Атомная подводная лодка пятого поколения «Хаски» будет столь бесшумной, что она сольется с шумом мирового океана, сообщил на Петербургском международном экономическом форуме глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов .

По его словам, конструкторы Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» к настоящему моменту уже завершили концептуальное проектирование подводной лодки, определились с ее обликом и теперь занимаются разработкой тактико-технических характеристик.

Появление каждого нового поколения подводных лодок связано со скачкообразным повышением их возможностей, предопределенных существенным улучшением характеристик. Одно из главнейших качеств атомной субмарины — ее скрытность, достигаемая за счет уменьшения издаваемых лодкой шумов. Вот за это, прежде всего, и борются конструкторы.

В лодках четвертого поколения, которые есть только у России и США, казалось бы, используются все способы снижения шумности. Применяется двойное демпфирование механизмов, которые совершают вращательное или возвратно-поступательное движение. Вместо гребных валов используются водометные движители. Корпус покрывается шумоподавляющим материалом.

Однако резервы все-таки не полностью исчерпаны. Один из них — создание атомного реактора, у которого почти отсутствуют движущиеся механизмы. Существуют сведения относительно того, что в «Хаски» используется не традиционный для подводного флота водо-водяной реактор, а такой, в котором тепло переносится жидким металлом. Существенное его достоинство — меньшая шумность за счет минимального использования механики при работе. Также у него меньше габариты, в связи с чем удалось уменьшить размеры лодки по сравнению с многоцелевым атомным «Ясенем», который относится к четвертому поколению.

Однако подводную лодку можно обнаружить не только при помощи пассивной гидролокации, то есть по шумам, которые она издает. Существует активная гидролокация, когда поисковый аппарат — подводная лодка, автономный батискаф или же придонная аппаратура — распространяет звуковой сигнал подобно тому, как наземные РЛС распространяют электромагнитные волны. Звуковая волна, отразившись от корпуса лодки противника, возвращается к гидролокатору, что выдает не только местоположение лодки, но и расстояние до нее. От этого не спасут никакие мероприятия по снижению шумов субмарины.

Так вот, «Хаски» должна стать первой лодкой, простроенной по «морской стелс-технологии». Ее геометрия выбрана таким образом, чтобы максимально рассеивать волны от «подводных радаров». Корпус будет построен с максимальным использованием композиционных материалов, которые не только обеспечат максимальную скрытность для гидролакаторов, но и облегчат вес лодки.

Существуют сведения, не получившие, впрочем, официального подтверждения, что предполагается сделать две модификации «Хаски». Одна предназначена для уничтожения крупных надводных кораблей, вплоть до авианосцев. Другая должна поражать подводные лодки противника.

Однако это противоречит здравому смыслу. Поскольку данная лодка создается как многоцелевая, то есть способная бороться со всеми видами морских целей — как надводных, так и подводных. И для инженерной реализации такой универсальности есть все возможности.

С авианосцами «Хаски» будет разбираться при помощи гиперзвуковых противокорабельных ракет «Циркон», скорость которых к принятию их на вооружение предполагается увеличить с нынешних 8 М до 10 М. Для старта «Цирконов» используются вертикальные пусковые установки, расположенные в ракетных шахтах. В США известие о том, что «Циркон», который не в состоянии перехватить ни один существующий и даже перспективный комплекс ПРО, скоро будет принят на вооружение встретили крайне озабоченно. До такой степени озабоченно, что в командовании ВМС стали высказываться о том, что с появлением у русских этой ракеты американские авианосцы могут превратиться в гигантские кладбища.

Борьба с подводными лодками должна решаться при помощи подводной модификации крылатой ракеты «Калибр». И для этого вовсе не требуется создавать специальную модификацию лодки «Хаски». Дело в том, что противолодочная ракета 91Р запускается из торпедного аппарата стандартного калибра 533 мм. Работает она следующим образом. Выйдя из воды, ракета включает маршевый двигатель. Достигнув точки, в которой была обнаружена лодка противника, ракета отделяет свою боевую часть — мини-торпеду. Торпеда, приводнившись, включает головку самонаведения, которая ищет лодку при помощи активной гидролокации. И, обнаружив цель, устремляется к ней по сложной траектории.

Так что «Хаски» может быть одновременно носителем и «Циркона», и «Калибра».

Надо сказать, что специализация перспективной подводной лодки может быть значительно шире. При помощи торпедных аппаратов можно запускать еще два типа ракет «Калибр» — противокорабельные и для нанесения удара по берегу.

ОКР по доведению эскизов до рабочих чертежей должна начаться не раньше 2020 года. А передача флоту первой лодки может произойти в 2030 году. И все нынешние фантазии экспертов на тему «Хаски» должны либо развеяться, либо подтвердиться. Пока этого не случилось можно привести еще одно мнение. Лодка будет настолько многоцелевой, что на нее возложат еще и стратегические задачи. То есть вооружат баллистическими ракетами с ядерной боеголовкой.

Однако это было бы странно, если учитывать нынешнее состояние нашего стратегического подводного флота и перспективы его развития. Разумеется, в сравнении с положением дел в США.

В ВМФ России эксплуатируются стратегические подводные ракетоносцы четвертого поколения «Борей». В ВМС США — лодки третьего поколения «Огайо», которые начали приходить на флот на 30 лет раньше, чем российские «Бореи». Разница в поколениях — это серьезно. Так что США надо догонять Россию. И такая работа совершается. Разрабатываются лодки четвертого поколения «Колумбия», которые должны начать заменять «Огайо» в 2031 году. Но поскольку по части разработки в компании «Дженерл Динамикс» еще конь не валялся, то сроки скорее всего сдвинутся вправо.

У России пока три «Борея», все остальные стратегические лодки относятся к третьему поколению. Но количество «четверочниц» постоянно возрастает. В 2021 году их должно стать 8. Причем прирост будет за счет модифицированных, более совершенных лодок «Борей-А». Намечено строительство еще шести лодок. Итого их будет 14.

Так вот, надо ли торопиться, чтобы заменять стратегическими модификациями «Хаски» сравнительно молодые лодки четвертого поколения «Борей»?

Разработчики считают, что «интеллект» подводной лодки не менее важен, чем ее бесшумность и ударная мощь. «Хаски» предполагается оснастить аппаратурой связи нового поколения. Похоже, что и нового принципа действия. Генеральный директор «Малахита» Владимир Дорофеев в одном из интервью сказал: «Отличительные черты перспективного подводного корабля следует искать не в повышении скорости, глубины погружения, водоизмещения, габаритах, а совсем в других вещах, которые незаметны — в возможности их интеграции в единое информационное пространство Министерства обороны, взаимодействие с надводными кораблями и авиацией в реальном времени, то есть в возможности их участия в сетецентрических войнах. Перспективные лодки будут такими же черными и обтекаемыми, но вот их „мозги“ будут их главным достоянием».

Трудно сказать, насколько инженерам «Малахита» удалось к сегодняшнему дню приблизиться к решению задачи-максимума — интегрированию лодки в единую информационную сеть ВМФ. Решить ее в лоб невозможно, поскольку лодка не может выдавать из глубины информацию на поверхность. Водная толща способна пропускать только сверхдлинные волны. При этом такая связь односторонняя.

Возможна, конечно, связь за счет передачи акустических сигналов в двух направлениях — на лодку и с лодки. Но в таком случае может возникнуть угроза скрытности субмарины.

Правда, возможно использование отстреливаемых передающих акустических буев или даже ракет. Но такая связь потребует использования значительных технических ресурсов в виде надводных кораблей и самолетов. И быстрой связи для оперативной передачи тактической информации при таком методе вряд ли можно добиться.

Так что инженерам «Малахита», вероятно, в сотрудничестве с каким-либо академическом институтом, предстоит решить очень сложные задачи.

Проект атомных подводных лодок (АПЛ) пятого поколения класса «Хаски» находится в разработке в конструкторском бюро «Малахит», приводит слова высокопоставленного представителя российского ВПК РИА Новости.

Также стало известно, что «Хаски» получит на вооружение гиперзвуковые крылатые ракеты «Циркон», испытание которых уже ведется. Параллельно в «Известиях» всплыла информации об использовании в подлодках пятого поколения новых композитных материалов.

«Здесь нужно понимать, что композиционные материалы предполагается использовать вместо резиновых покрытий, которые на сегодняшний день существуют во всех подводных лодках как атомных, так и неатомных, корпуса субмарин покрываются резиной снаружи. Они призваны сдерживать уровень внутренних шумов, которые создают механизмы подводной лодки. Это то, что касается покрытия корпуса, но ни в коем случае ни самой конструкции корпуса.

Потому что сами корпуса делаются из высокопрочной стали с огромным пределом сжатия и растяжения. Также конструкторы предлагают использовать композиты для рулей глубины и рулей направления. И что интересно, вроде как собираются делать гребные винты и линии валов. То есть вибрирующие и создающие шумные потоки поверхности», - комментирует нам появившуюся в СМИ информацию по подлодкам пятого поколения военный эксперт Михаил Тимошенко.

Валерий Половинкин из «Крыловского государственного научного центра» отмечает, что возможности традиционных монометаллических материалов практически исчерпаны, а чтобы добиться повышения боевых характеристик, необходимо перейти на композитные технологии.

По словам еще одного эксперта в области кораблестроения Прохора Тебина , в последнее время ведущие морские державы все чаще обращают свое внимание на в конструкции кораблей. «Можно выделить ряд факторов, который заставляет обращаться конструкторов к этой технологии. Повышение защищенности, снижение заметности и общее удешевление проекта. Стоит отметить, что использование новых материалов отражает общий тренд в современном машиностроении и промышленности. Но перед массовым внедрением технологию все же необходимо обкатать, изучить досконально», - отмечает эксперт.

Половинкин также обращает внимание на малозаметность. По его словам, структура и состав материала не позволяют противнику получить отраженный от подлодки сигнал должного уровня, чтобы засечь ее, так как материал является звукопоглощающим. Но Тимошенко не согласен. «Говорить о том, что с использованием композитов подлодки получат какие-то технологии стелс, значит не понимать, что для обнаружения подводных лодок друг другом в море используются пассивные средства гидролокации, то есть микрофоны, а точнее говоря гидрофоны».

Как считают эксперты, использование композитных технологий при строительстве субмарин, как и использование ими новых типов ракет, полностью укладывается в концепцию строительства атомоходов пятого поколения. Напомним, что в прошлом году были анонсированы два типа подлодок пятого поколения: противолодочная субмарина, так называемая лодка-охотник, и «убийца авианосцев» с крылатыми ракетами на борту. Так что одним проектом «Хаски» дело здесь точно не закончится.

Перспективные российские АПЛ «Хаски» возьмут ценой

Важным преимуществом перспективных российских многоцелевых АПЛ пятого поколения «Хаски», возможно, станет относительно низкая стоимость, считают эксперты. При этом цена лодок может соперничать с техническими характеристиками субмарин за звание основного преимущества. Уже сейчас выдвигаются предположения о том, что новые подлодки по стоимости окажутся существенно дешевле строящихся сейчас лодок проекта «Ясень-М ». Для ВМФ это особенно актуально, учитывая тот факт, что в составе флота новые субмарины должны будут заменить все многоцелевые лодки третьего поколения, включая субмарины проекта 949 «Антей » («городская» серия лодок, именно к ним относилась трагически погибшая подлодка К-141 «Курск ») и проекта 971 «Щука-Б », которые являются довольно многочисленными.

Информация о лодках проекта «Хаски » в настоящее время крайне ограничена. Известно, что работами над проектом многоцелевой атомной подводной лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК) 5-го поколения занимаются в СПМБМ «Малахит », информация об этом впервые появилась в российских СМИ еще в декабре 2014 года. Одновременно сообщалось, что разработка новой субмарины ведется в инициативном порядке, без техзадания со стороны Минобороны России . 17 июля 2015 года российские СМИ рассказывали о том, что новая лодка проектируется конструкторами «Малахита» на одной базовой платформе, но в двух вариантах: многоцелевая АПЛ, ориентированная на борьбу с подлодками противника и ПЛАРК, ориентированная на борьбу с вражескими авианосцами.

8 августа 2016 года появилась информация о том, что между Минобороны России и СПМБМ «Малахит» был заключен контракт на разработку перспективной подлодки. По всей видимости, речь идет об научно-исследовательских работах по выработке облика будущей атомной субмарины, а само техническое проектирование подлодки начнется лишь после 2020 года. Специалисты считают, что противолодочный вариант «Хаски» получит на вооружение противолодочные ракеты «Калибр », данная лодка, в первую очередь, будет предназначена для уничтожения стратегических лодок вероятного противника (АПЛ «Огайо » и «Вэнгард »). Второй вариант субмарины получит противокорабельные гиперзвуковые крылатые ракеты «Циркон » и будет предназначен для уничтожения крупных надводных кораблей противника (авианосцев, УДК, десантных судов, ракетных крейсеров, эсминцев и др.).

Многоцелевая АПЛ проекта 885 «Ясень»

Недостаток информации о лодках проекта «Хаски» в настоящее время не является чем-то удивительным, учитывая тот факт, что НИР по проекту еще ведутся и пока до конца не определен даже внешний вид будущей субмарины. Лодка существует лишь в виде эскизов и рендеров, но о некоторых ее особенностях уже немного известно. К примеру, уже сообщалось о том, что лодки «Хаски» получат двухкорпусную конструкцию, подводное водоизмещение субмарин составит около 12 тысяч тонн (у «Ясеня» 13 800 тонн). По своим размерам перспективная лодка будет меньше строящихся сегодня субмарин 4-го поколения «Ясень-М».

Недавно опубликованные конструкторским бюро «Малахит» рендеры позволяют судить о том, как эти решения будут реализованы в конструкции новой подводной лодки. На представленных фотоматериалах видны пусковые установки, расположенные в средней и носовой частях лодки. В частности, видны 8 открытых крышек в средней части корпуса субмарины. По словам экспертов, здесь будет находиться 40-48 ракет, так как аналогичная конструкция пусковых контейнеров на многоцелевых АПЛ «Ясень» вмещает от 4 до 5 ракет в зависимости от их типа.

Еще одной ударной возможностью новых подлодок может стать использование различных беспилотных подводных аппаратов . В ряде источников даже появлялась информация о том, что лодки проекта «Хаски» будут нести на борту ядерную торпеду «Статус 6 ». А Олег Власов , являющийся руководителем отдела робототехники «Малахита», говорил о том, что новые лодки будут интегрированы с системами, работающими в воздушном пространстве, то есть подводные лодки получат возможность запуска БПЛА для ведения разведки и поиска целей. Также считается, что торпедные аппараты на перспективной лодке будут расположены в средней части корпуса, как это было сделано на подлодках проекта 885 «Ясень», в то время как в носовой части будет расположено различное гидроакустическое оборудование и пусковые установки для крылатых ракет.

Возможный внешний вид перспективных многоцелевых АПЛ проекта «Хаски»

Также в российских СМИ достаточно широко отмечается невероятно низкая акустическая заметность будущих лодок, в конструкции которых будут широко использоваться композитные материалы. В дополнении к этому предполагается, что на лодках проекта «Хаски» будут внедрены новейшие технологии, направленные на снижение акустической заметности и шумности. По словам Виктора Барсука , новые субмарины, как ожидается, будут в два раза тише лодок предыдущего поколения.

Кому-то появление новых подлодок проекта «Хаски» может показаться излишним, так как в стране развернуто строительство многоцелевых АПЛ проекта «Ясень», однако прогресс и развитие технологий не стоят на месте. Добавление в арсенал подлодок гиперзвуковых крылатых ракет , интеграция робототехники, повышенный уровень автоматизации работ, существенное снижение шумности (в случае достижения заявленных значений) значительным образом повышают боевую эффективность лодок нового проекта.

Ранее стало известно о том, что при работе над многоцелевой АПЛ 5-го поколения «Хаски» использовался огромный опыт, накопленный при разработке лодок проектов 671, 971, 885 и их различных модификаций. А в марте 2018 года Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» завершило работы по созданию аванпроекта подлодки 5-го поколения «Хаски», после чего начался процесс обсуждения проекта с представителями ВМФ России . Как отмечал генеральный директор «Малахита» Владимир Дорофеев, помимо технических характеристик, новый проект должен отличаться и экономической составляющей. «Наши корабли должны становиться не только мощнее, но и дешевле » – подчеркивал генеральный директор компании разработчика перспективной лодки.

Флот США будут топить из-под воды

В России всё-таки приняли решение доводить конструкцию убийц американских авианосцев.

Как уточнил Рахманов, в Морском бюро машиностроения «Малахит» уже завершили концептуальное проектирование АПЛ и занялись формированием нужных для исполнения техзадания тактико-технических характеристик.

Что известно о «Хаски»

Толком ничего, заявил Царьграду один из близких к военно-морской тематике специалистов, не раз дававший нашему порталу блестяще подтверждавшиеся анализы и прогнозы. Ясно, что это пятое поколение, ясно, что там будет новое оружие, скорее всего, «Цирконы» и что-то ещё. Но это пока и всё. Слухи о концепции, которая ещё не обрела надёжных контуров. А поскольку всё предельно засекречено – а как показало выступление президента Путина 1 марта с презентацией нового оружия, секреты у нас хранят лучше, чем Кощей сами знаете что, – то не исключена вероятность того, что и слухи служат лишь дополнительному задымлению истинной информации.

"Если рассуждать по логике, то понятно, что там должно быть, – пожал плечами собеседник Царьграда. – Но что реально там будет, трудно сказать".

Вообще, по его словам, «это интересная история». В том смысле, что «Хаски» станет первой настоящей постсоветской лодкой. Потому что даже те суперсовременные «Бореи», что спускаются ныне на воду и уже начали службу на флоте, так или иначе опираются на ещё советский задел. Оттуда они родом, из СССР , из советских конструкторских бюро, в которых, как теперь понятно, люди на полвека время опережали. А про них тогда анекдоты рассказывали и карикатуры рисовали, где НИИ и КБ изображались логовом бездельников, что чаи гоняли и за шмотками в рабочее время бегали…

Так вот, «Хаски» станет первой чисто постсоветской моделью . Полностью российской – хотя, по совести говоря, и тогда в облике СССР жила и трудилась всё та же тысячелетняя Россия , со всеми её недостатками и достоинствами.

И вот как её, будущую, описывают в прессе. В грамотной прессе, имеется в виду.

Один из резервов в борьбе за бесшумность – исключение звуков от движущихся механизмов. То есть по максимуму заменять то, что движется, совершает трение и шумит на что-то такое, что даёт тот же эффект при минимальном использовании механического движения. Поэтому в «Хаски» ожидается использование такого атомного реактора, у которого почти отсутствуют движущиеся механизмы, а тепло переносится жидким металлом. Этот реактор меньше по размерам, благодаря чему удаётся и в сам проект «Хаски» заложить существенно меньшие размеры, нежели в близкую по функционалу современную многоцелевую подлодку типа «Ясень».

Да, она будет меньше нынешних аналогов – у нас «Ясеня», у них – «Вирджинии »,

– подтвердил и собеседник Царьграда.

Далее считается, что «Хаски» должна стать первой подлодкой, построенной так, чтобы максимально рассеивать ответную волну гидролокаторов – наподобие того, как самолёты с использованием «стелс-технологий» минимально отражают излучение радиолокаторов, рассеивая его в пространстве. Лодка будет многоцелевой, универсальной. Действительно, вооружённой «Цирконами », противокорабельными ракетами, не отражаемыми на современном уровне развития технологий у противника. Ожидается также вооружение лодки подводной модификацией крылатой ракеты «Калибр-НК ». Кроме того, при помощи торпедных аппаратов можно будет стрелять двумя другими типами «Калибров» – противокорабельными и для ударов по сухопутным целям.

Туман, но красивый

В принципе, флотский эксперт Царьграда со всеми этими оценками согласен. Единственное, что ещё и ещё раз оговаривает, – пока это всё не официальные сведения и даже не рабочие эскизы. Точнее, эскизы, скорее всего, есть, но их мало кто видел, а кто видел – помалкивает. Но перевода эскиза в чертежи следует ждать не раньше, чем года через два – три.

Тогда, простите, у нас, у малознающей публики, возникает один вопрос: а это всё – не одна большая фантазия в одном большом тумане? Эта лодка точно будет? А то мы ведь знаем, с какими трудностями сталкивается модернизация и строительство именно флота. И как именно в морской составляющей гособоронпрограммы графики частенько сдвигаются вправо. Чаще – только в Роскосмосе . Но если без новых сведений о химическом составе лунного грунта мы как-нибудь проживём, то американский флот – вон, на пороге.

"Лодка точно будет, – хладнокровно заявил информированный собеседник. – Тут нет сомнений. Она нужна".

Кроме того, есть данные, что ею серьёзно занимается Крыловский государственный научный центр в Петербурге , основной у нас по исследованиям в области кораблестроения и корабельного проектирования. Именно он, как выразился специалист, «имеет отношение к её функционалу».

В конструкции «Хаски» будет много композита и композитных материалов , в том числе покрытие корпуса, носовые рули, кормовые стабилизаторы, ограждение рубки. И может быть, даже гребные винты. Всё это для того, чтобы снизить шумность. Подтверждается и то, что «Циркон» будет её основным комплексом. Собеседник Царьграда рассказал, что слышал, будто планируется противолодочный вариант «Хаски», вооружённый «Калибрами». «А вообще, по традиции малахитовской, лодка будет предельно набита оружием на единицу объёма – в 2 – 2,5 раза больше, чем у зарубежных аналогов», – уверенно предположил эксперт.

Водоизмещение будет, по предположениям, порядка 12 тысяч тонн минимальное. Но, скорее всего, больше, отметил он. Ясно, что это будет двухкорпусная конструкция, прочный и лёгкий корпус. Ради вящей малошумности ожидается водяной двигатель, то есть водомёт. «У нас на паре лодок такие водомёты стояли, и это значительно снижает шумность», – пояснил собеседник.

А что ещё, что-то более детальное – об этом сказать сегодня трудно, заключил специалист. Трудно сказать, какой будет ситуация к тому моменту, когда лодка появится в чертежах. Возможно, будет принципиально новый реактор. Какое-то новое вооружение. После революции в вооружении, о свершении которой объявил президент России 1 марта, до 2025 года возможны ещё некоторые сюрпризы.

Так что да, создание «Хаски» покрыто туманом. Но это красивый туман. Точнее, туман, за которым кроется будущая красота.

Уже несколько лет в конструкторском бюро «Малахит» в Санкт-Петербурге ведутся работы по созданию многоцелевой атомной подводной лодки пятого поколения проекта «Хаски» . К 2018 году планируется завершить эскизный проект нового подводного ракетоносца. Подлодки нового класса придут на смену , которые сейчас поступают в боевой состав ВМФ России.

АПЛ «Северодвинск» проекта 885 «Ясень»

Ожидается, что новое поколение субмарин будет выполнено из многослойных композитных материалов, - рассказал газете «Известия» советник гендиректора ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (КГНЦ) Валерий Половинкин. Из композиционных материалов будут делать покрытия корпуса, носовые и кормовые рули, стабилизаторы, ограждение рубки, даже гребные винты и линии валов.


Ожидаемый облик АПЛ «Хаски». Кадр презентации КБ «Малахит»

Всё это направлено на снижение заметности подводного крейсера в первую очередь снижения его уровня шума. Современная тенденция развития российских вооружений – это модульность, унификация и взаимозаменяемость. Новые АПЛ планируют создавать с унифицированными носовыми и кормовыми частями, с возможностью использования их как для создания стратегических, так и ударных подводных крейсеров, меняя в зависимости от поставленной задачи конструкцию отсека с вооружением.

Вооружение атомной подводной лодки «Хаски»

В первую очередь новейшая российская АПЛ будет вооружена , о ней мы уже рассказывали Вам. Напомним, что эта ракета, следуя со скоростью более 7000 км/ч (т.е 8М или в 5-6 выше скорости звука), способна гарантированно поражать цели на расстоянии до 1000 км не боясь действующих и перспективных систем противоракетной обороны любого государства в мире.


Ожидаемый облик АПЛ «Хаски».

Ожидается применение АПЛ проекта «Хаски» в качестве носителя.

Энергетическая установка

Известный американский военный эксперт Дейв Маджумдар предполагает, что новую российскую АПЛ оборудуют реактором с жидкометаллическим теплоносителем. Такие реакторы на свинцово-висмутовом сплаве устанавливались на советских субмаринах проекта «Лира» и были образцами передовых разработок. «Лиры» превосходили все остальные атомные ПЛ по части скорости и маневренности, однако требовали особого обслуживания. Маджумдар отмечает, что атомные реакторы с жидкометаллическим теплоносителем гораздо производительнее и компактнее, чем водо-водяные. Установка такого реактора позволит сделать лодку компактной, однако потребует создания специализированных портовых систем.

Стоит отметить, что Россия не единственная страна, которая ведет работы по созданию перспективных атомных подлодок. Аналогичные работы ведутся и в США, где стоят более конкретные задачи по замене устаревающих стратегические подводных лодок третьего поколения типа «Огайо». Новым носителем баллистических ракет станет SSBN-X.

Эта субмарина не позиционируется как лодка пятого поколения. Несмотря на это, количественно американские ВМС все равно будут превосходить флот России. Одних только многоцелевых лодок типа «Лос-Анджелес» у американцев сейчас примерно 40 единиц. На смену им уже идут АПЛ четвертого поколения типа «Вирджиния». Количество таких субмарин планируется довести до 30 единиц.

В настоящее время российская судостроительная промышленность занимается рядом проектов, направленных на развитие подводных сил военно-морского флота. Ведется строительство нескольких подлодок новых типов, а кроме того, разрабатываются перспективные проекты подобной техники, а также создаются новые технологии, которые в будущем будут использоваться в очередных проектах. Недавно стали известны некоторые подробности последних проектов в области строительства подводных лодок.

6 сентября РИА опубликовало интервью с вице-президентом Объединенной судостроительной корпорации Игорем Пономаревым. В преддверии военно-технического форума «Армия-2016» руководитель ОСК раскрыл некоторые подробности текущих работ, а также рассказал о планах, касающихся грядущей выставки. Наибольший интерес при этом представляют новости о существующих и перспективных разработках в сфере подводных лодок. В настоящее время предприятиями ОСК осуществляется разработка нескольких новых проектов, которые в будущем помогут обновить боевой состав подводных сил.

Одной из важнейших программ последнего времени является создание воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ) для перспективных неатомных подлодок. Журналист РИА Новости задал вопрос о ходе текущих испытаний новой ВНЭУ на морском стенде, а также о сроках изготовления первой серийной системы этого класса. И. Пономарев рассказал, что испытания воздухонезависимой энергетической установки продолжаются в соответствии с графиком, утвержденным министерством обороны. После всех испытаний ВНЭУ своевременно будет представлена заказчику. Какой именно корабль получит новое оснащение первым – пока неизвестно. Подобное решение будет приниматься заказчиком в лице военного ведомства.

Первым носителем новой ВНЭУ, согласно предыдущим сообщениям, должна будет стать перспективная неатомная подводная лодка проекта, известного под шифром «Калина». По словам вице-президента ОСК, пока основные вопросы в контексте проекта «Калина» не решены. Решение о начале строительства головной лодки этого типа зависит от хода проектных работ и некоторых других факторов. В частности, большое влияние на программу оказывает разработка воздухонезависимой энергоустановки.

После завершения работ по техническому проекту, создаваемому специалистами ЦКБ «Рубин», а также после строительства опытного образца ВНЭУ промышленность в лице Объединенной судостроительной корпорации и министерство обороны смогут приступить к решению новых вопросов. На этой стадии будут обсуждаться условия контракта на строительство подлодок, в частности, потребуется определить завод, которому предстоит стать основным строителем новой техники. Тем не менее, все эти работы смогут начаться только после утверждения технического проекта.

Также в интервью для РИА Новости была затронута тема дальнейшего развития атомных подводных лодок различных классов. Наибольший интерес в этом контексте представляет перспективный проект с шифром «Хаски». И. Пономарев рассказал, что проект АПЛ «Хаски» в настоящее время находится на стадии формирования облика. Кроме того, около двух лет уйдет на создание эскизного проекта. После завершения текущего этапа разработки будет решаться вопрос о контракте на строительство подлодки. Какие-либо технические подробности нового проекта не оглашались.

Развитие атомных подводных лодок стратегического назначения пока идет по иному пути. Как рассказал руководитель ОСК, пока судостроительная промышленность не ведет работы по формированию облика перспективных подводных ракетоносцев. В настоящее время все силы в этой области брошены на улучшение существующего проекта 955 «Борей», относящегося к четвертому поколению. Три АПЛ этого типа уже переданы флоту. Ведется строительство еще четырех подводных крейсеров, относящихся к улучшенному проекту 955А «Борей-А».

Из всех тем, затронутых в недавней беседе прессы с представителем Объединенной судостроительной корпорации, наибольший интерес представляет разработка перспективной многоцелевой АПЛ типа «Хаски». Работы по этому проекту стартовали сравнительно недавно и, как показывают последние сообщения, еще находится на ранних стадиях. Таким образом, даже утечка каких-либо сведений о технической стороне проекта в его существующем виде вряд ли поможет определить окончательный облик.

Напомним, первые сообщения о возможной разработке перспективного проекта многоцелевой атомной подлодки пятого поколения появились в начале 2014 года. Тогда генеральный директор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения (СПМБМ) «Малахит» Владимир Дорофеев огласил некоторые идеи, касающиеся перспективной техники. По его словам, основные отличия АПЛ пятого поколения от существующих субмарин будут заключаться не в повышенных технических характеристиках, а в возможности интеграции в единое информационно-управляющее пространство, обеспечивающее улучшенное взаимодействие с другими подлодками и кораблями. Тем не менее, тогда руководитель конструкторского бюро не рассказал о разработке реальных проектов с подобными возможностями.

Первые технические подробности проекта многоцелевой АПЛ пятого поколения стали известны только в декабре 2014 года. Заместитель гендиректора СПМБМ «Малахит» Николай Новоселов тогда рассказал прессе, что перспективная подлодка будет иметь двухкорпусную конструкцию и полное водоизмещение до 12 тыс. тонн. Интересно, что на тот момент проект разрабатывался «Малахитом» в инициативном порядке, поскольку министерство обороны еще не выдавало техническое задание. Кроме того, Н. Новоселов упомянул, что одной из задач новых проектов является унификация многоцелевых и стратегических подлодок по различному оборудованию. Некоторые наработки в этом направлении уже были реализованы к настоящему времени.

В марте прошлого года были оглашены новые взгляды на облик перспективной АПЛ. Так, В. Дорофеев высказал убеждение, что новая подлодка будет строиться по модульному принципу, а также получит возможность использования робототехники. Применение робототехнических систем должно иметь большой потенциал, поскольку подлодке требуется сохранять скрытность даже при совместной работе и информационном обмене с другими боевыми единицами флота.

Так же в марте 2015 года появились первые сообщения о возможном составе вооружений перспективной подлодки. Со ссылкой на неназванные источники в оборонной промышленности отечественные средства массовой информации писали, что основным ударным вооружением подлодок «Хаски» станут перспективные гиперзвуковые крылатые ракеты «Циркон». Кроме того, источник этой информации отметил, что ракеты нового типа уже вышли на испытания.

Примерно через год после этого появились новые сообщения о ходе проекта «Хаски». Отмечалось, что на тот момент работы находились на стадии формирования облика атомной подлодки. Военно-морской флот занимался разработкой технического задания, в соответствии с которым должно было вестись эскизное проектирование. На выполнение эскизного проекта разработчик в лице СПМБМ «Малахит» получил около двух лет. Результатом этих работ станет формирование точного облика корабля. При этом утверждалось, что создание полностью титанового прочного корпуса не планируется, хотя некоторые элементы из титана все же будут присутствовать в конструкции. Тип реактора, предлагаемого к использованию, будет определен позже.

В начале апреля интересные сведения относительно облика АПЛ «Хаски» огласил генеральный директор ОСК Алексей Рахманов. По его словам, новая лодка по ряду ключевых элементов будет унифицирована, став стратегической и многоцелевой. Подобный подход применяется для достижения нескольких целей, в том числе для получения лучшего ценового предложения для военного ведомства. Также А. Рахманов рассказал о возможных сроках реализации проекта. Так, если ОСК сможет завершить разработку проекта подлодки четвертого поколения к 2017-18 годам, но к этому времени не начнется создание субмарины пятого поколения, то последнюю удастся выпустить не ранее 2030 года.

В конце июля этого года гендиректор СПМБМ «Малахит» уточнил возможный состав комплекса вооружений перспективной подлодки. По словам В. Дорофеева, новые АПЛ смогут нести или крылатые или баллистические ракеты, но одновременное оснащение корабля вооружением двух типов невозможно. Этому мешают массо-габаритные параметры вооружения.

По последним данным, в настоящее время ОСК и, в первую очередь, СПМБМ «Малахит» ведут разработку облика перспективной многоцелевой АПЛ пятого поколения. На этот этап работ понадобится около двух лет. После завершения эскизного проектирования будут решаться основные вопросы, связанные со строительством. Таким образом, головная подлодка нового типа сможет войти в строй не ранее начала следующего десятилетия. Какие преимущества даст подводным силам военно-морского флота появление перспективной АПЛ – пока говорить рано ввиду продолжения формирования ее облика. Тем не менее, уже сейчас ясно, что продолжающиеся работы по тем или иным проектам в области строительства подводных лодок в будущем будут полезны для безопасности страны.

По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://tass.ru/
http://lenta.ru/
http://interfax.ru/
http://bastion-karpenko.ru/



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png