Каждая компания, закупающая на рынке товары и услуги, старается минимизировать риски выбора некачественного товара/услуги, получить товар/услугу с максимальной выгодой, т.е. наилучшим соотношением цена/качество. Сегодня многие компании, особенно крупные, максимально жестко регламентировали процедуры закупки, формализовав несколько типов тендерных процедур.

Приведем три из них:

  • запросы офферт;
  • открытые торги;
  • электронные торги. Закупка/продажа товаров, работ и услуг посредством проведения торгов онлайн на понижение/повышение.

Хочется обратить внимание на то, что последний тип тендеров, в котором определяющим фактором является исключительно цена, на наш взгляд, применим к стандартизированным товарам, т.е. к товарам, свойства которых предопределены ДСТУ (ГОСТом). И применять процедуру такого тендера, например, к разработке веб-сайтов не очень корректно.

Во-первых, даже при одинаковом исходном брифе все будущие исполнители видят проект по-своему, и вы фактически выбираете тех, чей опыт или видение наиболее вам импонируют.

Во-вторых, хотя вы в конечном итоге покупаете готовый продукт в виде веб-сайта, вы в том числе покупаете и проект/услугу по его разработке и внедрению, что сродни консалтинговому проекту. В этом случает вы, прежде всего, выбираете компанию-поставщика, а не спецификацию и стоимость.

Глядя на множество подходов и процедур, которые изобретают компании, выбирая поставщика услуг по веб-разработке, мы составили определенные рекомендации, как организовать процедуру тендера.

Все программные и дизайнерские решения, которые компания создает для размещения в интернете, являются частью ее общей коммуникации с потребителями, партнерами, инвесторами и другими аудиториями.

Поэтому на этапе выбора подрядчика желательно четко понимать, какая специализация компании-подрядчика нужна вам на данном этапе развития коммуникации в интернете.

Предварительный этап

Выбор типологии компании-подрядчика. Сегодня на рынке представлены:

  1. Медиа- (диджитал-) агентства. Их ключевые компетенции: разработка медиастратегии, построение медиаплана и баинг (размещение) на интернет-площадках;
  2. Диджитал-агентства. Ключевые компетенции: разработка стратегии коммуникации в диджитал-каналах, разработка креативной стратегии и креативных материалов, SMM-стратегии (может выделяться в отдельное подразделение или агентство). На данном этапе развития рынка функцию диджитал-агентств принимают на себя специализированные отделы в креативных или FSAA;
  3. Агентства, которые занимаются поисковым продвижением (SEO);
  4. Агентства мобильного маркетинга;
  5. Digital production (в США более распространен термин web development). Ключевые компетенции: веб-дизайн, UI-дизайн, front- и back-end программирование. Результатами конечной работы являются веб-сайты, приложения для социальных сетей, приложения для iOS- и Android-устройств, интернет-баннеры и др.

Желательно ставить задачи агентствам в соответствии с их специализацией. Допустимо, конечно, ставить задачу в комплексе одному исполнителю. Примеры:

А) Проведение розыгрыша призов для покупателей торговой марки, с активацией промокодов с упаковок. В этом случае задачу по созданию мини-промосайта для проведения такого розыгрыша можно поручить диджитал-агентству.

Б) Проведение медиакампании в интернете. В этом случае разработку баннеров можно доверить интернет-медиаагентству.

В любом случае, при выборе подрядчика и привлечении субподрядчика вам желательно знать всю цепочку, с одной стороны, а с другой — в сложных задачах разделять проект на два этапа и привлекать специализированное агентство.

Если в рамках тендера для решения нескольких задач вы привлекаете агентства/компании разного типа, следует внимательно следить, чтобы критерии, по которым вы оцениваете работу, соответствовали специализации агентства. Например, выбор подрядчика по производству промосайта не привязывался к показателям эффективности кампании в целом.

В том случае, когда вы определили, что для выполнения ваших задач вам необходима именно компания digital production (web development), мы рекомендуем следующую процедуру проведения тендера.

Этап 1. Отбор участников тендера

Задача этого этапа: -выбрать компании, которые вам подходят по двум критериям:

  • уровень работ, их сложность, качество дизайна соответствуют вашим ожиданиям, требованиям и представлениям о будущем продукте;
  • уровень цен компании и возможный размер бюджета соответствуют вашим возможностям, бюджету данного года и пр.

Тендером называют конкурс на выполнение работ или оказание услуг, в котором заказчик работ или услуг выбирает из многочисленных предложений наиболее оптимальное, а также низкое по цене. В современном мире тендеры, как правило, проходят в электронном формате. Это во многом автоматизирует процесс и позволяет расширять количество потенциальных исполнителей, делая процедуру удобной и прозрачной.

Участвовать в тендерах может любой субъект экономической деятельности, независимо от организационно-правовой формы. Это могут быть как российские компании, так и зарубежные. Если говорить о заказчиках, то, например, государственные учреждения и органы обязаны выставлять на тендер все работы и услуги, которые им требуется произвести. Поэтому для этой категории вопрос об участии в тендерах не стоит.

Если говорить о коммерческом заказчике, то конкурсная процедура выгодна для него в силу того, что он получает возможность выбрать наиболее качественного исполнителя по приемлемой для себя цене. Для исполнителей выгода менее очевидна, т.к. заставляет их снижать уровень цен. Однако, есть и положительные стороны тендеров для исполнителей. Например, они нацелены на создание равных условий, что дает возможность продвигаться новичкам.

С другой стороны, существенная часть тендеров проходит мнимо, т.е. в условиях, когда окончательное решение заказчика известно ему и исполнителю заранее, при этом сам конкурс формализуется для соблюдения определенных норм и правил.

Несмотря на существование подобной практики, в целом тендеры являются одной из наиболее демократичных процедур, позволяющей играть против крупных исполнителей, естественным образом препятствующей монополизации рынка.

Например, государственные и муниципальные органы обязаны от 10% до 20% своих заказов в год размещать у субъектов малого бизнеса.

Тендер начинается с объявления о размещении конкурсного заказа: в печатной, электронной, видео- и аудио-форме. Исполнители должны ознакомиться с условиями и правилами тендера.

После чего заинтересованные исполнители подают заявки на участие в конкурсе, а также документы, набор которых мало отличается от профиля тендерного заказа:

  • Копии устава и учредительных документов исполнителя, или страниц паспорта, если исполнитель является индивидуальным предпринимателем.
  • Копии свидетельств о государственной регистрации экономического субъекта и постановке на налоговый учет.
  • Выписка из Реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
  • Документы о наличии опыта работы по профилю тендерного заказа.
  • Копии документов о назначении лиц, представляющих исполнителя в тендере.
  • Копии бухгалтерских балансов.
  • Справка из налогового органа об отсутствии задолженности по платежам в бюджет (обязательна при участии в тендере по госзакупкам).

Для участия в тендерах на электронных площадках требуется:

  • Получить электронную цифровую подпись (на флэшкарте).
  • Иметь аккредитацию на участие в государственных тендерах.

Суть тендера заключает в предоставлении заявок. Заявки должны быть обеспечены собственными средствами, тендерным кредитом или банковской гарантией в размере до 5% от суммы предполагаемого контракта. После сбора всех заявок, т.е. после окончания периода приема заявок, тендерная комиссия вскрывает конверты с документами, производится ознакомление и анализ информации. Формируются заключения по каждой заявке.

Несогласные с решением комиссии при наличии к тому оснований могут обжаловать это решение в Федеральной антимонопольной службе.

Участие в тендерах по строительству могут принимать только организации, соблюдающие следующие условия:

  • Организация имеет свидетельство о допуске к строительным и проектировочным работам в соответствии с нормами и стандартами саморегулируемой организации (СРО) – так называемый допуск СРО.
  • Наличие опыта строительных работ, который подтверждается введенными постройками, как правило, на сумму не менее 25% от начальной стоимости тендера.

В заявку на строительный тендер обязательно включаются:

  • Техническая часть тендерного предложения, которая описывает объект строительства, план, систему инженерных коммуникаций, архитектурные и строительные характеристики и т.д.
  • Коммерческая часть тендерного предложения, которая содержит сметы, ценообразование, сроки и условия выполнения работ.

Тендер по строительству может быть двухэтапный: помимо технической и коммерческой частей заявки на втором этапе представляется проектная часть. Это позволяет лучше оценить предлагаемые методики и технологии, условия исполнения.

Заявку рассматривает тендерный комитет, в который входят специалисты по строительству. На оценку тендерного предложения влияют такие факторы, как:

  • Репутация компании-подрядчика.
  • Наличие завершенных объектов.
  • Опыт работы.

Государственные закупки проводятся в соответствии с Федеральным законом №44 и исключительно на пяти электронных торговых площадках, наиболее известной из которых является «Автоматизированная система торгов» Сбербанка.

Помимо конкурсного размещения заказов, госзакупки могут размещаться в форме аукциона, а также в форме запроса котировок у единственного поставщика на товарной бирже (т.е. без тендера и аукциона).

К участию в тендерах по госзакупкам допускаются любые организации и предприниматели, при этом обязательным является соблюдение определенных условий:

  • Необходимо иметь электронную цифровую подпись, которая выдается уполномоченным органом.
  • Требуется получить аккредитацию на участие в тендерах по госзакупкам.
  • Необходимо не иметь долгов перед бюджетом.

Аккредитация на участие в тендере получается путем заполнения соответствующего заявления в электронной форме с приложением электронных копий учредительных документов, страниц паспорта для ИП, налоговых и других документов, которые может затребовать оператор электронной площадки.

Для электронных тендеров по госзакупкам также действует требование о тендерном обеспечении. С этой целью на расчетном счете исполнителя автоматически блокируются средства в объеме до 5% от стоимости тендера, в котором исполнитель участвует.

Принятие решения о выборе исполнителя осуществляется по общим правилам тендерной комиссией. Решение может быть обжаловано в ФАС.

Сейчас проведение тендеров на закупку является методом оптимального и приемлемого решения, которое ставит для себя любая крупная компания или организация. Такие мероприятия за последние годы стали популярными и востребованными услугами.

Каковы основные причины для организации тендера на закупку:

  1. Корпоративные требования, которые являются основополагающими в любой компании. Основная сфера исследования – политика закупок на предприятии.
  2. Огромное стремление компании или заказчика провести торги, чтобы в итоге получить оптимальное решение за хорошую стоимость.

Многие организации и компании принимают решение о выборе компании-поставщика. Сегодня существует закрытый и открытый тендер на закупку. Ко всем государственным организациям предъявляются аналогичные требования по заказам. Стоимость таких закупок может достигать больших показателей.

Организационные работы по проведению тендера

Процедура проведения тендера государственных закупок подразумевает под собой ряд основных задач и этапов. Организацию и подготовку торгов должен обеспечить заказчик. Если он сам не в состоянии провести мероприятие, то может поручить свои обязанности организатору, который сформирует специальный тендерный комитет. Он может действовать постоянно или временно. В такую группу могут быть включены представители заказчика, специалисты из профильного министерства, центрального органа исполнительной власти, местные государственные администрации, общественные или проектные организации, независимые эксперты. Этот список может дополняться по собственным пожеланиям заказчика.

Председателем комиссии по организации конкурса в любом случае становится руководитель предприятия или организации, то есть любое должностное лицо, которое выбирает заказчик.

Организатор/заказчик проводит много подготовительных работ. К ним относятся:

  1. Публикация объявлений о проведении торгов, а также приглашение подрядчиков в случае проведения закрытого конкурса.
  2. Регистрация и принятие заявок от подрядчиков на участие торгах.
  3. Разработка необходимой документации по предварительной информации, квалификации претендентов, а также направлениям деятельности.
  4. Подготовка и анализ конкурсной документации и отправка ее претендентам.
  5. Организация посещения участниками закупочных площадок.
  6. Предоставление ответов на интересующие вопросы от участников по поводу уточнения информации, которая содержится в тендерных документах.
  7. Внесение изменений и дополнений в тендерную документацию.

Тендерный комитет выполняет возложенные на него обязанности и должен обеспечить проведение предварительных мероприятий по квалификации претендентов, а также регистрацию и хранение предложений или оферт.

Он должен оценить конкурсные предложения и по итогам принять оптимальное решение, оформить все документальные бумаги по итоговым результатам и процедуре проведения, подготовить отчет о проведении торгов, а также определить единственного победителя.

Чтобы определить, как проводить тендер на закупку, необходимо обратить внимание на действующее законодательство Российской Федерации.

Как организовать тендер на закупку

Многие задают вопрос специалистам о том, как организовывать тендер на закупку. Чтобы максимально точно и правильно провести мероприятие, необходимо сначала составить план. К тому же, стоит принимать во внимание важные моменты:

  1. Решения тендерного комитета должны приниматься только на закрытом заседании. Во время встречи может присутствовать не меньше половины его основного состава. Решение принимается путем голосования.
  2. Если члены конкурсной комиссии проголосуют поровну, то голос главного председателя будет заключающим и решающим.
  3. Любое решение тендерного комитета должно быть официально оформлено при помощи специального протокола. Его подписывают все присутствующие члены тендерного комитета, принимающие участие в голосовании.
  4. Заказчик должен контролировать весь процесс работы, связанной с организацией и проведением мероприятия по закупке. Также он решает основные вопросы, возникшие во время аукциона. Заказчик утверждает выдвинутые протоколы заседания тендерного комитета, проверяет тендерную документацию и рассматривает поступившие жалобы от участников.

Заказчик является главным лицом при проведении любого конкурса по закупке товаров. Он может принимать участие на любом подготовительном и организационном этапе.

Тендер – это размещение заказов на закупки или проведение работ на конкурсной основе. Участие в конкурсе требует от фирм-претендентов соблюдения определенных тендерных правил, незнание которых неизбежно приводит к отказу в заключении контракта. Несмотря на сложности, связанные с подготовкой заявки, игнорировать тендеры не нужно: участие в них – уникальная возможность для фирмы получить заказ на крайне выгодных условиях. Для победы в конкурсе недостаточно иметь предложение, которое идеально отвечает пожеланиям заказчика. Необходимо понимать, как участвовать в тендерах, чтобы представить свое предложение на суд конкурсной комиссии в самом выгодном свете.

Порядок проведения конкурса

Принимать участие в тендерах имеют право юридические лица как российские, так и иностранные. Требования к претендентам и условия участия в конкурсе устанавливаются заказчиком по своему усмотрению. Задача участников – в соответствии с этими требованиями подготовить наиболее выгодное предложение и оформить надлежащим образом заявку на исполнение заказа.

  1. Для подачи предложения необходимо собрать комплект документов по списку заказчика и предоставить его в конкурсную комиссию в срок, определенный для приема документов. До момента истечения срока подачи заявок претендент имеет право внести поправки или отозвать заявку из конкурса. По окончании установленного срока заявки не принимаются и не изменяются.
  2. После приема всех заявок назначается собрание тендерной комиссии, во время которого проводится ознакомление с предложениями претендентов, проверка документов, и готовится заключение по изученным материалам.
  3. Члены конкурсной комиссии проводят обсуждение заявок участников и принимают решение о победителе путем голосования.

Стоит отметить, что информация, содержащаяся в заявках, является закрытой и не подлежит разглашению.

Что нужно знать о правилах участия в тендерах

Прежде чем «ввязываться в бой», необходимо уяснить для себя несколько важных моментов:

  1. Принимая участие в тендере, вы обязуетесь соблюдать правила проведения торгов.
  2. Заявляя себя в качестве участника конкурса, вы соглашаетесь со всеми условиями, которые выставляет заказчик тендера.
  3. Подавая заявку, вы подтверждаете, что имеете все возможности для выполнения заказа в случае победы в конкурсе.
  4. Составляя заявку, вы принимаете ответственность за корректность ее оформления на себя: ошибки в представленных документах могут служить основанием для отклонения предложения участника без рассмотрения по существу.

Все это означает, что нужно максимально ответственно подойти к изучению условий тендера, как можно более объективно оценить свои возможности и грамотно составить заявку.

Таким образом, процесс подготовки фирмы к участию в тендере включает:

  • выбор подходящего конкурса в соответствии с профилем деятельности фирмы;
  • ознакомление с требованиями заказчика, условиями конкурса;
  • оценка финансовых, материально-технических возможностей компании с точки зрения обеспечения выполнения обязательств по контракту;
  • сбор необходимых документов;
  • подача заявки;
  • обеспечение заявки (залог).

Подготовка тендерной заявки

Рассмотрим подробней, как участвовать в тендерах и что для этого нужно. Прежде всего, какие необходимы документы для подачи заявки.

Список документации обычно определяется заказчиком, но есть и базовый пакет документов, который требуется при проведении любых тендеров:

  • заявка, заверенная руководителем предприятия;
  • заявление с презентацией организации и опыта подрядных работ;
  • опись прилагаемых документов;
  • копии учредительных документов юрлица и устава;
  • нотариальные копии ИНН и свидетельства о госрегистрации;
  • выписка из ЕГРЮЛ давностью не более 15 дней;
  • перечень лиц, представляющих организацию без доверенности;
  • копия приказа о возложении обязанностей главбуха;
  • справка об отсутствии налоговой задолженности;
  • финансовая отчетность фирмы за три предшествующих отчетных периода, заверенная налоговым инспектором.

Еще один важный пункт – обеспечение заявки. Если такое требование предъявляется заказчиком, претендент обязан обеспечить внесение денежных средств в размере не более 5% от суммы контракта в подтверждение своих намерений. Перечисление суммы подтверждается платежным поручением, предоставляемым вместе с остальными документами. Обеспечение служит своеобразным залогом, который удерживается, если участник уклонился от выполнения заказа, будучи выбранным победителем конкурса. Во всех иных случаях залог возвращается претендентам по окончании конкурса либо до его начала, если участник своевременно отозвал свою заявку.

Как правило, стоимость конкурсных лотов достаточно высока, и даже 5% от суммы заказа – деньги немалые. Если собственных средств организации недостаточно для финансирования заявки, она может привлечь тендерный кредит или банковскую гарантию.

Госзаказы

Конкурсы на размещение государственных заказов — тендеры особые, и часто их связывают с так называемой коррупционной составляющей. Предприятия боятся участвовать в государственных тендерах, так как заранее уверены в своем неуспехе. Действительно, нередки случаи, когда принцип состязательности и равенства участников нарушается, и выгодный контракт получает не лучший претендент, а приближенная к госструктурам компания. Однако ущемленные поставщики вполне успешно отстаивают свои права в суде при нарушении правил проведения конкурса.

Как участвовать в тендерах на госзакупках,- процесс практически аналогичен обычным конкурсам. За исключением того, что торги на заказы технически сложной продукции или работ, связанных с оборонкой и безопасностью страны, проводятся исключительно в закрытом режиме. А это значит, что доступ к ним «со стороны» фактически невозможен. На закрытые тендеры претенденты приглашаются в индивидуальном порядке. В открытых торгах, информация о которых размещается в СМИ, могут участвовать любые организации без ограничений.

Еще одна особенность госзакупок – частое проведение двухэтапных тендеров. Когда заказчик не может сформулировать конкретные требования или требуется разработка технологий, проведение исследований, научных опытов, ему необходимо сначала оценить возможности претендентов, определить направление, нюансы требуемых работ, рассчитать их стоимость. Затем, на втором этапе конкурса, участники подают заявки уже в соответствии с обозначенными заказчиком условиями.

Еще один проблемный момент государственных тендеров – чаще всего предпочтение в них отдается тем подрядчикам, которые предлагают минимальную цену, к сожалению, без учета качества работ. Такой подход провоцирует претендентов занижать базовую стоимость работ с целью непременно получить государственный заказ.

Аналогичная ситуация происходит в строительной отрасли: так как участвовать в тендерах по строительству должны все фирмы, претендующие на возведение объекта недвижимости или на проведение ремонтных работ, в основу заявки часто ложится заведомо неверно составленная смета. В результате победитель такого тендера, явно переоценивший свои силы, не укладывается в свою же смету. Если подрядчику не удается переложить увеличение бюджета на плечи заказчика, то его убытки неизбежны, вплоть до банкротства организации.

Желающие принять участие в проводимых тендерах в сроки, указанные на сайте, для получения тендерной документации обращаются в подразделения-инициаторы по контактным телефонам, указанным в публичном объявлении (дополнительной информации). Для участия в тендере претендент должен представить следующие документы (сведения об организации):

Заявку на участие в тендере (первоначально копия заявки для регистрации направляется по факсу, с указанием структурного подразделения, разместившего сообщение о проведении тендера);

Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

Копия выписки из Устава: наименование, адрес, исполнительный орган и его права;

Копия решения о назначении исполнительного органа;

Копия лицензии (при необходимости);

Копию сертификата стандарта качества ISO 9001 (если имеется);

Конкурсное предложение (копия вместе с заявкой по факсу).

Конкурсное Предложение состоит из двух частей:

Техническая часть:

В техническом предложении должна содержаться исчерпывающая информация о товаре (выполняемых работах, услугах), о качестве продукции (соответствия ГОСТ, ТУ, СПиП и иных характеристикам); отсутствие какой-либо информации по перечисленным вопросам будет расцениваться как невыполнение требований технических условий.

Коммерческая часть:

Коммерческая часть предложения должна содержать сведения о цене предмета тендера с обязательным указанием общей стоимости. Здесь указываются также условия оплаты (расчетов) и возможные скидки; объемы и сроки поставок (выполняемых работ, оказываемых услуг); условия поставки (выполнения работ, оказания услуг), отнесения расходов по доставке товара.

Тендерные комиссии при принятии решения руководствуются следующими критериями:

Цена товара (работ, услуг) и условия оплаты (предоплата, отсрочка);

Качество товара (работ, услуг);

Обеспеченность предприятия техническими средствами;

Наличие собственных разработчиков и исследовательской базы у предприятия;

Финансовое состояние предприятия .

Конкурсные предложения должны быть действительны в течение 30 дней после даты проведения тендера.

Все представленные конкурсные предложения и включенные в них документы после их рассмотрения не возвращаются Участникам тендера. Участники тендера, получившие тендерную документацию должны обращаться с ней как с конфиденциальным документом и не имеют права разглашать информацию, касающуюся тендера, какой-либо третьей стороне без получения на это предварительного письменного согласия Организатора тендера. Организатор оставляет за собой право выбрать победителем любого Участника тендера, в том числе, и в случае если предложенная участником цена выше, чем у других участников тендера, а так же отклонить любое Конкурсное предложение, либо все Конкурсные предложения без объяснения участникам тендера причин такого решения. В случае если самая низкая цена предмета тендера, предложенная Участниками тендера, превышает расчетную стоимость Организатора, Организатор будет вправе отклонить все Конкурсные предложения и провести повторный тендер. Размещение в сети интернет сообщения о проводимом тендере не являются офертой. Все расходы, связанные с подготовкой и представлением Конкурсного предложения, несет Участник тендера.

Сроки представления Конкурсных предложений указываются в публичном объявлении, размещенном на сайте. Конкурсные предложения, полученные позднее вышеуказанного срока, рассматриваться не будут. Само по себе проведение конкурсных торгов или тендера являются открытым процессом. Претенденты имеют возможность представить, защитить, а также обосновать собственные тендерные предложения. Одним из условий торгов является срок сдачи предложений для участия в торгах. Не позднее этого времени все участвующие в торгах фирмы (оференты) подают тендер, оформленный надлежащим образом, под роспись в тендерный комитет.

Предложения представляются в закрытых опечатанных конвертах (часто двойных), чтобы избежать досрочной утечки сведений, которыми могут воспользоваться конкуренты. На внешнем конверте указывается адрес для приема предложений, на внутреннем - номер тендера, его название (цель) и дата, установленная для приема документов. Следующий этап проведения торгов - сравнение поданных предложений, подведение итогов и определение победителя. В назначенный день и час тендерный комитет вскрывает конверты с поступившими предложениями. Процедура вскрытия пакетов с предложениями может быть осуществлена в условиях гласности, в присутствии всех участников торгов, представителей средств массовой информации. Такие торги называют гласными.

При проведении негласных торгов тендерные комитеты вскрывают пакеты на закрытом заседании. Выбор победителя торгов может последовать сразу за вскрытием и оглашением поступивших предложений в том случае, когда преследуется цель выбрать предложение с самыми низкими ценами при прочих равных условиях. Однако чаще всего для принятия решения о выборе поставщика (подрядчика на строительство объекта) требуется время, чтобы внимательно проанализировать поданные предложения и отобрать то из них, которое наилучшим образом соответствует целям торгов. Срок, в течение которого тендерные комитеты изучают и анализируют предложения оферентов (оферты), зависит от объема информации (технической, коммерческой и др.), которую предстоит проанализировать, обычно - от нескольких недель до нескольких месяцев. Решение тендерного комитета о выборе победителя торгов может быть гласным, а может быть и закрытым. В первом случае это решение сообщается всем участникам торгов, а также через средства информации.

Во втором случае решение о передаче заказа сообщается победителю в конфиденциальной форме. Оферент, выигравший торги, в соответствии с их условиями, как правило, вносит второй гарантийный залог. Его величина обычно составляет от 5 до 10% стоимости заказа. После выполнения заказа гарантийный залог возвращается.

С победителями торгов подписывается контракт, в котором оговариваются все необходимые условия. Контракты вступают в силу после одобрения правительственными службами. Заключение сделки по результатам торгов может производиться путем принятия предложения (акцепта) без последующего подписания контракта обеими сторонами .

Стандартизированный цикл работы над проектом «проведение тендера».

1 этап. Формирование внутри компании списка задач выносимых на тендер и согласование типа организаций принимающих в нем участие. Принятие решения о проведении тендера.

Как показывает практика этот этап совсем не лишний, поскольку от того насколько единым будет понимание задач, выносимых на тендер, различными сотрудниками компании, зависит скорость принятия решения по всем последующим этапам работ. Не плохо так же достигнуть взаимопонимания по вопросам, какого рода и масштаба поставщики будут приглашены к участию в тендере, открытым или закрытым он будет.

2 этап. Создание «Брифа» (Приглашение к участию).

На этом этапе сотрудник, ответственный в компании - заказчике за подготовку и проведение тендера, должен изложить в едином документе цели проекта (проведения тендера) и требования к участникам соревнования.

Такой бриф (Приглашение к участию) затем будет направлен потенциальным участникам тендера для рассмотрения.

Стандартный бриф предполагает следующий состав:

Описание компании-заказчика

Постановка проблемы

Описание желаемого результата

Требования к участникам тендера

Описание формы подачи заявки (критерии документа)

Критерии оценки претендентов

Сроки проведения тендера

Каждая часть из этой заявки является осмысленной и функциональной частью документа. Разумеется, что ваша компания может оказаться от любой из них, или нескольких сразу, но это, лишь затруднит ваше общение с потенциальными поставщиками решений.

3 этап. Выбор компаний - участников.

Теперь, после формирования брифа, вы можете смело приглашать к участию в тендере заинтересованные организации. Обычно, если объявляется «тендер цены», то к участию приглашаются 3 -4 организации. Если же запланировано проведение двухэтапного «тендера решений», то количество участников на первом этапе может быть от 5 до 9, а на второй этап выходят два - три участника, подготовившие наиболее интересные предложения.

Как же определить состав компаний - участников для тендера?

Существует открытый тендер, к участию в котором вы приглашаете все организации, отвечающие требованиям. Открытый тендер объявляют через специализированные СМИ, Интернет сайты или профессиональные сообщества. Такой вид проведения тендеров должны использовать, например, государственные организации.

Закрытый тендер предусматривает приглашение участников компанией-организатором. Для приглашения к участию в первом этапе, компании участницы, отбираются по значимым для организатора критериям. Теперь, объявив о начале тендера, вы с нетерпением ждете получения первоначальных заявок.

4 этап. Уточнение позиций.

На этом этапе работ, компании, подавшие первоначальные заявки на участие в тендере, будут обращаться к вам за дополнительной информацией. Уточнять ваше видение проблемы и желаемые пути ее решения. Для того, что бы окончательные предложения участников выглядели не только персонализированными, но и осмысленными, вам потребуется потратить на обсуждение некоторое количество времени. Вот тут-то вы и вспомните о разумном ограничении числа участников тендера, о котором писалось выше.

В том случае, когда тендер намечен двух этапный после рассмотрения предварительной заявки, компании вышедшие во второй тур, готовят итоговые документы.

5 этап. Презентация итоговых Предложений.

В такой ответственный момент сухим документом не обойтись финалистов конкурса приглашают на встречу в компанию организатор. Именно на этой встрече, презентуя свое решение, представители провайдера и имеют возможность убедить вас в том что их решение единственно правильное.

И если работы по предыдущим этапам могли проводиться силами одного двух сотрудников соответствующего подразделения, то на итоговую презентацию приглашаются руководители тех подразделений, которые будут выступать у вас внутренними заказчиками по проекту.

6 этап. Окончательный отбор.

После проведения презентаций, и внимательного изучения полученного предложения, ответственные руководители вашей компании коллегиально принимают решение о выборе того или иного поставщика. В некоторых компаниях это решение принимается на совещании, с помощью устного обсуждения и уточнения мнения внутренних заказчиков. В других более формальных случаях, создается рейтинговая таблица, где с помощью метода средневзвешенного коэффициента определяется итоговый бал каждого участника тендера.

7 этап. Объявление победителей.

Это, несомненно, самый приятный и волнующий этап для всех участников. К сожалению, в российской практике часто оказывается что компании, не выигравшие тендер, узнают о его завершении, когда их конкурент уже во всю работает над проектом. Согласитесь, такое поведение не украшает Заказчика. Хорошим тоном считается на общем собрании или через СМИ (при открытом тендере) или в персональном порядке (если тендер был закрытый) оповестить всех участников о завершении работ и выборе окончательного поставщика решений .

Как видно, работа над тендером не представляет непреодолимых проблем с точки зрения организации. Главная сложность в этом процессе кроется именно в осознании заказчиком решаемой проблемы и выборе адекватного решения. И если вы хотите найти самое экономичное решение вашей задачи, то наверное стоит говорить лишь о сравнении цен на одинаковые услуги.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png