду в маршрутке. Цель исламистов - не журналисты и не мирные граждане. Их цель - радикализация мусульман. А для этого нужно сформировать ненависть к ним. Как сформировтаь ненависть? Заставить всех думать, что мусульмане совершают терракты. Но исламизм - это не ислам. Не каждый человек, использующий фотоаппарат, - фотограф, не каждый человек со скальпелем является хирургом.

Я, увы, снова оказываюсь прав в пессимистичных прогнозах. Карикатуры, оскорбляющие пророка, разлетелись по интернету, а во Франции совершено нападение на несколько мечетей. Исламисты снова достигают своих целей, а мусульманам остается только два варианта - быть терпилами или присоединиться к фанатикам. И так будет до тех пор, пока мусульмане не станут сами бороться с джихадистами, халифатчиками и исламистами. Рано или поздно им придется научиться отделять зерна от плевел.

Адвокат монарха Эрик Дюпон-Моретти в интервью France Info заявил: «Это за пределами моего понимания. Журналист, который заявляет, что не опубликует свою книгу в обмен на деньги, это что-то неслыханное! Никогда раньше глава государства не сталкивался с шантажом такого рода».

Писатель и журналист 68-летний Эрик Лоран и его напарница Катрин Грасье известны во Франции своими журналистскими расследованиями. Издательство Editions du Seuil сообщило, что журналисты готовили к публикации книгу, которая должна была выйти «в январе—феврале» 2016 года. Журналисты уже опубликовали книгу «Король-хищник» («Le roi prédateur») в 2012 году в этом же издательстве. Тогда их расследование не понравилось королю Марокко, — сообщает Huffington Post, — а испанское ежедневное издание El Pais было запрещено к распространению в Марокко после того, как оно опубликовало отрывки из книги.

Издание Jeune Afrique напоминает, что Эрик Лоран уже выпустил в 1993 году книгу, в которую вошли интервью с королем Марокко Хасаном II, отцом Мухаммеда VI. «Это единственная публикация в этом жанре о бывшем правителе, вышедшая в полной гармонии с Дворцом», — сказано на сайте Jeune Afrique. Эрик Лоран начинал свою работу в газете «Фигаро», в настоящий момент работает для французского радио «France Culture».

Катрин Грасье — журналист-фрилансер, специалист по Магрибу, работала в Марокко для Journal hebdomadaire. Грасье написала несколько книг-расследований, в том числе и т.н. досье Саркози-Каддафи. Книга, в которой один из бывших ливийских чиновников говорит о финансировании предвыборной кампании Николя Саркози режимом Муаммара Каддафи, вышла в издательстве Seul в 2013 году. Коллега и соавтор Катрин Грасье Николя Бо заявил агентству Франс-Пресс, что ее задержание в Париже и подозрение в шантаже «повергли его в шок. Я знал, что Катрин готовит этот проект (книгу о короле Марокко)». По словам Николя Бо, такого рода «преступление» «не похоже» на Катрин Грасье.

Французская полиция задержала Эрика Лорана и Катрин Грасье 27 августа. Их обвиняют в попытке вымогательства 3 млн евро у короля Марокко, — сообщил адвокат Дворца Эрик Дюпон-Моретти в интервью французской радиостанции RTL. В обмен на указанную сумму журналисты якобы предложили отменить выход книги.

France Info сообщает, что около месяца назад Эрик Лоран обратился в кабинет монарха с целью получить информацию. Встреча с советником короля была организована в Париже в августе. В этот момент Эрик Лоран запросил 3 млн евро за то, чтобы книга не появилась в печати. После того, как Мухаммед VI узнал о сути беседы в Париже, его адвокаты подали жалобу во Франции. В ходе предварительного следствия для журналистов и советника короля была организована еще одна встреча. Эрик Лоран тогда подтвердил свои условия. А в ходе третьей встречи 27 августа журналисты Эрик Лоран и Катрин Грасье получили 80 000 евро в качестве аванса, подписав бумагу о том, что они отказываются от публикации своей книги. Эта встреча проводилась при наблюдении полиции. У следствия имеются аудиозаписи и фотографии.

Франц. печать возникает позже немецкой и английской, но её развитие проходит легче и интенсивнее. Французская пресса отличалась своей содержательностью. Уже 1-ый фр. листок шел дальше простого сообщения и старался возбудить в обществе сочувствие к определенным идеям.

Особенность развития – жёсткая детерминированность политическим процессам. Фр. Пресса часто менялась, в зависимости от изменений государственного строя. Именно Франции принадлежит заслуга формирования революционной прессы.

Этапы становления журналистики во Франции:

1. Середина 15 – 17 вв. Средние века и возрождение. Зарождение печати.

2. 17 век – появление первых печатных газет

3. 18 век – Эпоха просвещения. Французская революция.

5. 20 век (1-я половина 20 века)

6. Современность (20-я половина 20 века)

Возникновение университетов, появляются рукописные «Летучие листки» (НУВЕЛИ), для обмена информацией между университетами. Университеты взяли в оборот печатный станок Гуттенберга. Первая типография появилась в Париже в 1470 году. Печатались религиозные издания, альманахи календари.

К концу 15 века – около 50 типографий.

Первое периодическое издание – ежегодник (1611 г) «Меркюрфрансуа» («Французский вестник»).Издаёт университет. Это прообраз бульварной прессы.

Канарды (canard -курьезный рассказ)– неповторимое национальное явление фр. журналистики. Журналистский фольклор. Небольшие брошюры, на очень плохой бумаге, с огромным количеством ошибок. Были очень популярны. Их продавали у стен королевского дворца, громко выкрикивая названия, привлекавшие покупателей сенсационностью.

К концу 16 в. появляются первые печатные хронологии – сборники новостей . На их базе в 17 в.складывается газетный ежегодник «Французский меркурий » (Меркюр де франс), имел влияние на общественную жизнь Франции, был самым популярным. 17 в.

2. Первой газетой Франции, считается «Ля газетт » - 1631 год. Издатель ТеофастРенодо . Созданапо образу информационных листков в Европе. Официозна (формально не связана с правительством, но фактически проводит его взгляды), общедоступна. Подписки не было. Содержала придворные сообщения, военные сообщения. «Ля газетт» - прообраз современных газет. Можно считать первой политической газетой.

«LaGazette» отличалась не только, большим количеством разнообразных новостей из различных стран, отсутствием слухов, но и ясностью, четкостью, а главное, качеством стиля.

В «LaGazette» стала размещаться платная реклама.В 1632 году Ренодо издает первый печатный листок объявлений под названием «FeuilleduBureaud"adresse», представляющий собой строчную рекламу. Основные рубрики: «Продажа и аренда недвижимости», «Продажа мебели» и «Разное». «Ренодо стал первым французским журналистом, именно благодаря которому в прессе появились первые частные объявления», – так определил Марк Тангейт его роль в истории рекламы.

Стоит отметить, что Ренодо, в отличие от основателей других газет, не принадлежал к корпорации издателей-типографов, а сама газета, по мнению многих исследователей, была создана «по заказу» всемогущего Ришелье, ставшего в 1622 г. кардиналом Франции и возглавившего королевский Совет в 1624 году.

3. Медленное развитие журналистики - малограмотность населения, дезорганизация государственной жизни, жесткая цензура.

Активно развиваются моральные еженедельники, например, «Французский зритель » Антуана Прево, СОЗДАННЫЙ ПО ОБРАЗЦУ АНГЛИЙСКОГО «ЗРИТЕЛЯ». Из-за цензуры, росло число подпольных изданий.

Однако «подлинная» история фр. прессы началась с Великой французской революции (1789-1794). Принята декларация прав человека и гражданина, конституция, а следовательно - количественный и качественный рост периодики.

Складываться публицистика, она всегда категорична, в текстах появляется оценочный компонент. Высокий уровень словесности рождает жанр фельетона (В газете Журналь де деба - Газета дебатов. Луи-Франсуа Бертен решил выпускать добавочные листы к своей газете "JournaldesDebates" (feuilleton - листок, листочек). Затем в 1803 г. он изменил формат газеты - удлинил его книзу, и добавочная часть, отделенная от газеты "линией отреза" (белым пропуском), стала называться фельетоном)

Появилась первая крупная газета «Журналь де Франс ». Не имела широкого распространения. Когда фр.революция стала набирать обороты, для прессы наступили благоприятные времена. Объявили свободу печати, стало появляться множество ежедневных газет, но многие сразу и исчезали.Основные черты – газеты того времени глубоко политизированы, разные силы использовали их, как трибуны политической борьбы.

Исчезала партия, исчезала и газета.

Газета Эбера «Папаша Дюшен » - одно из самых известных периодических изданий демократической прессы периода великой фр.революции. Папаша Дюшен – собирательный тип, представляющий собою человека из народа, мелкий торговец, который всегда разоблачит любую несправедливость, злоупотребление.

Газета Жана Поля Марата "Друг народа ", была органом революционной демократии. «Друга народа» грамотные парижане читали вслух с первых дней революции. Достоинства его публицистики: последовательность, страстность, простота и общедоступность, строгая фактическая обоснованность требований.

Разоблачение было главным предметом его публицистики. Он развивал целые газетные кампании вокруг какого-либо конкретного события или лица.

Этот разгул революционной журналистики вскоре остановил Наполеон, он понимал явную силу и влияние прессы. Считал, что 4 враждебно настроенных газеты опаснее 100 тыс.штыков. Сначала разрешил только 13 газет, а потом 4: «GazettedeFrance», «JournaldeParis», «Journaldel"Empire» (раньше наз. «Журналь де деба») и «Moniteur».

4. 19 в. После разгрома Наполеона при Ватерлоо на престоле Людовик 18 – последний король Фр.династии Бурбонов – новая эпоха фр. журналистики. При Бурбонах было разрешено высказывать своё мнение, в рамках закона. В 19 веке журналистика Франции пользовалась практически полной свободой.

Появляются ультрароялистские газеты (за усиление королевской власти). Февральская революция (1848) наводнила печать таким же обилием газет, как и 1ая великая революция. Во второй половине 19 в (эпоха Второй империи), появились новые большие политические газеты. Самой влиятельной стала «Темпс». Из мелкой прессы выдвинулся «Фигаро ».

«Фигаро», «Темп», «Моните » - элитарная журналистика, самые популярные издания.в 19 в.

В 1835 основано первое в мире информационное агентство Гавас. Его основателем выступил известный французский писатель и журналист Шарль-Луи Гавас (1783-1858). Родился в Руане, получил хорошее образование, обнаружив особые способности к языкам. Решил использовать свое хорошее знание иностранных языков и начал делать переводы из европейских периодических изданий. Эти обзоры иностранной прессы он предлагал парижским периодическим изданиям. С изобретением телеграфа Гавас получило статус полноценного телеграфного агентства.Так возникло информационное агентство «Гавас». Услугами агенства пользовались влиятельные парижские газеты «Журналь де Деба», «Конститюсьонель», «Пресс», «Сьекль», Позже Гавас организовал широкую сеть европейских корреспондентов, передающих информацию из стран пребывания. В 1853 г. почти во всех парижских ежедневных газетах появилась рубрика «Сообщения телеграфного агентства», в которой печаталась информация агентства «Гавас». Именно «Гавас» первым сообщило в сентябре 1854 г. о начале Крымской войны. После смерти Гаваса агентство унаследовал его сын Огюст Гавас. Агентство «Гавас» просуществовало до 1940 г. В 1944 г. на базе «Гавас» было создано информационное агентство «Франс-пресс».

Во Франции появление изданий "pennypress" связано в первую очередь с именами Луи-Дезире Верона и Эмиля де Жирардена. Жирарден основал политическую газету «LaPresse » («Пресса»). Новая газета Жирардена привлекла читателей не только низкой подписной ценой, но и блестящими журналистскими именами (например, Теофиля Готье , ведшего раздел художественно-критического фельетона). Жирардену удалось превратить свою газету в независимое издание, и публикации в "LaPresse" нередко вызывали раздражение властей. ПРО ПУБЛИКАЦИЮ РОМАНОВ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ АНДРЕ ЖИДА!!!

Верон в 1835 г. стал издателем газеты "Constitutionel ", завоевавшей популярность благодаря открытию такого нового (чисто газетного) жанра, как роман-фельетон.

Конец 19 в – дело Дрейфуса (фр.офицера обвиняли в шпионаже в пользу Германской империи) – становление гражданского общества во Фр.

5. "Золотой век" французской журналистики – конец 19, начало 20 веков - вызвал бурный рост печати. Пресса становится коммерческой, формируется тип массовой газеты, где на первой полосе всегда должна быть «кровь».

Де́ло Дре́йфуса - процесс (1894-1906) по делу о шпионаже в пользу Германской империи, в котором обвинялся офицер французского генерального штаба, еврей родом из Эльзаса (на тот момент территория Германии) капитан Альфред Дрейфус (1859-1935). Процесс сыграл огромную роль в истории Франции и Европы конца XIX века.
В печати высказывались мнения, что вина Дрейфуса не доказана и что он пал жертвой судебной ошибки; в «Matin» было напечатано факсимиле бордеро, которое у многих возбуждало сильное сомнение в принадлежности этого документа руке Дрейфуса (что было бы доказательством его невиновности). В 1896 году появилась брошюра Лазара: «Судебная ошибка» («Une erreur judiciaire»), в которой доказывалась невиновность Дрейфуса (но на судебный приговор это не повлияло).
«Я обвиня́ю» (фр. «J’accuse») - статья французского писателя Эмиля Золя, опубликованная в ежедневной газете «Орор» (фр. «L’Aurore») 13 января 1898 года.
Она написана в форме открытого письма, адресованного президенту Франции Феликсу Фору, и обвиняла французское правительство в антисемитизме и противозаконном заключении в тюрьму Альфреда Дрейфуса. Золя указывал на предвзятость военного суда и на отсутствие серьёзных улик.
Письмо было напечатано на первой странице газеты и вызвало ажиотаж как в самой Франции, так и далеко за её пределами. Золя был обвинен в клевете и осуждён 23 февраля 1898 года. Чтобы избежать тюрьмы, писатель бежал в Англию. Он смог вернуться во Францию лишь после самоубийства полковника Анри и бегства майора Эстергази, двух главных фигур дела Дрейфуса в июне 1899 года.
Статья Золя вызвала широкий резонанс в культурном мире, став доказательством того влияния, которое интеллектуальная элита способна оказать на стоящих у власти.

В 1904 году основывается газета Юманите (человечество) Жан Жорес. Она была социалистической, пацифистской.

1914-1918 Первая мировая война. Война 1914 г. вызвала как резкое сокращение числа выпускаемых газет и их объема, так и изменения в их оформлении и содержании. Трудности военного времени: мобилизация значительной части служащих, ограничения бумаги, трудности с транспортом, сокращение рекламных поступлений, наконец, строгая цензура информационных сообщений.

С августа 1914 г. запрещение правительства публиковать какое-либо сообщение относительно военных событий, помимо тех, которые будут исходить от Пресс-бюро при военном министерстве. Частой гостьей на страницах газет становится карикатурная фигура «Анастезии » угрюмой старухи, похожей на сову с длинным носом в виде цензорских ножниц. Рядом с ней обычно стояло ведерко с белой краской, которой она закрашивала газетные колонки.

В 1916 г. Межминистерская Комиссия по делам печати (занималась распределением бумаги, выравниванием цен на газеты, установлением максимального их объема и т.д.), преобразована позднее, в 1918 г., в Национальную службу печати (O.N.P.) – первое паритетное учреждение, деятельность которого фактически распространилась на все административные и финансовые проблемы печати.

Трудности не коснулись лишь «большой четверки». «Птипаризьен » довела свой тираж до 2 млн. экземпляров. К 1918 г. тираж «Матен » - 1 000 000. «Птижурналь » - 500 тыс. До 1917 г. уверенно шла вперед и «Журнал ь», ее тираж быстро вырос до 400 тыс. Эта пятерка заслуживала доверия правительства, и только ей было дано разрешение на распространение в войсках.Выделялась созданная в 1916 г. ежедневная газета Гюстава Тери«Овр», где печатался роман Анри Барбюса «Огонь».

Война вызвала развитие прессы и ускорила ее эволюцию.

Среди «окопных» изданий, объединявших лучших карикатуристов и художников, были «Байонет»и «Мо », которые выступали с антивоенных позиций. Но в окопах имели хождение и «патриотические» листки с характерными заголовками: «Храбрец», «Смех под взрывы», «С ними будет покончено!».

Печать сыграла большую роль в победе крупной буржуазии на выборах 1919 года.

В период между двумя войнами быстрыми темпами развивается и становится массовым новое информационное средство – радиовещание. За пятнадцать лет (с 1924 по 1939 гг.) количество радиоприемников выросло во Франции с 60 тыс. до 5,2 млн.возникало и развивалось частное радиовещание. Уже в 1928 г. действовало 11 государственных (две в Париже, 9 – в провинции) и 14 частных (четыре в Париже, 10 – в провинции) радиостанций.

В годы оккупации Франции фашистской Германией пресса страны была расколота на два лагеря : сотрудничество с захватчиками; другая возникла в ходе антифашисткой деятельности сопротивления и выходила нелегально.

6. газеты предпочитают не афишировать определенную политическую направленность. Общая тональность стала более нейтральной.

Всего в Париже в 1910 г. выходило около 60 ежедневных газет, причем 25 из них с тиражом менее 500 экз. Основную массу периодики составляли многочисленные специализированные издания. В «Ежегоднике французской прессы» за 1914 г. их перечень занимает 300 страниц: это были газеты для авто- и авиалюбителей, для посетителей ипподромов, юристов, военных всех рангов, финансистов, торговцев, коммивояжеров и пр. и пр. Существовала даже «Газета кормящих женщин». В поисках аудитории парижские газеты еще активнее обращаются к провинциальному читателю.

Качественные издания: ежедневные «LeMonde » (самый крупный тираж, читаема за пределами Фр). «LeFigaro » - кредо: самая близкая своим читателям. «Liberation » - более прогрессивная. Стала первым фр.печатным изданием, открывшим свой сайт в Интернете. Массовые: «France-Soir», «Птипаризьен», «Птижурналь». Фр.печать находится под контролем нескольких медиа-объединений (АШЕТТ, группа Эрсана, Гавас, Паризьен, Байяр-пресс, Экспаньон).

ТВ: Фр.система ТВ была создана как система государственного ТВ и использовалась государством как действенный инструмент во внеш.и внутренней политике. Потом изменилось (как инструмент гражданского консенсуса). Запрещается обслуживание более 5 ТВ каналов одним оператором. Холдинг FranceTelevision, Антенн 1.

Радио: к нач.21 века радио Фр.сохранило внимание широкой аудитории за счет разнообразия каналов и программ. Нац.компании радиовещания RadioFrance. ИА: Франс Пресс (крупнейшее фран.ИА.Основалось в сер.20 в. на базе ИА «Гавас»).

Щанкина Юлия



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png