КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА В 5 КЛАССЕ
Тема урока: « Афинская демократия при Перикле»
Филиппенкова Н.А
Cимферополь, 2017 г.
Урок: «Афинская демократия при Перикле».
Цели урока:
Образовательные:
- познакомить с античной демократией;
Показать позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии.
Развивающие:
Продолжить формирование умения использовать текст исторического источника при ответе на вопросы темы, навыка чтения исторической карты.
Развивать у учащихся умения выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы;
Продолжить формирование навыка самооценки, коммуникативных навыков.
Воспитательные:
Продолжить воспитание чувства гражданственности, патриотизма, справедливости, стремлении заботиться о людях.
Формирование УУД
Познавательные : овладеть представлениями об афинской демократии; использовать знаково-символические средства, осуществлять поиск и выделение необходимой информации в тексте документа, овладеть умением смыслового восприятия познавательного текста; устананавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ, строить логическую цепь рассуждений.
Регулятивные : планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать результат работы.
Коммуникативные: сотрудничать с другими учащимися и строить продуктивное взаимодействие, умение выражать свои мысли, уметь слушать и слышать.
Тип урока: изучение нового материала.
Методическое обеспечение: учебник «История Древнего мира» А. А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцичкой, М.: Просвещение, 2015 г.
Оборудование : презентация, компьютер, раздаточный материал (документы, рабочий лист)
Используемые методы : словестный (обьяснение, беседа), наглядно-иллюстративный, практический (работа с картой, работа с историческим документом), дедуктивный.
Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов:
1. Мониторинг работы в парах.
2. Оценка личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся посредством заполнения «Таблицы итогов урока».
3. Наблюдение за развитием коммуникативных навыков.
4. Рабочий лист (оценка правильности ответов).
Ход урок
Организационный момент
Здравствуйте дорогие ребята. Самое удивительное явление в мире это человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу. Передайте свое хорошое настроение друг другу. Спасибо!
2. Актуализация опорных знаний обучающихся
Сегодня мы с вами продолжим путешествие по Древней Греции. А что необходимо в первую очередь путешественнику. Конечно же карта. Обратимся к ней.
На каком полуострове проживали эллины? (Балканский)
Какими морями омывается Балканский полуостров? (Эгейским и Ионическим)
Какая область выделена на карте? (Аттика)
Какой из прекраснейших городов находится в Аттике? (Афины)
Молодцы! О каком городе сегодня пойдет речь? Верно - это Афины.
3. Определение темы и целей урока
Афиняне считали, что гражданин, не участвующий в общественной жизни, бесполезен для государства. Они гордились тем, что являясь простым народом, принимают участие в управлении государством.
Ребята как афиняне называли такую форму управления в своем полисе? (демократия)
- Кому принадлежат следующие слова:
«Мать черна земля многострадальная,
С которой сбросил я позорные столбы,
Рабыня раньше, а теперь свободная »
Вспомните, какова заслуга Солона в истории Дреней Греции.
Докажите, что благодаря законам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия.
Кто же станет человеком, который продолжит дело Солона вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд.
П | И | Р | Е | Й |
|||||||
Д | Е | М | О | С |
|||||||
Ф | Е | Р | М | О | П | И | Л | Ы |
|||
Д | И | С | К |
||||||||
А | К | Р | О | П | О | Л | Ь |
||||
А | Т | Л | Е | Т |
Правильно. Наивысшего расцвета афинская демократия достигла при стратеге Перикле.
Итак, мы определили, что тема нашего урока: «Афинская демократия при Перикле»
Запись темы урока в тетради.
Ребята, а как вы думаете, что мы должны сегодня выяснить? Что бы хотели узнать для себя? Как вы считаете, почему эта тема важна для нас? Актуальна ли эта тема сегодня?
Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы .
(возможно использование шаблона)
Сегодня на уроке мы будем изучать…
Эта тема актуальна для нас так как…
В конце урока я ….
Значимость данной темы огромна, идея народовластия возникла в древности, прошла через века и утвердилась во многих странах мира, в том числе и в нашей стране. Поэтому, изучая афинскую демократию времен Перикла, вы можете извлечь важные для себя как гражданина уроки бескорыстного служения своему Отечеству.
В Афинах не было царей, государством управлял демос. Ни в одном другом государстве Древнего мира в управлении не участвовало так много людей, простых тружеников, как в Афинах.
«Коллективное эхо»
- Сегодня очень важно, чтобы мы с вами установили обратную связь. Давайте сделаем так: я сделаю хлопок, а вы должны повторить эти хлопки синхронно. Это очень важно, поскольку мы будем выделять, таким образом, важную для нас информацию. Давайте попробуем.
Молодцы! Чувство ритма у нас есть. Приступим к работе.
Критерии оценивания учащихся
Сегодня ваша оценка будет складываться из 2 – это оценка за выполнение заданий рабочего листа и ваша самооценка.
3.Восприятие и первичное осознание нового материала
Чем занималось Народное собрание?
Ребята, перед уроком я получила необычное письмо. Оно адресовано вам. Прочтите его.
«Приглашаем всех на Народное собрание».
Какую неточность вы заметили в приглашении? (Женщины, переселенцы, рабы не ходили на Народное собрание).
А чем занимались женщины? Это было справедливо?
Правильно. Верховным органом являлось Народное собрание, в котором участвовали все афинские граждане, достигшие 20 лет.
Ребята, а кто считался полноправным гражданином? (у которых отец и мать были афинянами).
Работа с текстом учебника
Учитель предлогает обратиться к п. 1 параграфа 40
Как у нас проходят референдумы, выборы? (опусканием листов в урну).
Составление «Ассоциативной схемы»
Другим важнейшим органом был «Совет пятисот», который предварительно рассматривал дела, поступавшее на обсуждение Народного собрания. Особое важное значение, а Афинах приобрел суд присяжных, избиравшийся по жребию.
Просмотр видео фрагмента
Перед вами схема, однако, при ее составлении программа удалила содержание нескольких ячеек. Ваша задача с помощью данного видео фрагмента восстановить содержание этой схемы. В ячейках дожны быть указаны функции, которые выполняли данные органы управления. (Приложение 1)
За государственную службу платили деньги из казны.
В серередине V века до.н.э. Афины превратились в самое богатое государство Греции. Время расцвета и могущества Афин называют Золотым веком (479-431 гг.). Одним из самых выдающихся государственных деятелей Афин этой эпохи был Перикл. Народ полностью доверил ему управление государством. В течение 15 лет (443-429 гг.) Перикла ежегодно избирали стратегом. Чем привлекал Перикл людей?
Работа с документом
Юрий Михайлович Лотман - всемирно известный ученый, филолог и культуролог. Сказал как то: « Историк обречён иметь дело с текстами». Предположите, чем мы сейчас будем заниматся? Правильно поработаем с историческим источником.
Учитель предлагает познакомиться с отрывком из исторического источника «Сравнительные жизнеописания» Плутарха и дать характеристику личности Перикла.
-Каким человеком был Перикл?
-
С помощью хлопков обращаем внимание на значимость ответов.
Подведение итогов
Итак, несмотря на свое знатное происхождение, Перикл выражал интересы демоса. Он считал, что бедняки должны иметь такие же права, как и богатые граждане. В интересах афинской демократии Перикл провел реформы.
Работа с кроссенсами (Приложение 2,3)
Ребятам предложено 3 варианта кроссенса. Путем оставления ассоциативной цепочки ребята выяснят, какие реформы были проведены Периклом.
- Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Ваша задача – объяснить кроссенс посредством взаимосвязи изображений.
–Теперь вы можете ответить на вопрос, какие реформы были проведены Периклом.
Запись в тетради.
Вводилась оплата должностным лицам
Физкультминутка
Ребята, мы славно с вами поработали. А теперь сделаем небольшой перерыв. Каждый из нас знатет, что проводить свободное время нужно с пользой. Как вы думаете, какой отдых полезнее активный или пассивный? Ну конечно, вы правы активный. (Выполнение комплекса упражнений)
4. Перикл, его друзья и враги
Сама судьба предрекала Периклу стать, по примеру отца, политическим деятелем. Но он долгое время всячески избегал этого. Почему? Какие страхи преследовали Перикла?
Мозговой штурм
Ребята вспомните, какую первую книгу из дополнительной литературы курса вы прочитали?
(Д Эрвильи Э. «Приключение доисторического мальчика»)
Какое наказание понес главный герой книги? (изгнание из племени)
Как связаны между собой эти два факта. Чего мог бояться Перикл?
Появившаяся с детства боязнь изгнания. Перикл не раз был свидетелем, как нежелательного члена афинской общины изгоняли из полиса на 10 лет. Процедура была мрачной. В назначенный день каждый гражданин в собрании писал на принесённом с собой черепке имя человека, которого, по его мнению, следует изгнать; затем входил в особое огороженное пространство и клал черепок, держа его надписью вниз. Затем производился подсчёт, сначала общего количества черепков; если их было менее шести тысяч, голосование считалось несостоявшимся. В противном случае их раскладывали в соответствии с именами, и тот, против кого было подано наибольшее количество голосов, должен был в десятидневный срок (10 дней давались на улаживание личных дел) уйти в изгнание. Этой процедуре были подвергнуты его отец и дядя. Это оставило глубокий след в душе маленького Перикла.
Работа в парах
Черепок остракизма
Как называлась процедура изнания гражданина из полиса? Вы узнаете, если правильно расшифруете слово. Перед вами набор цифр каждая цифра соответсвует порядковому номеру буквы алфавита. Заменив цифры буквами, вы получите термин.
16, 19, 20, 18, 1 ,12, 10, 9, 14
О С Т Р А К И З М
Запись в тетради
Остракизм – это изгнание гражданина из города.
С помощью хлопков обращаем внимание на важность вывода.
Перикл не хотел, чтобы простые граждане превратились в попрошаек, живущих за счет государства. Поэтому по его предложению в городе строились храмы, общественные здания, укрепления. Афины превратились в самый красивый город Греции. Строительство дало работу многим гражданам. На стройках были заняты люди самых разных профессий: от грузчиков и погонщиков ослов до искусных скульпторов и архитекторов. Афиняне осваивали новые виды ремесла. Постепенно многие из них стали хорошими специалистами.
Какие объекты были построены при Перикле?
Работа с картой
Рассмотри рисунок и подпиши названия.
Подведение итогов.
Во время Перикла в Афинах велись активные строительные работы. Закончена постройка Парфенона, начато строительство храма Эрехтейон, построены Пропилеи, созданы статуи богини Афины, большое строительство продолжалось в афинском порту Пирей.
-Ребята вспомните, кому принадлежат эти слова?
«Трудно в великих делах сразу всем угодить» (Солону)
У Перикла, как и у Салона, были не только сторонники, но и противники. Они клеветали на него и его друзей, обвиняя их в преступлениях. В 429 г. до. н. э. Перикл заболел чумой. Когда он умирал, друзья вспоминали, сидя у постели больного, какой это был замечательный государственный деятель.
Подведение итогов
Во время Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, её культурным центром.
6. Первичное закрепление изученного материала
Решение познавательных задач
В Афинах отец собирается на Собрание, его 18-летний сын хочет пойти с ним и тоже принять участие. Однако отец говорит ему, что это невозможно. Почему?
Афиняне считают Клита опасным для демократии. Чем это может закончиться для него?
7. Подведение итогов
Что изменилось в управлении Афинами при Перикле?
Впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей.
Правы ли были афиняне, выбрав Перикла главным стратегом?
Афиняне были правы, т.к. и бедные и богатые граждане получили возможность участвовать в управлении государством.
Как вы думаете, упадок или расцвет демократии произошел во время правления Перикла? Можем ли мы считать афинскую демократию образцовой?
Предполагаемые ответы:
1. Должностным лицам платили деньги из государственной казны.
2. Должности могли занимать и бедные, и богатые
3. Должностные лица отчитывались перед Народным собранием.
Предполагаемый ответ
1.На собрании присутствовали только граждане, а их было меньшинство.
2. Женщины не участвовали в управлении Афинами.
3. Законы защищали только граждан.
Учащиеся заполняют рабочий лист
Афинская демократия пр Перикле
Игра «Крестики нолики». «0»-да; «Х»- нет
2. Верно ли, что власть в Афинах принадлежала демосу, поэтому греки называли управление в своей стране “демократией”? (да)
3. Верно ли, что в Народном собрании участвовали все жители Афин, начиная с 20-летнего возраста? (нет)
4. Верно ли, что первого стратега Народное собрание выбирало тайным голосованием: подачей белых или чёрных камешков? (нет)
5. Верно ли, что оратор – это человек, умеющий говорить кратко, давать точные и меткие ответы? (нет)
6. Верно ли, что впервые в истории при Перикле была введена плата за исполнение выборных должностей? (да)
7. Верно ли, что на всех афинских статуях и постройках Периклом была сделана надпись “Воздвигнуто Периклом на его собственные деньги”? (нет)
8. Верно ли, что проводимая Периклом политика отвечала интересам большинства афинских граждан, т.е. демосу? (да)
9. Верно ли, что во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, её культурным центром? (да)
Выполните тест.
1. Перикл начал управлять Афинами в: 1) 420 г. до. н. э 2) 443 г. до. н. э 3) 476 г. до. н. э
4. Перикл в первую очередь думал о: 1) покроении персов 2) могуществе Афин 3)создании мощного войска.
8.Рефлексия:
Таблица итогов урока
Ребята заполняют таблицу с помощью условных обозначений:
«+» -да или это уже известно
«-» - нет или мне еще не все понятно
«
«?»- узнать подробнее
В личностном направлении |
|
Понравился ли вам урок? | |
В метапредметном направлении |
|
В предметном направлении |
|
При наличии резервного времени
Учитель предлагает 4 высказывания. Учащеся знакомятся с ними, выбирают для себя то, которое отражает их деятельность на уроке, затем аргументируют свой выбор.
«Познание начинается с удивления» Аристотель
«Скажи мне я забуду, помоги мне я запомню, вовлеки меня я научусь» Конфуций
«Как приятно знать, что ты что- то узнал» Мольер
«Я знаю, что я ничего не знаю» Сократ
устно ответить на вопросы (стр.195).
10. Оценивание деятельности учащихся в течение урока.
Выставление оценок.
Используемая литература:
1. Учебник «История Древнего мира» А. А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцичкой, М.: Просвещение, 2015 г.
2. Сорокина Е.Н. Поурочные разрабоки по всеобщей истории. История Древнего мира. 5 класс.- М.: ВАКО, 2015.-С.244
3. Садкина В. И. 101 педагогическая идея: как создать урок.- Ростов-на-Дону; Феникс - 2014.-С.14,15,27,47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1, 2, 3
Рабочий лист
Разгадай кроссворд.
2.Греческое слово, в переводе означающее «народ».
3. Проход между горами и морем, где триста спартанцев совершили подвиг.
4. Бронзовый или каменный предмет, предназначенный для метания на состязаниях.
5.Верхняя часть греческого города.
6.Участник состязаний в беге, кулачном бою и т.п.
Поработайте с текстом.
«Сравнительные жизнеописания» Плутарха
«В городе его видели идущим лишь по одной дороге - на площадь и в Совет. Он отказался от приглашений на обеды и от всех такого рода дружеских, коротких отношений, так что во время своей долгой политической деятельности он не ходил ни к кому из друзей на обед. Перикл так же вел себя и по отношению к народу: чтобы не пресытить его постоянным своим присутствием, он появлялся среди народа лишь по временам, говорил не по всякому делу и не всегда выступал в Народном собрании, а все остальное делал через своих друзей и подосланных им других ораторов.
Перикл, настраивая свою речь, как музыкальный инструмент, в тон этому укладу жизни и высокому образу мыслей. Благодаря этому он далеко превзошел всех ораторов. По этой причине, говорят, ему и было дано его известное прозвище. Впрочем, некоторые думают, что он был прозван «Олимпийцем» за те сооружения, которыми украсил город, другие - что за его успехи в государственной деятельности и в командовании войском; и нет ничего невероятного, что его славе способствовало сочетание многих качеств, ему присущих. Однако из комедий того времени авторы которых часто поминают его имя как серьезно, так и со смехом, видно, что это прозвище было дано ему главным образом за его дар слова: как они говорят, он гремел и метал молнии, когда говорил перед народом, и носил страшный перун на языке. Сам Перикл был осторожен в речах и, идя к ораторской трибуне, молил богов, чтобы у него против воли не вырвалось ни одного слова, не подходящего к данному делу. Сочинений в письменном виде Перикл никаких не оставил, кроме народных постановлений; замечательных выражений его сохранилось тоже совсем мало».
-С каким видом источника вы работали?
-Каким человеком был Перикл?
- Какие черты характера позволили ему на протяжении 15 лет управлять Афинами?
-За что Перикла прозвали «Олимпийцем»?
Заполните пропуски в схеме.
Рассмотри рисунок и подпиши названия объектов.
1- 2 - 3- 4-
1. Верно ли, что в Афинах в V веке до н.э. любой гражданин – богат он или беден, знатен или незнатен – способен участвовать в управлении государством?
2. Верно ли, что власть в Афинах принадлежала демосу, поэтому греки называли управление в своей стране “демократией”?
3. Верно ли, что в Народном собрании участвовали все жители Афин, начиная с 20-летнего возраста?
4. Верно ли, что первого стратега Народное собрание выбирало тайным голосованием: подачей белых или чёрных камешков?
5. Верно ли, что оратор – это человек, умеющий говорить кратко, давать точные и меткие ответы?
6. Верно ли, что впервые в истории при Перикле была введена плата за исполнение выборных должностей?
7. Верно ли, что на всех афинских статуях и постройках Периклом была сделана надпись “Воздвигнуто Периклом на его собственные деньги”?
8. Верно ли, что проводимая Периклом политика отвечала интересам большинства афинских граждан, т.е. демосу?
9. Верно ли, что во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, её культурным центром?
Выполните тест.
1. Перикл начал управлять Афинами в: 1) 420 г. до. н. э 2) 443 г. до. н. э 3) 476 г. до. н. э.
2. Перикл занимал высшую должность стратега: 1) 5 лет 2) 10 лет 3) 15 лет
3. Перикл происходил из семьи: 1) аристократа 2) торговца 3) ремесленника
4. Перикл в первую очередь думал о: 1) покроении персов 2) могуществе Афин 3) создании мощного войска.
5. По предложению Перикла в Афинах: 1) платили за государсвенную службу 2) строили водопроводы 3) обучали женщин в школе
Оценка за тест…………
Ваша оценка работы на уроке………...
Итоговая оценка____________________
Таблица итогов урока
Заполните таблицу с помощью условных обозначений.
«+» -да или это уже известно
«- » - нет или мне еще не все понятно
« ☺» -это интересно и неожиданно
« ? »- узнать подробнее.
В личностном направлении |
|
Понравился ли вам урок? | |
Понравилась ли вам работа в парах? | |
Удалось ли вам разрешить проблемный вопрос урока? | |
Удалось ли нам выделить актуальную и полезную для вас информацию? | |
В метапредметном направлении |
|
Понравился ли вам метод определения нового термина? | |
Помогла ли вам работа с кроссенсами в определении реформ Перикла? | |
В предметном направлении |
|
Все ли вам известно о деятельности Перикла и развитии демократии в Греции? | |
Понятны ли вам каковы были основные функции Народного собрания, Совета пятисот? |
В это время в Афинах не было выдающихся политических деятеятелей: Аристид уже умер, а Фемистокл был изгнан. Перикл оказался вовлечен в государственные дела и избирался на высокие должности. Перикл несмотря на свое знатное происхождение, примкнул к партии демоса и оставался ей верен в течение всей своей жизни. Он резко переменил образ жизни, перестал встречаться со своими родственниками и прекратил дружбу со знатными друзьями. Перикл не часто выступал в Народном собрании, так как не хотел, чтобы его выступления стали привычными для народа.
Когда Перикл был еще молод, вождем демократической партии был Эфиальт, ближайший друг Перикла. Эфиальт был страшен для аристократов и безжалостен к людям, совершившим преступления против народа. Враги подослали к Эфиальту наемного убийцу, и вождь демократии пал от его руки. Во главе демократической партии остался один Перикл. Вождь аристократов Кимон, сторонник спартанских порядков, был изгнан из Афин за организацию похода в помощь Спарте, воевавшей с восставшими илотами.
Приверженцы аристократии, желая, все-таки, чтобы кто-нибудь в государстве выступал против Перикла и ослаблял его силу и чтобы не было таким образом настоящего единовластия, выставили ему в качестве противника Фукидида из Алопеки, человека умеренного, свойственника Кимона; хотя этот Фукидид не был таким опытным воителем, как Кимон, но зато был более искусным оратором и политическим деятелем. Он, оставаясь в городе, вступил в борьбу с Периклом вокруг ораторской трибуны и скоро в государственной жизни привел в равновесие силы партий.
Фукидид называет Перикла «первым среди афинян». В его лице, говорит он, сочетаются четыре «добролетели», связанные одна с другой, они образуют великого государственного мужа. Он умен, то есть обладает способностью оценить политическое положение, верно угадать события и ответить на них действием, Он одарен красноречием, умением склонить на свою сторону слушателей, так как его действия поддерживает весь народ. Его третьей добродетелью является самый высокий патриотизм; для него всегда на первом месте, впереди всего интересы всей общины, его сограждан и часть афинского полиса. И, наконец, он совершенно бескорыстен.
III .Афины при Перикле
1.Государственное устройство.
Перикл начинает свою деятельность с завершения демократической системы. Периклом было отменено право вето Ареопага, который ограничивал суверенитет народа (право вето введено в 462-461 гг. до нашей эры Эфиальтом). С тех пор Ареопаг утратил всякое значение и его права перешли к Народному собранию и Народному трибуналу.
Все важные решения выносятся Народным собранием. Архонты являются лишь исполнителями принятых постановлений. В Народное собрание входят все граждане, за исключением крестьян, которые неохотно покидают свои деревни, чтобы присутствовать на Народном собрании. Большинство в собрании представляют городские рабочие и моряки из Пирея.
Перикл не более чем «prostates tou demou», что означает одновременно и «лидера» демократической партии и вождя демократической общины в целом.
Перикл избирается стратегом с 460 по 429 год. Причем его избирает не только его фила, но и большинство других, составлявших в целом общину афинских граждан. Как отмечает А.Боннар, подобное единодушие является исключительным в истории Афин. В свою очередь это означает то, что Периклу удалось убедить народ в необходимости следовать по указанному им пути. Отмечается также самостоятельность афинского народа в выборе этого пути.
Народовластие – это не пустое слово. Собрание постоянно оказывало влияние на всех должностных лиц – архонтов, в широком смысле слова. Чтобы при назначении должностных лиц шансы были равны и был обеспечен выбор компитентных людей, оно производилось посредством соединения системы жеребьевки и выборов, а иногда только одним из этих способов.
Вступая в должность, должностное лицо подвергается экзамену либо в Совете пятисот, либо перед одним из отделов народного трибунала – гелиэей. Должностное лицо, слагая свои обязанности, представляет отчет, и пока отчет не будет утвержден собранием, указанное лицо не имеет права распоряжаться своим имуществом. Любой гражданин может предъявить обвинение уволенному лицу. Против этого должностного лица будет возбуждено преследование, так называемое «graphe alogiou» – обвинение в беззаконии. Во время своей годичной службы должностное лицо находится под прямым контролем народа. Народ может отрешить его от должности процедурой голосования, и передать суду народного трибунала.
Верховная власть в судопроизводстве принадлежит тоже народу. Часть граждан ежегодно заседает в трибунале гелиастов; его приговоры в большинстве случаев не подлежат кассации.
Так пишет о государственном строе Афин А.Боннар. Но при рассмотрении данного вопроса, я думаю, необходимо обратиться к источнику. В «Афинской политии» Аристотель дает подробное описание организации Афинского государства.
Аристотель отмечает, что должностных лиц, входящих в обычное управление, выбирают по жребию. Совет состоит из пятисот членов, которых выбирали по жребию. Каждая фила должна выдвинуть по пятьдесят представителей. Каждая из фил в порядке очереди (жеребьевка) исполняет обязанности пританов. Пританы выбирают место заседания, а также подготавливают программу совету на каждый день. Председатель пританов выбирается также по жребию. Запрещается пребывание в этой должности одного лица дважды. Находятся в этой должности «день и ночь». У председателя хранятся ключи от храмов, в которых хранится казна, документы и государственная печать. Пританы назначают Народные собрания. На одном из собраний, «главном», производится проверка избрания властей; затем обсуждаются вопросы по продовольствию и защите страны. Другое Народное собрание существует для рассмотрения ходатайств. Остальные два Народных собрания отводятся для всех остальных дел.
Пританы в Народном собрании производят выборы стратегов и вообще, всех властей, относящихся к войне.
Совет может судить должностных лиц. Особенно много внимания уделяется тем из них, которые распоряжаются денежными суммами.
Утверждение членов Совета на следующий год и девяти архонтов зависит от решения Совета.
Приступив к должности, архонт через глашатая объявляет о неприкосновенности имущества граждан. Ему же подаются жалобы по государственным и чатным делам. После рассмотрения архонт направляет их в суд. К таким делам относятся, например, дела о дурном обращении к родителям, о дурном обхождении с сиротами, о плохом обращении с наследницей.
Есть десять казначеев Афин. Они избираются жребием по одному из каждой филы. Они принимают казну в присутствии Совета.
Все арендные контракты, торги на разработку рудников заключают полеты. Они также продают с торгов имущество преступников, осужденных судом Ареопага. Избираются полеты также, как и казначей.
Басилевс докладывает Совету о сдаче в аренду частным лицам храмовых участков.
Члены Совета из своей среды избирают десять логистов, которые проверяют отчетность у должностных лиц в каждую пританию.
Кроме этого Аристотель пишет еще о нескольких должностях, которые избирались по жребию. Из них можно отметить следущие: десять заведующих ремонтом храмов; десять рыночных надзирателей, десять надзирателей за мерами, которые наблюдали за весами и мерами, чтобы продавцы их правильно употребляли.
В Ареопаге разбираются процессы об убийстве и нанесении ран, об отравлении.
Избрание судей жребием производят девять архонов.
Из всего вышеописанного мы видим, что в Афинах существовала достаточно сложная система управления. В государственном строительстве участвовали все административные единицы. Имело место и разделение властей на судебную, законодательную и исполнительную.
По моему мнению, такое представление органов власти и управления служило довольно таки мощной точкой отправления для существования и развития демократии.
У А.Боннара мы читаем, что «афинская демократия представляла наиболее полное осуществление демократии, какое когда-либо знал античный мир» (А.Боннар Греческие цивилизации М. 1995, т.1., гл. X, с.184).
2. Социальная и экономическая политика .
В процессе своего правления Перикл занимался преимущественно тем, что дополнял законы и обычаи, существовавшие со времен Солона, Писистрата и Клисфена, его трех предшественников в деле демократии. Перикл не стремился установить монополию неимущих классов в государственном строительстве. Он расширил круг должности. До сих пор круг этот был ограничен двумя более зажиточными классами. Перикл учел и тот факт, что деятельность человека, назначенного архонтом или членом суда гелиастов не будет достаточно плодотворной, пока он не избавится от заботы о средствах существования. Поэтому Перикл включил в круг лиц, избирающих архонтов, граждан третьего класса (мелкие собственники и ремесленники со скромным доходом, оставив без избирательных прав только четвертый и последний класс).
Перикл ввел оплату для членов Совета пятисот, архонтов и судей трибунала гелиастов. Также оплачивается деятельность граждан, участвующих в многочисленных празднествах республики.
Но Перикл никогда не соглашался установить вознаграждение за участие в Народном собрании. Он расценивал это как долг гражданина.
Перикл предложил ежегодно снаряжать шестьдесят тиер, экипаж которых набирался из свободных граждан, получавших плату за свою службу на корабле.
По предложению Перикла на земле гсударств, входивших в Афинский союз, создавались афинские поселения (клерухии). Любой афинянин мог получить там участок земли для обработки. Этими поселениями решались сразу две задачи: создавались гарнизоны за пределами Аттики и облегчалось положение простого народа.
Уже когда Перикл достиг высшей степени влияния в государстве и имел законных детей, он написал закон, гласивший, что афинянами могут быть только люди, происходившие от обоих афинян (закон этот существовал и раньше, но Перикл возобновил его в 451/450 г. до нашей эры). Но под конец жизни Периклу пришлось хлопотать об изменении этого закона для его детей от Аспасии.
В понятии современного мира при демократическом строе равными правами обладают все люди. Равны перед законом мужчина и женщина, политик и дворник, богатый и бедный, иностранец и коренной житель государства.
В древние времена, когда всему миру был присущ рабовладельческий строй, простой народ мечтал о равноправии. Тогда понятие «демократия» носило несколько иной характер. Наиболее близко к современному понятию данного термина приблизилась афинская демократия при Перикле. Его именем назван век его правления - Век Перикла.
Перикл
Перикл родился в знатной семье. Его мать Агариста происходила из одного из самых знаменитых в Афине родов - Алкмеонидов, а отец, Ксантипп, командующий афинским флотом, во время греко-персидской войны победил в боях при мысе Микале.
Перикл был здоровым и крепким ребенком, однако красавцем из-за непропорционально назвать его было сложно. Поэтому все художники и скульпторы изображали правителя исключительно в шлеме. А в комедиях ввиду этого недостатка ему дали прозвище «Луковицеголовый».
Так как Перикл принадлежал к знатной семье, он был хорошо образован и имел именитых наставников.
Отличное воспитание и образование сыграли важную роль в жизни Перикла. Он был хорошим оратором и всегда умел расположить к себе народ. Еще одним характерным отличием вождя афинского демоса было умение в любой ситуации сохранять спокойствие. Известна история, когда один из недовольных граждан шел за Периклом, сыпя оскорблениями, до самого дома, однако мудрый правитель не только не наказал обидчика, но и приказал своему слуге проводить наглеца до его жилища.
Как Перикл стал вождем афинской демократии
Свою карьеру Перикл начал с военных походов. Он избегал политической деятельности, поскольку боялся быть изгнанным из-за своей внешней схожести с правившим ранее тираном Писистартом. Политические оппоненты, пытаясь всячески приуменьшить его влияние, часто заостряли внимание народа на схожести голоса и манере говорить Перикла с тираном.
В связи с тем, что на то время в Афинах не было достойных политиков (кто-то умер, но большинство изгнали), Перикла все же избрали на высокие должности. Афинская демократия при Перикле повлияла и на личную жизнь вождя, ему пришлось отказаться от общения с аристократичными родственниками и встреч со знаменитыми друзьями.
Несмотря на большое количество врагов из аристократической партии, Перикл до конца своего правления придерживался демократического строя.
Управленческая политика Афин в эпоху Перикла
Демократия при Перикле, плюсы и минусы, которой вы сможете увидеть, прочитав данную статью до конца, имеет все же совсем не тот вид, в котором люди привыкли видеть ее сегодня.
Однако с приходом Перикла к власти у граждан Афин появилось значительно больше прав. Главным шагом в сторону народовластия была отмена Ареопага и передача его прав Народному собранию. Теперь простые граждане всех классов с помощью жеребьевки и голосования, собравшись, принимают все важные решения. Архонты - лишь исполнительные органы.
В Народное собрание входят все граждане Афин, исключением являются лишь крестьяне, которые отказываются покидать свои уделы ради участия в политической деятельности.
Рассмотрим основные признаки афинской демократии при Перикле, отмеченные Аристотелем.
Выборы должностных лиц
Должностных лиц ежегодно выбирает народ на общем собрании. Советы, в которые должны входить все филы, выбираются с помощью жеребьевки. Каждая фила выдвигает по пятьдесят кандидатов, одну из фил все тем же способом назначают Пританом. Пританы выбирают место, где будет происходить заседание собрания, подготавливают список вопросов, которые ежедневно рассматриваются на собрании совета, также Пританы выбирают людей, которые будут отвечать за войну и оборону страны. Главу Пританов тоже определяют жеребьевкой, выбранный имеет доступ к казне, всем государственным документам и печати.
Всего Пританы назначают четыре собрания, на основном собрании проверяется легальность выбранных властей, обсуждается защита и продовольственная экономика страны. На втором рассматриваются ходатайства и судебные иски. Третье и четвертое народное собрание нужны для рассмотрения остальных аспектов жизни страны.
Советы утверждают архонтов и других политических деятелей, выбранных Народным собранием.
Афинская демократия при Перикле, судебные процессы
Судебная власть также доступна простому народу, который постоянно присутствует в трибунале гелиастов.
Говоря о том, как развивалась рабовладельчиская демократия при Перикле, нельзя не отметить, что власть даже в таком узком направлении, как трибунал, была разделена между большим количеством людей.
Абсолютно любой гражданин Афин имел право обвинить недобросовестного политика, и тот представал перед народным трибуналом. После рассмотрения такого дела, если обвинения подтвердятся, государственный деятель должен быть снят с занимаемой должности и, возможно, даже изгнан, а его имущество продано на торгах.
Из народных рядов выбирались архонты, к ним обращались с бытовыми жалобами (например, плохое обращение с детьми, не имеющими родителей) и с жалобами на государственных деятелей. С помощью жеребьевки девять архонтов выбирали судью.
Особо тяжкие преступления, такие как убийства, нанесение тяжких увечий и т.д., рассматривались в Ареопаге, где, как было сказано выше, постоянно заседала часть граждан, что существенно снижало возможность подсудимых подкупать судей.
Основы афинской демократии при Перикле - распределение управления каждой областью государственного механизма между как можно большим количеством граждан.
в эпоху Перикла
Несмотря на свою принадлежность к знати, Перикл старался всячески облегчить жизнь простого народа. Введя закон, согласно которому разрешалось принимать участие в политической деятельности и занимать высокие должности не только выходцам из богатых семей, но и гражданам среднего и бедного классов, вождь афинского демоса понимал, что, постоянно заботясь о своем финансовом состоянии, простой народ не сможет честно и рационально участвовать в управлении государством. Поэтому гражданам, занимающим должности в было решено давать выплаты из государственной казны.
Также афинская демократия при Перикле подразумевала социальные выплаты калекам и сиротам. Малоимущие граждане получали выплаты на покупку билетов в театр, который играл немалую роль в формировании менталитета народа.
Обеспечение афинян землей и работой
Мудрый глава афинского демоса понимал, что благосостояние народа нужно улучшать не только социальной финансовой помощью, но и обеспечением для свободных жителей Афин. Перикл ежегодно выдвигал масштабные проекты построек и других работ, дающих места различным ремесленникам. Благодаря такому подходу Афины стали культурным центром, знаменитым своими нереально красивыми постройками.
Ежегодно снаряжались шестьдесят тиер, в экипажи которых мог записаться любой афинянин и получать плату на протяжении службы.
Чтобы расширить границы Аттики, было решено создать на территории государств, входящих в афинский союз, поселения-клерухии, где любой гражданин Афин мог получить участок земли для обработки.
Как и любой другой строй, имела демократия при Перикле плюсы и минусы.
Среди недостатков его правления историки отмечают, что гражданами считались только те жители Афин, оба родителя которых имели афинское гражданство.
И конечно, стоит отметить, что принимать участие в политической жизни страны женщины права не имели.
Рабовладельческая демократия при Перикле (кратко)
Говоря о демократии того времени, несправедливо будет оставить без внимания вопрос рабовладения в Афинах.
Половина четырехсоттысячного населения Афин была рабами. Чаще всего подневольными становились военнопленные, которые не имели возможности внести за себя выкуп. Статус раба передавался по наследству, поэтому ребенок, рожденный рабыней, обречен был повторить судьбу своих родителей.
При Перикле видны даже в сфере рабовладения. Хозяевам было запрещено жестоко обращаться со своими рабами. Раб должен был быть накормлен и одет не хуже афинянина из бедного класса. Им разрешалось участвовать в различных религиозных праздниках, предоставлялась гарантия против грубости судей и политических деятелей. В случае жестокого обращения рабам предоставлялись убежища.
Всю грязную, домашнюю и сложную работу выполняли рабы. С позволения хозяев рабов нанимало государство для строительства зданий. Раб был обязан отдавать свою зарплату владельцу.
Тяжелый труд пленников на рудниках предполагала афинская рабовладельчиская демократия при Перикле, история этих несчастных редко имела счастливый конец.
При Перикле долговое рабство было отменено, так что отец мог продать в рабство своих дочерей только в случае уличения их в распутной жизни.
Конец правления Перикла
Перикла выбирали стратегом на протяжении пятнадцати лет.
Несмотря на то что положительно повлияла на государство афинская демократия при Перикле, события того периода, связанные с войной со Спартой, сильно подорвали авторитет бессменного стратега. И народ, забыв о благах, которые он принес государству, после ряда военных неудач и эпидемии чумы в Афинах обвинил Перикла во всех неудачах и хищениях и приговорил его к большому штрафу. Вскоре Перикл заболел чумой и умер.
Афинская демократия при Перикле
Цели урока:
а) углубить знания учащихся об античной демократии, о расцвете демократии в правление Перикла;
б) реконструировать конфликт между демосом и знатью;
в) продолжить формирование умений работать с текстом учебника и историческими документами, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы;
г) способствовать проявлению и развитию индивидуальных, творческих способностей учащихся.
Оборудование:
- задания-карточки для работы в группах;
- презентация
- компьютер
- ММ-проектор
План изучения:
- Личность Перикла;
- Функции народного собрания;
- Нововведения Перикла;
- Перикл, его друзья, враги.
Изучение нового материала
Беседа:
- Как называется страна, в которой мы живем?
- Как называется высшее должностное лицо в нашем государстве?
- Кто у нас сейчас президент?
- Как он стал президентом?
- Как называется государство, в управлении которого участвует народ?
У нас демократическое государство, потому что выбирает народ.
- В каком государстве Древнего мира был похожий порядок управления?
- О чем пойдет речь у нас на уроке?
- Тема нашего сегодняшнего урока – Афинская демократия при Перикле (записать в тетрадь) .
Проблема урока: можно ли Афинское государство во времена Перикла считать образцовым?
Беседа с классом.
- Как афиняне называли управление в своем полисе? (Предполагаемый ответ: демократия.)
- Что означает демократия в переводе с греческого? (Предполагаемый ответ: власть демоса.)
- Из кого состоял демос? (Предполагаемый ответ: большую часть демоса составляли ремесленники, мелкие торговцы, строительные рабочие, резчики по камню, скульпторы, «корабельная чернь» (употребляя выражение знати) – гребцы, матросы и рулевые военных кораблей, плотники и конопатчики, крутильщики корабельных канатов, мелкие земледельцы Аттики.)
- Кто и когда заложил основы демократии в Афинах? (Это был Солон, VI век до н.э. )
- Какие преобразования осуществил Солон? (Отменил долговое рабство, регулярный созыв Народного собрания, в котором могли участвовать все свободные афиняне - они назывались граждане. Все афинские граждане получили право присутствовать на судебных заседаниях, после 30 лет любой порядочный гражданин Афин мог быть выбран судьей, богатые выходцы из демоса могли занять должность архонта).
- Каков был состав населения Аттики
Начертить в тетрадях схему: «Состав населения Аттики в V веке до н.э.»
Кто такой Перикл? – . Какие человеческие качества позволили ему стать первым стратегом? Учащиеся отвечают на этот вопрос, работая в группах с карточками. Запись на доске: Перикл – первый стратег с 443 г. до н.э. Умер в 428 г. до н.э. от чумы. В каком году Перикл был избран последний раз стратегом?
Вопрос: а смогла ли я участвовать в Афинском собрании? А вы? Почему?
Афинское народное собрание.
Беседа с классом:
Вопросы:
- Назовите и покажите традиционное место проведения народных собраний.
- Куда и почему было перенесено место проведения народных собраний.
(Предполагаемые ответы: Традиционным местом проведения народных собраний являлась Агора – рыночная площадь. В Афинах Агора была обсажена деревьями, вокруг нее находилось множество торговых лавок и складов, также рядом возвышался храм.
Однако с развитием города, и в частности торговли, на Агоре стало слишком тесно. Тогда было решено на холм, носивший название Пникс. Плоская вершина холма Пникс представляла собой полукруг, который вмещал 20 тыс. человек. Там же возвышалась трибуна, высеченная из камня. Она сохранилась и до наших дней).
Чем занималось Народное собрание в Афинах? Заполнить таблицу
Обсуждение вопроса. «Устройство афинской демократии во времена Перикла».
Познавательная задача: стать собирателем налогов, судьей, смотрителем рынка мог любой свободный гражданин Афин, независимо от знатности и богатства. Но чаще всего ими становились люди богатые. Почему? Среди бедного населения не было умных людей? Что придумал Перикл, чтобы исправить подобную ситуацию, чтобы сделали вы? Ищем ответ на стр. 184 учебника.
В Афинах кроме стратегов существовало много должностей. Обычно одну и ту же должность - судьи, или сборщика налогов, или смотрителя рынка стремились занять несколько граждан. Кого же из них следовало предпочесть? (Тянули жребий.)
- Почему стратега выбирали не по жребию, а поднятием рук?
Первоначально никакой оплаты за занимаемые должности не полагалось. Поэтому беднейшие граждане уклонялись от жеребьевки. Но в середине V века до н.э. по предложению Перикла был принят закон, по которому гражданам, избранным на должность, за каждый рабочий день стали платить деньги из казны. Этих денег хватало для покупки хлеба, овощей, рыбы для целой семьи.
- Кому был выгоден данный закон: бедным или богатым гражданам? Чем выгоден? Смогли бы бедняки управлять государством, если бы за должность не платили?
- Подумайте, кто из граждан выступал против закона? Почему? (Богатые граждане стремились не допускать бедноту к управлению государством. Однако в Народном собрании большинство принадлежало демосу, и в Афинах впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей).
В новых условиях даже бедные граждане могли работать в Народном собрании, быть судьями – они могли принимать активное участие в управлении государством. И каждый из них в течение жизни занимал то одну, то другую должность.
Вывод: после проведения демократических реформ (преобразований) решающая роль в управлении страной перешла к Народному собранию и Совету пятисот.
Вопросы:
- Что изменилось в управлении Афинами при Перикле?
- Каковы различия в управлении в Афинах и Древнем Египте? Какое вам, кажется, более справедливым?
- Можно ли считать Афинское государство во времена Перикла образцовым? Какая часть населения не участвовала в управлении?
Итак, насколько актуальны для сегодняшнего дня демократические принципы, выработанные 25 веков назад? В какой мере определение Периклом демократии соответствует современным представлениям о демократии?
(ответы учащихся)
Таким образом, основные принципы демократии, используемые в настоящее время, были заложены в Афинах 25 веков назад. Сколько это лет?
Демократия – уникальная черта древнегреческой цивилизации, которая наибольшего расцвета достигла в Афинах, одном из самых могущественных полисов Древней Греции. Именно в период деятельности Перикла понятие народовластие наполнилось реальным содержанием. Многие историки и сейчас убеждены, что, изучая афинскую демократию времен Перикла, можно извлечь важные для современных политиков уроки.
Закрепление изученной темы. Вот и подошел к концу наш урок. Но, прежде чем мы с вами расстанемся, давайте повторим то, что вы сегодня узнали на уроке. Учащиеся выполняют тесты.
1. Перикл начал управлять в Афинах:
А) в 420 г. до н. э.
Б) в 443 г. до н. э.
В) в 476 г. до н. э.
2. Перикл занимал высшую должность:
А) 5 лет
Б) 10 лет
В) 15 лет
3. Перикл происходил из семьи:
А) аристократа
Б) торговца
В) ремесленника
4. Перикл думал:
А) о покорении персов
Б) о могуществе Афин
В) о создании мощного войска
5. По предложению Перикла в Афинах:
А) платили за государственную службу
Б) строили водопроводы
В) обучали женщин в школе
После того, как учащиеся выполнили задания теста, они обмениваются карточками и проводят взаимопроверку.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточка с заданием для I группы
Перикл обладал прекрасной выдержкой. Однажды какой-то нахал целый день бранил и оскорблял его на Агоре. Перикл молча терпел всё это, заканчивая в то же время какое-то неотложное дело.
Вечером он скромно пошел домой, а тот человек шел за ним и осыпал его проклятиями. Перед тем, как войти в свой дом, когда было уже темно, он велел своему слуге взять факел и проводить этого человека до самого его дома.
Карточка с заданием для II группы
Противником знаменитого афинского стратега Перикла был один из вождей знати. Однажды его в шутку спросили, кто искуснее? этот человек отвечал: «Когда я в борьбе повалю Перикла на землю, то он встанет и тут же убедит присутствующих, что это он положил меня на обе лопатки и потому именно он является победителем. При этом зрители поверят не собственным глазам, а словам Перикла.
Карточка для III группы
В молодости Перикл очень боялся народа; его приятный голос, легкость и быстрота языка наводили страх на очень старых людей. Владел богатством, происходил из знатного рода, имел влиятельных друзей, в походах был храбр и искал опасностей. Когда Перикл занялся политической деятельностью, стал на сторону демократии и бедных, а не на сторону богатых и аристократов. Перикл, настраивая свою речь как музыкальный инструмент, в тон этому укладу жизни и высокому образу мыслей. Однако был осторожен в речах и, идя к ораторской трибуне, молил богов, чтобы у него против воли не вырвалось ни одного слова, не подходящее к данному делу. Благодаря этому он далеко превзошел всех ораторов. По этой причине он был прозван “ Олимпийцем”.
Карточка для IV группы
Однажды самого Перикла обвинили в огромных тратах. Действительно, по его предложению в Афинах возводились великолепные храмы, портики и статуи. Враги Перикла, знатные Афиняне подняли в Собрании крик, обвиняя первого стратега в неумелой трате громадных денег. Не утверди Собрание расходы, Перикл был бы отдан под суд. Однако он был опытным оратором и умел говорить с демосом.
“Находят ли граждане, что в самом деле истрачено больше, чем нужно?” - спросил Перикл.
“Да, да! Слишком много!” - раздались голоса. “раз так, - продолжал Перикл, - то я верну в казну все до последней драхмы. А затем прикажу на всех постройках написать: “Воздвигнуто Периклом на его собственные средства”.
Но демос, как и предвидел Перикл, не пожелал уступить ему славу возведения Парфенона и других замечательных построек.
“Нет, не хотим! Для украшения Афин не жалко ничего!” - зашумели граждане и утвердили отчет Перикла.
Перикл очень рисковал, потому что его средств не хватило бы для выкупа статуй и храмов. Он не сомневался, что граждане не пожелают уступить ему честь возведения построек. К тому же все в Афинах знали о безукоризненной честности Перикла.