Тема урока: Скелет – опора организма.

Цель: Сформировать представление об опорной системе живых организмов и его значении в их жизни, об усложнении систем животных и растительных организмов в ходе эволюции.

Формирование УУД:

Предметные результаты: учащиеся знакомятся с особенностями строения скелета у животных, опорными образованиями у растений; учатся определять значение опорных систем в жизни растений и животных; типы скелетов у животных; объяснять смысл биологических терминов: скелет, наружный скелет, внутренний скелет, отделы скелета, строение кости; овладевают умением объяснять роль биологических знаний в повседневной жизни и для развития науки; приводить примеры с различными типами скелетов.

Метапредметные: познавательные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, учатся наблюдать за жизнедеятельностью растений и животных; осуществляют поиск и отбор источников необходимой информации, формулируют проблему, анализируют и объясняют результаты опытов; коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем, сверстниками; строят монологическое высказывание, организовывают учебное взаимодействие в группе; регулятивные: отвечают на поставленные вопросы, оценивают свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности организмов, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к живой природе, происходит осознание необходимости бережного отношения к живым организмам и их охране.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы проведения: словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа учащихся.

Форма проведения урока : групповая работа

Оборудование: учебник «Биология живой организм « 6 класс Сонин Н.И., мультимедиопроектор, презентация, рисунки скелетов позвоночных животных (рыбы, лягушки, крокодила, птицы, млекопитающих), карточки-задания для групповой работы.

Утром солнце улыбалось,

Улыбалось из-за туч,

Значит, нам с тобой осталось

Улыбнуться, встретив луч…

Улыбнемся солнцу, утру

Улыбнемся мы друг другу,

Просто так сейчас с тобой.

Дети слушают учителя. Настраиваются на работу на уроке.

1) Регулятивные:

Волевая саморегуляция;

2) Личностные:

Смыслообразование

3 ) Коммуникативные :

Планируют учебное сотрудничество с преподавателем и со сверстниками.

2.Мотивация.

Цель: создать мотивацию к учебной деятельности.

Учитель предлагает отгадать загадку:

В организме , что у нас,

Как для здания каркас?

Что внутри нам помогает,

Став опорою для нас? (скелет)

Учитель задает вопрос: А, что такое скелет?

Ученики осмысливают задание, приводят варианты ответов, корректирует высказывания.

Скелет – это совокупность твёрдых тканей в организме животных и человека, придающих телу опору и защищающих его от механических повреждений.

3. Актуализация знаний. Цель: актуализация имеющихся знаний учащихся по пройденной теме.

Учитель предлагает выполнить задание.

Задание «Третий лишний»

Живые организмы объединены в группы.

Улитка

Речной рак

Майский жук

Окунь

Учитель организует беседу:

Что объединяет представителей?

Какой организм лишний?

Какой скелет называют наружным?

К какой группе животных относится рыба?

Предложите тему урока?

Учитель побуждает к высказыванию своего мнения, корректирует высказывания и формулирует тему урока.

Тема нашего сегодняшнего урока

« Скелет – опора организма»

Ученики осмысливают задание, концентрируют внимание на изучаемом материале, проводят сравнение и анализ предложенных организмов.

Выступают с ответом, проводят корректировку ответа.

У животных имеется скелет.

Лишний организм окунь, т.к. улитка, речной рак, майский жук относятся к беспозвоночным животным и у них наружный скелет.

Наружный скелет-это скелет, который находится на теле организма и выполняет защитную функцию.

Окунь – это рыба относится к позвоночным животным.

Ученики выдвигают гипотезы формулировки темы урока.

1) Познавательные:

Анализируют, сравнивают.

2)Коммуникативные: строят понятное монологическое высказывание, активно слушают одноклассников.

3) Регулятивные:

4. Этап целеполагания на урок.

Цель: формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на урок.

Учитель формулирует задание, фиксирует учебные затруднения, корректирует цели урока.

Сейчас я предлагаю вам вспомнить, всё, что вы знаете о скелете позвоночных животных. На ваших партах находятся карточки: «Что я знаю о скелете». Ваша задача: в правой колонке таблицы указать своё отношение к утверждению: «Да», «нет», «не знаю». Время на обдумывание не более 5 мин.

Верно ли утверждение?

Да

Нет

Не знаю

Позвоночные организмы имеют внутренний скелет.

Беспозвоночные организмы наружный скелет

Функции скелета: опорная, защитная, двигательная.

Скелет образован костями

Эластичность придают костям органические вещества, а твердость неорганические.

Сочетание органических и неорганических веществ, делает кость крепкой и достаточно упругой.

Отделы скелета позвоночных: скелет головы, туловища, конечностей.

У растений функцию скелета выполняет механическая ткань.

В корне механическая ткань расположена в центре повышая сопротивление корня на разрыв.

В стебле механическая ткань образует цилиндр обеспечивая прочность и изгиб.

Ответы на все ли вопросы вы знали?

Почему некоторые вопросы у вас вызвали трудность при их выполнении?

Что вы хотите узнать о скелете?

Что мы с вами должны узнать на уроке определите цели на урок.

Учитель вместе с учащимися определяет цель и задачи урока.

Осмысливают задание, анализируют имеющиеся знания, определяют затруднения, формулируют цель урока.

1) Познавательные:

Общеучебные умения структурируют знания, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Анализируют, сравнивают.

2)Коммуникативные: строят понятное монологическое высказывание, обмениваются мнениями в паре, активно слушают одноклассников.

3) Регулятивные:

Осуществляют контроль и оценку прогнозирования (при анализе учебного действия).

5.Этап «Открытие нового знания»

Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее.

Учитель организует выступление учащегося с сообщением «Экскурсия в историю»

Учитель выдвигает проблему:

Один учёный сказал, что при массе человека 70 кг масса его скелета составляет всего 8-9 кг., и что если бы у человека не было скелета, то он напомнил бы медузу.

Как вы думаете, что учёный хотел этим подчеркнуть, если известно, что медуза передвигаться сама почти не может, потому что у неё нет скелета. Ей приходится ждать попутного ветра и сильной волны, которая унесла бы её?

Учитель организовывает построение проекта изучения нового знания.

Как мы сможем решить проблему и достичь поставленных целей?

Учитель корректирует план действий и предлагает выполнить групповые задания, формирует группы.

Задание 1.

Цель: изучить функции скелета и определить, чем образован скелет животных.

Послушайте веселые стихотворения и сформулируйте функции скелета.

Заполните схему.

Прочитайте в учебнике страницы 99-100, рассмотрите скелеты животных, запишите какие бывают типы скелетов и выясните, чем образован скелет позвоночных животных.

Сделайте вывод в виде схемы и таблицы:

Недостатки (по сравнению с другими)

Задание 2.

Цель: изучить состав и свойства костей.

Просмотр видеофильма

Вывод.

Эластичность придают костям __________ вещества, а твердость ___________. Сочетание _________ и__________ делает кость крепкой и достаточно упругой.

Задание 3.

Цель: изучить особенности строения механической ткани у растений.

Используя готовые микропрепараты, рисунок, учебника страница 102, выясните, какое строение имеет механическая ткань у растений в стебле, корне, листьях.

Рассмотрите и зарисуйте образцы механической ткани, охарактеризуйте ее.

Выступление учащегося с сообщением « Экскурсия в историю»

С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима изучали кости. Основатель учения об атомах - Демокрит - собирал остатки скелетов, посещая кладбища. Клавдий Гален - древнеримский врач и естествоиспытатель - посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный целиком собранный скелет человека. В средние века церковь запрещала вскрытие трупов. Великий анатом Андрей Везалий под мраком ночи тайно крал трупы повешенных.

Церковь запрещала “мерзкое и богопротивное употребление человека на анатомические препараты”, хотя еще в начале XVIII века Петр I закупал по высокой цене за границей коллекции по анатомии.

Религия неустанно чинила препятствия изучению организма человека. В первой половине XIX века в Казани церковники организовали захоронение на городском кладбище анатомических препаратов и костей человека, которые изучали студенты-медики. Наука закалялась в этой борьбе и неустанно стремилась к познанию истины. Со временем много интересного и важного стало известно о скелете человека и животных. Для всех животных, имеющих сколько-нибудь сложное строение, нужна прочная основа тела, к которой бы прикреплялись различные органы.

Выступление учащихся с стихотворениями.

Чтоб на кисель не походить,

На скользкую медузу,

Скелет у всех нас должен быть,

И он нам не обуза. (форма тела, каркас)

Пусть нет его у червяка,

Какой-нибудь амёбы,

У стрекозы и мотылька,

А нам он нужен, чтобы(защитная)

Играть в футбол, ходить в кино

И плавать в речке летом.

Мы не смогли бы ни чего,

Не будь у нас скелета.(движение)

Суставы гибкие согнём,

Пробежку начинаем…

Скелет опорой служит днём

А ночью отдыхает!(опора)

Учащиеся анализирую информацию, делают вывод; планируют способы достижения намеченной цели; определяют средства (алгоритмы, справочники, Интернет...); формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели; разбиваются на группы, готовят место работы, распределяют роли в группе, выполняют задания по карточкам, работают с текстом учебника, электронными образовательными ресурсами; составляют схемы; заполняют таблицы; отвечают на вопросы; анализируют и выявляют закономерности в строении скелета позвоночных животных; формулируют выводы по эксперименту видеофильма состава кости; учащиеся представляют отчеты групп (по слайдам презентации и работа у доски); слушают доклады, делятся впечатлениями; высказывают свое мнение; устанавливают причинно-следственные связи, корректируют выступления одноклассников.

1) Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи,

Планирование,

Прогнозирование.

2) Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации

Смысловое чтение

Построение логической цепи рассуждения

Умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

4) Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

6. Контроль и самооценка знаний и способов действия.

Учитель предлагает выполнить задания: «Какие утверждения верны?»

1. Все живые организмы имеют внутренний скелет.

2.Функции скелета: опорная, защитная, двигательная.

3.Скелет образован костями, связками, сухожилиями.

4.Эластичность придают костям органические вещества, а твердость неорганические.

5.Сочетание органических и неорганических веществ, делает кость крепкой и достаточно упругой.

9.Отделы скелета позвоночных: скелет головы, туловища, конечностей.

10.Все позвоночные имеют только костный скелет.

11. В корне механическая ткань расположена в центре обеспечивая прочность и изгиб.

Учитель организовывает сопоставление работы с эталоном для самопроверки.

Решение биологических задач.

В природе есть уникальное существо, которое одновременно имеет два скелета: и наружный, как у беспозвоночных, и внутренний, как у позвоночных. Что это за животное? Зачем ей два скелета?

Подсказка.

Её мудрость не забудешь:
"Тише ходишь, дальше будешь".
"Костяна" ее рубаха,
И ползет она без страха. (черепаха)

У пожилых людей кости становятся более хрупкие и ломкие. Объясните почему?

Как нужно вести себя на переменах, во время гололеда? Объясните почему?

Учащиеся осуществляют:

    самооценку;

    самопроверку;

    взаимопроверку;

Учащиеся применяют полученные знания для решения биологических задач. Высказывают свои мнения, проводят корректировку знаний.

Учащиеся высказывают свое мнение по проблемному вопросу. Корректируют высказывания.

1) Познавательные:

Умение структурировать знания

Оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

Волевая саморегуляция

Осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

1) Коммуникативные

Умение выражать свои мысли

Оценивание качества своей и общей учебной деятельности

7. Подведение итогов.

8.Рефлексия.

Цель: формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия.

7. Домашнее задание.

Учитель напоминает о проблемном вопросе и организует беседу о целях урока:

- Вернёмся снова к нашим карточкам. Взгляните на вопросы, на которые вы не могли ответить в начале урока.

Вы получили на них ответы?

Возвращение к проблеме

- Что нового вы узнали сегодня о скелете позвоночных животных?

Как вы это узнали?

Учитель организует рефлексию с помощью приема незаконченное предложение:

Я выполнил задание…
Я понял, что…
Я приобрел…
Я научился…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…

Параграф 15 ответить на вопросы в конце параграфа..

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Учащиеся высказывают свое мнение.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Опора тела и движение

Скелет и мышцы образуют опорно - двигательную систему .

Скелет
Тело поддерживает костный "каркас", скелет. Он защищает внутренние органы и служит креплением для мышц. Например, кости головы защищают головной мозг, а кости позвоночника - спинной мозг, который находится внутри позвоночника. В скелете человека более 200 костей.
Мышцы
Придают форму телу и позволяют нам двигаться. В организме около 650 мышц, 200 из них используются при ходьбе, 43 - для того, чтобы наморщить лоб, 17 - для того, чтобы улыбнуться. Мышцы присоединяются к костям и работают за счёт сокращения, то есть укорачивания. Когда мышца сокращается, она приводит в движение кость, к которой крепится. Любое движение - от бега до жевания - зависит от мышц.
Мышцы находятся по всему организму и отличаются формой и размерами. Самые длинные находятся в бедрах, самые крупные - ягодичные, они необходимы, чтобы бегать и карабкаться; самые маленькие находятся в ухе.
Мышцы составляют примерно половину веса тела человека.

Что образует опорно - двигательную систему? Заполни схему.

Рассмотри рисунки. Закрась кружочек около рисунка, на котором показана правильная осанка за партой.


Напиши, как выглядит человек с правильной осанкой.
У человека с хорошей, правильной осанкой прямая спина, расправленные плечи, поднятая голова. Такой человек выглядит стройным, красивым.

Рассмотри рисунки. Подумай, к чему может привести такое поведение детей.

По рисункам придумай и запиши правила о том, как нельзя себя вести.
Нельзя бить по голове, заламывать конечности. Нельзя толкаться и ставить подножки, особенно, так делать опасно на лестнице. Всё это может привести к серьёзным травмам.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием скелет как опора организма и разнообразием скелетов у разных видов животных.

Задачи

Образовательные: ознакомить учащихся с функциями скелета, скелетных мышц, типами скелетов у разных видов животных (наружный и внутренний), опорными образованиями и их функциями у растений.

Воспитательные: развитие умений и навыков, необходимых для групповой работы, умения анализировать ответы учащихся, самостоятельно работать на уроке; воспитание сознательной дисциплины на уроке.

Развивающие: развитие познавательного интереса к предмету, навыков работы с учебником, умения выделять главное.

Формы работы на уроке: а) индивидуально-групповая; б) самостоятельная; в) работа с учебником.

Урок проводится по учебнику Сонин Н.И. Биология. 6 кл. Живой организм. – М.: Дрофа, 1997.

Перед началом урока учитель на доске записывает тему урока («Скелет – опора организма») и размещает информацию о животных.

Фораминиферы. Отряд Простейшие, класс Корненожки. Размеры 0,1–1 мм, бывают до 20 см. Известковая раковина, склеенная из песчинок. Известно более 1 тыс. современных видов. Значение: мел – в народном хозяйстве.

Радиолярии (лучевики). Класс Саркодовые. Размеры – до 1 мм. Скелет из кремния. Обитают в морях. Свыше 7 тыс. видов. Значение: образуют радиоляриевый ил.

Моллюски (мягкотелые). Тип Беспозвоночные. Тело покрыто раковиной. Обитают в морях, пресноводных водоемах, на суше. Известно 130 тыс. видов (до 2 тыс. видов в РФ). Значение: употребляют в пищу.

ХОД УРОКА

Оборудование: плакаты с изображением фораминифер, радиолярий, крабов, моллюсков; скелеты птиц; скелет рака; скелеты жуков (членистоногих); скелеты морских звезд.

На партах у учащихся стоят карточки с указанием групп: 1 и 2 парты (4 чел.) – I группа, 3 и 4 парта – II группа и т.д. (всего 7 групп).

Учитель просит заранее подготовиться к уроку двум учащимся, которые будут играть роли учителей.

I. Организационный момент

Объявление темы урока.

II. Проверка домашнего задания

Два ученика – «учителя» – проводят проверку домашнего задания: они задают вопросы, а учащиеся записывают ответы одним словом на листах бумаги. «Учителя» собирают листки с ответами, проверяют ответы учащихся, ставят оценки, исправляют ошибки.

III. Объяснение нового материала

Учитель. Сегодня мы знакомимся с темой «Скелет – опора организма». Вспомните, когда мы с вами уже говорили о скелете? Какую систему органов мы изучали? (Опорно-двигательную систему .)
Опорно-двигательная система у позвоночных животных состоит из скелета и мышц. Скелет придает форму телу, защищает его от повреждений, служит опорой. Мышцы приводят скелет в движение. Сегодня на уроке мы познакомимся со скелетами позвоночных и беспозвоночных животных.
У вас на партах лежат карточки с индивидуальными заданиями для каждой группы. Вы должны прочитать вопрос и найти нужный абзац в тексте учебника, содержащий ответ на вопрос. Ответ на вопрос должен быть кратким, из 2–3 предложений.

I группа

Какие две группы организмов имеют скелетные образования?

Ответ. Скелетные образования имеют позвоночные и беспозвоночные животные. Животные отряда радиолярий имеют скелет из кремниевых иголочек. Такой скелет защищает животное от врагов. Раковинные амебы и фораминиферы также имеют скелеты. (С. 92, 1-й абзац.)

Учитель дополняет ответ, используя доску с записями и таблицы с изображением животных.

II группа

Какие функции выполняют опорные системы и какова роль мышц?

Ответ. Поддержание формы тела. Скелет – его каркас. Скелет предохраняет организм и внутренние органы от повреждений (например, грудная клетка защищает легкие, а череп – мозг). Мышцы крепятся к скелету и приводят его в движение. (С. 92, 2–4-й абзацы.)

Учитель дополняет ответ.

III группа

Какие выделяют типы скелетов? Приведите примеры животных, имеющих наружный скелет.

Ответ. Наружный скелет имеют простейшие, моллюски, членистоногие – это раковины улиток, мидий, панцири раков, крабов и прочные покровы насекомых. Крылья и покровы членистоногих состоят из хитина, который выделяют клетки кожи. У раков он пропитан минеральными солями и поэтому становится очень прочным панцирем. (С. 92, 5–7-й абзацы.)

Учитель дополняет ответ.

IV группа

Что такое линька и как она происходит у членистоногих?

Ответ. Периодическое сбрасывание старого покрова и замена его новым называется линькой. Новый покров (хитиновый) нежный и эластичный. Линька обеспечивает возможность изменения формы и размеров организма. Во время линьки животное может стать легкой добычей для хищников. (С. 92–93, 8-й абзац.)

V группа

Как устроен внутренний скелет у позвоночных животных и чем он образован?

Ответ. Внутренний скелет состоит из трех отделов: голова, туловище, конечности. Он образован костной и хрящевой тканями. У некоторых животных он образован хрящевой тканью, но с возрастом она заменяется костной. (С. 93, 9–10-й абзацы.)

Учитель дополняет ответ.

VI группа

Что служит опорой у растений? Какова роль механической ткани в стебле и корне?

Ответ. Механическая ткань обеспечивает прочность растений. Она образует подобие цилиндра (таблица на с. 93 внизу) и придает прочность на изгиб стеблям и корням растений. (С. 93, 11-й абзац.)

Учитель дополняет ответ.

VII группа

Чем образован скелет позвоночных животных?

Ответ. Скелет образован костями. Костная ткань состоит из органических и неорганических веществ и обладает высокой прочностью. (С. 94, 1–5-й абзацы.)

Учитель дополняет ответ, обращает внимание учащихся на подвижные соединения костей, роль связок. Связки образованы соединительной тканью – это особые образования, связывающие кости в суставах. Сухожилия прикрепляют мышцы к костям. Учитель обращает внимание учащихся на схему в учебнике (с. 95), на которой приведены подвижные и неподвижные соединения.

IV. Закрепление материала

1. Скелет выполняет … и … функции. (Опорную и защитную .)
2. Различают … и … скелеты. (Наружный и внутренний .)
Это задание можно выполнить с учащимися как письменно, так и устно.

Учитель выставляет оценки учащимся и комментирует их.

Примечание

Урок проводится в 6-м классе, несмотря на то, что эту тему дети изучают до 9-го класса. Это связано с тем, что учебник Н.И. Сонина предусматривает концентрическую программу обучения учащихся. Урок лучше проводить в классе, в котором много «сильных» учащихся.

Скелет – опора организма.

Цели урока

Деятельностная цель – создание условий для формирования познавательных и регулятивных УУД в ходе самостоятельной работы при изучении опорных систем растений и животных.

Предметно-дидактическая цель – формирование представлений об опорных системах живых организмов.

Планируемые результаты обучения:

Метапредметные – уметь применять смысловое чтение для извлечения информации, показать владение навыками оценки и самооценки, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями

Предметные – определять опорные системы организмов и знать их значение и особенности строения.

Личностные – формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных мотивов, направленных на изучение природы; формирование валеологических ценностных ориентаций.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: проблемные, частично-поисковые.

Средства обучения: учебник Сонин Н.И. Биология. Живой организм.6 кл.-М.Дрофа.2013, рабочая тетрадь, раздаточный материал (инструктивные карты, тесты), наглядное пособие «Скелет», натуральные объекты (раковины моллюсков, насекомые, рак речной, кости птицы).

Ход урока:

I. Организационный момент (1 мин.)

Цель этапа:

настроить обучающихся к учебной деятельности и на получение новых знаний, создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Форма контроля: педагогическое наблюдение.

    Этап проверки домашнего задания (2+5 мин.)

Цель этапа: выяснить степень усвоения заданного на дом материала,

определить и ликвидировать типичные недостатки в знаниях

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задает вопрос.

Слушает ответы.

Отвечают

Предлагает выполнить проверочную работу по теме «Обмен веществ»

Выполняют проверочную работу.

Проверяют по шаблону, самооценка по критериям.

Форма контроля: самопроверка по шаблону.

Вопрос: - Какие свойства живых организмов вы уже знаете?

Давайте проверим, как вы усвоили информацию об обмене веществ.

Проверочная работа. (5 минут)

Вариант 1.

1.Какие веществ поглощает растение в результате обмена веществ?

теплокровных:

Проверочная работа.

Вариант 2.

1.Какие вещества выделяет животные в результате обмена веществ?

Список веществ: глюкоза, кислород, углекислый газ, белок, вода, жир, мочевина, азот, хитин, крахмал.

2.Из списка животных выбрать названия холоднокровных:

Проверка по шаблону.

Вариант 1.

    кислород, углекислый газ, вода.

    лиса, синица, заяц, лошадь, обезьяна, лебедь, ёж.

Вариант 2.

    углекислый газ, мочевина, вода.

    рак речной, карась, майский жук, акула, медуза, скорпион, тарантул.

Критерии оценивания:

10-9 б –«5»

8 -7 б – «4»

6 -5 б – «3»

Отметка в листе самооценки.

II .Этап актуализации опорных знаний. Формулировка учебной проблемы. Определение темы урока. (2 мин.)

Цель этапа: зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний,организовать фиксацию затруднений в выполнении заданий.

Ответ необходимо пояснить. (Опора, механическая ткань, защита)
проблема : Почему у растений опорные образования довольно однотипны, а животных – различны? (Верны ли наши предположения мы поймем в конце урока).

Как бы вы назвали наш урок сегодня?

Тема урока: Скелет- опора организма

III . Этап целеполагания (1 мин.)

Цель этапа: Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности

Цель урока: знакомство со строением и значением опорных систем, типами скелетов животных, их сходством и отличиями.

    Этап открытия нового (10 мин.)

Цель этапа : о рганизовать усвоение учащимися нового материала в группах,

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предлагает познакомиться с текстом учебника, выписать ответ на вопрос.

Демонстрирует натуральные объекты (скелеты животных, спилы деревьев, раковины, кости, панцири раков, кораллы).

Дополняет ответы обучающихся, углубляет представление о составе и строении опорных систем.

Самостоятельно работают с текстом учебника. Выписывают.

Самопроверка и коррекция записей.

Дополняют кластеры.

Отвечают на вопросы.

Слушают пояснения учителя.

Форма контроля: индивидуальный самоконтроль и групповой контроль.

Самостоятельная работа с текстом учебника п. 15 с. 97-98.

Найти и выписать ответ на вопрос:

Каково значение скелета?

Предполагаемый ответ: Значение скелета:

    обеспечивает форму тела

    служит опорой для организма

    защищает от повреждений

    служит местом прикрепления мышц

    позволяет парить в толще воды

Самопроверка.

Демонстрация опорных систем.

Давайте попробуем скелеты животных разделить на 2 группы и обосновать по какому критерию это сделано.

Дополнение кластера

Типы скелетов

Наружный Внутренний

Состав

хитин, известь, рогоподобное вещество костная и хрящевая ткань

Приведите примеры животных, обладающих наружными и внутренними скелетами.

Предполагаемые ответы:

простейшие, моллюски, радиолярии, головоногие моллюски,

членистоногие(насекомые, позвоночные (рыбы, земноводные, птицы

паукообразные, ракообразные)

?Демонстрация опытов (воздействие кислоты на известковые раковины, декальцинированная кость). Пояснения учителя. Состав костной ткани. Строение костей.

Изучение рисунка учебника с. 101 «Внутреннее строение костей».

Соединение костей. Суставы, связки, сухожилия.

Отделы скелета.

Физкультминутка ( на осанку, растирание шейного отдела позвоночника, стимуляция мозгового кровообращения).

V .Этап осмысления и первичного применения знаний.

Цель этапа: Организовать закрепление изученного материала путем выполнения практической работы в паре. организовать фиксацию преодоления

Форма контроля: индивидуальный и групповой контроль.

?Биологическая задача.

Выписка из истории болезни : в травмпункт поступила пациентка 80 лет с жалобой на острую боль в руке после падения в гололед. Наблюдается отечность, гиперемия и изменение формы конечности.

Диагноз: перелом.

Почему старушка получила перелом, а ее внук после многократных падений с горки и велосипеда чувствует себя отлично?

Вывод: соотношение органических и минеральных веществ в составе костной ткани меняется с возрастом, что приводит к изменению их свойств.

Практическая работа «Опорные ситемы». Работа в парах.

Рассмотреть скелеты моллюска, насекомого, позвоночного животного и заполнить сравнительную таблицу. При затруднениях обратитесь к учебнику с. 97-100.

Вопросы для сравнения

Раковины

моллюсков

Панцирь насекомого или рака

Скелет позвоночных

Каков тип скелета?

наружный

наружный

внутренний

Чем образован скелет?

Рогоподобное

вещество, известь, перламутр

Хитин, минеральные соли

Органические,неорганические

Каковы свойства скелета?

Прочный, легкий

Прочный, гибкий

Как растут скелеты?

Достраивают раковину

Делением клеток

*Недостатки

(по сравнению с другим)

тяжелые

Затрудняют рост,линька – критический период

Есть вероятность травмы

*Преимущества

(по сравнению с другим)

Не мешают росту, прочные

Легкие, не сковывают движения

Достаточно легкие и прочные, не мешают росту организма

Вывод:

И обладают таким свойствами, как…….

V .Этап презентации результатов практической работы.

Цель этапа: Организовать презентацию результатов работы, сделать знания, полученные в паре, достоянием класса и самопроверка.

- Какие преимущества и недостатки представленных опорных систем вы обнаружили?

(тяжелые, есть вероятность травмы, мешает росту)

Линька членистоногих (раки, пауки, насекомые).

VI .Этап первичного контроля и закрепления знаний.

Цель этапа: Организовать закрепление и контроль изученного материала

Форма контроля: индивидуальный, взаимопроверка.

VII .Этап рефлексии учебной деятельности. Обсуждение домашнего задания.

Цель этапа: о рганизовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока.

В результате выполнения домашнего задания включить новый способ действий в систему знаний учащихся, тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предлагает подвести итог урока. Оценки.

Продолжить фразы.

Сделать отметки в листах самооценки.

Обсуждают меру своего участия в учебном процессе, оценивают свою работу на разных этапах урока в листах самооценки.

Формулирует домашнее задание: п.15, ответить на вопросы устно, выполнить упражнения по теме в рабочей тетради на печатной основе с. 60-61

Записывают домашнее задание в дневник

- Мы достигли цели?

- Сможем ответить на проблемный вопрос?

Почему у растений опорные образования довольно однотипны, а животных – различны?

(образ жизни, подвижность)

Ребята, пожалуйста, продолжите фразы:

    Было интересно

    Было трудно…

    Теперь я могу …

    Я научился …

    Меня удивило …

    Мне захотелось

    Я бы не повторил такой ошибки, как …

    Рассмотреть скелеты моллюска, насекомого или рака, позвоночного животного и сравнить их. При затруднениях обратитесь к учебнику с. 97-100.

    Заполнить таблицу.

    Вопросы для сравнения

    Раковины

    моллюсков

    Покровы насекомого

    Скелет позвоночных

    Каков тип скелета?

    Чем образован скелет?

    Каковы свойства скелета?

    Как растут скелеты?

  1. Вывод: Все эти образования схожи, так как выполняют ……

    и обладают таким свойствами, как…….

  2. Приложение 3.

    Проверочная работа.

    Вариант 1.

    1.Какие веществ поглощает растение в результате обмена веществ?

    Список веществ: глюкоза, кислород, углекислый газ, белок, вода, жир, мочевина, азот, хитин, крахмал.

  3. 2.Из списка животных выбрать названия теплокровных :

    лиса, краб, щука, майский жук, синица, акула, кальмар, заяц, лошадь, обезьяна, скорпион, лебедь, ёж, паук-крестовик.

  4. Проверочная работа.

    Вариант 2.

    1.Какие вещества выделяет животные в результате обмена веществ?

    Список веществ: глюкоза, кислород, углекислый газ, белок, вода, жир, мочевина, азот, хитин, крахмал.

    2.Из списка животных выбрать названия холоднокровных:

    лось, рак речной, карась, майский жук, сорока, акула, медуза, заяц, медведь, обезьяна, скорпион, лебедь, ёж, тарантул.

  5. Проверка по шаблону.

    Вариант 1.

    1.Кислород, углекислый газ, вода.

    2.Лиса, синица, заяц, лошадь, обезьяна, лебедь, ёж.

    Вариант 2.

    1.Углекислый газ, мочевина, вода.

    2.Рак речной, карась, майский жук, акула, медуза, скорпион, тарантул.

  6. Критерии оценивания:

    10-9 б –«5»

    8 -7 б – «4»

    6 -5 б – «3»

    Тема: Скелет – опора организма

    Движение – это жизнь.

    Цель:изучить скелеты организмов и показать их значение в жизни.

    ЗАДАЧИ:


    • Образовательная – расширить представление учащихся об опорных системах животных организмов и ее значении в жизни, а также показать строение опорных образований у растений .

    • Развивающая – продолжить формирование умений наблюдать, систематизировать, обсуждать, сотрудничать, развивать у учащихся логическое мышление, творческие способности.

    • Воспитательная – формировать у учащихся основы научного мировоззрения, работать с различными источниками информации.
    Оборудование: скелеты позвоночных животных, таблица «речной рак», таблицы «Тип Хордовые. Класс Рыбы. Речной окунь.», «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Скелет человека», рисунки учебника на странице 92, 93, 94, 95; таблицы «Строение ветки липы»., презентация к уроку.

    Тип урока: комбинированный.
    Методы: частично-поисковый, развивающий.
    Ход урока:

    I. Организационный момент.

    II. Проверка знаний об обмене веществ и энергии.

    1. Фронтальный опрос.

    2.Почему обмен веществ и энергии является основным признаком живого организма? /В ходе обмена веществ происходит постоянное превращение одних веществ в другие: из простых образуются сложные, а из сложных простые./ У всех ли организмов происходит одинаково обмен веществ?

    3.Какими признаками характеризуются холоднокровные животные? / не постоянной температурой тела, медленным обменом веществ/

    4. Назовите холоднокровных животных? /змеи, лягушки, рыбы/

    5.Назовите теплокровных животных? /птицы, млекопитающие, человек./ признаки теплокровных: постоянная температура тела, теплоотдача, активный обмен веществ./

    7.Что получает животное из окружающей среды? В чем главное отличие обмена веществ у растений и животных? /слайд 2/

    III. Новый материал.

    Ориентировочно – мотивационный момент.

    На прошлом уроке мы с вами говорили о взаимосвязи всех систем органов. Сегодня будем говорить о системе опоры и движения.

    Тема нашего сегодняшнего урока «Скелет – опора организма».Запишем тему в тетрадь. И ответить нам нужно сегодня на проблемный вопрос: «Какие преимущества дает животным наличие скелета?». /слайд 3/

    Актуализация знаний.

    Учитель: Скелет – опора организма. Скелет –это совокупность костей, составляющих твердую основу./Схему записываем в тетрадь и по мере объяснения заполняем ее./слайд4/

    СКЕЛЕТ

    наружный внутренний

    Простейшие рыбы

    Моллюски пресмыкающиеся /змеи, ящерицы/

    Членистоногие птицы

    -/раки, насекомые/ млекопитающие /собаки, кошки, /

    Найдите в тексте учебника и в рисунках информацию о том, какие именно простейшие какой тип скелета имеют? стр.98 /

    Раковины моллюсков состоят из извести и рогоподобного вещества, они прочные, тяжелые./ слайд 5/

    Скелет членистоногих легче и прочнее, он состоит из хитина, вещества, выделяемого клетками кожи, пропитывается минеральными солями и становится прочнее, образуя панцирь. Что же такое хитиновый покров? /слайд 6, 7/

    Хитиновый покров: стр.99

    Устойчив к высыханию;

    Непроницаем для микроорганизмов;

    Выполняет функцию наружного скелета;

    Не способен растягиваться.

    Какие функции выполняет наружный скелет ?/запишем в тетрадь/

    Характерную форму тела, определяют образ жизни, служат каркасом основой/, устойчивым к сжатию.

    Членистоногие Моллюски

    Состав скелета Состав раковины

    Хитин, минеральные соли известь и рогоподобное вещество

    прочный, легкий прочная тяжелая

    Образ жизни образ жизни

    подвижный неподвижный, малоактивный

    С особенностями строения и состава наружного скелета моллюсков и членистоногих связаны процессы роста.

    Используя текст учебника и собственный запас знаний, ответьте на вопрос: какое значение в жизни рака имеет линька?

    Дополнительно : в первые годы жизни рак линяет и быстро растет, а с 5 – летнего возраста он подвергается линьке не чаще 1 раза в год и растет медленно. Живут раки до 15-20 лет и достигают 20-25 см. /Яхонтов А.А., 1982 год/

    Физкультминутка./»Здравствуй, солнце!. Массаж точек мозга. .Перекрестные движения/

    3. У позвоночных животных внутренний скелет.

    4. Большинство членистоногих имеют внутренний скелет

    5. Скелет выполняет опорную, защитную функции, а также служит местом прикрепления внутренних органов.

    А теперь поменяйтесь листочками и проверьте ответы по ключу. На доске:

    1- Нет 2- Да 3- Да 4- Нет 5- Да 5 правильных «5» и т. д.

    Откройте тетрадь с печатной основой. Давайте с вами выполним задание №70-71 на стр. 29.

    Рефлексия: напишите на цветных листочках термины и понятия, с которыми мы с Вами сегодня познакомились./ скелет, опора, внутренний скелет…../ Что понравилось на уроке, что нет? Какие трудности были?

    Домашнее задание.

    Творческое задание:

    1. На основе информации урока написать статью для одного из журналов
    docs -> Мифтахова нурия шайхулисламовна система адаптационного обучения студентов на двуязычной основе в технологическом вузе
    docs -> Заполярный филиал
    docs -> Научно-педагогические основы формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранных языков в педвузах Республики таджикистан (на материале англиЙского языка) 13. 00. 01 общая педагогика



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png